РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ОРДЕН №699
ДЕПУТАТ ВЕРЯСОВ ПОГИБ ПРИ ОБОРОНЕ ЛЕНИНГРАДА
Эта история началась четыре года назад, летом, когда члены поискового отряда обнаружили у Колпинского противотанкового рва, почти на самой поверхности, в дерне, останки солдата. При нем были обнаружены орден Красного Знамени и нагрудный знак депутата Верховного Совета РСФСР.
Имена многих из тех, кто «с кровавых не пришедшие полей», остаются неизвестными, и память о них бережно хранит Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Редко, когда воинские останки удается опознать. И каждая такая находка — настоящая победа.
А на южной окраине Санкт-Петербурга, в районе 2-го Колпинского противотанкового рва были найдены останки уроженца села Лебяжье Мелекесского района Верясова Степана Ивановича, 1912 г. р., предположительно призванного на фронт в 1941 году и погибшего в январе 1942-го при обороне Ленинграда. Правда, поначалу это был просто неизвестный солдат и никто из поисковиков не знал, будет ли возможность узнать его имя. Но — надеялся.
«ЧУВСТВУЮ, ЧТО ОЧЕНЬ НАДО…»
В любой «Книге памяти» напротив огромного числа не вернувшихся с войны пометка — «пропал без вести». Не у всех указано место захоронения.
По всей России до сих пор лежат безвестные останки воинов, оставшихся там, где их настигла смерть — в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах, воронках или под открытым небом. И тут приходят на помощь поисковики, среди которых немало молодежи, которую нынче, всю без разбора, частенько ругает старшее поколение. А ведь они свое свободное время посвящают этой тяжелой — и в физическом, и в моральном смысле, — но такой благородной и нужной работе.
Обнаружила неизвестного солдата девушка из поискового отряда — Юлия Макарова из отряда «Магура».
Чуть позже на интернет-форуме ее подруга рассказала, что никогда не забудет, как накануне вечером они сидели с Юлей у костра, и девушка ей сказала: «Завтра последний день вахты, когда можно полноценно работать. Очень хочу с прибором (металлоискателем) пробежаться по верхам у траншей, хотя там хожено-перехожено, мало ли что будет. Чувствую, что очень надо…» И в конце рассказа подруга призналась: «Не подвела чуйка поисковая нашу красавицу!»
Чтобы узнать имя найденного красноармейца, была проведена большая работа. В конце декабря на сайте поисковиков была размещена информация об ордене Красного Знамени №699 и нагрудном знаке депутата Верховного Совета РСФСР — сохранившихся рядом с останками неизвестного солдата.
Поисковики отправили запросы в архивы Ульяновской и Самарской областей. В результате установили, что останки принадлежат уроженцу села Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области Степану Ивановичу Верясову.
В Димитровграде удалось разыскать дочь Степана Верясова — Людмилу Баранову. Все послевоенное время она пыталась найти хоть какую-то информацию о пропавшем без вести отце. Отыскать Людмилу Степановну помог глава Лебяжьинского поселения Виктор Алмакаев, который обратился в архив похозяйственных книг, содержащих сведения о детях Степана Верясова.
«Только что общались по телефону с Людмилой Степановной Барановой, — так писал об этом событии один из участников поискового отряда. — Говорить о том, как потрясло ее известие об отце, трудно… Не найти таких слов… Слезы дочери, дождавшейся отца…
Конечно, только домой, только в родную землю! Просила передать всем огромное человеческое спасибо! Фото отца сохранилось. В ближайшее время, надеюсь, мы увидим Степана Ивановича, каким он был…»
«ЗА БДИТЕЛЬНОСТЬ И ОТВАГУ…»
В конце того же, 2011 года, как были найдены останки солдата, в самарский архив поступил запрос, автором которого была жительница Керчи Наталья Круглова. Она же — представитель объединения поисковых отрядов «Броня» (г.Арзамас, Нижегородская область, ведет поиск на местах боев в Ленинградской и Смоленской областях) и «Эльтинген» (г.Керчь).
Круглова запросила информацию о том, где именно служил Верясов до войны, за какие заслуги был награжден, его биографию. Все это было необходимо для увековечивания памяти Степана Ивановича в Книге памяти Ленинградской области и Книге Памяти Пограничных войск, и для торжественного захоронения 9 мая 2012 года.
Тут надо заметить, что в Самарский областной государственный архив социально-политической истории ежегодно приходит огромное количество самых разных запросов. Среди них, как правило, есть и просьбы отыскать информацию о воевавших родственниках или иных людях. Ценнейшим источником такой информации могут быть документы из военкоматов, но не все знают, откуда призывался потерянный член семьи или тот, кого разыскивают.
Важным для поиска является факт, был ли разыскиваемый членом партии и если да, то когда и где вступил в ВКП (б). Как это и было в случае с Верясовым. Оказалось, что в Самаре сохранилось его личное дело с автобиографией, заявлением и анкетой, которую он лично заполнял.
