РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ЩИТОВИК «АЛЬФЫ»
ЗА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ЛАШИН СТАЛ УНИВЕРСАЛЬНЫМ БОЙЦОМ
Отгремел последний залп праздничного майского салюта, а москвичи продолжали чествовать Героев. В тихом уютном дворике общеобразовательной школы N1450 «Олимп» была открыта мемориальная доска капитану Роману Лашину.
Имя своего выпускника здесь помнят хорошо. А для сегодняшних школьников — он герой с большой буквы. Своим примером офицер-спецназовец преподал урок героизма и мужества. Реального, а не виртуального.
21 июня 2011 года. Дагестан. В лесном массиве засела группа опытных и хорошо вооруженных боевиков. На их счету были диверсии, нападения и убийства. Во время схватки с этой бандой погибли два офицера «Альфы» — Роман Лашин и его боевой товарищ майор Игорь Панин. Мужественные, крепкие ребята, настоящие профессионалы. Обоим было чуть за тридцать, в семьях остались маленькие дети.
Почетный караул… Гимн России. К мемориальной доске, установленной возле парадных дверей школы, возлагают цветы. И словно из вечности ко всем, кто пришел почтить память Романа, он обращается со словами: «Не сдавайтесь. Верьте в победу. Мы все вместе. Мы с вами».
Единственный сын у матери. Любимый муж супруги Светланы. Отец Даньки… Сейчас Даньке восемь лет, но этот день он запомнит навсегда.
Было сказано много теплых слов. Пришедшие на торжественную церемонию друзья, одноклассники один за другим делились воспоминаниями: «Добрый. Отзывчивый. Настоящий».
От имени Содружества Группы «А» КГБ-ФСБ выступил вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора Альфа генерал-полковник Александр Мирошниченко. Вместе с ним в школу пришли Владимир Елисеев, Владимир Игнатов, действующие сотрудники.
— Капитану Лашину выпало служить в середине 2000-х, в непростое время, когда нашей стране было брошено немало вызовов, — сказал генерал-полковник Мирошниченко. — Тогда было не ясно, по какому пути нашей стране предстоит идти дальше. И только благодаря решительным действиям нашего президента и спецслужб мы сейчас наблюдаем это удивительное возрождение и консолидацию нашего государства. Это огромное счастье для сердца каждого патриота России стало возможным благодаря таким людям, как Роман Лашин.
Отзвучали последние аккорды гимна России, и десятки воздушных белых шаров взмыли в ясное голубое небо.
В дар школе N1450 были переданы памятные дипломы, благодарственные письма, фотографии Романа — они станут частью музея Боевой славы.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БОЕЦ
Роман Лашин родился 2 июня 1978 года в Москве. С раннего детства увлекался спортом, сначала самбо, потом каратэ. В двенадцать лет пришел в клуб «Альфа-БУДО», который возглавляет полковник Василий Захарович Верещак.
Тренером Романа стал легендарный «черный пояс» Роман Петрович Стёпин. Это имя известно всем спортсменам, стоявшим у истоков зарождения каратэ в Советском Союзе. Среди его учеников, пришедших служить в Группу «А» — Василий Верещак, Евгений Олейник, Ильяс Лутфуллин, Кирилл Курносов и другие офицеры.
В тринадцать лет Роман уже завоевал свой первый спортивный трофей — стал бронзовым призером чемпионата Подмосковья по каратэ-до. В последующие годы он становился чемпионом по каратэ-до города Москвы. А в 1998 году занял первое место на чемпионате России и по его результатам получил звание мастера спорта.
После школы Лашин год работал педагогом дополнительного образования детско-юношеского клуба «Юность». Затем в 1997-м поступил в Российский государственный университет физической культуры на факультет восточных единоборств. Одновременно работал охранником в столичных частных охранных предприятиях «Цунами» и «Альфа — Юг».
Во время учебы в институте Роман завоевал много престижных наград и титулов, неоднократно становился призером и победителем международных соревнований, получил черный пояс. В июне 1998 года участвовал в Чемпионате Европы, проходившем в Братиславе. Его команда «Профи» тогда заняла почетное четвертое место.
Еще до службы в спецназе антитеррора Роман познакомился со своей будущей супругой Светланой. Вскоре сыграли свадьбу. По словам жены, Роман никогда особенно не стремился к службе в спецназе или даже просто военной карьере. Его больше привлекали спорт и тренерская деятельность. Так что решение пойти в «Альфу» явилось для молодой супруги полной неожиданностью.
