РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«ЧАСТНЫЕ» ВОЙНЫ ИМПЕРИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Подготовка Министерством обороны РФ и Государственной Думой законопроекта о частных военных компаниях, первое обсуждение которого прошло на Охотном Ряду 30 июня, — это не прихоть, а жесткое веление времени. Хочет этого кто-то или нет! Надо признать, что Россия законодательно существенно отстала в этом вопросе.
Идея создания ЧВК в России не нова. Еще весной 2012 года премьер-министр страны Владимир Путин поддерживал идею создания ЧВК, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и обучению иностранных военных за границей без участия государства.
Не вызывает сомнений, что трагические события на Украине ускорили рассмотрение этого законопроекта. И потому, что события развиваются непосредственно у наших границ (вплоть до попадания мин и снарядов на российскую территорию), и потому, что для захвата власти заправилами Майдана активно использовались ЧВК, представлявшие западные страны.
Да и сегодня в Донецкой, Луганской и в ряде восточных областей страны киевские власти активно используют как западные, так и доморощенные ЧВК. В результате такой практики объявленный Петром Порошенко режим прекращения огня таковым не стал ни на секунду!
В этом смысле ЧВК оказались Киеву как нельзя кстати. «Стреляют во время объявленного режима прекращения огня? Так это не украинские войска. Им такого приказа не было. Это не иначе ополченцы лупят по собственным домам из всех калибров», — утверждал Киев.
Сразу оговорюсь: применительно к России речь идет об использовании ЧВК за рубежом. Применение этих формирований внутри нашей страны в качестве неких «феодальных армий» должно быть законодательно запрещено. Случаи использования современных «феодальных армий» Березовским, Гусинским, Ходорковским, другими олигархами, еще свежи в памяти. Этим и вызвана реакция думских оппонентов закона о ЧВК. И, естественно, эти опасения должны быть сняты соответствующими положениями закона. У каждого оружия должно быть свое назначение.
Что касается наших добровольцев, то это совершенно другое дело: они воюют, как это мы видели в Приднестровье, Боснии, Абхазии, в тех же Донецкой и Луганской республиках, но к заявленной теме никакого отношения не имеют.
Добровольчество — дело сугубо личное, жертвенное…
В 1930-е годы против фашистского режима генерала Франко в Испании сражалось более двух тысяч граждан СССР. Но это были добровольцы. Был даже приказ наркома обороны СССР маршала Советского Союза Климента Ворошилова «О запрещении выезда и вербовки добровольцев в Испанию».
И сегодня добровольцы разных стран и народов борются против геноцида и фашизма режима Порошенко (а по сути США) на Юго-Востоке Украины.
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
ЧВК предлагают специализированные услуги, связанные с охраной и защитой кого-либо и чего-либо (а зачастую и с нападением под лозунгом обороны). Они участвуют в вооруженных конфликтах, собирают разведывательную информацию, занимаются военной аналитикой, стратегическим планированием и логистикой (в ее древнейшем понимании — обеспечение войск), инструктажем, консультированием, подбирают личный состав, поддерживают функционирование систем связи и управления, пунктов и центров управления, проводят разминирование и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов. И так далее, и так далее.
Таким образом, спектр оказываемых услуг весьма широк. Вот почему ЧВК сегодня — это огромный рынок частных военных услуг. Его мировой объем исчисляется сотнями миллиардов долларов в год.
В мире насчитываются сотни крупных ЧВК и охранных компаний (ЧОК), представляющих, в первую очередь США, Великобританию и Францию. Они работают по контрактам с правительствами и министерствами обороны, а также крупными транснациональными корпорациями.
ЧВК как современный вид коммерческой деятельности (а по-старинному — наёмничество) имеет богатую историю…
Никарагуа, Иран, Пакистан, Афганистан, Филиппины в — 1980-е.
Война в Персидском заливе в 1991 году.
Ангола, Папуа-Новая Гвинея, Сьерра-Леоне, Югославия — в 1990-е годы.
Балканы, Колумбия, Афганистан, Нигерия, Ирак, Конго, Южная Осетия, Сомали — в 2000-е годы.
Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, Украина — в 2010-е годы.
И это далеко не полные списки стран, где были совершены «подвиги» ЧВК западных стран.
Примечательно, что ЧВК были вовлечены в войну в Ираке еще на подготовительном этапе. База армии США в Дохе (Катар), являвшаяся одной из основных в обеспечении вторжения, была построена, обслуживается и охраняется именно частными компаниями.
В ходе боевых действий подрядчики были задействованы в обеспечении боевого применения, техническом обслуживании и ремонте сложных систем.
В Афганистане персонал ЧВК MPRI, Sandline, Control Risk Group, Chilport, израильские Golan Group и Beni Tal и ряд других присутствовали опять же до начала вторжения. Тогда ЦРУ в оперативном порядке были подготовлены и направлены в Афганистан оперативные группы, сформированные на основе частных разведывательных компаний (разновидность ЧВК), в основном из бывших сотрудников спецслужб.
Кроме того, одна из задач, которая решалась ими, — поиск и уничтожение Усамы бен Ладена и других руководителей движения «Талибан».
В задачи данных групп входили также подкуп и поддержание лояльности местных полевых командиров, сбор оперативных данных, ведение разведки и диверсионных действий.
ЧЕМ ЖЕ ТАК ХОРОШИ ЧВК?
Говоря о преимуществах ЧВК, отмечу следующее. Это и высокий профессионализм персонала, мобильность, способность к быстрому развертыванию (в отсутствие бюрократических проволочек!). Это и способность эффективно действовать в составе небольших высокомобильных автономных групп в сложных условиях.
