РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
МОСКОВСКИЙ СОБР
Скоро отметит большой юбилей – сорок лет! – одно из старейших спецподразделений России – СОБР Центра специального назначения (ЦСН) Главного управления МВД России по городу Москве.
Большинство из тех, кто имеет какое-либо отношение к силовым структурам, знает этот отряд по его самому известному имени — ОМСН, т. е. Отряд милиции специального назначения.
Подразделение стало первым отрядом спецназа в структуре, тогда еще советской милиции и фактически именно по его образу и подобию создавались впоследствии все остальные полицейские спецподразделения в России.
ИСТОРИЯ
Московский СОБР был образован 9 ноября 1978 года. До этого в милиции не было подразделения, способного выполнять специальные задачи. На случай возникновения особых ситуаций в ГУВД Москвы существовала так называемая внештатная группа — сотрудников этого формирования привлекали к службе во время проведения особенно важных мероприятий: обеспечение безопасности во время празднования ноябрьских и майских праздников, проведения съездов КПСС и других событий государственной важности.
Также сотрудники этой группы задействовались в случае возникновения каких-либо ЧС. В 1970-х годах в мире произошел ряд терактов, которые заставили намного пристальнее взглянуть на проблемы обеспечения безопасности государства и его граждан. К тому же в 1980 году в Москве должно было состояться одно из самых знаковых для страны событий — Олимпийские Игры.
В итоге при Мосгорисполкоме было создано подразделение специального назначения, которому предстояло работать на Олимпиаде и обеспечивать охрану Олимпийского огня.
Сотрудникам нового отряда выпала высокая честь сопровождать Олимпийский огонь от границы с Румынией по территории СССР, а также в течение всей Олимпиады нести круглосуточное дежурство на многих Олимпийских объектах.
Отбирали в отряд лучших из лучших. Требования к первым спецназовцам были, как никогда, высоки — ведь начинать трудно вдвойне! Впервые в структуре МВД были введены сложные психологические и физические тесты. По-другому было нельзя — на отряд возлагалась высочайшая ответственность. От будущих спецназовцев требовались спортивные звания или разряды по какому-либо виду военно-прикладного спорта. В чем-то отбор напоминал тестирование в части ВДВ и армейского спецназа.
Какие-либо методики подготовки личного состава к выполнению специальных задач на тот момент еще не были разработаны, армейские наработки были не совсем применимы к специфике работы милицейского спецназа. А спецназ КГБ был в то время настолько засекреченным, что о его существовании вообще мало кто знал — о каком-либо обмене опытом не могло быть и речи. В итоге офицерам отряда приходилось нарабатывать все практически с нуля.
После окончания Олимпиады встал вопрос — что делать с подразделением дальше. С одной стороны, создавали его для работы на самих Олимпийских Играх, и о том, как применять после окончания события — никто не задумывался. С другой — сотрудники отряда показали себя профессионалами высокого уровня и отлично справились с возложенными на них задачами — терять такое боеспособное подразделение, не имеющее аналогов, руководству МВД, конечно, не хотелось.
Судьбу подразделения решила сама жизнь. В 1981 году в Москве захватили в заложники девочку и поскольку какой-либо опыт выполнения специальных задач был только у спецназовцев, то к операции по освобождению привлекли именно их. Сотрудники отряда сработали четко и слаженно. Операция завершилась успешно.
После этого стало ясно, что работа для милицейского спецназа еще найдется и его штатно подчинили Уголовному розыску ГУВД по г.Москве. Правда первоначально отряд назывался не ОМСН, а ОМОН и помимо специальных задач подразделение выполняло еще и функции милиции общественной безопасности, участвуя в пресечении массовых беспорядков.
Со временем справляться с этими функциями спецназовцам становилось все труднее — в стране наступали смутные времена, начались массовые и печально известные забастовки шахтеров, так что сотрудников отряда просто не хватало на все. Тогда в МВД приняли решение реформировать полк ППС в ОМОН и возложить на это подразделение задачи по борьбе с массовыми беспорядками. Таким образом, в Москве одно время действовало сразу два ОМОНа, которые сами сотрудники называли Большой и Маленький.
В 1989 году отряду была присвоена аббревиатура, которая закрепилась за ним на длительный срок. По ней-то подразделение стало наиболее известно — Отряд милиции специального назначения (ОМСН). С этим именем отряд проработал до 2011 года, когда в связи с реформой МВД все полицейские спецподразделения переименовали в Отряды специального назначения (ОСН).