…Степан Верясов родился 10 апреля 1912 года в селе Лебяжье Самарской губернии Мелекесского уезда Лебяжьей волости в большой крестьянской семье. В 1920-м пошел учиться в сельскую начальную школу. В 1923-м, после смерти отца, был вынужден оставить учебу и заняться своим хозяйством. Через пять лет, в сентябре 1928 года, работал лесорубом в Мелекесском леспромхозе, затем (до января 1934-го) — конюхом в сельсовете родного села. Помимо работы, вел активную общественную работу, в том числе в качестве бригадмильца.
В 1932 году Верясов был избран членом сельсовета. Умел ладить с людьми, сам отлично работал и других смог заставить. Видимо, благодаря личной активности, Степан Иванович успешно справлялся с заданиями по хлебозаготовкам и ликвидации задолженности по мясозаготовкам.
Кроме того, ему удалось обнаружить несколько хлебных ям. Участок Верясова становится передовым в селе, за что он дважды премируется сельсоветом. Тут требуется пояснение. Дело в том, что во время коллективизации крестьяне повсеместно укрывали зерно. Настоящих кулаков было 5-6 %, остальные — крепкие середняки. Их силой и загоняли в колхозы. Делалось это руками простых партийцев.
…В январе 1934 года Степан добровольно вступил в Красную Армию, службу проходил на Дальнем Востоке. Здесь его зачислили в полковую школу (школа для младшего начальствующего состава — Авт.)
Маленький штрих к характеру Степана Верясова. До армии он ни разу не стрелял из винтовки, и поэтому, чтобы в полной мере овладеть боевым оружием, начал упорно тренироваться буквально каждый день. Такое трудолюбие было оценено, и молодой боец получил заветный значок «Ворошиловского стрелка», а некоторое время спустя командир батальона премировал его и за отличную стрельбу из пулемета.
Полковую школу Степан закончил с оценкой «хорошо» и стал командиром отделения. Активный и энергичный, он начинает готовить молодых новобранцев к службе. За короткое время он лично задержал несколько шпионов и диверсантов, проникнувших через границу.
В марте 1936 года Верясов принял боевое крещение. 25 марта, он, вместе с отрядом, находился на боевом дежурстве. Наблюдатель обнаружил, как с жандармского поста выехала легковая машина, остановилась у пограничного знака, из нее вышли четверо японских солдат во главе с капитаном. Они перешли границу и открыли огонь по отряду советских пограничников. Завязалась перестрелка, во время которой были убиты японский капитан и солдат.
Заставу имени Генерального секретаря ЦК РКСМ А. Косарева подняли «в ружье», так как предполагалось, что последствия этой провокации могут быть очень серьезными. К обеду на Безымянной высоте дозорные засекли японский отряд в двести бойцов, вторгшихся ни много, ни мало, на 250 метров на нашу территорию и окопавшихся. Разведка установила, что враг хорошо вооружен пулеметами, винтовками и гранатами.
Степан Верясов одним из первых оказался на передовых позициях в завязавшемся бою. Заметив продвижение японцев, он открыл по ним пулеметный огонь и остановил вражеское наступление. Затем вместе с бойцами стал продвигаться к окопавшимся японцам. Неожиданно Верясов лицом к лицу встретился с вражеским офицером и, несмотря на его быструю реакцию, успел поразить врага выстрелом.
Вскоре Степана ранили, но он пробрался вперед и передал товарищам приказ лейтенанта. Верясова перевязали, и он снова занял свое место в бою, который длился до самого вечера. И хотя силы японцев превосходили наши в несколько раз, все же они были вынуждены отступить, оставив своих убитых и полковое знамя.
Об этом бое узнала вся страна. Во владивостокский госпиталь, где на излечении находились бойцы, стали поступать многочисленные приветственные письма и телеграммы, десятки людей ежедневно приходили повидать раненых героев.
В постановлении Президиума ЦИК СССР говорилось: «За бдительность и отвагу, проявленные при охране границ СССР на Дальнем Востоке, Верясов Степан Иванович, 1912 года рождения, красноармеец стрелкового полка №2330, пограничник, награжден орденом Красного Знамени №699».
Награда была вручена Верясову 27 июля 1936 года на заседании Президиума ЦИК СССР. Орден он получил из рук «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.
ИМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК
Как же радовались односельчане Степана Ивановича, как гордились им! Каждому, когда он приезжал в родное село, хотелось не только повидаться с ним, но и поговорить, посоветоваться, о том, о сем.…
Газета «Волжская коммуна» писала в те годы: «В Лебяжье прибыл орденоносный пограничник Степан Иванович Верясов, участвовавший 25 марта 1936 года в отражении нападения японского отряда на заставу имени Косарева. Колхозники устроили ему горячую встречу.
Ежедневно к нему в избу приходили десятки друзей и знакомых поговорить со знатным земляком. Степан Иванович хорошо себя чувствует и вполне оправился от ран. На его груди поблескивает орден Красного Знамени. Товарищ Верясов в беседе с нашими корреспондентами попросил передать приветствие читателям «Волжской коммуны»».
