РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ. Часть 2-я.
Девяностые годы прошлого века породили иллюзию, что русский национализм может быть той прорывной идеей, которая выведет распадающуюся (и уничтожаемую) страну из системного кризиса. Однако события на киевском Майдане и последующая война на Донбассе похоронили «Русский Марш».
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО
«РУССКИЙ КОД» ПУТИНА
В мае 2016 года президент Путин посетил святую гору Афон, где прошли торжества по случаю тысячелетия присутствия русского монашества на Афоне: «Я здесь второй раз и всегда чувствую особую теплоту, доброту и самое лучшее отношение не только ко мне, как главе российского государства, а к русскому народу, народу в целом».
Своими делами Путин в очередной раз послал message тем деятелям, кто шарахается, как черт от ладана, от Русской Традиции, кто под видом «демократии» осознанно и целенаправленно стравливает верующих и атеистов.
По Ивану Ильину, «русская идея» «должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время — русское историческое призвание». И именно Путин чаще всего ссылается на этого выдающегося русского философа, столь востребованного на переходе от Эр-Эф к России.
Владимир Путин не раз выступал по Русской Идее. В январе 2012 года он опубликовал программную статью, озаглавленную «Россия — национальный вопрос». Ее героем стал «русский народ, русская культура» как «стержень, скрепляющий ткань этой уникальной цивилизации».
Обратите внимание — «русский», не «российский»: «самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром».
Ссылаясь на Ильина и Достоевского, Путин утверждает, что у русской идентичности «другой культурный код», «великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию».
Русский язык, культура, «всемирная отзывчивость» (формула Достоевского) должны «скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар».
Опять — не «российских», что подразумевало бы их «гражданственность», а «русских», что определяет этничность. Россиянин — гражданин РФ любого этнического происхождения, русский — определенный этнос.
В июне 2013 года Путин встретился с руководством и корреспондентами телеканала Russia Today и в очередной раз обозначил свою позицию: «В основе американского самосознания лежит индивидуалистическая идея. В основе российского — коллективистская […] в нашем представлении, в представлении русского человека, все-таки другие задачи, что-то такое, за горизонт уходящее. Что-то такое душевное. Что-то такое, связанное с Богом. Понимаете, это немного разные философии жизни. И поэтому понять друг друга довольно сложно».
В сентябре 2013 года на встрече Валдайского форума Путин продолжил эту мысль: «Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера […]
Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое».
Евроатлантические страны отказались от своих корней, «в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану».
Там же: «Россия — как образно говорил философ Константин Леонтьев, — всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве».
«…Мы знаем, — сказал Владимир Путин, обращаясь к Федеральному Собранию в декабре 2013 года, — что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.
Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».
То, о чем говорит Владимир Путин, наглядно демонстрирует Европа, которая, отказавших от своей Традиции в угоду «общества потребления» и «толерантности» имени Кончиты Вурст, становится добычей новых варваров.
По этой же причине пал древний Рим.
И еще…
Дискутируя в мае 2016 года с экс-министром финансов, либералом Кудриным на заседании президиума Экономического совета при Президенте РФ, Путин четко обозначил свою позицию: «пусть страна в чем-то отстала, но у нее тысячелетняя история и Россия не станет торговать суверенитетом». «Не Россия первой начала», — подчеркнул он.
А еще Владимир Владимирович заявил, что будет защищать суверенитет России «не только пока будет президентом, но и до конца своей жизни» (цитата по газете «Ведомости»).
В этом обмене мнениями заключается принципиальное различие между русским патриотом, каким по факту является Путин, и либералом Кудриным.
«…СПЛОТИЛА НАВЕКИ ВЕЛИКАЯ РУСЬ»
В праздничную ночь на первое января 1944 года по Всесоюзному радио прозвучал новый Гимн Советского Союза, утвержденный Политбюро ЦК взамен прежнего — «Интернационала». Незадолго до этого в центральных газетах был опубликован текст, написанный поэтом Сергеем Михалковым. Уже вторая строчка гимна звучала неожиданно: «…Сплотила навеки Великая Русь».
Так что же это за таинственная «Великая Русь»?
Ответ известен: Триединый народ (Великая Русь), объединяющий великороссов, малороссов и белорусов, а также всех, кто считает себя Русским, русичем. Это основа основ, хребет нашего государства. Убери его, разрушь, и страна повторит судьбу Советского Союза.
