РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
СТРАЖИ КУБАНИ
Краснодарская «Альфа» в марте 2015 года отмечает свое 25-летие. В настоящее время в состав Региональной службы специального назначения Управления ФСБ по Краснодарскому краю входят отделы в Краснодаре, в Сочи и в Новороссийске.
РОДОМ ИЗ КГБ
Краснодарское подразделение было создано как 13-я группа московской Группы «А» Седьмого управления КГБ СССР. Основная задача — борьба с терроризмом и освобождение заложников. Как у всех «дочек».
Нынешний численный состав службы в несколько раз больше, нежели в 1990 году. Фактически это второе по величине подразделение в России после Центра специального назначения ФСБ, что объясняется спецификой и особенностями Южного федерального округа. Большую роль в его становлении, особенно по части обеспечения личного состава жильем, сыграл Александр Викторович Волосников (ныне покойный).
С момента своего создания краснодарская «Альфа» оставила свой боевой след на всем Северном Кавказе. Ее сотрудники были задействованы в локализации вооруженного конфликта между Северной Осетией и Ингушетией; они штурмовали больницу в Будённовске, пробившись на первый этаж здания; шли на пулеметы и гранатометы в поселке Первомайском, а также участвовали в многочисленных боевых операциях в период второй «чеченской» кампании.
Несколько раз наш кубанский спецназ освобождал заложников на объектах авиационного транспорта — дважды в Минеральных Водах (1993 и 1994 годы) и в Махачкале (1994 год). 29 мая 1997 года в Майкопе при задержании особо опасного преступника, засевшего в квартире жилого дома, смертельное ранение получил прапорщик Александр Дёмин.
Чтобы попасть в краснодарскую «Альфу», нужно приложить много усилий. Вот что об этом говорит командир Региональной службы специального назначения (РССН) полковник Вячеслав Прокопович:
— Первый шаг — это, конечно, рекомендация. Без нее никуда. Причем правом давать рекомендацию обладает ограниченный круг лиц. Учитывается мнение руководства Управления ФСБ по Краснодарскому краю, бывших и действующих сотрудников «Альфы». Проводим предварительное изучение кандидата и лишь затем, оценив его, приглашаем на собеседование. Вот с этого этапа и начинается собственно специальная проверка — физическая подготовка, психологическое тестирование и многое другое. Отбор длится не менее года. Бывает больше — и год, и два, и три. Ребята терпеливо ждут.
И что характерно: служить к нам идут не за наградами, высокой зарплатой или, скажем, квартирой. По этим показателям мы мало чем отличаемся от других элитных силовых структур. Так что, как правильно заметил один из наших ветеранов, служба в «Альфе» — это своего рода диагноз.
Вячеслав Петрович, возглавляющий это подразделение не один уже год, сыграл в его истории выдающуюся роль. Он был начальником отдела «Альфы» в городе Сочи (второй «филиал» находится в Новороссийске), а после перевода Александра Волосникова в Москву — назначен руководителем всего подразделения.
СНАЙПЕРСКАЯ «МЕККА»
На Кубани под эгидой РССН и Ассоциации ветеранов «Альфа-Краснодар» регулярно проводятся Международные соревнования снайперских пар подразделений специального назначения. Своим рождением они обязаны капитану Виктору Лисовскому, погибшему в автокатастрофе в марте 2001 года при исполнении служебных обязанностей. Это был человек редкой судьбы, и даже среди бойцов, по рассказам сослуживцев, он выделялся своим особым спецназовским дарованием.
Если перечитать некоторые зарубежные источники, то складывается впечатление, что сотрудники регионального спецназа ФСБ «пашут на сохе», используя исключительно «дедовскую» винтовку Драгунова. Это не так. В той же краснодарской РССН применяют снайперскую винтовку СВ-98. На соревнованиях, о которых я уже сказал ранее, кубанские стрелки составляют сильную конкуренцию снайперам, выступающим с зарубежными образцами.
Тренируются сотрудники РССН на своей базе, расположенной в черте города. Вот как образно описал ее кубанский журналист Михаил Кравченко: «Это сравнительно небольшая территория, обнесенная высоченным забором. Мало кто из идущих мимо прохожих может предположить, что совсем рядом различные сценарии боевых действий отрабатывают бойцы той самой легендарной «Альфы». А между тем на базе день за днем идут тренировки спецназовцев, оттачивающих свое мастерство. Здесь два спортзала, тир на 25 метров, классы. Помимо этого сотрудники «Альфа-Краснодар» часто выезжают на полигоны МО и МВД, которые расположены в крае».
— Наш принцип подготовки: каждый обязан делать все, но кое-что он должен уметь делать лучше всех остальных, — подчеркивает полковник Прокопович. — У нас каждый может подрывать, прыгать с парашютом, спускаться под воду… Но при этом существует группа, которая занимается больше водолазной подготовкой. Или, скажем, те, кто больше прыгает. Есть снайперы, минеры-подрывники, водители и связисты.
Кубанская «Альфа» хорошо зарекомендовала себя на территории родного края и за его пределами, работая на очень высоком профессиональном уровне.