В Ираке и Афганистане ЧВК широко использовались для решения подобных задач, высвобождая боевые подразделения США и стран НАТО.
Но в гораздо большей степени ЧВК привлекают страны-заказчики совершенно иным отношением общественного мнения, нежели официальная регулярная армия. Потери личного состава ЧВК не учитываются в официальных правительственных отчетах, да и военнопленными они тоже не считаются. Иначе говоря, использование ЧВК не вызывает у населения страны и мировой общественности того недовольства, которое может вызывать применение регулярных вооруженных сил государства.
Кроме того, наличие ЧВК дает возможность пассионарным личностям рисковать своими жизнями и зарабатывать деньги, а не беспредельничать у себя в стране.
Вообще многие ЧВК стремятся набирать в свой состав иностранцев. При этом предпочтение часто отдается гражданам стран Восточной Европы и бывшего СССР, а также развивающихся стран. Они, отличаясь хорошим уровнем подготовки, готовы воевать за меньшие деньги, чем граждане западных стран, чья зарплата в зонах конфликтов может достигать 20 тысяч долларов в месяц.
Как в любом деле, существуют и отрицательные стороны. Действия ЧВК в Ираке и Афганистане выявили слабость координации их действий между собой, а также с войсками США и коалиции.
Практика показала, что основным интегрирующим звеном в ходе боевых действий могут быть только органы управления боевых подразделений США и стран НАТО. В то же время американское командование стремится использовать ЧВК в наиболее сложной обстановке и на наиболее опасных участках. Особенно это относится к ЧВК третьих стран. При этом войска коалиции неохотно приходят на помощь их персоналу.
Мотивы понятны. Командование штатовских ЧВК не станет подвергать опасности уничтожения своих сотрудников ради спасения подразделений ЧВК других стран. Чужих не жалко, не так ли? Тем более что они преследуют, в конечном счете, лишь экономическую выгоду и полученную прибыль.
Еще один минус: содержание наемника обходится в несколько раз дороже, чем военнослужащего регулярной армии. Но это уже цена вопроса. И если государство, отстаивая свои геополитические, военно-стратегические и экономические интересы, готово раскошелиться, то ЧВК тут сыграют свою роль.
Действительно негативным моментом является низкий моральный фактор — ЧВК постоянно становятся участниками разного рода скандалов, поскольку их сотрудники ведут себя по отношению к мирному населению гораздо более жестоко, чем официальные военнослужащие. В Ираке в этом плане особенно «прославилась» Blackwater.
В качестве вопиющего примера можно привести инцидент в афганском Кандагаре, где сотрудники одной из штатовских ЧВК силой освободили своего коллегу, задержанного местной полицией. При этом было застрелено девять афганских полицейских, включая начальника полиции.
РОССИИ СЛЕДУЕТ «ИДТИ НА ВЫ»
Ярчайший пример различного отношения к использованию контингента войск — это Абхазия и Южная Осетия, с одной стороны, и Ирак и Афганистан, с другой.
В Абхазии и Южной Осетии присутствуют российские войска. В Ираке и Афганистане — американские. Де-факто ситуация одинаковая, с той «небольшой» разницей, что Ирак и Афганистан никак не граничат с США.
Де-юре присутствие официальных войск того или иного государства всегда вызывает межгосударственные конфликты и скандалы, обсуждения выносятся на уровень ООН. Присутствие же ЧВК проходит как «оказание услуг», к которому заинтересованное государство, соответственно, не имеет ни малейшего отношения. А это очень выгодно тем, кто «заказывает музыку».
Приведу такой красноречивый факт. Только за первые девять месяцев президентства Барака Обамы число вооруженных сотрудников компаний-подрядчиков Министерства обороны США — ЧВК выросло в 3,36 раза (!).
В том же Афганистане из 300 тысячного американского военного контингента военнослужащие составляют лишь порядка 140 тысяч, а еще 160 тысяч — это сотрудники ЧВК и ЧОК. В этих условиях любые действия американских военнослужащих (за исключением совсем уж резонансных и преданных огласке случаев) всегда можно представить как деяния, совершенные сотрудниками ЧВК. А последние, в свою очередь, не подпадают даже под юрисдикцию военных трибуналов США.
Коль скоро сегодня ЧВК — это принятая в мировой практике форма защиты национальных интересов, позволяющая также избежать (или, по крайней мере, локализовать) межгосударственные конфликты — России следует «идти на вы».
Да, сегодня юридически создание и развитие ЧВК в России сдерживается отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, гарантирующей законность их деятельности в свете сегодняшних редакций статей Уголовного кодекса РФ об организации незаконного вооруженного формирования и о наемничестве, а также существующей версии закона «Об оружии».
Но при наличии политической воли все эти проблемы решаемы. При этом нужно учесть всю негативную практику и внести в законодательство необходимые коррективы. А потенциал России в части высококвалифицированного персонала для частных военных компаний огромен.
Автор — вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»
Дневник Алексея Филатова: http://alfafilatov.livejournal.com
ФИЛАТОВ Алексей Алексеевич, родился в Москве.
Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Глава Экономического совета ветеранского сообщества Группы «А» КГБ-ФСБ.
Окончил Орловское военное командное училище связи имени М. И. Калинина, Российскую государственную Академию физической культуры и спорта, адъюнктуру Академии ФСБ.
Шеф-редактор газеты «Спецназ России». Главный редактор сайта Alphagroup.ru. Президент группы компаний «Альфа-Право-Консалтинг».
Кандидат психологических наук.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 32.500 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!