РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПУЛЕМЁТЧИК «АЛЬФЫ». ГОД СПУСТЯ
ВИКЕ ПРИСНИЛСЯ ВИТАЛИЙ И СКАЗАЛ: «У ТЕБЯ РОДИТСЯ ДЕВОЧКА
Первого мая 2013 года в квартиру на третьем этаже дома по улице Топоркова, в городе Александрове, позвонили офицеры Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России. Они принесли Вячеславу Николаевичу и Елене Валерьевне Зиненко трагическое известие: накануне, 30 апреля, их сын Виталий погиб при исполнении служебных обязанностей. В семью пришло горе…
Спецназ потерял молодого, очень перспективного офицера — сильного, крепкого, хорошо подготовленного. Замечательного друга и товарища. А семья — любящего сына и мужа.
После развала Советского Союза семья перебралась в Россию и обосновалась в старинном городе Александрове Владимирской области, расположенном в 111 километрах от Москвы.
Выросший в иной ментальности, восточной, Виталик никак не мог привыкнуть к новым реалиям. Как рассказывает директор школы № 5 Фаина Дмитриевна Боброва, он мог сказать: «Ну уж эти россияне!» И указать на то, что, по его мнению, явилось очередной причиной его недоумения.
В Группе «А» Виталий прослужил три с половиной года, в 6-м оперативно-боевом отделе. Боевые командировки на Северный Кавказ, специальные мероприятия, последнее — задержание торговцев «белой смертью».
В первую поездку командир обратился к молодым сотрудникам: «
Кто возьмет пулемет?» Вызвался Виталий, хотя прекрасно понимал, какая это дополнительная нагрузка. Так Зиненко стал пулеметчиком.
Зиненко отличали отзывчивость и мужественная скромность, которая украшает настоящего мужчину. Сердце его было готово воспринимать чужую боль. Товарищи отмечают энергию Виталия, всегдашний позитивный настрой и нацеленность на результат. Сильный, целеустремленный был человек, хороший психолог.
А еще Зиненко был глубоко верующим, воцерковленным человеком, имел в Троице-Сергиевой лавре духовника, — и так получилось, что из жизни Виталий ушел накануне Пасхи, в дни Страстной седмицы.
«Тем, кому сейчас двадцать пять лет, повезло, — пишет в очерке «Смерть на взлете» Ольга Рыженкова (газета «Уездный Город»). — В начале двухтысячных жизнь молодежи в Александрове кипела, и всем можно было найти занятие по душе. С детства Виталий занимался в театре «Встреча». Его там звали «наш генерал». Не только из-за одной из его ролей, но и потому, что всегда держал свое слово, и если возникали какие-то трудности, мог организовать ребят и найти решение. Татьяна Евгеньевна Ехменина, руководитель театра, вспоминает, как он играл старшину Васкова в спектакле «А зори здесь тихие». Надо было видеть, рассказывает она, как смог Виталий, еще совсем мальчишка, передать бережное, отцовское отношение своего героя к своим подчиненным, этим молодым девчонкам. И когда они погибают одна за другой, насколько глубоко и по-настоящему он переживал за каждую из них. Эго невозможно сыграть. Эго была его сущность. Он очень любил людей».
Прощание с Виталием проходило в Ритуальном зале ФСБ на Пехотной улице. Потом состоялось отпевание в храме святого мученика и целителя Пантелеймона. Специально из Александрова приехала большая группа друзей Виталия и тех, кто просто его знал, ценил и уважал.
Свой путь Виталий выбрал со школьной скамьи: «Если не я, то кто?» Равно как свое отношение к людям, имеющее в своей основе готовность прийти на помощь тем, кто в этом остро нуждается.
Когда в тяжелую аварию попала одноклассница Кристина Дорогобид с подругой, то Виталий, случайно оказавшийся в этот момент поблизости, вместе с товарищем оказывал первую помощь.
Рассказывает мама Виталия, Елена Валерьевна: «Моя профессия будет на букву «А» — говорил сын. Он выбирал между актером, архитектором и археологом. И не просто выбирал, он попробовал каждую из этих профессий. Еще в школе, но вполне серьезно. Как актер Виталий рос в театре, а мог стать и архитектором — окончил Детскую школу искусств по классу изобразительного искусства.
С детства его нравственным идеалом был Александр Васильевич Суворов. Портрет генералиссимуса, написанный маслом, висит в комнате Виталия. А ниже — его армейские фотографии.
