РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
МОСКОВСКИЙ СОБР – 2
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В №6, 2015 г.
Основной упор в подготовке офицеров московского СОБРа делается на физическую, огневую и тактико-специальную подготовку. Имеются и более узкоспециализированные направления: взрывотехническая, снайперская и высотная подготовка.
Каждый из спецназовцев должен на базовом уровне владеть навыками этих профессий и уметь при необходимости взорвать что-то, произвести высокоточный выстрел из снайперского оружия или отработать с высотным снаряжением.
Хотя, конечно, в отряде есть и свои специалисты, являющиеся экспертами в отдельных областях, которые проводят занятия с остальными офицерами и постоянно совершенствуются по своим направлениям.
Главные направления подготовки сотрудников СОБРа — рукопашный бой и борьба. Наиболее часто на операциях приходится не стрелять, а именно физически задерживать преступника и здесь без рукопашки никак. Большинство собровцев являются кандидатами или мастерами спорта по различным единоборствам, а многие не по одному. К примеру, один из ветеранов отряда — мастер спорта по рукопашному бою и самбо, кандидат в мастера спорта по боксу, вольной борьбе и дзюдо, чемпион МВД по рукопашному бою.
Многие сотрудники отряда являются обладателями титулов Чемпион Европы и Мира, в том числе и по популярным сейчас смешанным единоборствам. Кроме рукопашного боя большое внимание уделяется и развитию физической выносливости, т. к. спецназовцам часто приходится работать в тяжелейшем снаряжении, броне и ходить с бронещитом, а это — не один десяток килограммов!
Огневая и тактико-специальная подготовка — две дисциплины, неразрывно идущие вместе в процессе подготовки сотрудников. Спецназовцы скрупулезно оттачивают свое искусство владения любым огнестрельным оружием, в том числе гранатометным. Стрельба ведется как из короткоствольного, так и длинноствольного оружия.
В процессе тренировок все бойцы экипированы по полной программе — бронежилет, шлем и все необходимое снаряжение, чтобы все было, как в реальном бою. Отдельную часть программы подготовки составляет работа со щитом — как само перемещение, что само по себе непросто, так и стрельба из-за брони и прикрытие ею группы.
На каждом занятии инструктора стараются скрупулезно разобрать любую ситуацию, которая может случиться в процессе задержания, и, соответственно, проработать все варианты ее разрешения. И все это осуществляется не один раз, до тех пор, пока не будет доведено до автоматизма. Именно в этом состоит один из секретов эффективности СОБРа — для бойцов невозможного практически не существует.
Несмотря на высокий уровень огневой подготовки, применять оружие на поражение приходится крайне редко. Иногда за год — ни одного подобного случая, хотя в день у отряда стабильно происходит два-три выезда.
В истории подразделения есть операции, когда обезвредить преступника удавалось даже без непосредственно силовой фазы. Так, к примеру, в 1982 году в здании МВД СССР был задержан гражданин, требовавший улучшить его жилищные условия. В случае отказа он угрожал покончить жизнь самоубийством при помощи самодельного взрывного устройства прямо в здании министерства.
Вникнув в ситуацию, собровцы провели с преступником переговоры, убедив его в итоге сдать свои опасные «аргументы» без какого-либо силового воздействия. Именно с того момента в подразделении стали активно изучать искусство ведения переговоров.
Увы, дипломатия применима далеко не везде. В боевых командировках офицерам отряда часто приходится применять и оружие, причем иногда тяжелое. На Северном Кавказе простая адресная операция по проверке документов может в мгновение ока перерасти в «полномасштабную войну» с применением пулеметов и гранатометов.
СНАЙПЕРЫ, «ВЗРЫВНИКИ», ВЫСОТНИКИ
Отдельное направление стрелковой подготовки — снайперское искусство. Нужно заметить, что в задачи снайпера в спецназе входит не только уничтожение противника высокоточным огнем, но и разведка местности перед операцией, прикрытие группы и многие другие задачи.
Правда, в условиях города снайперы, по их прямому назначению применяются крайне редко, ведь основная задача — не уничтожение преступника, а его задержание с последующим помещением под стражу. Чего не скажешь о командировках в горячие точки, где работы стрелкам хватает всегда.
Еще одна узкоспециализированная профессия в СОБРе — специалист-взрывотехник. Их основная задача — устранение препятствий на пути продвижения боевой группы.
