РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ШТУРМ ПОД БОЙ КУРАНТОВ
ОПЕРАЦИЯ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ СПУСКЕ
Одним из знаковых дел Группы «А» середины 1990-х является спецоперация на Васильевском спуске. Тогда, в октябре 1995 года, в самом центре Москвы, возле стен Кремля, вооружённым террористом-одиночкой был захвачен автобус с южнокорейскими туристами.
ЗАХВАТ В «ПРЯМОМ ЭФИРЕ»
Действовать возле Кремля сотрудникам спецподразделения пришлось не в первый раз — в июне 1991 года бойцы Группы «А» уже обезвреживали здесь террориста, захватившего в автобусе в заложники семилетнюю девочку. И вот новое испытание… Только на этот раз все было гораздо серьезнее.
14 октября группа туристов из Южной Кореи находилась на Красной площади и осматривала собор Василия Блаженного. Когда корейцы стали заходить в экскурсионный автобус, туда проник вооруженный мужчина. В заложниках оказалось около тридцати работников корейской фирмы «Хендай-электроникс», экскурсовод и водитель.
Первым в диалог с захватившим автобус вступил местный участковый, чуть позже — прибывший по тревоге начальник отдела Московского уголовного розыска подполковник Юрий Семёнов. В разговоре с сотрудниками МВД преступник выдвинул первые требования: 10 миллионов долларов, транспорт и возможность вылета из Москвы на самолете. Прибыли на место происшествия и бойцы СОБРа, но им была поставлена задача — в ход операции не вмешиваться.
Рассказывает вице-президент Международной Ассоциации «Альфа» полковник Василий Верещак (в 1995 году заместитель начальника 1-го отдела Управления «А»):
— Наш отдел 14 октября находился на боевом дежурстве, я был ответственным офицером. Вечером звонок оперативному дежурному. Наверное, в первый и последний раз в истории подразделения — директор ФСБ. Спросил: подразделение в готовности? Отвечаю: так точно! Барсуков — мне: «боевая тревога»!
Через несколько минут после объявления тревоги в район Васильевского спуска выдвинулась передовая группа из нескольких сотрудников для проведения рекогносцировки. В состав группы вошло несколько снайперов и представитель руководства.
Вскоре к месту происшествия прибыли дежурный отдел, начальник Управления «А» генерал Александр Гусев и его первый заместитель Александр Мирошниченко. Сразу были выставлены все элементы боевого порядка: штурмовые группы, группа снайперов, группа применения спецсредств, группа блокирования. На месте уже был сформирован оперативный штаб, который возглавил лично директор ФСБ Михаил Иванович Барсуков.
Вскоре из штаба поступила команда — выделить одного человека в группу переговорщиков.
Игорь Мирошниченко (в 1995 году сотрудник Управления «А»):
— Я вернулся из командировки на Кавказ и поехал в госпиталь навестить нашего сотрудника Дмитрия Киселёва, раненого в Будённовске. Там и узнал о захвате заложников — прошла информация по телевизору. Пришлось срочно выезжать. На месте мне поставили задачу — вместе с подполковником МВД Юрием Семёновым вести переговоры с террористом. Координацию между оперативным штабом и боевым подразделением осуществлял Василий Захарович Верещак.
С самого начала операции штаб во главе с Михаилом Барсуковым поставил перед спецназом четкую задачу — штурмовать автобус, если переговорный процесс никакого результата не принесет. Сотрудники спецподразделения сразу же начали разрабатывать различные пути силового решения проблемы. Одним из вариантов нейтрализации террориста был выстрел снайпера. В милицейской машине находилась позиция Игоря Ворошилина, с одной из башен Кремля наблюдение за преступником вел Иван Аржанов. Но от этой идеи пришлось отказаться — преступник неожиданно приказал водителю передвинуть автобус на несколько десятков метров вперед.
— Ситуация постоянно менялась, — вспоминает Василий Верещак, — мы получали большое количество вводных. Вскоре нашим специалистам удалось внедрить в автобус специальную аппаратуру — мы знали, что происходит в салоне. Неожиданно террорист дал команду водителю: «Приготовься! Сейчас поедем по Москве!» Сразу же несколько групп сотрудников выехали для подготовки проведения возможных вариантов операции в крупнейшие аэропорты столицы.
Тем временем переговоры с террористом продолжались. Получив первую часть денег, преступник неожиданно потребовал предоставить ему легковую машину для выезда в аэропорт. Сразу же было принято решение — ликвидировать террориста во время пересадки из автобуса в автомобиль. Капитан Юрий Торшин и старший лейтенант Юрий Полищук, используя мертвые зоны, смогли подобраться к автобусу, пролезть под его днищем в район передней двери и занять позиции. Автомобиль подогнали к автобусу, но… преступник неожиданно отказался пересаживаться. Были и другие трудности.