В этот же период подразделение структурно вошло в состав вновь образованного Центра специального назначения МВД России по г.Москве.
В 2012 году всем отрядам полицейского спецназа было присвоено общее обозначение — СОБР, т. е. специальный отряд быстрого реагирования. С этим именем подразделение работает в настоящий момент.
БОЕВАЯ РАБОТА
Основные задачи отряда — задержание вооруженных и особо опасных преступников, рецидивистов, уничтожение бандгрупп, освобождение заложников.
Отряд работает в интересах московского уголовного розыска и других служб ГУ МВД России по г.Москве, реализуя информацию, полученную оперативными сотрудниками и осуществляя силовое задержание преступников.
Подразделение является резервом министра МВД России.
На счету сотрудников отряда сотни успешно проведенных операций. Практически ни одна силовая операция в московском регионе не обходится без участия офицеров московского СОБРа.
Многие из операций, проведенных отрядом, стали широко известны, благодаря своей резонансности. Так получило широкую огласку задержание преступников, совершивших нападении на инкассаторов у магазина «Молодёжный». Группа была хорошо вооружена, на ее совести несколько убийств. Задержать всех членов банды удалось только после проведения полномасштабной поисковой операции, которую и провели сотрудники отряда.
Поскольку полицейский спецназ — это оперативно-боевое подразделение, офицерам отряда часто приходится работать под прикрытием, используя самые разнообразные легенды. В 1980-х годах в Москве работала банда наркоманов, которые вызывали «Скорую» по ложному случаю и потом грабили медиков, забирая все медикаменты.
В один из таких вызовов к находчивым дельцам приехала бригада «Скорой», которая вместо медикаментов привезла с собой наручники, которые и надели на преступников. Еще одна резонансная операция была проведена московскими спецназовцами в 1983 году в аэропорте «Внуково», где были задержаны преступники, перевозившие почти 2,5 миллиона советских рублей — в СССР это была просто астрономическая сумма.
Одной из знаковых вех в истории отряда, конечно же, стали «лихие девяностые» — преступность в тот момент была на самом пике, если так можно выразиться, без силового задержания не обходился практически ни один выезд. Тогда поработать пришлось всем отрядам страны — на карте России не было спокойных участков. Основным «контингентом» тогда, конечно, были различные ОПГ.
На счету московского отряда впечатляющий список банд, «карьеру» которых собровцы завершили навсегда. Хватало спецназовцам работы и в новом тысячелетии. Силами отряда был задержан убийца Солоника. Собровцы филигранно сработали и в самом центре Москвы, когда на Тверской в ювелирном магазине были захвачены заложники.
Еще одна резонансная операция по освобождению заложников была проведена на Фрунзенской набережной. Московским же отрядом был пойман похититель сына Касперского.
Совсем недавно в конце 2014 года совместно с коллегами из других подразделений собровцы обезвредили членов печально известной «банды ГТА», которая наводила ужас на весь московский регион.
С 2003 года одно из боевых отделений отряда постоянно находится в служебной командировке на Северном Кавказе. В регионе отряд выполняет задачи по борьбе с бандитским подпольем и уничтожению незаконных бандформирований.
Начиная с первых командировок московский СОБР продемонстрировал высочайшую эффективность своей работы. Каждое отделение СОБРа проводит в командировке по три месяца, в среднем, каждый день — два-три выезда. Перед отправкой на Кавказ убывающее отделение проводит полевой выход с выполнением учебных задач по ориентированию на местности, оборудованию лагеря, поиску и уничтожению условных преступников — основной упор делается на работу в условиях горно-лесистой местности.
НЕПРИДУМАННЫЕ ГЕРОИ
В отряде служат только офицеры, а русский офицер — это не только готовность отдать жизнь «за други своя» и Отечество, но и совершенно особенная внутренняя культура. Культура во всем — в общении, в поведении, в поступках.
Офицер спецназа никогда не поступит подло, всегда поможет товарищу и никогда не позволит твориться злу. Таков каждый сотрудник отряда.
Офицеры СОБРа — люди совершенно особой формации. Нет, они не супермены, не инопланетяне. Тот, кто привык к кино-стереотипам, скорее всего, пройдет мимо одного их них на улице и даже не заподозрит, что перед ним — офицер спецназа.