«После Октябрьской революции термины «Великая Россия / Русь» и «великороссы» клеймятся и объявляются проявлением великодержавного шовинизма, — пишет Владислав Швед в статье «Великая Русь и русские». — И, тем не менее, в январе 1944 года прозвучал новый гимн Союза ССР, в котором прозвучала «Великая Русь». Причем прозвучала в контексте исторического объединяющего начала советского государства.
Не вызывает сомнений, что «Великая Русь» в тексте гимна появилась не без участия Сталина. Между тем, один из авторов гимна Сергей Михалков в своих воспоминаниях утверждал, что «Великая Русь» появилась в тексте гимна по их (с Габо Эль-Регистаном) инициативе.
Хотелось бы верить. Но… Термин «Великая Россия / Русь» в 1923 году на XII съезде РКП (б) был подвергнут жестокой критике как проявление «великорусского шовинизма». К моменту написания гимна в 1943 году постановление съезда никто не отменял. Причем со времени «большой чистки» врагов народа (1937 г.) прошло всего шесть лет.
И вдруг двое «смелых стихотворцев» решили проявить инициативу… Верится с трудом. Она могла бы весьма печально кончиться для них. Тем более, если учесть крайнюю политическую осторожность С. Михалкова, которая позволяла ему выживать во все периоды существования СССР и РФ.
Но не будем гадать. Главное в том, что Сталин уже в 1943 году четко осознавал значение исторической Руси. Он считал советскую державу продолжением Великой Руси и Российской империи», — заключает Владислав Николаевич («Спецназ России», июль 2013 г.).
Гарантией того, что мы не дадим вовлечь себя в новый мировой конфликт, как это уже дважды произошло с нами в прошлом веке, является строительство общества и государства на фундаменте Русской цивилизации. И первым шагом на этом пути должно стать придание официального статуса Триединому русскому народу.
Даже в Преамбуле Конституции РСФСР, принятой в 1978 году, признавалось: «Образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов».
Характерно, что эта фраза про русских из Преамбулы исчезла в ельцинской редакции Основного закона, принятой 24 мая 1991 года на Съезде народных депутатов РСФСР. Тогда же в нее проник неологизм «многонациональный народ».
Закрепление официально за русскими их статуса будет не только признанием их ключевой роли в создании государства — «сплотила навеки Великая Русь», но и даст гарантии всем другим коренным народам, что их права будут надежно защищены от внутренних угроз и экспансии извне. Как завещал имам Шамиль: «В отношении с русскими следуйте моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов справедливость, перетянут больше в сторону добра».
Идеи Великой Руси и Евразийского Союза являются мощным мобилизующим началом. Они дают возможность подвести общий знаменатель под тысячелетней историей страны, вобрав все лучшее, что достигнуто в России княжеской и вечевой, царской и советской, а также за последнее время.
Одной из причин развала СССР явилось невнимание кремлёвского руководства к повышению благосостояния русского народа как государственно-образующей нации. Не с позиций предоставления русским привилегий, а с позиций создания им равных с другими национальными республиками условий жизни.
Строительство государства Российского следует вести на фундаменте Русской цивилизации, которая должна объединить все лучшее, что было в исторической Руси, имперской России и Советском Союзе.
Особо следует подчеркнуть, что акцент на «русскость» цивилизации отнюдь не обозначает пренебрежение к национальным особенностям исторического развития других народов, проживающих на территории России. В рамках Русского патриотизма, основанного на Традицiи, естественны и востребованы патриотизмы всех исторических народов России.
Как писал святой старец Паисий Святогорец (1921-1994 гг.): «Самое важное — держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остается предательство».
Применительно к светской жизни — это предательство своих корней, своей истории. Беспамятство. И напротив: живая историческая память, обращенная в будущее, позволяет уврачевать даже старые раны.
Как пример — Грозный, восстановленный из «руин Сталинграда», где осенью 2015 года проявился памятник офицерам и всадникам Чеченского полка Дикой конной дивизии (1914-1918). И тут же рядами, словно бойцы, встали черные мраморные глыбы, по каждому району республики, на которых золотом высечены имена погибших в борьбе с терроризмом жителей Чечни.
Тут же, в Грозном, перед Мемориальным комплексом Славы имени Ахмат-хаджи Кадырова высится конная статуя всадника. Она изображает Героя Советского Союза, Гвардии подполковника Мавлида Висаитова — первого советского офицера, который в мае 1945 года на Эльбе пожал руку американскому генералу Боллингу.
