РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПАМЯТИ СНАЙПЕРА ДЕНИСОВА
В Москве на Хованском кладбище состоялось открытие памятника на могиле офицера Группы «А», известного автора-исполнителя Василия Денисова, скончавшегося в 2009 году.
Почтить товарища пришли ветераны «Альфы», коллеги по «Музыкальному десанту» и родственники, среди которых была маленькая Василиса, названная в честь деда.
Стихосложение Василию всегда давалось легко. Еще в школе переделывал Пушкина, и сложная «пушкинская строфа» так удавалась ему, что учительница, хоть и посмеялась, поставила «два балла». Привычка переделывать осталась надолго: уже работая в КГБ, занимался написанием сценария для праздника Русской Зимы. А переделывал классика, чтобы веселее было.
Стихи всегда писались легко, без особых раздумий и мук творчества. Музыка появилась позже, когда жена предложила Василию выучиться играть на гитаре. Выучился, понравилось, свои и чужие стихи легко ложились на музыку. Появились песни. Родился сборник, потом диск. Как будто все легко и просто. Но это только на первый взгляд.
Подполковник спецназа Василий Денисов служил в Группе «Альфа» с 1980 года. Прошел много «горячих точек», видел всякое, пережил многое. Может быть, поэтому его стихи отличаются искренностью и глубиной, продуманностью и болью. Командировки, такие, например, как Будённовск и Первомайск, принесли с собой, как следствие, сильный психологический стресс.
Василий не считал себя талантливым, просто сочинял, будучи уверен, что ему это необходимо. Он старался заложить в души что-то светлое, объяснить, во имя чего офицеры идут на смерть. Хотя, по его же словам, гражданскому человеку понять это очень сложно. Потомственный военный, Василий Николаевич считал, что разделять офицеров на царских и российских неверно в корне. Все они защищали Родину и абсолютно все имеют право на добрую память.
Раньше, в период особой секретности, перед его выступлением просто говорили: «Выступает Василий Денисов». А в феврале 1999 года, на Сочинском фестивале «За веру, за Россию, за любовь» впервые объявили уже по-другому: «Подполковник спецназа Василий Денисов». За подполковником, а не просто бардом, — каковым он себя, кстати, и не считал, — стояли не только семья, друзья, но и все подразделение.
Слушателей трогали песни в исполнении Василия Денисова, особенно «Молюсь, Россия, за тебя» — после нее зал часто вставал. А на одном из концертов после песни «Афганистан остался позади» чья-то рано поседевшая мать преподнесла ему цветы. И тоже плакала.
Именно Афганистан подтолкнул Василия писать. И это стало отдушиной в страшной череде боев и смертей. И именно это помогало выжить после, в обыденной жизни. И не только ему. Но и другим «афганцам».
Сборник «Молюсь, Россия, за тебя», вышедший в 1996 году, был составлен как из стихов самого Василия Николаевича, так и стихов известных поэтов прошлого, положенных им на музыку. Н. Гумилёв, Арс. Несмелов, М. Цветаева, И. Анненский, Саша Чёрный — далеко не полный перечень литературных пристрастий подполковника Группы «А». На него, как он сам признавался, очень большое влияние оказали А. Вертинский, В. Высоцкий, Ю. Визбор.
Денисов мечтал выпустить «диск памяти», посвященный Н. Гумилёву. Записать около пятнадцати песен на стихи самого Николая Степановича и на стихи, посвященные ему. «А почему именно Гумилёв?» — спросила я. То было наше первое интервью, опубликованное в «Спецназе России» еще в 1998 году.
Ответ был вполне исчерпывающим: во-первых, Гумилёв был русским офицером, во-вторых, кавалером ордена Святого Георгия, а, в-третьих, замечательным поэтом.
Василий Николаевич всегда чувствовал себя свободно и уверенно: в литературной ли гостиной Дома литераторов, или в редакции, или где-то еще. Может быть, именно поэтому, забыв однажды слова песни, исполняемой на стихи Марины Цветаевой, — а дело происходило в Доме актера на Арбате, — подполковник, не смутившись, объяснил слушателям, что такое может случиться с каждым, кто не поет под «фанеру». Зал, думая, что это было запланировано, аплодировал. А Виктор Мережко после концерта сказал Василию: «Вы хоть и не актер, но получилось гениально!»
Покойся с миром, Василий Николаевич… Спасибо, что ты был с нами!
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 39 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!