«Он мог бы быть и археологом, — пишет Ольга Рыженкова. — Основательно занимаясь краеведением, Виталик участвовал в научной работе. И тому много подтверждений. Это и грамоты за лучшие научные доклады на краеведческих конференциях, и дипломы за участие в викторинах и конкурсах. А еще он два раза ходил в экспедиции «Под Княжеским стягом». Это были первые экспедиции, когда все только начиналось, и вместе со школьниками и краеведами рюкзаки по рекам и полям носили и самые неформальные работники городской администрации Илья Павлов и Галина Истомина».
Как говорит мичман в отставке Василий Иванович Погодаев, руководивший «Соколом», Виталий был не по возрасту ответственным парнем, человеком чести, слова и достоинства: «Такие, как Виталя, бывает, рано уходят из жизни, но никогда не покидают строй».
Хотя в случае с Виталием Зиненко нельзя сказать, что его жизнь — это что-то постепенно развивающееся. Его жизнь, как река, которую питали все новые и новые притоки. Но никто, конечно, не ожидал, что к двадцати шести годам она уже впадет в другую реку — реку вечности…
Военно-патриотический клуб «Сокол» в начале двухтысячных в Александрове был как подарок судьбы для города и активной молодежи. Клуб организовал уже упомянутый моряк-подводник Василий Погодаев. Занимались «соколята» в тогда еще существовавшем районном ДК. Была у них своя единая и хорошо подогнанная форма, расписание тренировок; они занимались изучением морского и военного дела. А как красиво и серьезно чеканили шаг на александровских парадах в День Победы за своим командиром — боевым офицером в военной форме и с кортиком! Любо-дорого было посмотреть.
«Виталик был у нас взводным, моей правой рукой. Он никогда, ни разу не подвел ни меня, ни ребят», — отмечает Василий Иванович.
МАСТЕР СПОРТА ПО СПОРТУ
Желание быть военным в результате стало преобладающим. Виталий стал серьезно заниматься и воинскими практиками, и физической подготовкой. Закаляя себя, бегал берегом Дичковского озера.
А еще Виталий поступил в кадетскую «Школу Армии» в Киржаче. Для этого ему приходилось ездить туда чуть ли не каждый день и иногда оставаться ночевать у ребят в казарме, поскольку занятия заканчивались поздно вечером. А утром — обратно, в Александров, в свою родную пятую школу.
Одиннадцатый класс Зиненко окончил не просто хорошо. Его имя записано в окружную Книгу почета, выпуск 2004 года. После школы он поступил в Голицынский Пограничный институт ФСБ России. Младший сержант, сержант, старший сержант. Лидер курса. Первое место в кроссах на пять километров с полной выкладкой и соревнования по поднятию гири весом двадцать четыре килограмма. А каков результат — 152 раза! И это при внешней «хрупкости» Виталия…
«Каким-то, никому не ведомым способом, ему удавалось в любой компании быть своим человеком, более того, признанным лидером, — пишет военный корреспондент Илия Афанасьева в очерке «Он, словно белый офицер, пришел из другой эпохи…» — Виталий умел сглаживать в отношениях с людьми острые углы, своей искренностью и обаянием мог покорить любого человека. В институте его сразу назначили командиром отделения.
Уже на первом курсе Виталик стал для ребят авторитетной фигурой. Он никогда не пускал в ход кулаки (физическую силу предпочитал показывать на борцовском ковре), а при выяснении отношений — побеждал всегда благодаря силе убеждения. Он приводил такие аргументы, с которыми было просто невозможно поспорить.
Виталий был первым не только в учебе и в спорте, но и в общественных делах. Он водил экскурсии по музею истории Голицынского института, участвовал в праздничных мероприятиях, боролся за высокую культуру в курсантской среде, даже взялся отучать своих сослуживцев от употребления бранных слов.
В общем, к третьему курсу, его знал уже весь институт. Товарищи дали ему уважительное прозвище — «Мужик», а на конкурсе «Мировой парень», который проводился в Голицынском институте, он безоговорочно занял первое место».
В Группу «А» Зиненко решил попасть еще на первом курсе. Это была его заветная мечта. Готовя себя к предстоящим испытаниям, он практиковал зарядку до зарядки. Для этого он вставал на час раньше и вместе с другом Алексеем совершал часовую пробежку, с шести до семи, а уже потом они присоединялись к общей группе курсантов.
Примечательно, что Виталий никогда не бегал в наушниках — считал, что нужно слышать шум окружающего мира и… пение птиц.