Не борьба национализмов, а сочетание патриотизмов народов, составляющих единую и особую цивилизацию, ту самую, что является мостом между Западом и Востоком, открывает нам Будущее.
РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ
К настоящему времени Россия получила все необходимые прививки, мучительно переболев и «диким коммунизмом», и «диким капитализмом». Цена непомерно высока! Она ужасает… Однако она же является тем оплаченным капиталом, что открывает нам дорогу в будущее. России и нашим союзникам по Евразийскому Союзу.
Чего же нам не хватает? Пожалуй, самой «малости»: осознания себя не частью Запада или Востока, а геополитическим мостом между ними — особой цивилизацией, являющейся гарантом устойчивого многополярного мира.
Итак, радикальный либерализм, взятый на вооружение олигархическим режимом, себя полностью дискредитировал еще в девяностые годы.
Русский национализм не получил развития в российском обществе.
Идеи «назад» или «вперед» в СССР хотя и пользуются популярностью, но только у части общества (кстати, отнюдь не только у представителей старшего поколения).
Державный (государственный) патриотизм выполнил, в основном, свою историческую, охранительную роль, однако в качестве прорывной идеологии он не имеет будущего.
Что же тогда?
Таковой прорывной идеологией является Русский патриотизм. Тот самый, что в годы Великой Отечественной сыграл свою ключевую роль, позволив мобилизовать общество на основах традиционной идеологии. Его проявлениями были Собор Русской Православной Церкви 1943 года, избравший после долгого и вынужденного перерыва Патриарха, ликвидация Коммунистического (Третьего) интернационала и Союза воинствующих безбожников Е. Ярославского.
Учреждение орденов имени Александра Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова и Богдана Хмельницкого, введение погон (в 1942-1943 гг.), разрешение ношения на фронтах Георгиевских крестов, воссоздание классической русской гимназии — все это пришло из старой Россiи, царской, в Россию красную, сталинскую.
Говорили и писали про «советский патриотизм», однако его генезис не вызвал сомнений. Тогда же, пусть и с оговорками и купюрами, но была реабилитирована сама Русская история, которая до этого, стараниями школы Покровского и леваками из Российской ассоциации пролетарских писателей, уничтожалась на корню.
Война все расставила по своим местам.
И вот уже военная газета «Красная звезда» публикует очерки, посвященные выдающимся русским полководцам. Военкор Константин Симонов, написавший знаменитое стихотворение «Жди меня, и я вернусь», на одном дыхании создает «Русских людей», которых до конца жизни считает своей лучшей пьесой.
О них, о русских людях, несмотря на все испытания, горечь отступления, гибель друзей и близких, но сохранивших волю к победе, рассказывает будущий автор трилогии «Живые и мертвые».
«Русских людей» печатает газета «Правда» рядом со сводками Совинформбюро. Их читают все и везде — на фронте в перерывах между боями, в тылу после трудового дня. Пьесу ставят на всех сценах страны, а в конце 1942 года премьера с успехом проходит в Нью-Йорке.
Прошло шестьдесят пять лет, и мы снова «возвращаемся в родную гавань» — не только Крым, но и вся страна, приходящая в себя после двадцатилетней смуты.
2012 год. Выбор de facto Русского патриотизма. Именно тогда Путин, несмотря на колоссальное внешнее и внутреннее давление (о котором мы можем только догадываться), пошел на новый президентский срок и — победил, поддержанный народом.
Следствием этого Выбора стало поражение Болота имени Сахарова. Снежно-«цветная» революция, однажды победившая в феврале 1917 года, на этот раз была опрокинута и смята.
Конец Света, которым запугивали Мир, не состоялся, и календарь майя, перевернув в декабре 2012 года свою «страницу», открыл для России и Евразии новую эпоху. И Россия с ее союзниками играет в преображении Мира ключевую роль.
Вехи сделанного Выбора…
Жесткая, принципиальная позиция России по недопущению агрессии США и НАТО против Сирии.
Явление Руси-России на завораживающей церемонии открытия зимних Олимпийских Игр в Сочи в феврале 2014 года, что было отмечено тогда во всем мире.
Весна 2014-го. Референдум в Крыму, «вежливые» люди. Возвращение Крыма, по словам Путина, в родную гавань.
