РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПОЖЕЛАЙ МНЕ УДАЧИ В БОЮ
ПАМЯТИ КАПИТАНА «АЛЬФЫ» РУСЛАНА ХОЛБАНА
Город Агидель, что находится на северо-западе Башкирии, небольшой. Население примерно шестнадцать тысяч человек. Любая новость облетает его за мгновение. В то солнечное майское утро ничто не предвещало беды. В воздухе еще витал дух праздника — накануне всем городом провели торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы.
ГРУППА КРОВИ «А»
Страшное известие о гибели Руслана Холбана, сотрудника легендарной Группы «Альфа», подобно грому среди ясного неба, потрясло всех, кто его знал. Того самого Руслана, доброго, искреннего и жизнерадостного парня из первой школы. Таким его помнят в родном городе.
Вообще у него две малые Родины. Родился он в Молдавии, в поселке Вулканешты. Несмотря на то, что Холбаны прожили там недолго — всего лишь год, Руслан никогда не забывал о своих корнях. В рамке, рядом с собственной фотографией, он хранил маленькую карту Гагаузии, куда мечтал еще вернуться.
В Агидели семья Руслана оказалась не случайно. Мама, Гулиса Назифовна, родилась и выросла в одном из соседних районов. Здесь мальчишка произнес первые слова, сделал твердые шаги, пошел в детский сад, в школу. Родной отец оставил их с мамой, когда Руслан был совсем маленьким. Большой вклад в его воспитание и становление внес Анвар Раджабович, заменивший ему отца, — любил как родного.
На малой Родине чтят память спецназовца: установили стелу, создали экспозиции в нескольких музеях, его именем названа одна из улиц Агидели. В музее средней школы № 1 открыт уголок памяти. Здесь бережно хранятся его личные вещи: грамоты, дипломы с олимпиад, тетради, фотографии, книги, ремень, берет.
Особое место занимает полка с боевыми наградами. Их предоставила Гулиса Назифовна. Есть и тюбетейка — головной убор мусульман. Как-то Руслан сам попросил маму отправить ему тюбетейку и священную книгу Коран.
Капитан Холбан — единственный мусульманин среди погибших сотрудников Группы «А». Он с большим уважением относился к своей религии, но никогда не был… фанатиком, что ли.
На полке с газетными вырезками — сборники стихотворений и песен его любимых авторов, Виктора Цоя и Владимира Высоцкого. Особенно любил «Группу крови», мог слушать целыми днями. Часть вещей передали его боевые товарищи — фотографии, бронежилет, защитные перчатки, чек об оплате сотовой связи. На чеке дата — 11 мая 2009 года. А 13 мая Руслана не стало…
Спецназовцы преподнесли музею еще один ценный подарок — душевный фильм о капитане Холбане. На кадрах красивый, улыбающийся Руслан. Есть там и видеофрагмент, сделанный незадолго до гибели, когда группа поздравляла бойца с очередными офицерскими звездами. За две недели до последней командировки ему присвоили воинское звание «капитан».
На военную форму Руслан даже не успел пришить новые погоны. В музее, рядом с боевыми наградами капитана Холбана, находятся «майорские» погоны. Откуда они появились? Этого никто так и не смог объяснить. «Наверное, принесли ребята, или одноклассники, которые часто к нему приходят», — говорят учителя. Да, будь жив, Руслан уже стал бы майором…
Каждый, кто хоть немного знал Холбана, в первую очередь вспоминают о его доброте. Действительно, Руслан был очень добрым. Всегда приветливый, искренний, с улыбкой.
Галина Ляпустина, учительница русского языка и литературы:
— У Руслана в классе я преподавала недолго, в 6-м и 7-м классах. Замещала коллегу. Он был скромным мальчишкой. Уважительный, отзывчивый… Помню, как активно участвовал в обсуждениях на тему нравственности. Его отличала хорошая память. После техникума, когда Руслан собирался поступать в Рязань, мама попросила позаниматься с ним. Времени практически не было, выдался один день. За пару часов он легко вспомнил весь школьный курс и экзамен сдал на «четыре».