Самая, наверное, «популярная» задача взрывотехника — вскрытие двери в штурмуемое помещение. Существует даже отдельный курс подготовки, как это делать. И сделать это в СОБРе могут не только при помощи взрывчатки, но и многими другими способами.
Правда, действительно «пошуметь» спецназовцам приходится не часто — на счету московского СОБРа лишь несколько таких операций. Во время одной из них спецназовцы взорвали стену, проделав в ней дыру, и сквозь нее ворвались в помещение, где укрылись преступники.
Высотная подготовка — к этой дисциплине здесь относятся особенно тщательно и, не в последнюю очередь, из-за того, что штурмовой альпинизм сам по себе — крайне опасная профессия и любая ошибка при выполнении какой-либо задачи может стоить жизни.
К тому же, надо отметить, в эпоху стальных и бронированных дверей штурм помещения через окна является обычной практикой. А еще не стоит забывать, что при выполнении боевых задач на Северном Кавказе спецназу постоянно приходится передвигаться в горно-лесистой местности, где без горной подготовки и навыков работы с альпинистским снаряжением выполнить боевую задачу очень сложно.
В высотной подготовке московские спецназовцы достигли таких высот, какие не снились профессиональным спортсменам-экстремалам или цирковым гимнастам. В отряде есть сотрудники, способные практически без снаряжения преодолевать любые препятствия, достигать любых необходимых высот и при этом выполнять боевые задачи.
Все тренировки проходят в полной экипировке и броне. На них отрабатываются задачи по спуску и подъему на любых высотах. Сотрудники осваивают тактику скрытного передвижения и проникновения внутрь захваченного преступниками помещения. Отрабатываются также и задачи по экстренной эвакуации в случае угрозы взрыва или любой другой нештатной ситуации.
Высотники отряда — одни из немногих, кто работал на Олимпийских объектах, в том числе на вершине Большой спортивной арены в Лужниках.
Специалисты отряда постоянно работают над повышением своей квалификации, изучают снаряжение, посещают различные специализированные курсы высотной подготовки. Неоценимую помощь в этом процессе оказывают профессионалы-альпинисты, в частности уже не первый год отряд тесно сотрудничает со специалистами французской фирмы Petzl. Благодаря этой работе собровцы могут раньше других увидеть и опробовать в деле все новинки в области альпинизма.
Отдельно стоит сказать о работе с авиацией. Московский СОБР взаимодействует с Авиационным отрядом специального назначения ГУ МВД России по г.Москве.
Вертолетное подразделение имеет на вооружении отечественные машины Ка-226 и Ми-8 АМТ (модификация с подвижной рампой для десантирования через кормовую часть). Спецназовцы способны десантироваться с этих машин любым способом — как по фастропу (т. е. по тросу), так и с использованием альпинистского снаряжения.
Кроме того, винтокрылая машина может быть использована для эвакуации группы с поля боя при невозможности приземления. Кстати, первыми в мировой практике десантирование с вертолета по веревкам провели именно сотрудники московского СОБРа!
Уникальные тренировки впервые состоялись еще в 1990-х годах — московским милиционерам для опытной эксплуатации был передан легкий американский вертолет Bel, с целью рассмотрения всех возможностей боевого применения винтокрылой машины. Именно тогда бойцы впервые задумались над идеей спуска с вертолета штурмовым способом.
Идея была предложена и успешно реализована одним из ветеранов отряда полковником Александром Орловым, тогда обычным сотрудником боевого отделения. Впоследствии именно его усилиями в отряде развивалось направление штурмового альпинизма.
КРАПОВЫЙ БЕРЕТ
Столичный СОБР — подразделение с уникальными традициями, среди которых — проведение экзамена на право ношения крапового берета. В системе МВД это единственное полицейское спецподразделение, офицеры которого имеют право сдавать на берет, проводить экзамен и принимать его у других спецназовцев.
Этапы сдачи во многом повторяют «оригинальное» тестирование. Однако, помимо выносливости, проверяется еще и спецподготовка — ведь каждый сотрудник отряда должен уметь применять свои весьма специфические навыки, необходимые в работе полицейского спецподразделения. На одном из экзаменов присутствовал сам основатель традиции — Герой России Сергей Иванович Лысюк.
Первый этап экзамена — тестирование в составе общей группы. Один из основных тестов — высотка, где офицеры отряда демонстрируют свои навыки в штурмовом альпинизме, параллельно поражая цели, расположенные в высотной башне, из травматического оружия.
Второй этап — семикилометровый марш-бросок с периодически поступающими вводными. Далее следует полоса препятствий, после которой спецназовцы переходят к выполнению огневых задач.