Полковник Виталий Демидкин (в 1995 году начальник 1-го отделения 1-го отдела Управления «А»):
— Проблема заключалась в том, что автобусы марки «Мерседес» мы до этого никогда не штурмовали. Во-первых, двери там открывались иначе, чем на «Икарусах», на которых нам до этого приходилось тренироваться. Во-вторых, стекла-триплексы — по ним бьешь кувалдой, а она отскакивает. Спасибо Юрию Михайловичу Лужкову — он разрешил потренироваться на аналогичном автобусе в полную силу.
Помог мэр Москвы и в другом вопросе — сумел достать нужную сумму в долларах. Требования террориста постоянно менялись.
Игорь Мирошниченко:
— На переговоры я ходил больше шести раз. Деньги передавали частями в обмен на заложников, удалось нам и уменьшить сумму выкупа. Террорист проявил себя настоящим профессионалом — разговаривал из глубины салона, постоянно прикрывался водителем. Говорил: «Знаю я ваши приемчики, вы сто процентов что-то готовите!» Но нам удалось выяснить, что после переговоров он возвращался на второй ряд кресел прямо за водителем. Это сыграло решающую роль при выработке стратегии штурма.
РАБОТАТЬ ДВУМЯ ГРУППАМИ
Тем временем штабом было принято решение — работать по автобусу двумя группами. Одна группа должна была заходить с борта грузовика, разбив стекла, другая — со стороны передней двери.
Виталий Демидкин:
— Важную роль в выработке стратегии штурма сыграл Сергей Владимирович Д. Мы, благодаря ему, выяснили, что по стеклу необходимо бить под определенным углом. Чтобы проникнуть на первый и второй ряды кресел, нужно было разбить первое после водительского окно, на третий и четвертый ряды — второе. По боевому расчету Сергей Владимирович шел на первый ряд, я — на второй, Константин Пеккер — на третий, Михаил Станиславович — на четвертый. Всего в грузовике было четыре пары сотрудников. Потренировались, доложили в штаб о готовности к штурму и получили добро на проведение операции.
Высокая ответственность лежала на водителе грузовика ЗИЛ-130 — сотруднику Управления «А» Виктору Матушкину предстояло притереть автомобиль со спецназовцами максимально близко к борту автобуса и остановиться в определенной точке. Чтобы помочь водителю выполнить этот маневр максимально точно, вместе с ним в кабине грузовика поехал Василий Верещак. Была и еще одна проблема — предстояло отвлечь внимание террориста от группы захвата. Эта задача была поставлена перед капитаном Мирошниченко.
Игорь Мирошниченко:
— Мне предстояла важная задача — при передаче очередной партии денег на время нейтрализовать террориста с помощью свето-шумовой гранаты. Бойцы из штурмовой группы мне сказали: кидай «Зарю», как только грузовик приблизится к автобусу на расстояние 30-35 метров. Сумка с долларами была достаточно большая, благодаря этому факту преступник и не видел, что у меня во второй руке находится граната. Террорист взял сумку и, открыв, стал пересчитывать деньги. Все произошло за считанные секунды. Боковым зрением вижу — грузовик накатывает и в это время раздается хлопок запала. Брошенная мной граната попала между бандитом и сумкой с деньгами. Преступник поднял голову, но сделать уже ничего не успел — раздался взрыв и ребята пошли.
— Моей группе предстояло проникнуть в автобус, освободить заложников, уничтожить террориста, — рассказывает полковник Юрий Торшин. — Работали двумя группами, с одной стороны отдел, которым руководил Виталий Демидкин, — они действовали с грузовика, а с другой стороны — моя группа. Операция, прямо скажем, классическая, причем в процессе мы впервые столкнулись с тем, что автобус был марки «Мерседес», их тогда мало было в Москве. Обычно мы тренировались на автобусах типа ЛАЗ, где, например, прекрасно разбивались стекла. В этой же иномарке стекло было триплекс. Когда ударили по нему, оно не осыпалось, просто в стекле образовалась дыра. Поэтому пришлось сотрудника брать, извини за выражение, «как бревно», и трем-четырем товарищам забрасывать его в окно, — усмехается Юрий Николаевич.
На момент штурма в автобусе оставалось от пяти до семи корейцев, плюс сам террорист и водитель автобуса.
Террорист, который в момент штурма находился в районе третьего ряда кресел, успел несколько раз выстрелить в ворвавшихся спецназовцев из пистолета, но мгновенно был уничтожен ответным огнем Константина Пеккера. Несколько сотрудников во главе с Юрием Торшиным ворвались в автобус через разблокированную переднюю дверь, через разбитое со стороны задней двери окно в автобус проник Владимир Кондрашов. Мгновенно зачистив ранее намеченные сектора, спецназовцы выволокли уничтоженного террориста из салона. Никто из оставшихся в автобусе заложников не пострадал.