…После возвращения домой в сентябре 1937 года Степан Иванович поселился на станции Кинель. В декабре был избран секретарем Кинельского райкома комсомола. По своей всегдашней привычке, с головой ушел в работу, в результате которой комсомольская организация района увеличилась на 400 человек. 52 комсомольца получили рекомендации для вступления в партию. В колхозах появились пять новых комсомольских и первичных организаций.
А в 1938 году трудящиеся Богатовского района выдвинули Степана Ивановича кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.
«Первым источником, к которому мы обратились, — рассказал Евгений Михайлович Малинкин, главный специалист отдела использования архивных документов ГБУСО «Самарский областной государственный архив социально-политической истории», — была центральная областная пресса, где печатались сведения о кандидатах в депутаты Верховного Совета РСФСР и СССР, а именно газета «Волжская коммуна». В результате поиска в подшивке газеты за 1938 год были найдены сведения о постановлении окружной избирательной комиссии Богатовского избирательного округа № 327 о регистрации С. И. Верясова кандидатом в депутаты ВС РСФСР (с фотографией), его официальная биография, а также статья журналиста газеты П. Гурьянова о нем».
После этого был произведен поиск по алфавитной именной картотеке, составленной Куйбышевским партийным архивом, и была обнаружена карточка с указанием на архивные документы, где упоминалось имя Степана Ивановича, а именно — протоколы заседаний Куйбышевского обкома ВКП (б).
Последним этапом был поиск личного дела на Верясова. С помощью автоматизированной информационной системы «АИС АРХИВ» в архивном фонде Кинельского райкома было обнаружено личное дело по приему в члены партии Верясова С. И., к сожалению, без фотографии.
Точно неизвестно, когда именно Степан Иванович ушел на фронт, но, благодаря электронной базе данных Министерства обороны РФ, в которую внесены оцифрованные документы Центрального архива министерства, известно, когда он погиб — в январе 1942 года при обороне Ленинграда.
На тот момент Степан Иванович всего неделю находился в составе разведроты 191-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Погиб при выполнении боевого задания у деревни Лезно Чудовского района. Впоследствии все воинские захоронения в Лезно и ее окрестностях были перенесены на воинское кладбище восточнее деревни Водолье — на берег Любуньки, реки с ласковым женским именем.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Вместе с останками Степана Верясова поисковиками был найден и еще один солдат — Михаил Белозёров. Обоих, с соблюдением воинских почестей 22 июня 2012 года похоронили на Аллее Славы городского кладбища Димитровграда.
Церемония началась у монумента Славы, где состоялся митинг-реквием. В нем приняли участие родные и близкие погибших, ветераны Великой Отечественной войны, заместитель Председателя правительства Ульяновской области Николай Маркин, депутат Законодательного собрания Габдулхак Мурзаханов, глава администрации Мелекесского района Владимир Тигин, сотрудники аппарата областного парламента и представители общественных организаций. Всем им близка и понятна тема войны.
Война оставила свой след практически в каждой семье мелекессцев. В первые годы на фронт ушло 800 жителей города. Потом их были сотни, тысячи. За четыре года ушли на фронт более 20 тысяч человек. Из них не вернулся каждый шестой. Имена четырех тысяч погибших воинов занесены в городскую Книгу Памяти.
21 июня, в Свято-Никольском храме в присутствии родственников состоялась панихида по погибшим воинам. Ее совершил благочинный Мелекесского округа протоиерей Георгий Чувяков.
А накануне, 20 июня, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин передал внуку Верясова Дмитрию Баранову портрет его деда, нагрудный знак депутата и орден Красного Знамени. Встреча состоялась в Доме приемов Правительства России.
Кроме того, спикер парламента передал солдатский медальон Михаила Белозёрова двум его внукам, Александру и Виктору Осокиным, а также правнуку — Андрею Осокину.
«Благодаря работе поисковых отрядов, в истории двух российских семей, а значит, в истории Великой Отечественной войны, стало меньше белых пятен, — сказал Нарышкин. — Степан Верясов был депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва, а значит, в определенном смысле моим коллегой».
…Память — это не только ордена и медали, к которым прикасались руки твоего отца, деда или прадеда, не только фотографии, или воспоминания тех, кто помнил его лично или со слов старших родственников… Это что-то неуловимое и узнаваемое — в разрезе глаз, в улыбке, в собственном почерке, таком похожем и одновременно не похожем на почерк в пожелтевшем треугольнике, который нашел внука через столько лет!..
Вот так, спустя семьдесят с лишним лет, вернулись домой красноармейцы первых военных призывов, и обрели вечный покой на родной земле, откуда в 1941-м они ушли сражаться за Родину.
Редакция благодарит Сергея Зуева, командира поискового объединения «Святой Гавриил» (Димитровград), за предоставленные фотографии.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 54 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!