Вводная — в здании укрылись двадцать четыре преступника, удерживающие двух заложников. Необходимо уничтожить злодеев и сохранить жизнь заложников. Боекомплект составляет двадцать пять патронов. Оружие — специальный автомат 9А-91 или ВАЛ и 9-мм пистолет.
Штурм проходит в своеобразном kill house, передвигаясь по которому сотрудник поочередно уничтожает мишени в виде железных поперов. Инструктора пристально следят за прохождением всей дистанции, подмечая возможные ошибки. Если испытуемый отработал правильно, его допускают до крайней огневой задачи.
Напротив кандидата стоит штурмовая двойка с бронещитом. Испытуемый должен поразить мишень, закрепленную на бронещите, а затем встать и «принять» в бронежилет 5-го класса три 9-ти миллиметровых пули!
У этого теста две основных задачи. Первая — выработать у сотрудника ответственность за свои действия, поскольку стрельба ведется боевыми патронами, а стреляет он в бронещит, за которым — его товарищи по подразделению. Вторая — проверить готовность «пойти на пулю», не спасовать в критической ситуации.
У этого теста, к тому же, имеется и еще один чисто ознакомительный аспект — сотрудник получает представление о том, что на самом деле будет, когда по нему начнут стрелять и, не дай Бог, попадут.
Кинематограф приучил нас, что когда в человека стреляют из обычного пистолета, то его обязательно должно отбросить назад, как от удара кувалдой. В реальности же попадание обычной, не бронебойной пули, в бронежилет 5-го класса защиты для человека — не более чем легкий, практически не ощутимый, толчок в корпус. Болевые ощущения при этом отсутствуют как таковые.
Завершается экзамен спаррингом — кандидат на право ношения берета в течение двенадцати минут должен выстоять против обладателей крапового берета и при этом продемонстрировать свои умения в области рукопашного боя.
Да, вот еще что: на берет имеют право сдавать только сотрудники, отслужившие в отряде не менее трех лет.
ИМИ ГОРДИТСЯ ОТРЯД
Более 250 сотрудников СОБР ЦСН ГУ МВД России по г.Москве в разное время были награждены правительственными наградами. Увы, не все собровцы вернулись из боя. Девять сотрудников отряда — навечно в строю…
Жирнов Владимир Александрович (17.09.1960-19.04.1990).
Погиб при исполнении служебных обязанностей в результате дорожно-транспортного происшествия.
Бухтияров Андрей Михайлович (25.7.1968-16.1.1995).
Погиб при выполнении специального задания по ликвидации вооруженных бандформирований и освобождению заложников в селе Первомайское (Дагестан).
Приходько Анатолий Николаевич (12.1.1960-16.1.1996).
Погиб при выполнении специального задания по ликвидации вооруженных бандформирований и освобождению заложников в селе Первомайское (Дагестан).
Туржанский Сергей Владимирович (31.7.1971-16.1.1996).
Погиб при выполнении специального задания по ликвидации вооруженных бандформирований и освобождению заложников в селе Первомайское (Дагестан).
Заставный Александр Николаевич (5.11.1965-16.1.1996).
Погиб при выполнении специального задания по ликвидации вооруженных бандформирований и освобождению заложников в селе Первомайское (Дагестан).
Рыбко Сергей Михайлович (10.3.1975-9.6.2002).
Погиб при выполнении специального задания по ликвидации незаконных вооруженных бандформирований Введенского района в н.п. Ялхой-Михк Чеченской Республики.
Финогенов Игорь Алексеевич (16.9.1970-26.10.2002).
Трагически погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе проведения операции по освобождению заложников на мюзикле «Норд-Ост». Находясь в числе заложников, поддерживал связь с дежурной частью ОМСН КМ ГУВД г.Москвы, информируя сотрудников о происходящем внутри здания.
Несмеянов Денис Валерьевич (7.2.1975-20.12.2002).
Трагически погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе проведения спецоперации при задержании вооруженного преступника.
Фирюлин Алексей Вячеславович (25.9.1971-17.7.2005).
Погиб при исполнении служебных обязанностей в результате дорожно-транспортного происшествия на территории Северо-Кавказского региона.
Кондратьев Евгений Николаевич (25.5.1960-21.8.2005).
Скоропостижно умер в течение года после увольнения по причине заболевания, полученного им в период прохождения службы.
Вечная память героям! Здоровья и успехов тем, кто и сегодня в строю!
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 50 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!