Всегда человечный… Руслан обладал такими качествами, которых так не хватает нашей сегодняшней молодежи. На уроках я часто привожу в пример Руслана и его подвиг. Для меня он как Данко, который ценой своей жизни спас жизнь другим.
Лениза Фатхетдинова, организатор экспозиции:
— Тогда я работала заместителем директора школы по воспитательной работе. Каждого ученика знала лично. Руслан никогда не выделялся среди других. У него были все данные военного. И физические, и духовные. Никогда не старался привлекать внимание толпы.
Возможно, в школьные годы мы так и не успели увидеть в нем всех талантов, полностью раскрыть его. Его мы всем ученикам ставим в пример. Вот говорят, что героев сейчас нет. А для нас самый настоящий герой — наш Руслан!
Я очень хочу, чтобы дети понимали, что героями не рождаются. Руслан был обычным мальчишкой, учился в самой обычной школе, ходил по этим же коридорам и смог добиться таких высот.
Герои есть, и живут они среди нас.
Учеником Руслан был старательным. Твердый «ударник», хорошист, но не «ботаник». Легко давалась ему математика. Любил физкультуру. Вообще со спортом Холбан всегда был на «ты». Быстрый, ловкий, предпочитал легкую атлетику. Участвовал на мероприятиях школьного, районного масштаба. Позже, когда поступил в машиностроительный, выступал за техникум, за город и даже за организации. Неоднократно поднимался на верхние ступени пьедестала почета.
Воспитываясь в семье со средним доходом, где еще подрастала младшая сестренка, Руслан понимал, что после одиннадцатого класса поступить в высшее учебное заведение будет трудно. Поэтому на семейном совете было принято решение: для начала получить средне-специальное образование. После 9-го класса поступил в Нефтекамский машиностроительный техникум.
В детстве Руслан особо не рассказывал, кем хочет стать. Только однажды проговорился, что возможно будет пожарным или спасателем. Ходил к отцу на работу «в пожарку», наравне со взрослыми участвовал в учениях.
«СОГЫНДЫМ» — «СКУЧАЮ»
Русланчик… Так называют, любя, капитана Холбана самые близкие люди — родители и родственники. Его присутствие ощущается повсюду — на фотографиях, в сувенирах, в вырезках из газетных статей. О нем вспоминают каждый день — как бы он поступил в той или иной ситуации, что бы сказал.
Такое впечатление, что Руслан просто уехал в очередную командировку и скоро вернется. Мама сберегает каждую вещицу, связанную с сыном. Сохранились даже его первые рисунки, которые он нарисовал года в четыре.
Маленький Русланчик был непоседой. Ни больше минуты на одном месте, постоянно что-нибудь придумывал. Из-за своей подвижности нередко попадал в переделки. Один из таких случаев запомнился надолго. Как-то, играя с ребятами во дворе, Руслан упал и порезал сухожилия правой кисти. Да так, что потом при сомкнутой ладони мизинец слегка оставался оттопыренным.
В детстве эта особенность мальчишке казалась даже забавной. Зато потом, когда Холбан поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, она дала о себе знать — при воинском приветствии, требующем сомкнутого положения пальцев руки. Сметливый Руслан быстро нашелся, как поступить: летом в ход шли бесцветные резинки, а зимой на перчатках мизинец пришивал к соседнему пальцу.
«Посерьезнел» мальчишка лет в десять, когда родилась сестренка.
— Они у меня родились в один день, с разницей в десять лет, один час и пять минут. Сын сначала не хотел ни сестру, ни брата. Не мог принять мысль, что кроме него в семье еще кто-то будет, — рассказывает Гулиса Назифовна. — Помню, накануне его дня рождения испекла торт «Кучерявый мальчик» для чаепития с друзьями (этот торт с незатейливым рецептом навсегда остался любимым лакомством Руслана — Авт.), и собралась в больницу. Руслан с папой первыми навестили нас в роддоме. Когда я показала малышку в окно, сын воскликнул: «Живая куколка! Принцесса!»
Свою принцессу брат просто обожал. Для нее он был самым близким другом, опорой. В тот год Ирина заканчивала 11-й класс. Предстояло сдать экзамены, поехать в Москву, поступить в университет. Выбрали ВУЗ. До осуществления планов родных оставалось немного — примерно два месяца.
В один из своих последних приездов Руслан сказал сестре, что хочет забрать к себе и родителей, что годы идут, и надо заботиться о них. На что она только улыбнулась: «Вряд ли они переедут. Да и тебе сначала самому надо на ноги встать». «А я поставлю их перед фактом», — заявил брат.
Все получилось так, как хотел Руслан. Но вот только, к сожалению, без него. После смерти брата Ирина приняла решение пойти по его стопам и поступила в военный ВУЗ. Родители перебрались ближе к ней, чтобы быть рядом и поддержать друг друга. Вопрос о переезде долго не обдумывали.
В трудную минуту неоценимую поддержку оказало руководство ФСБ и боевые товарищи Руслана. Помогли и с квартирой, и с переездом. Они до сих пор не забывают, помогают, за что родители Руслана выражают им огромную благодарность.
В 2007 году Руслан познакомился с Оксаной. Эта была любовь с первого взгляда. Сразу решили жить вместе. Руслан привез избранницу на Родину, познакомил с родителями.
Оксану родители полюбили сразу. Красивая, добрая, и такая же искренняя, она быстро стала частью их семьи.
Незадолго до последней командировки, в марте 2009 года, Руслан сделал любимой подарок — увез отдыхать за границу. Там же, на берегу моря, сделал предложение. Осенью они планировали сыграть свадьбу.
«Согындым…», — вытирая слезы, говорит мама Руслана. Что в переводе с башкирского означает «скучаю». Простое слово. Но с какой болью мама погибшего сына произносит его… Понимаешь, что это не просто долгое отсутствие человека. Это когда боль от утраты разрывает сердце на части. И как бы ни твердили, что время лечит, пустоту в материнском сердце уже ничто не сможет заполнить.
«Временами бывает так тоскливо, так одиноко, — вздыхает Гулиса Назифовна. — Хочется хотя бы на мгновение увидеть сыночка. Просто увидеть. Порой на улице, в толпе я глазами ищу на него похожих, все напрасно».
В силу обстоятельств и характера работы сына-спецназовца родные в последние годы виделись редко. В отпуске, в основном. И эти дни превращались в один большой праздник. Жизнерадостный, веселый Руслан как магнит притягивал окружающих, заряжал собой. Он любил жизнь, и жил полной жизнью. Не боялся и не избегал трудностей. За что бы он ни брался, все у него получалось, и получалось хорошо.
Была у него одна особенность — он все делал быстро. Спешил. Как будто боялся не успеть… Человек слова, сказал — значит, сделал! Всегда выполнял обещанное. Даже в бытовых ситуациях. Бывало, вечером кто-нибудь из домашних обмолвится о том, что надо в сад съездить, а утром об этом думать забудут. Но только не Руслан. Ни свет, ни заря вставал, всех будил. Заботливый, он никогда не забывал дни рождения. Даже будучи в командировках, находил время и возможность поздравить с праздниками. Любил делать подарки.
Любой, кто знал Руслана, запомнит его улыбку и открытый взгляд. И кто бы мог подумать, что эти ясные, светлые глаза не раз видели ужас войны и сталкивались с самым страшным — со смертью. Но ни горячие точки, ни война не смогли изменить или ожесточить его. С близкими он всегда оставался собой. И служба в спецназе, если даже и оставила свой отпечаток, то только положительный — он стал еще ответственнее, собраннее, а самое главное, научился еще больше ценить жизнь. Это подтвердят близкие Руслана.
