РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ИНТЕЛЛИГЕНТ ОТ СПЕЦНАЗА
ПАМЯТИ ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ОРЕХОВА
Пять лет назад, 6 сентября, не стало Игоря Орехова — одного из наиболее ярких представителей Группы «А» КГБ СССР набора 1980-х годов. Он скончался в возрасте 55 лет после тяжелой болезни.
А в день его рождения на Востряковское кладбище города Москвы пришли его боевые друзья. Они возложили цветы к черному мраморному надгробию, с которого, как живой, смотрит улыбающийся Орехов — таким, открытым, позитивным и всегда готовым прийти на помощь, навсегда запомнили его товарищи и сослуживцы.
— Каждому из здесь присутствующих, — говорит ветеран Группы «А» Александр Михайлов, — Игорь оставил частичку себя: кому-то частичку душевной теплоты, другим — умение общаться с людьми или умение снимать агрессию… Игорёк был не только офицером спецназа, но прежде всего Человеком, и я бы сказал — интеллигентом от спецназа. Хотя никто из нас никогда не сомневался в его боевых качествах.
Я его старше, но всегда старался узнать его мнение, и он всегда давал умные и дельные советы по самым различным рабочим и жизненным ситуациям. Будучи в запасе, интересовался жизнью подразделения. Вообще судьба людей в подразделении для каждого ветерана Группы «А» не должна оставаться, на мой взгляд, неким отвлеченным понятием. Отработал — и до свидания! Нет, конечно! Нужно знать, чем живет родной коллектив, и помогать нашим братишкам, насколько позволяют силы и возможности.
В Группу Игорь Орехов пришел в 1982 году. За его плечами боевая стажировка в Афганистане (1986 год), специальные операции по освобождению заложников и нейтрализации особо опасных преступников, в том числе знаковые — в Тбилиси, Уфе, Саратове и Сухуми.
Орехов был снайпером. А что для снайпера нужно в первую очередь — хорошая маскировка, удобно выбранная позиция: крыша, чердак или подвал, чтобы произвести по террористу выстрел. Орехов никогда не боялся грязи и крови во время учебного процесса. Лучше пот и грязь на тренировках, чем кровь — во время проведения боевых операций.
Во время тяжелейшей операции в изоляторе временного содержания (ИВС) на территории города Сухуми Абхазской АССР, проведенной летом 1990 года, Игорь Орехов в составе штурмовой группы одним из первых ворвался в микроавтобус «Рафик», где находились террористы и заложники.
Несмотря на полученное огнестрельное ранение в шею (по счастливой случайности в руке рецидивиста Прунчака находился не ТТ, а малокалиберный пистолет Марголина), капитан Орехов смог обеспечить успех на данном участке.
После полученного в Сухуми ранения он был переведен на другую работу в системе КГБ, однако настоял на своем и в 1992 году вернулся в Группу «А». В 1993 году вышел в запас.
За мужество и героизм, проявленные за годы службы в Группе «А», Игорь Орехов был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями.
В последующие годы он состоялся как успешный предприниматель. Был одним из тех, кто стоял у истоков создания Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» в октябре 1992 года, входил в Совет организации и активно помогал бывшим и действующим сотрудникам. Его хорошо помнят в подшефных «альфовских» школах — в поселке Пехлец Рязанской области и городе Воронеже.
Светлый был человек, позитивный и неравнодушный. И — настоящий друг, товарищ! Его отличали профессионализм офицера антитеррора, высокие морально-волевые качества, стремление всегда придти на помощь, честность, порядочность и огромное личное обаяние.
— Игорь был в числе тех, кто не боялся критиковать, говорить правду о человеке, — отмечает полковник Александр Михайлов. — Сказали человеку на партийном собрании о его недостатках, и мы опять нормально общаемся. Однако Игорь, как секретарь парткома Группы «А», не только критиковал, но и показывал пути выхода. И вспоминая сегодня о нем, мне на ум приходят строчки из песни Владимира Высоцкого:
То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я — нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Смертельная болезнь дала о себе знать в день празднования 30-летия Группы «А». На протяжении последующих четырех с половиной лет Игорь Владимирович с исключительным мужеством боролся со смертельным недугом, продолжая работу в Совете Ассоциации «Альфа». Когда же силы стали окончательно оставлять, то в марте 2008 года на отчетно-перевыборном собрании — взял самоотвод.
Под аплодисменты боевых товарищей, находившихся в зале, Игорю Орехову был вручен Почетный знак «За вклад в развитие Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Вскоре его не стало…
Есть такое ритуальное выражение: «…память о нем навсегда останется в наших сердцах». В отношении Игоря Владимировича Орехова оно верно на все сто процентов, потому что забыть этого человека и офицера невозможно — его дела, как боевые, так и общественные, и его обаятельную, лучистую улыбку.