23 ноября 2024 04:03 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Содружество

Автор: ВЛАДИМИР САМСОНОВ
СОБАЧИЙ СПЕЦНАЗ

27 Марта 2016
СОБАЧИЙ СПЕЦНАЗ

«САВЕЛЬЕВЦЫ» В ЦЕНТРЕ СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА

Учащиеся школы №2093 имени Героя России Анатолия Савельева устроили концерт для солдат и офицеров 470-го ордена Красной Звезды Методико-кинологического центра служебного собаководства ВС РФ (в / ч 32516).

«ЗДЕСЬ — ЖИВОЙ!»

Когда-то питомник начинал свою деятельность на том же месте, где сейчас находится школа №2093, — в Новогиреево, являющемся малой Родиной легендарного офицера спецназа Анатолия Николаевича Савельева. В то время Новогиреево было пригородом Перово. Ближайшее Подмосковье! Теперь — Москва…

Инициатива поездки «савельевцев» в Дубну исходила от Совета ветеранов служебного собаководства. Поездка была организована силами Центра Досуга и Спорта «Новогиреево» (руководитель — Владимир Игоревич Борисов). Ветераны вместе с детьми и педагогами школы отправились в Дмитровский район в Центр служебного собаководства.

Советский санитар вывозит раненого бойца в тыл на тележке, запряжённой собаками

…23 августа 1924 года приказом Реввоенсовета Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) в целях проведения опытов по применению собак в военном деле при Высшей стрелково-тактической школе «Выстрел» был организован Центральный учебно-опытный питомник-школа военных и спортивных собак. Его личный состав составлял тридцать пять человек и сорок четыре собаки.

Первый выпуск питомника-школы состоялся осенью 1925 года. А 26 августа 1926-го питомник выведен из состава «Выстрела» и передан в подчинение инспектору связи РККА, получив наименование «Центральная школа военных и спортивных собак».

В состав 470-го МКЦ входит легендарный питомник «Красная звезда», в котором были выведены новые породы собак: русский черный терьер и московская сторожевая.

В 1940-м была разработана методика дрессировки собак минно-розыскной службы.

Свое боевое крещение личный состав школы получил в июле-августе 1939 года во время боев с японскими милитаристами у реки Халхин-Гол (Монголия). В составе подразделений работали четвероногие бойцы по борьбе с танками противника, собаки связи и сторожевой службы.

Далее личный состав вместе с собаками принимал активное участие в войне Советского Союза с Финляндией. В 1940 году на фронт были отправлены в том числе подразделения ездово-нартовых упряжек.

В Великую Отечественную 680 тысяч раненых солдат и офицеров вывезли с поля боя собачьи упряжки. 95 % тяжелораненых обязаны своим спасением четвероногим санитарам: их умению обыскать перепаханную снарядами землю и, главное, отличить еще живых, но не подающих признаков жизни бойцов, от уже погибших. Или попросту дать понять вожатому: «Здесь — живой!»

Всего на различных фронтах действовали 69 отдельных взводов и 36 батальонов нартовых отрядов, а также два специальных полка этой службы.

О бесстрашии и мужестве ездовых собак санитарных упряжек знала вся армия. Командиры наступающих частей правдами и неправдами старались «отвоевать» себе именно упряжки: когда одна часть после боя отдыхала, человек-вожатый с четвероногими солдатами переходил к той, которая готовилась к атаке, чтобы при необходимости вывезти раненых…

Отцы-командиры кинологического центра с большим удовольствием приветствовали гостей. Командир части полковник Дроненко Алексей Владимирович наградил организаторов поездки почетными грамотами.

Советские солдаты-вожатые ведут собак-истребителей танков. Фото: Борис Эйберг,  декабрь 1941 года

Кстати, в тот же день офицерам части были присвоены очередные звания. Один из прапорщиков стал лейтенантом. Как сказал командир части: «Все возможно. Дорога открыта».

Солдаты и офицеры части высоко оценили концерт учеников школы №2093 имени Героя России Анатолия Савельева — песни и танцы на патриотическую тематику.

Гостям представили показательные выступления воспитанников кинологического центра. Кого здесь только не было! Собаки просто замечательные: и немецкая, и бельгийская овчарки, шоколадный лабрадор и голубоглазый хаски. Четвероногие бойцы продемонстрировали свою отменную выучку — «нападение на врага», «охрана объекта», «змейка».

После концерта и обеда «савельевцы» посетили музей части, в котором показана вся история служебного собаководства. В частности, история создания школы и ее первого командира — Григория Пантелеймоновича Медведева. Он был командиром колонны на Красной площади во время парада Победы 26 июня 1945-го, где кинологи прошли вместе со своими питомцами.