Спецназовец — это спортивный, подтянутый мужчина в возрасте от 25 до 40 лет. Открытый и улыбчивый человек с крайне позитивным взглядом на жизнь. И он всегда спокоен. Олимпийски спокоен! Потому что спокойствие — признак по-настоящему сильного человека. А эти парни действительно сильные, потому что при их работе нужно быть, в буквальном смысле, выкованным из стали!
ОТБОР В ОТРЯД
Требования к тем, кто хочет стать офицером Московского СОБРа не особо изменились с момента основания отряда. Только стали еще жестче. От кандидатов также требуется высочайший уровень физической подготовки и спортивные звания не ниже кандидата в мастера спорта по какому-либо единоборству либо военно-прикладному виду спорта.
Большинство из тех, кто служит в отряде, с раннего детства посвятили себя спорту: у кого-то борьба, у кого-то каратэ или бокс, кто-то еще с армии занимается многоборьем. Суть одна — это стопроцентно здоровые мужчины, по состоянию здоровья годные хоть в космонавты. К тому же боевые искусства не только укрепление тела, но еще и укрепление духа.
Именно поэтому завершающий этап проверки в подразделение — это спарринги. Так называемая спецназовская «приемка». Семь-восемь спаррингов по одной минуте с действующими офицерами отряда. И это полный контакт — таких лоукиков (ударов из тайского бокса) вы не увидите в «восьмиугольнике», а мощным апперкотам позавидуют боксеры-профессионалы! Каждый удар максимально жесткий — здесь никого не жалеют.
Сложность такого испытания в том, что спарринги — последний этап проверки физической подготовки. Перед ним испытуемый должен пробежать марафон, выполнить упражнения из теста Купера и все это без отдыха. На ринг кандидат выходит уже достаточно измотанным. А против него — свежие и полные сил собровцы. Это не столько проверка бойцовских качеств, сколько проверка силы духа.
Испытуемый должен выстоять даже будучи измотанным и обессиленным. Все понимают, что если надо — отправят в нокаут хоть чемпиона UFC. Поэтому забить человека никто не старается. Главное — понять кто перед тобой. И если испытуемый не сломался, даже тогда когда сил уже нет — значит, «свой парень»!
Но, конечно, рукопашка — не единственное, что нужно пройти тому, кто решил связать свою жизнь с СОБРом. Множество психологических тестов, которые должны выявить абсолютную психическую адекватность человека, которому государство доверит оружие, жизнь законопослушных граждан и его товарищей по отряду!
Один из самых ответственных моментов — личное собеседование. Если человек приходит в такое подразделение, он должен это сделать осознанно. Он должен понимать, КУДА и ЗАЧЕМ он пришел. Ведь здесь ему придется идти под пули и закрывать собой товарищей, а может, и совершенно незнакомых людей — для таких поступков нужна очень сильная мотивация. И каждый должен для себя четко ответить на все вопросы еще до того, как переступит порог отряда.
Существуют и другие обязательные условия (поскольку СОБР офицерское подразделение) — в отряд принимаются только сотрудники с высшим образованием или те, кто заканчивает обучение в ВУЗе.
Попадая в отряд, новичок должен пройти испытательный срок — от трех месяцев до полугода. Это время, в которое ему предстоит проявить себя, показать с лучшей стороны и ничем не запятнать свою репутацию. Если офицеры отряда поймут, что с этим человеком можно идти в бой и доверять ему свою жизнь, то кандидату будет оказана высокая честь стать полноправным членом элитного спецподразделения.
Однако не стоит думать, что на этом этапе человек может расслабиться и «пожинать лавры». Служба в СОБРе — постоянное обучение, самосовершенствование и подготовка к работе по всем направлениям. Спецназовец должен постоянно стремиться стать еще лучше. Нет тех, кому нечему учиться. На службе с сотрудниками постоянно проводятся различные занятия по самым разнообразным дисциплинам, однако, прежде всего, каждый из спецназовцев должен сам гореть тем делом, которое делает и постоянно пытаться стать чуть лучше и, конечно, перенять опыт у более опытных и старших коллег.
Окончание в следующем номере.
Фото автора и из архива СОБР ЦСН ГУ МВД России по городу Москве.
ЛАЗАРЕВ Константин. Журналист и фотограф, основная тематика — подразделения специального назначения. За последнее время успел поработать с большинством отрядов в Московском регионе. Увлекается оружием и военной техникой.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 48 500 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!