РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«Я, КАДЕТ ИВАНОВА…»
В декабре 2014 года в московской школе №2056 была торжественно открыта мемориальная доска кавалеру ордена Мужества Сергею Цаплину — сотруднику Группы «Альфа», погибшему в Грозном.
Незадолго до 70-летия Великой Победы в школе принимали присягу ученики Кадетского класса. Среди почетных гостей были и представители Содружества Группы «Альфа», которые, кроме всего прочего, провели в нескольких классах Уроки Мужества.
Учитывая большой интерес к кадетскому образованию, а также много вопросов, которое оно вызывает, редакция газеты «Спецназ России» попросила высказаться о нем директора школы №2056 Аллу Семёновну Плахову.
С ЧЕГО МЫ НАЧИНАЛИ
Кадетское образование как форма подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе в Москве реализуется в соответствии с федеральным законодательством.
В структуре многопрофильного комплекса кадетские классы являются одним из видов профильного обучения.
С первым набором кадетского класса в нашей школе все было впервые…
Летом 2014 года работа началась с формирования пакета нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность кадетских классов (КК). Вторым шагом стало обсуждение и формирование учебного плана общего и дополнительного образования.
Важное условие успешной организации работы КК — грамотный подбор кадров: высококвалифицированных педагогов, офицера-воспитателя, куратора КК от администрации.
Особенность КК заключается в том, что кроме общеобразовательных предметов ребята во второй половине дня изучают дополнительные дисциплины, занимаются самоподготовкой. Поэтому мы посчитали необходимым выделить дополнительные помещения для организации обучения кадет — это кабинеты самоподготовки и комплексной безопасности.
Кроме того, в школе имеется стрелковый тир, два спортивных зала, тренажерный зал, зал борьбы — для общефизической подготовки, занятий силовыми видами спорта, специальной военной подготовки. Также плац — для занятий строевой подготовкой; кабинет хореографии, камерный зал — для занятий танцами и хоровой подготовки.
Разработана и реализована система мер по совершенствованию условий организации учебно-воспитательного процесса. Внесены коррективы в режим дня, кадеты обеспечены дополнительным комплектом учебников.
В рамках школы организовано психолого-педагогическое сопровождение кадет; изучался уровень удовлетворенности кадет и их родителей условиями предоставления и содержанием кадетского образования. Отрадно осознавать, что здесь мы видим положительную динамику в течение учебного года.
В течение первого года работы сложился круг социальных партнеров, в целях реализации кадетского компонента образования организовано внутрисетевое и межведомственное взаимодействие.
НОВЫЙ ФОРМАТ
За первым, опытным, набором в кадетский класс последовал второй…. И хотя до начала нового учебного года еще почти пять месяцев, эту работу мы начали задолго до 1 сентября.
Работа по популяризации кадетского образования на уровне школы осуществляется с осени 2014 года через несколько форм.
Во-первых, участие кадет в особо значимых школьных мероприятиях.
Во-вторых, делегирование кадет на значимые мероприятия, организуемые Департаментом образования города Москвы и профильными ведомствами.
В-третьих, освещение жизни кадетского класса на сайте школы.
В-четвертых, организация проектной деятельности с воспитанниками кадетского класса.
В-пятых, организация встреч с интересными людьми для воспитанников кадетского класса.
Кроме того, по инициативе кадет, на основании мониторинга материально-технической готовности помещений и по согласованию с управляющим советом принято решение открыть с 1 сентября 2015 года клуб спортивно-оборонной направленности «Спасатель».
Организовано информирование участников образовательного процесса об особенностях содержания и условиях получения кадетского образования в рамках общеобразовательной организации. Объявления о наборе в кадетский класс мы не только разместили на сайте нашей школы, но и на сайте Управы района «Южнопортовый», в котором мы располагаемся, и в районной газете (ее бумажном и электронном вариантах), а также на сайтах школ-партнеров.
22 января 2015 года вышел приказ Департамента образования г.Москвы о реорганизации в форме слияния трех образовательных организаций — нас, школ №509 и №485.
В результате реорганизации будет образовано новое юридическое лицо ГБОУ «Школа № 2129 имени Героя Советского Союза П. И. Романова». Так что комплектование кадетского класса на 2015-2016 учебный год проходит уже в рамках нового крупного комплекса.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
На сегодняшний день изучен спрос на востребованность кадетского образования среди педагогов, обучающихся и их родителей. Следует заметить, что всех родителей, а особенно родителей подростков так называемой «группы социального риска» вдохновляет идея присмотра за их детьми в рамках полного дня.
Да и мы тоже считаем, что ребенку из такой семьи явно пойдет на пользу пребывание в хорошо обустроенной, доброжелательной образовательной среде, где он чувствует себя не обузой, а членом сообщества, кадетского братства.
Проведены рабочие совещания с руководителями трех школ по этому вопросу, инструктивное совещание для классных руководителей 6-ых классов не только СОШ №2056, но и школ-партнеров.
Мы организовали индивидуальное консультирование учащихся и родителей по вопросам поступления и обучения в кадетском классе; провели классные часы в 6-ых классах с участием кадет на тему: «Чему кадетство может научить?»
Также организовали проведение тематических родительских собраний (для родителей шестиклассников). Провели заседания административного совета по вопросу наполнения учебного плана на новый учебный год с учетом опыта первого года работы.
Самый разумный путь развития кадетского образования — в постоянном анализе успехов и недостатков и в обучении воспитателей. Как показывает практика, главное направление в этой работе — гуманизация отношений в воспитании и обучении. За прошедший год школа оценила все плюсы и минусы работы в этом направлении.
К плюсам, несомненно, относится расширение набора позитивных образов, предлагаемых школой. В школе теперь стало престижно быть защитником, спасателем.
Безусловно, полезными оказались кадетские классы как ниша для сложных, независимых мальчишек, склонных к лидерству. В других классах они вряд ли удержались бы. А здесь можно дать выход энергии, продемонстрировать свою мужественность, доказать сопернику превосходство не в драке, а на полосе препятствий.
Проблем, как это бывает с любым новым начинанием, тоже было достаточно. Одна из самых трудных — с кадрами. В течение года нам пришлось расстаться с воспитателем кадетского класса, который работал с 1 сентября, и пригласить на эту должность более компетентного сотрудника. Сегодня офицером-воспитателем успешно работает полковник запаса, имеющий за плечами боевые действия и опыт работы в учебно-спасательном центре ГУ МЧС по городу Москве.
У некоторых учителей возникали опасения в связи с работой в кадетском классе, т. к. ученикам кадетских классов нужен более высокий темп работы, элементы соревновательности. И большая самостоятельность, субъектность в процессе учебы.
На первый взгляд кажется, что построение, дисциплина, повышенная требовательность, наоборот, формируют подчиненную позицию. Но эффект оказывается обратным. Видимо, из-за того, что более спартанскому образу жизни предшествуют решение ребенка стать кадетом и постоянный выбор: уйти туда, где легче, или подтверждать свое первоначальное решение. Такой опыт воспитывает волю, активность, самостоятельность, ответственность.
РЕБЯТА СТАНОВЯТСЯ СЕРЬЕЗНЕЕ
Хочется надеяться, что наше воспитание и образование принесет свои плоды. И в будущем наши кадеты станут известными политиками, талантливыми военными, знаменитыми поэтами и философами. И просто достойными, честными и порядочными гражданами России.
При выборе — идти ребенку в кадетский класс или в обычный — часто решающий голос принадлежит родителям. Но силой, конечно, детей никто не держит. И каждый обучающийся понимает, что он может уйти в любой момент. Опросы показывают, что соблазн отказаться от дополнительных трудностей и нагрузок испытывают многие кадеты. Но почти всегда остаются.
Справедливости ради надо заметить, что нарушения дисциплины в кадетском классе — это исключение из правил. Ребята становятся серьезнее, ответственнее, стремятся быть дисциплинированными, опрятными, хорошо учатся.
Когда мы набирали первый кадетский класс, у педагогов школы было ощущение, что этот росток нового дела подобен молодому деревцу. Над ним, пока еще слабеньким, с усиленным вниманием хлопотали преподаватели и наставники… И саженец превратился в крепенький молодой дубок! Он укоренился на благодатной школьной почве и теперь самостоятельно тянется вверх.
Верится, что вырастет из него дело, подобное крепкому, стройному и красивому дереву с богатой кроной — традициями и славными урожаями отрадных педагогических трудов.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 46 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!