В 2004 году Лашин сдал все экзамены, выдержал многочисленные тесты и был зачислен в Управление «А». Нормативы по физической подготовке для него вообще не были проблемой — Роман с детства занимался спортом, был сильным и выносливым.
Уже в «Альфе» Роман неоднократно становился призером Чемпионата ФСБ по рукопашному бою, а в 2008 году получил звание мастера спорта по рукопашному бою. Кроме единоборств он увлеченно занимался огневой подготовкой — отлично стрелял из боевого оружия, и в 2009 году выиграл первенство Управления «А» по стрельбе из пистолета Макарова.
Впрочем, этим круг его интересов не ограничился. Во время службы Роман занялся водолазным делом и также добился значительных успехов — стал штатным сотрудником водолазной группы «Альфы», которая ведет свое начало с лета 1978 года.
В спецназе Лашин нашел себя, здесь он был на своем месте. Для него не было сложных или непонятных дисциплин. Словно губка, впитывал Роман в себя новые знания, постоянно стремясь к самосовершенствованию.
Когда проходил «курс молодого бойца», сотрудники подразделения в шутку называли его «пиджаком», поскольку он пришел в Управление с гражданки, погон до этого не носил и на военной службе не состоял. Естественно, Романа это задевало, — и он старался во всем быть на одном уровне с ветеранами подразделения, ни в чем не отставать от них. Его энтузиазм и рвение в учебе очень быстро дали результаты.
За короткое время Лашин стал настоящим универсалом спецназа — мог работать и в штурмовой группе, и снайпером, и гранатометчиком. Однако его призванием, его главным делом стала одна из самых сложных, опасных и ответственных спецназовских специальностей.
Рассказывает сослуживец:
— Щитовик — это не профессия и не специальность. Это образ мысли. И тут важно все. Нужна физическая сила, чтобы таскать тяжеленный щит. Нужен четкий расчет, чтобы понять, как правильно войти в адрес, как максимально эффективно прикрыть группу, откуда может исходить опасность, как ее нейтрализовать. Нужна, в конце концов, отвага, чтобы первым пойти на пулю.
Когда Лашин пришел в подразделение, там только начинали использовать тяжелые штурмовые щиты. Шла отработка тактики работы, обучение их непосредственному применению. Поначалу на занятиях со щитами по очереди ходили все сотрудники, чтобы в случае чего один мог заменить другого. Однако потом занятия начали проводить выборочно — каждый должен заниматься своим делом, тем, что у него получается лучше всего. Появилась специализация.
Роман сразу хорошо показал себя в работе со штурмовым щитом. Он идеально подходил для этой работы по своим данным: был физически очень сильным, выносливым, а кроме того, габариты щита практически идеально скрывали его коренастую фигуру, что тоже было большим плюсом в работе.
Штурмовой щит весит около двадцати пяти килограммов — с ним даже просто ходить нелегко, а ведь во время спецоперации нужно маневрировать, при необходимости прикрыть товарищей и в случае чего открыть ответный огонь.
У Лашина все это получалось. Более того, он задавал тон в работе. До него щитовики использовали стандартный обвес, надевавшийся на тело, чтобы равномерно распределять нагрузку. Роман же придумал свою собственную, более эффективную «обвязку» и стал применять ее в работе. Коллеги, видя результаты, переняли техническую новинку, и вскоре она стала использоваться повсеместно.
Он всегда стремился к лучшему — хотел все довести до совершенства. На свои деньги покупал новую форму и снаряжение, делал оружейный тюнинг и все испытывал на себе, проводил многочисленные тесты, всесторонне исследовал каждый элемент снаряжения, стараясь подобрать идеальный вариант для боевой работы.
Вспоминает сослуживец Романа Лашина:
— Ромка сам лично проверял каждую кобуру, каждый коллиматорный прицел. Пробовал различные варианты обвеса, испытывал на практике и потом уже применял в боевой работе. Причем, если какой ¬ то прицел или, скажем, крепление себя хорошо проявляли в работе у него, то это же снаряжение старались приобрести и остальные ребята из подразделения, потому что все знали: если Лашин использует, значит, это работает!