В институте его называли «мастером спорта по спорту». Он действительно был многоборцем. Свидетельством этого является наградной гравитон «Спортивная гордость института», подписанный в 2009 году генерал-майором Владимиром Городинским.
После Голицына, пройдя строгий отбор, сдав необходимые нормативы и психологические тесты, Виталий Зиненко был зачислен в Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России. Он был верен себе: как говорил, что его профессия будет на «А», так и получилось. Нет, не архитектор, не актер, не археолог — боец антитеррора.
Из служебной характеристики: «В сложной обстановке ориентировался быстро, действовал решительно, проявляя разумную инициативу. В 2012 году, находясь в служебной командировке, Виталий Вячеславович участвовал в проведении специальной операции по поимке одного из лидеров бандформирований. На одном из участков операции создалась угроза жизни сотрудникам подразделения, в котором служил старший лейтенант Зиненко. Мгновенно оценив ситуацию, Виталий решительными действиями нейтрализовал угрозу, тем самым позволив завершить боевую операцию успешно и без потерь. За смелые и отважные действия, проявленные при выполнении боевых задач, награжден медалью ФСБ России «За участие в контртеррористической операции».
Физически был развит отлично. Неоднократно участвовал в соревнованиях по бегу, лыжам, стрельбе, занимал призовые места по этим видам спорта. Обладал высокой работоспособностью, стойко переносил значительные психические и физические нагрузки. Хороший организатор, был способен сплотить и мобилизовать коллектив. Внешне был опрятен, подтянут. Пользовался заслуженным уважением у сослуживцев».
И это все в неполные двадцать семь лет! Иные и в годы физиологической зрелости не могут похвастаться такими высокими оценками.
«ДЕВЧАТА, ВЫ С КАКОГО ФРОНТА?»
С Викой Косыгиной Виталий познакомился в Москве на Поклонной горе, куда вместе с товарищами из пограничного института поехал на праздник 9-го Мая. Проходя мимо, обратил внимание на двух девушек в военной форме времен Великой Отечественной войны, которые вручали ветеранам алые гвоздики. Подошел, окликнул: «Девчата, вы с какого фронта?»
— Друзья его не хотели отпускать, — вспоминает Вика, — но вместе с другом Лёшкой они все-таки оторвались от своей компании и пошли с нами. Виталя, сначала представился как философ, и я поверила — его образованность и эрудиция сразу привлекали внимание. Когда к вечеру он признался, что военный, я сперва подумала, что шутит, но потом он показал удостоверение, и я поняла, что это судьба. У меня ведь в семье все военные — отец служил в войсках связи, полковник, мама военный психолог, подполковник…
Первый день нашего знакомства прошел необыкновенно насыщенно. Мы познакомились со многими фронтовиками, пообщались с ними, подарили им частичку своего тепла… На одной из площадок выступал Кубанский казачий хор, а мы с подругой танцами с детства занимались, так что не смогли устоять, когда заиграла «Смуглянка» — пустились в пляс. Виталя тогда стал уговаривать: «Научи меня танцевать вальс!» Пришлось пойти навстречу. Он оказался очень толковым учеником. Потом мы этот вальс танцевали на его выпускном, а еще через пару лет — на нашей свадьбе…
Вот такая у супругов Зиненко знаменательная дата знакомства — 9-е Мая! Кстати, родился Виталий 20 декабря, в День сотрудника органов безопасности.
Вика, Виктория Евгеньевна Зиненко, окончила социологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и учится в аспирантуре. На V Всероссийской научной конференции «Россия 2030 глазами молодых ученых» она выступила с презентацией «Роль неформальных молодежных объединений в политическом процессе современной России».
Любимая сестра Виталия — Даша, Дарья Вячеславовна, окончила Владимирский областной музыкальный колледж по классу фортепиано и потом пять лет отработала преподавателем. В настоящее время она получает еще одно образование — в Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова.
…Фотоальбомы сберегают счастливые моменты жизни человека. Поездки по историческим местам, спектакли, друзья, выпускной, родители, сестренка Даша. Вот свадебные фото: регистрация, венчание. В ЗАГС Виталий и Виктория приехали на конном экипаже. А за несколько дней до регистрации в ЗАГСе было венчание в Сергиевом Посаде.
Виталий и Вика вместе начали путь к воцерковлению. Причащались и исповедовались, соблюдали посты. Познакомились с отцом Сергием, который стал для них духовным наставником.