А вот один из героев-кинологов Дмитрий Торохов принимал участие в параде, но без собаки. Его сын Геннадий Дмитриевич — полковник МВД в отставке, заслуженный юрист России, награжденный орденом Кошко «За заслуги в области уголовного сыска», — он рассказал о боевом пути отца…

ГЕРОЙ БЕЗ «ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ»

Дмитрий Торохов родился в 1922 году. В восемь лет остался сиротой. С детства боялся собак, поэтому, когда его призвали в армию, заявил, что не сможет с собаками работать. А командир в ответ говорит: «Тебя Родина призвала, значит, сможешь!»

Никаких учебников новичкам-вожатым не давали, да и зачем? От них требовалось давать собакам пять команд; «ко мне», «вперед», «стоять», «направо», «налево», уметь подопечных псов — двух слева и двух справа — крепить ремнями к лодочке-волокуше или тележке, знать, как раненого укладывать и, главное, как вывезти его с поля боя.

Художник А. Н. Комаров. «Раненый боец с собакой»

Учил Торохова и других бойцов уникальный специалист — Григорий Медведев. Именно он предложил в годы войны использовать собак для борьбы с вражескими танками. Триста бронемашин уничтожили тогда четвероногие воины.

Генерал армии Дмитрий Лелюшенко писал, что гитлеровцы, обнаружив у нас подразделение собак-истребителей танков, на тот участок фронта бронемашины не пускали, потому что уничтожить огнем из движущегося танка бегущую собаку очень трудно, а уж она в сторону не свернет. Сами немцы с завистью констатировали, что «нигде военные собаки не применялись столь эффективно, как в России».

И об эвакуации тяжелораненых на собачьих упряжках с поля боя тоже первым заговорил Медведев. Санитарное управление Красной Армии долго было против этого предложения, но позднее командиры наступающих частей старались «отвоевать» себе именно упряжки.

Как уже говорилось, в годы войны собаки-санитары вывезли с поля боя более 680 тысяч бойцов и командиров. 95 % тяжелораненых бойцов обязаны им своим спасением.

Григорий Медведев всю Великую Отечественную войну возглавлял военное собаководство, а после войны организовал первую в стране Центральную школу военного собаководства «Красная звезда» и руководил ею. До сегодняшнего дня он является единственным в России генералом «от собаководства».

Дмитрий Торохов воевал практически с первых дней войны. На его счету 1580 только документально подтвержденных вывезенных с поля боя солдат и офицеров — и все с оружием! Если без оружия вывозил, то тогда бойца ждало неприятное разбирательство и, скорее всего, направление в штрафной батальон.

Начальник питомника розыскного собаководства ГУВД г.Москвы полковник Дмитрий Торохов

Засчитывали только бойцов из того полка, к которому он был прикомандирован. Торохов был в стрелковом полку. У танкистов — своя санитарно-ездовая служба, у артиллеристов — своя. Идет бой, разве бросишь танкиста, истекающего кровью, или станешь ждать, когда его вожатый подоспеет?!

Дмитрий не знал, как сложилась судьба тех, кого вывез из огненной купели. Вспомнил лишь о двух встречах.

«Летом сорок второго везу на телеге бочку — собачкам кашу варить. Навстречу идет строй, вдруг выбегает солдат и ко мне — обнимает, целует, плачет: «А помнишь, ты мне шапку на голову надел?»

И лишь тогда Дмитрий Михайлович вспомнил о том зимнем бое: «На пятачке под Ржевом фашисты устроили мясорубку. «Юнкерсы» застилали небо. Всюду — раненые вперемешку с убитыми и сплошной человеческий стон. Упряжку увидели, руками машут, зовут: «Сюда, сюда!» Я прошу: «Братики, милые, кто ходить или ползком может — добирайтесь сами». Забираю на волокушу тех, которым ходить уже нечем, или голова пробита, или без сознания. Одного беру на тележку, а он стонет: «Как мерзнет голова, ой, как мерзнет голова!» А с меня пот градом. Натянул ему на голову свою шапку. Потом у санитаров другую шапку взял и об этом случае забыл. А тот солдат нас с собачками запомнил».

Второй случай был уже после войны: «Сижу на лавочке в парке и беседую с приятелем, пенсионером, милицейским полковником Петром Борисовичем Андрюшиным. Он и говорит: «А меня, между прочим, собачки из воронки вывезли. Ездовой только строгий больно попался. «Молчи, — говорит, — молчи!» — «Где-где, — спрашиваю, — под Новым Селом?» И что-то у меня начинает вырисовываться. Раненых там в сорок третьем было много, а немцев вокруг — еще больше. Везу одного бойца, он не стонет — орет… Умоляю: «Молчи, брат, молчи — фрицы рядом. Услышат — накроют нас с тобой обоих». Он снова орать — больно же ему. Спрашиваю: «Пётр Борисович, что еще помнишь, кроме «молчи-молчи»?» — «Ты молчи, а Бобик нас вывезет». Ну, подумай! Обнялись, конечно».