СКРЫТАЯ СИЛА
На последнем курсе техникума, когда многие его сверстники бегали в поисках возможности хоть как-то «откосить» от армии, Руслан тоже лихорадочно собирал документы… в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
В тот год городской военкомат объявил набор группы желающих поступить в знаменитое училище. Холбан жил мечтой стать офицером. Все запланировал и даже подговорил тетю Фирузу, чтобы та помогла ему со сбором необходимых документов.
Родители обо всем узнали в последний момент. Их реакция была очевидна. Во-первых, сдать все нормативы и пройти конкурс в одно из лучших военных учебных заведений страны казалось невозможным. Во-вторых, по телевизору то и дело передавали о начавшейся новой масштабной войне на Северном Кавказе, и мало ли куда могли бы направить сына после училища?
Все-таки в глубине души они склонялись к первому варианту. И хотя отнеслись к планам Руслана скептически, отговаривать не стали — пусть пробует. Карманные пятьсот рублей (проезд, питание и проживание военкомат обещал организовать), мамины пирожки в дорогу, и Руслан уехал в Рязань.
В Холбане всегда присутствовала скрытая сила, огромный внутренний потенциал и вера в себя. Наверное, это и помогало ему уверенно идти вперед (порой даже наперекор обстоятельствам) и добиваться успехов.
Через некоторое время домашние получили телеграмму с хорошей новостью — Руслан поступил. Курсантов сразу оставили в Рязани. Родители приехали к сыну в сентябре, на торжественное принятие присяги.
— У них как раз прошел курс молодого бойца. За это время он сильно похудел. Высокий, сын казался еще выше. Худющий, уставший, но такой довольный, — с улыбкой вспоминает встречу мама.
К учебе он всегда относился серьезно. Учился хорошо, добросовестно. А как воодушевленно, с эмоциями он рассказывал о своих первых прыжках с парашютом! Обычно немногословный в письмах, он расписывал по две-три тетрадные страницы с описанием учений. Письма сохранились до сих пор.
Сразу же после окончания училища, как один из лучших курсантов, Руслан Холбан в июле 2005-го был зачислен в Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России на должность оперуполномоченного. Родные вспоминают, что его счастью тогда не было предела.
В спецназе он нашел себя и обрел настоящих друзей. В короткий срок освоил служебные обязанности, став одним из лучших молодых сотрудников спецподразделения. Являясь прекрасным спортсменом, неоднократно защищал честь Управления «А» на соревнованиях по рукопашному бою, спортивному ориентированию и легкоатлетическому кроссу.
В составе своего 3-го отдела Руслан неоднократно выезжал в боевые командировки на Северный Кавказ, где проявил себя как грамотный, мужественный и хорошо подготовленный офицер спецназа, состоял в личной охране президента Чечни Рамзана Кадырова.
В 2007 году Холбан окончил курсы повышения квалификации в Учебном центре СВР, являющемся правопреемником легендарного КУОСа.
Свидетельством боевого пути капитана Холбана являются государственные награды, которыми он был отмечен — медали Жукова (2008 г.) и Суворова (2009 г.).
ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ НА АЛЛЕЕ СЛАВЫ
О его профессии родные и близкие знали мало, только догадывались. Руслан если что-то и рассказывал, то только в «красивом свете». Родители были уверены — у него все хорошо. Он постоянно повторял: «Я счастлив!» И это было на самом деле так. Холбан любил службу, был предан ей всем сердцем и душой, до последней минуты жизни. И к тому героическому поступку, пожалуй, был готов всегда.
— Был такой момент. Звоню Руслану, а он не берет трубку. Потом перезванивает и говорит, что они были на кладбище. Я еще тогда сказала, как хорошо, что ребята не забывают своих товарищей, — вспоминает Гулиса Назифовна. Она не догадывалась о том, что Руслан и его сослуживцы не только навещают могилы, но, случается, и провожают боевых побратимов в последний путь.
