РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
СТАЛИНГРАД – 2013
МОДА НА ГЛЯНЕЦ ПРОШЛА, ПРИШЛО ВРЕМЯ ИСКАТЬ СМЫСЛЫ
Последнее время многие ожидают чего-то нового от громких премьер. Но по какой-то зловещей иронии они оборачиваются сплошным разочарованием. Трудно без сожаления вспоминать, какие чувства испытали знающие историю своей страны люди, когда смотрели продолжение «Утомлённых солнцем».
ПОСЛЕ МИХАЛКОВА
Фильм — на грани «научной фантастики» — вобрал в себя все русофобские мифы. Каждый русский в нем был или пьяницей, или трусом, или идиотом. Картина, а точнее обе ее части, стали примером того, до каких чертиков можно добороться со своим собственным прошлым.
Но, снимая фильм о Сталинграде, Фёдор Бондарчук заявил, что осмыслил все ошибки Никиты Михалкова. Так ли это на самом деле? Со вчерашнего дня показы этого фильма начались по всей стране.
Начнем с того, что Бондарчук позиционирует себя как режиссер блокбастеров — «9 рота», «Обитаемый остров», «Шпион». Поэтому ожидать какой-либо исторической достоверности не приходится. Фильм производит впечатление качественно снятой картины. Но только снятой — картинка на уровне пресловутого Голливуда. Однако речь не идет о сценарии.
«Бондарчук заявил, что внимательно изучил недостатки предыдущих военных картин, понял, от чего именно устал зритель, и идти вслед за Михалковым не собирается.
— Мы снимаем эмоциональное кино для молодых людей, которые любят смотреть фильмы в кинотеатрах, — заявил продюсер картины Александр Роднянский. — Мы не делаем идеологическую, дидактическую картину, а просто делаем кино, которое заставит переживать и плакать. Это универсальная история о людях, о том, как жить в условиях войны и как умирать достойно, если суждено умереть».
В принципе, не стоит ожидать большего, нежели сами авторы в картину закладывают.
Многие разразились праведным гневом после просмотра картины. Во время сеанса в зале присутствовал ветеран Великой Отечественной войны, который то и дело во весь голос кричал: «Нет! Это не правда! Такого не было!»
Еще бы, ведь одна из основных сюжетных линий — любовь между «благородным нацистским офицером» и «русской потаскухой».
Заранее было ясно, что Бондарчук начнет двигать свою киноленту на международную арену. Зачем создавать такой образ русской женщины?!
Весь фильм, за исключением пары сцен, снят в отдельно воссозданном районе. И это за бюджет в $ 30.000.000! Отцу Фёдора, Сергею Бондарчуку, не нужны были такие сумасшедшие денжищи, чтобы снять прекрасные с исторической точки зрения аутентичные фильмы «Они сражались за Родину» и «Судьба человека».
С тридцати же миллионов долларов мы получаем парочку компьютерных сцен с высоты птичьего полета, кусочек переправы и целый воссозданный район, где разворачивается несколько любовных сюжетов.
«ОБРАЗ» РУССКИХ ЖЕНЩИН
Вопрос к авторам сценария. Вы локализуете Сталинградскую битву до одного двора, следовательно, из тысяч оставшихся в живых жителей Сталинграда (напомню, что из 900.000 проживающих на момент начала нацистами бомбардировок в живых осталось только около 40.000 жителей), вы показываете наиболее характерные образы, сведя все к десятку персонажей.
Зачем вместо тех русских женщин, которые честь предпочитали жизни «по-немецки», вы позволяете себе четверть времени фильма показывать сцены предательства, причем не только морального, но и физического? И это на весь мир.
Миллионы людей по всему миру (которые не знают подлинной истории Второй Мировой, кроме как из фильмов), посмотрят картину, и у них останется в голове четко сформированный образ, что ровно половина (т. к. любовных линий в фильме две) русских женщин ложилась под фрицев, а вторая половина — сожительствовала с советскими солдатами в пропорции пять к одному.