В подразделении у Романа был позывной «Доцент». Уже работая в Управлении «А», он продолжал свою учебу в РГУФКе — писал диссертацию. К тому же в «Альфе» оказались очень востребованы его педагогические таланты — а Роман являлся прирожденным педагогом. Будучи опытным оперативником, он сам стал проводить занятия для молодых сотрудников, обучать их непростому спецназовскому ремеслу. Его всегда слушали с нескрываемым интересом, для молодежи он был непререкаемым авторитетом. Мало того — на его лекции приходили даже опытные офицеры.
У Романа был дар, который отмечали все знавшие его люди, — удивительная способность убеждать собеседника в своей правоте. Он всегда умел настоять на своем, не навязывать свою точку зрения, а методично и последовательно, силой аргументов склонять оппонента на свою сторону. И как показывала жизнь, в большинстве случаев он действительно оказывался прав.
ЦЕНТР ВНИМАНИЯ
В 2007 году у Светланы и Романа родился сын. Логично было бы предположить, что Роман, как человек военный, спортсмен, окажется очень строгим отцом. Однако на деле все оказалось наоборот. Он был очень добрым папой и баловал сынишку.
«Считается, что если в семье мальчик, то воспитывает его отец, а любит мама. У нас все было по-другому: воспитанием занималась я, а любил Рома», — говорит Светлана.
Каким бы примерным семьянином ни был Роман, Светлана знала, что для мужа на первом месте его друзья, коллеги. Для них он был готов на все. Его всегда можно было попросить о помощи, и где бы он ни был, спешил на выручку.
Как-то раз, когда он находился в отпуске, его отдел участвовал в крупной спецоперации, к которой было приковано внимание общества и прессы. Как вспоминает его супруга, в те дни Роман просто выпал из действительности и не отходил от телевизора: внимательно следил за тем, что происходит, не пропуская ни одного выпуска новостей. Переживал сильно, все время повторял: «Как же там без меня…»
Все знавшие Романа Лашина вспоминают одну из главных особенностей его характера — потрясающее чувство юмора. Он был очень веселым человеком, всегда мог поддержать шутку, подколоть кого-то по-доброму. Даже в бою, как бы тяжело спецназовцам ни приходилось, он всегда находил место для шутки или прикола, и этим подбадривал своих боевых товарищей.
После Романа в отделе осталось много добрых традиций. Например, с его подачи все сотрудники начали называть друг друга по имени и отчеству. Без пафоса и официоза. В таком обращении друг к другу чувствовалось уважение и внимание.
В свою первую командировку Роман уехал буквально через несколько месяцев после того, как поступил в «Альфу». Из нее вернулся с медалью Жукова. Затем был отмечен медалью «За отвагу». И — орденом Мужества. Посмертно.
«Я с Ромкой Лашиным вместе тренировался, — написал в газету «Спецназ России» Сергей Каминский. — Когда он уже давно был не в клубе «Будо», а занимался и выступал за Александров, а потом в клубе «Раменки». Его фотография висит с 2002-го года (Ромка еще только поступал в «Альфу») на моем тренерском сайте. На этих фотографиях они вдвоем с его другом Глебом Вареводиным.
Как человек лично знавший Романа, хочу подтвердить — не знаю ни одного более веселого и жизнерадостного человека, чем был он… Он всегда, в любой компании становился «центром внимания», так как был способен всех заразить своей жизнерадостностью… Все что здесь написано о Романе, как человеке — это не пафос, это так и есть… Не беру служебную деятельность — про нее я не знаю… нам, обычным гражданам, про нее не положено знать…
Но особо хочу отметить, что когда Ромка ушел из спорта в «Альфу», так получилось, что встречались с ним очень редко, раз в год, в два — чаще созванивались… И что меня удивило — я знал Романа, когда он был спортсменом, он был в очень хорошей форме (как-никак призер России)… Но, встретившись с ним где-то за год-два до его гибели, я был в шоке: Рома производил впечатление настоящей «машины». Было ощущение, что он прибавил во всем — и в выносливости, и в силе, и… ну по-другому, как машиной его не назовешь.
Дело не только в спецназовской офицерской подготовке… Он еще и внутри спецназа выбрал одну из самых тяжелых специализаций: «Щитовик» — представляю, каково ему было делать то же, что и другие, но с 25 кг в руках».
28 июня 2012 года в память о капитане Лашине в мемориально-спортивном музее Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма была торжественно открыта экспозиция. На нее пришли ветераны и действующие сотрудники Группы «А». И вот теперь память о герое спецназа увековечена в его родной школе.
Автор — главный редактор газеты «Спецназ России»
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 47 500 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!