В один из своих приездов домой Руслан сказал маме: «Если что-то случится, похороните на Николо-Архангельском кладбище, в Москве, на Аллее Спецназа». Гулиса Назифовна содрогнулась от этих слов. Как будто прочитав ее мысли, он быстро сменил тему разговора, подхватил маму на руки и закружил по комнате. Ему, сильному и здоровому, ничего не стоило носить маму на руках, в буквальном смысле…
«Мне везет», — говорил Руслан. «Самый простой пример. Он мог в последний момент прибежать на вокзал, купить последний билет и уехать домой», — с улыбкой рассказывает его тетя, Фируза Каримова. Действительно, Руслану везло. Удача, казалось, сопровождала его повсюду. Вот только в тот роковой день изменила…
— Накануне у меня был день рождения, — продолжает тетя Фируза. — Я целый день ждала от него звонка. Еще не было такого, чтобы Русланчик не поздравил. Но в тот день телефон молчал. Что-то внутри оборвалось, было какое-то дурное предчувствие.
Предчувствие беды не оставляло и маму Руслана. Хотя за пару дней до произошедшего он позвонил домой, как обычно расспросил обо всех, передал приветы. «У меня все хорошо, вот только спина обгорела. С ребятами в волейбол играли», — сказал он. Конечно же, в тот момент спецназовцам было не до игр, и обгорел он не где-нибудь на спортивной площадке, а в горах от долгого пребывания на солнце.
Свой последний бой капитан Холбан принял в горном Дагестане. Он погиб 13 мая во время проведения специальной операции против хасавюртовской банды «амира» Арсена Асульбегова, находящегося в федеральном розыске. Террорист и его подручные были причастны ко многим убийствам и покушениям на сотрудников правоохранительных органов.
Информация о скрывающихся в лесу боевиках появилась за несколько дней до спецоперации. Ночью сведения о местонахождении банды подтвердились. Были стянуты силы ФСБ и внутренних войск МВД. В районе селения Дылым Казбековского района и сел Эндирей, Аркабаш и Ленинаул Хасавюртовского района был введен режим КТО.
Первое столкновение произошло ближе к полудню. После перестрелки в ходе прочесывания местности был обнаружен хорошо укрепленный блиндаж с оружием и боеприпасами, продуктами питания и ваххабитской литературой, который боевики успели покинуть. Густой кустарник и сложный горный рельеф затрудняли боевые действия и прочесывание «обработанных» огнем квадратов. Силовики продолжали обстрел лесного массива, где скрывались боевики, с земли и воздуха — минометами и боевыми вертолетами.
Ночью боевики несколько раз безуспешно пытались вырваться из окружения. Бой длился около пятидесяти минут. Руслан находился в передовой группе. Он первым вышел на пулемет и принял на себя вражеский огонь. Как потом обнаружилось, он выпустил почти полный магазин, прежде чем получил смертельное ранение в голову.
Погиб Руслан мгновенно. В горячке боя даже его товарищи и командир, находившиеся поблизости, не сразу поняли, что произошло — Холбан перестал отвечать на свой позывной.
…Похоронили его, как он и просил, на Аллее Спецназа. При огромном стечении народа — ветеранов и действующих сотрудников Группы «А» КГБ-ФСБ. Его подвиг был отмечен орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с изображением мечей.
Руслан ушел быстро, неожиданно. Ему было всего двадцать восемь лет. Возраст, когда начинаешь жить, и перед тобой только открываются горизонты, когда уже чуть-чуть набран жизненный опыт, и набита рука, есть первые результаты, и ты объективно оцениваешь свои силы…
Руслан жил, любил, мечтал. Он не мечтал о каких-то заоблачных вещах, не ставил недосягаемых целей. Он мечтал о простом. О человеческом счастье — жить, служить Родине, помогать близким, жениться на любимой девушке, воспитывать детей, встречаться с друзьями…
Капитану Руслану Холбану была суждена недолгая жизнь, но равноценная десяткам иных бесцельных и гламурных жизней. И прожил он ее достойно.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 28.600 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!