— Свой день Виталя всегда начинал с молитвы, — рассказывает Вика. — Потом обтирался холодной водой, как делал его кумир Суворов. Шел на пробежку и только после этого завтракал. Всегда планировал свой день, отмечал, что нужно сделать, кому позвонить и с кем встретиться. После сборов или занятий обязательно подводил для себя определенные итоги — записывал, чему научился, какие выводы сделал, над чем нужно поработать. В этих же блокнотах содержатся различные схемы и чертежи оружия, техники и всего того, что являлось частью его профессии. А еще он выписывал понравившиеся цитаты из любимых книг и свои мысли по этому поводу.
Перед свадьбой Виталя мне часто говорил: «Ты понимаешь, какая у меня работа? Ведь со мной может случиться все что угодно. Подумай, надо ли тебе это?» Он осознавал опасность своей профессии и готовил меня к этому. А я… Я, конечно, за него волновалась, но никогда не позволяла себе его переубеждать. Потому что без своего дела он не был бы тем, кем являлся. Я радовалась, что он с удовольствием ходит на работу, понимала, что профессия очень многое для него значит. Лишать его этого я не имела права. Мне было важно, чтобы ему — хорошо!
Виталя был идеальным мужем. Иногда мне даже не верилось своему счастью. Он пришел ко мне… словно из сна. У меня был образ мужчины, которого бы я хотела встретить, но Виталя превзошел все мои ожидания. Он, словно белый офицер, пришел из другой эпохи — воспитанный, образованный, благородный, душевный, надежный… Люди тянулись к нему, а он умел и любить, и дружить.
Внимательный, чуткий… Всегда интересовался моими делами, радовался успехам. Давал дельные советы и сам советовался со мной — и мне было приятно, что муж прислушивается к моему мнению. Он был не просто мужем, а лучшим другом. И пусть судьба связала нас ненадолго, я все равно счастлива, что была рядом с таким человеком».
Фотографии, фотографии… И — замечательные, теплые письма. Вот одно из них: «Здравствуй, моя любимая Викторочка! Сегодня на берегу Каспия выдался погожий день. Хотя насладиться им я еще не успел. Вместе с Серёгой стоим на посту (…)
Когда стоишь рядом с такой стихией, сразу одолевают философские мысли, всегда интересно, что там, на другом берегу. Хотелось бы вместе с тобой совершить плавание по морю. Вот было бы здорово! Думаю, обязательно осуществим с тобой эту затею (…)
Мне очень тебя не хватает, часто скучаю. Спасает от меланхолии активная деятельность. Так хочется, чтобы мы меньше расставались. Уверен, мы не надоедим друг другу.
Знай, что где бы ты ни была, я мысленно всегда с тобой и всегда поддерживаю тебя. Жду — не дождусь нашей встречи. Обязательно покружу тебя на руках, как ты любишь!
Очень сильно тебя люблю. Ты у меня самая лучшая. Горячо обнимаю, крепко-крепко и страстно целую. Пока!
17 апреля 2010 года. Виталик. Дагестан».
ЛЮБОВЬ ПОБЕЖДАЕТ СМЕРТЬ
Виталия Зиненко похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве на Аллее Спецназа. И вот, как уже было отмечено, прошло всего несколько месяцев, как 7-го сентября 2013 года на фасаде школы № 5 появилась мемориальная доска, изготовленная воинами-«афганцами». На площадке перед учебным заведением собрались ученики и учителя, представители власти и общественности города, ветераны войн, силовики из разных структур и просто неравнодушные люди.
На рождение малышки президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», депутат Московской городской Думы Сергей Гончаров откликнулся поздравлением, которое было опубликовано на первой странице газеты «Спецназ России». В нем есть такие строчки:
«За последние пять лет погибли при исполнении воинского долга замечательные офицеры «Альфы», посвятившие себя борьбе с терроризмом и бандитизмом. Да, их нет теперь среди нас. Но с нами их дети, плоть от плоти, носящие их героические фамилии.
И вот что мне еще хотелось сказать.
В октябре 1931 года М. Горький читал Сталину и Ворошилову одно из своих произведений — сказку-притчу «Девушка и смерть», написанную еще в 1892 году. На последней странице текста Сталин написал: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте (любовь побеждает смерть)».
Ничего не могу сказать относительно Горького и его юношеской сказки-притчи, но в данном случае та краткая и, видимо, несколько ироничная оценка, которая лучше всего произведения точно отражает суть вещей: Любовь действительно побеждает Смерть. Так было. И так будет».
Тут ни убавить, ни прибавить. ■
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 31.000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!