Да ведь Бондарчук решил задействовать «гениальный» прием: фильм начинается с… Фукусимы. Отряд МЧС прибывает на место катастрофы, чтобы спасти жителей разрушенного дома, оказавшихся под обломками. Старый 70-летний офицер рассказывает по телепередатчику находящимся под обломками девочкам историю своей жизни. У него было… пять отцов… в Сталинграде.
Это нам, русским людям, может быть понятно, что имеется в виду некоторое духовное опекунство над его молодой матерью пяти солдат. Но ведь в фильме каждый второй солдат так и норовит «воспользоваться» бедной найденной в занимаемом доме 19-летней девчушкой. Западный же обыватель к духовным тонкостям не приучен, поэтому пять отцов он будет воспринимать в буквальном смысле. История достойна Маши Гессен, у нескольких детей которой тоже пять отцов.
Нацистский капитан Канн, кавалер железного креста, представлен как доблестный рыцарь, которого «русские свиньи» довели до отчаяния. Вообще через весь фильм проходит эта нить — доблестные тевтонские рыцари против русских варваров, которые «воюют не по чести».
«Для русских это не битва, это месть» — говорит наш «благородный» капитан Канн, как бы забывая о том, какие зверства творили нацисты на территории СССР со славянским населением.
СУХОЙ ОСТАТОК
Не буду отнимать у вас много времени, сразу подведу итог. Сухой остаток после просмотра.
Во-первых, «мы снимаем эмоциональное кино для молодых людей». Продюсеры сказали все еще до премьеры.
Во-вторых, фильм рассчитан на тех, для кого настоящая история большой роли не играет. Не надо принимать его за исторически аутентичный фильм.
В-третьих, зрелищно, но не более. Картина для обывателя. Посмотрел и забыл.
В-четвертых, для фильма о Сталинградской битве слишком мелкий масштаб действий — два дома друг напротив друга, да пара компьютерных сцен.
В-пятых, фильм лучше, чем «Предстояние». Уровень оплёвывания прошлого в нем ниже. Бутафорских сцен в нем нет. Русские — не пьяницы и не трусы. Конечно, «звери» не подстать немецким рыцарям. Но все же… не идиоты.
В-шестых, картина отдает душком мифотворчества и порочит честь русской женщины в Великой Отечественной войне.
В-седьмых, она снята по современным лекалам блокбастеров, ожидать откровений от него не стоит.
В итоге можно заключить, что Бондарчук отчасти прав, а отчасти ошибся, сказав, что знает, от чего устал зритель. Да, в фильме нет зловредного мифа, когда половина страны сидит, а другая половина ее охраняет. Он прав, что не стал муссировать эту надоевшую всем тему.
Однако все устали от фильмов с ограниченным смыслом, от «эмоционального кино для молодых людей». Лучше картинку попроще сделать, поменьше эффектов, но вложить в дюжину раз больше смысла. Как это было в старых советских фильмах, которые снимал отец Фёдора, Сергей Бондарчук. Вот тогда-то, действительно, отношение к современному кинематографу изменится.
Мода на глянец прошла, пришло время искать смыслы.
Я не отношусь к числу тех, кто призывает бойкотировать фильм. Это личное дело каждого — ходить или не ходить на просмотр. Но помните, что этот фильм не претендует быть «идеологическим и диалектическим», со слов самих авторов.
Поэтому, если вы ищите чего-то большего, то посмотрите следующие фильмы: «Битва за Сталинград» (1943 год), «Они сражались за Родину». И еще порекомендую «Судьбу человека» — фильм Сергея Фёдоровича Бондарчука, его творческий кинематографический дебют.
Написать комментарий:
Комментарии:
В фильме показаны бои диверсионных групп, масштаба сталинградской битвы и правда нет, спецэффектов могло бы быть и побольше. Зато игра актёров очень дажне неплоха...
Про "русских женщин" даже писать не хочется - в фильме о войне эти любовные драмы вообще ни к месту.