27 МАРТА 1999 ГОДА. КРАСНОДАР
Вооруженным террористом Михаилом Романовым, у которого при проверке сдали нервы, был захвачен междугородний рейсовый «Икарус». Ножевое ранение получил сотрудник милиции. Как выяснилось позднее, 33-летний Романов, дважды судимый за разбой и вымогательство, разыскивался Ростовским ГУВД за совершение ряда заказных убийств. По ходу сложных переговоров он разрешил покинуть автобус двум женщинам. В салоне остались девушка шестнадцати лет с матерью и двое мужчин — водители.
Романов потребовал, чтобы ему предоставили другой автобус взамен этого, с пробитыми колесами. Командир подразделения полковник Волосников распорядился подготовить «Икарус», в салоне которого разместились четверо «альфовцев». Чтобы не отбивать чужой хлеб, процитирую журналиста Михаила Кравченко: «Все было готово, когда в последний момент Романов отказался от другого автобуса и потребовал, чтобы двое водителей, находящихся в заложниках, заменили пробитые колеса.
Романов объявил, что если через тридцать минут не закончат ремонт автобуса и не пропустят его в Славянск, он начнет убивать заложников. Переговоры явно зашли в тупик.
Было уже около шести часов вечера. Еще немного, и начнет темнеть, тогда штурм будет невозможен. Наконец, после отказа Романова обменять девушку-заложницу на начальника уголовного розыска полковника Таракулова штаб операции получил добро на проведение захвата автобуса. Прозвучал голос командира в наушниках бойцов: «Всем приготовиться к штурму». Доклады командиров групп о готовности следовали один за другим. И вот, словно при запуске космического корабля, начинается отсчет: «Десять, девять, восемь…»
На счет «Ноль!» начался штурм. Из «КамАЗа» к автобусу бросилась отвлекающая группа. В лобовое стекло бьет длинная автоматная очередь. Как и было рассчитано, террорист поворачивается и стреляет в ответ. Но основная штурмовая группа к этому моменту уже укрылась за левым бортом «Икаруса». Здесь у каждого своя локальная задача, отработанная до автоматизма.
Вслед за взрывом светозвуковой гранаты, на мгновение парализовавшей террориста, один из сотрудников разбивает боковое стекло автобуса, тут же отходит и приседает за бортом. Едва к разбитому окну приставили трап, как по нему буквально влетают бойцы. Первый сотрудник «Альфы» оказывается в полуметре от бандита, тот успевает развернуться в его сторону и нажать на спуск обреза. К счастью, заряд поражает лишь вытянутую ладонь. В ответ почти одновременно звучат выстрелы четырех бойцов «Альфы»».
Статья заканчивается таким описанием: «Обмякшее тело террориста безжизненно валится на сидение автобуса. Пахнет порохом. Опасаясь взрыва гранаты, о которой говорил Романов и освобожденные заложники, его тело спешно вытаскивают из автобуса. Все отходят на безопасное расстояние, и к работе приступает взрывотехник. Через некоторое время следует доклад: «Все чисто!» Романов блефовал, гранаты у него не было. Его тело уносят на носилках в машину «Скорой помощи»».
21-22 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА. ПОС. ЛАЗАРЕВСКИЙ
Специальная операция по нейтрализации террористов и освобождению заложников в здании гостиницы. Редкий случай, когда вооруженные преступники вняли уговорам и сдались.
3 апреля 2002 года, Анапа. Совместно с сотрудниками краевого ГУВД проведена операция «Гроза». Из рук неоднократно судимого Спиридонова, вооруженного наркомана со стажем, удалось вырвать пассажиров, захваченных им в маршрутном такси. Сам террорист получил смертельное ранение.
В 2005 году сотрудники «Альфы» накрыли преступную группу, которая удерживала людей в одной из квартир кубанской столицы. В том же году сотрудники РССН работали в Нальчике, освобождая заложников в захваченных террористами зданиях города. Следующий год — Ингушетия, участие в операции по нейтрализации одного из лидеров НВФ.
Накопленный опыт не уходит в никуда, не растворяется бесследно. Его обобщают и передают новым поколениям «альфовцев». Большую роль в этом играет Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора ««Альфа» — Краснодар», в которую входят бывшие и действующие сотрудники кубанского РССН. Возглавляет эту авторитетную организацию полковник запаса Геннадий Савельевич Жмёткин. Руководителем исполнительного комитета является майор в отставке Владимир Крамаренко.
В разные годы во главе Краснодарской «Альфы» стояли Геннадий Андреевич Кузнецов, Александр Викторович Волосников и Вячеслав Петрович Прокопович.
От всей души поздравляю личный состав подразделения и ветеранов с юбилеем! Желаю счастья, благополучия, высоких показателей в работе и профессиональной удачи. Всем — здоровья, крепости духа и всего самого хорошего!
ЗАЙЦЕВ Геннадий Николаевич, командир Группы «А» в 1977-1988 и 1992-1995 годах. Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке. Президент Агентства безопасности «Альфа-95».
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 44 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!