Решение проблемы крымско-татарского народа, которая, казалось, никогда не получит позитивного развития. Однако гордиев узел был разрублен, и надежды укров, что крымцы восстанут против России, оказались грезами.
Многомиллионный «Бессмертный полк» — рожденный в Тюмени в 2007 году и шагнувший далеко за пределы России, по странам и континентам. Примечательно, что для коренных французов или немцев его участники — это скорее «русские», нежели абстрактные «выходцы из СССР».
Операция в Сирии, в которой принимают участие ВКС России, спецназ и десантура. Одним из ее героических символов стал офицер Сил специальных операций (ССО), уроженец Оренбуржья Александр Прохоренко (и наш подписчик — «Спецназа России»). Оказавшись под Пальмирой в окружении врагов, «русский Рэмбо», как его окрестила западная пресса, вызвал огонь на себя.
Для западного сознания такое жертвенное поведение нетипично, оно не укладывается в стереотипы consumer society («общества потребления»). Зато оно полностью соответствует архетипу Русской цивилизации, где героями были и являются представители самых разных народов, как коренных, так и приехавших служить России.
И вот теперь в рамках Русского патриотизма пришло время объединить все лучшее, что было в старой Россiи, Советском Союзе и новой России. А что было плохого — всегда помнить, чтобы оно, это яростное и жестокое, никогда больше не повторилось; чтить память всех, кто погиб в братоубийственной смуте, не пережил раскулачивания, сгинул в тюрьмах и лагерях. На «Русской Голгофе», как назвал расстрельный Бутовский полигон Патриарх Алексий. Это и другие места мучений и скорби.
«Русский крест. От тюрьмы и от сумы…» — так называется документальная трилогия Сергея Мирошниченко (2003 год) с участием народного артиста СССР, петроградца Георгия Степановича Жжёнова, прошедшего ИТЛ на Колыме и ссылку в Норильске. По иронии судьбы ему, политическому заключенному и «шпиону», младшему брату погибшего в Воркуте брата Бориса, пришлось сыграть в кино резидента западных спецслужб «графа Тульева», перевербованного в КГБ и отправленного обратно на Запад.
И Русский Крест… как образ всего произошедшего с нами, вне зависимости от национальности и вероисповедания, и одновременно как обозначение глубочайшего демографического кризиса, последствия которого удалось пригасить только в «путинской России».
Об этом еще в 1990-х годах писал один из идеологов и создателей негосударственной системы безопасности в России, бывший глава Информационно-аналитического управления Министерства безопасности РФ генерал Ксенофонт Ипполитов (уроженец Сухуми, грек по национальности). Он был убежденным сторонником солидарного общества. То есть такого общества, которое бы объединило в себе все лучшее, чтобы было в предшествующие эпохи.
Наиболее полно его идеи отражены в книге «Идеология национальной безопасности», выпущенной в 1997 году Российским Союзом предприятий безопасности (РСПБ) при содействии ветеранов Группы «Альфа» и редакции «Спецназа России».
«Ознакомление с содержанием книги дает однозначный ответ: идеология нужна, она необходима, прежде всего, для того, чтобы определить те ориентиры, которые позволят преодолеть кризис, сохранить и укрепить Российское государство», — писал в предисловии президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
И далее: «Автор сумел подняться над партийной, клановой, профессиональной ограниченностью и взял за основу своего поиска то, что составляет суть народной жизни, традиции, опыт, накопленный народами России за более чем тысячелетний период развития Российского государства».
Говоря о России, генерал Ипполитов был убежден, что судьба политического режима, его сила и долговечность определяются соответствием его внутренней и внешней политики ценностям Русской цивилизации, способностью не подчинять себе и сугубо своим целям само государство и его институты. Иначе — крах. То, что произошло с Россией в феврале 1917-го и в августе 1991 года.
Льву Гумилёву принадлежит такое высказывание: «…Не бунчук монгольский, а нательный крест сделал бывшую славянскую и уже вырождавшуюся в силу пассионарного спада страну новой страной, русско-татарской, с православным исповеданием».
Продолжая его мысль, можно сказать так: подробно тому, как Русский патриотизм позволил победить в Великой Отечественной войне, он же дает нам шанс осуществить переход от Эр-Эф, доставшейся от погибшего СССР, к державной России. И стать ядром Евразийского Союза.
Автор — главный редактор газеты «Спецназ России».
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 58 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!