Уже после завершения операции удалось установить личность террориста. Им оказался житель Петропавловска-Камчатского Виктор Сургай — генеральный директор компании, занимавшейся поставкой рыбной продукции. Причиной, толкнувшей его на совершение преступления, стали долги его фирмы.
Василий Верещак:
— Хотелось бы отметить решающую роль Михаила Ивановича Барсукова в руководстве операцией. Директор ФСБ не побоялся взять на себя всю полноту ответственности, его четкие и однозначные указания были одним из важнейших элементов успеха.
Через несколько месяцев сотрудники Управления «А» были удостоены государственных наград. Константину Пеккеру и Юрию Торшину были вручены медали «За отвагу». Владимир Кондрашов, для которого операция на Васильевском спуске стала первой, был награжден медалью Суворова. Основной части сотрудников, участвовавших в операции, мэр Москвы Юрий Лужков вручил наручные часы «Каскадер».
Вскоре состоялся визит группы российских спецназовцев в Южную Корею. Принимали «альфовцев» на самом высшем уровне — владелец «Хендай-электроникс», богатейший в стране человек. Впервые была организована экскурсия на базу корейского спецназа, так называемый Отряд-47. А через некоторое время корейцы посетили Москву с ответным визитом.
— После операции на Васильевском спуске нами были затребованы схемы всех автобусов иностранного производства, — рассказывает Василий Верещак. — Ситуация наглядно показала, что это крайне необходимо. Были приняты и наши предложения по совершенствованию материально-технической базы, включая разработку штабных автобусов. Во время этих событий оперативный штаб располагался на капоте легковой машины… Вышла на принципиально новый уровень и боевая подготовка.
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
С момента событий на Васильевском спуске прошло двадцать лет. Судьбы участников операции сложились по-разному: кто-то вскоре ушел в «народное хозяйство», кто-то, как Сергей Владимирович Д. или «Бывалый», до сих пор находятся в строю.
Генерал Александр Гусев руководил действиями спецподразделения в операциях у поселка Первомайское в Дагестане и у посольства Швеции в Москве.
Полковник Василий Верещак после создания Центра специального назначения ФСБ вошел в руководство штаба. В настоящее время он возглавляет Группу компаний «Ангел» и Центр боевых искусств «Альфа — БУДО».
Александр Мирошниченко в 1999 возглавил Группу «А», затем занимал пост 1-го заместителя начальника Центра специального назначения ФСБ России. В дальнейшем являлся вице-губернатором Тверской области и помощником министра обороны.
Виталий Демидкин и Юрий Торшин, оба полковники, дослужились до руководителей оперативно-боевых отделов, работали на Дубровке и в Беслане. В настоящее время они избраны в Совет Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Заместителем начальника отдела Управления «А» уволился из подразделения Константин Пеккер. Владимир Кондрашов, награжденный за время службы тремя орденами Мужества, прослужил в «Альфе» еще десять лет. Одного участника тех событий уже нет в живых: майор Борис Курдибанский, во время операции на Васильевском спуске отвечавший за связь, погиб зимой 2002 года в Старых Атагах (Чечня).
…К октябрю 1995 года Группа «А» провела пять операций по освобождению заложников на автобусах. В Орджоникидзе в декабре 1988 года до штурма не дошло, все решилось путем переговоров — всех школьников и учительницу удалось освободить в аэропорту Минеральных Вод, куда бандитами был пригнан автобус.
В районе все тех же Минеральных Вод дважды, в мае и июне 1994 года, были захвачены пассажиры рейсовых автобусов. И дважды четко сработала московская «Альфа» и ее краснодарское отделение.
В сентябре 1995 года в Махачкале штурмовать автобус все же пришлось — ни на какие уступки террористы не шли. Тогда все завершилась успешно, никто из заложников не пострадал.
Операция на Васильевском спуске была по-своему уникальна: впервые в истории подразделению пришлось штурмовать объект в прямом эфире и не где-нибудь, а самом центре Москвы, в ста метрах от Кремля. И без того непростая ситуация осложнялась еще и тем, что в руках вооруженного террориста оказались иностранные туристы. Малейшая ошибка — и преступник мог открыть стрельбу, операция могла быть сорвана. Поэтому и был четкий приказ со стороны руководства — работать на уничтожение. Задача была выполнена без потерь.
Еще при создании подразделения Председателем КГБ СССР Юрием Андроповым было сформулировано главное требование: с головы заложника при освобождении не должен упасть ни один волос. Этого принципа легендарное подразделение в своей работе придерживается вот уже без малого четыре десятка лет.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 54 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!