Бобиком звали любимую собаку Торохова. Он прошел с ним всю войну: «Пес просто замечательный, все понимал, он в упряжке коренником был».

За годы войны Дмитрий Михайлович потерял немало собак, но Бобик дожил до Победы. В 1944 году под Оршей его даже ранило одной пулей с хозяином: Дмитрия в кисть руки, собаку — в лапу. Их перевязали и отправили дальше воевать.

ПУШИСТЫЕ, ТЕПЛЫЕ, РОДНЫЕ

Так и воевал Торохов с собаками бок о бок. Делили скудный солдатский паек и вместе ползали под постоянным огнем. «Понюхав пороху, я понял, ЧТО в нашем деле собака, — рассказывал Дмитрий Михайлович. — Не полюбить их было нельзя, не уважать просто невозможно. Воевали, как солдаты, иной день преодолевая по 50 километров. Ночью в лесу нарубишь лапник, укроешься, а собачки — на меня. Пушистые, теплые, родные. За всю войну хорошо, если два месяца наберется, что пришлось в хате ночевать. Бобик всегда рядом. Он и друг, и брат — родная душа: с ним и поговорить можно было, и поплакать. Сиротство, знаете ли, очень печальная история…»

На пенсию Дмитрий Михайлович ушёл только в 1979 году

Самый важный для себя орден Дмитрий получил после четырех ранений — остался живой и еще более сорока лет после войны прожил. Участвовал в параде Победы, несмотря на тяжелое ранение тазобедренного сустава; немецкие снайперы старались выбивать собак, а попали в вожатых. Хотя животных убивали, пожалуй, чаще, чем тех, кто ими руководил.

Важно отметить отношение солдат к собакам. Сначала-то как было? Ну, собаки и собаки. Паек был скудный, и на передовой иногда по три дня ничего не ели — где-то обозы отставали, где-то кухни плохо работали, а где-то они были уничтожены огнем. А солдаты ухитрялись выкраивать из своего скудного пайка сахар и отдавали собакам.

Был приказ Верховного главнокомандующего «О порядке представления к наградам за вынос с поля боя солдат с оружием» от 14 августа 1941 года. За пятнадцать вывезенных бойцов должны были представлять к медали «За отвагу», за двадцать пять к «Красной Звезде», за сорок к «Красному Знамени», за восемьдесят — к ордену Ленина.

А в итоге Дмитрий Михайлович получил орден Красной Звезды и три медали «За отвагу». Так получилось, что орденов больше ему не давали и звания Героя Советского Союза, хоть и писали представление, он так и не получил. Политотдел дивизии решил, что «после Победы героев не бывает».

После войны Дмитрий Торохов стал начальником питомника служебного собаководства ГУВД Москвы. Высшее образование получил в пятьдесят лет.

Приходилось Торохову участвовать в ликвидации бандитов из банды «Черная кошка», получившей широкую известность благодаря фильму «Место встречи изменить нельзя». И в поимке серийного убийцы Ионесяна, проникавшего в квартиры под видом работника «Мосгаза». Тогда вожатые служебных собак дежурили с муровцами и выезжали по первому сигналу, ведь именно для собак работа в городе по горячим следам наиболее результативна.

Однажды пес Джерри, восточно-европейская овчарка, спас ему жизнь. Дело было так. Осенью Дмитрий Михайлович гулял с собакой в Измайловском лесу. Джерри отбежал по своим собачьим делам. Откуда ни возьмись, выбежал лось и прижал Торохова к дереву, сломав три ребра.

Тут-то и появился Джерри… «Когда пес увидел, что лось «так некультурно» себя ведет, прыгнул на него с разбегу и перегрыз горло», — рассказал Геннадий Дмитриевич. Геройский пес до конца жизни прожил у Тороховых.

«Савельевцы» в Центре служебного собаководства

Дмитрий Михайлович вышел на пенсию в 1979 году в звании полковника. Торохов воспитал не одну сотню собак, которые потом спасли людям жизнь. Даже когда ему исполнилось 85 лет, он не забывал свой питомник. Вел активную работу в Совете ветеранов МУРа и ГУВД. Одна из последних заслуженных наград полковника Торохова — медаль «За возрождение служебного собаководства в России». Он скончался 15 июня 2010 года на 89-м году жизни.

…Так выезд в Дубну стал для «савельевцев» не просто экскурсией, а мероприятием, связанным с безопасностью России, ее прошлым и настоящим. 

 

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».

Свыше 56 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 http://vk.com/specnazalpha

 

Оцените эту статью
8168 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание