РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
БОЕВОЙ СПЛАВ
ОДНО ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РАЗНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ
29 июля 2016 года исполняется сорок два года с того исторического момента, когда Председателем КГБ СССР Ю. В. Андроповым был подписан приказ № 0089 / ОВ (то есть «Особая важность»).
Так в структуре 7-го управления появилось секретное подразделение — Группа «А». В канун ее очередного дня рождения на вопросы военно-патриотической газеты «Спецназ России» отвечает президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
«СР»: В прессе и на форумах часто приходится читать такой вопрос: если сопоставить профессиональный уровень Группы КГБ и нынешнего Управления «А» ЦСН ФСБ России, то в какой период существования подразделения он окажется выше?
С. Г.: Действительно, такой вопрос часто задают. Раньше КГБ являлся мощным центром, в котором были собраны все подразделения под единым руководством. После прихода Бориса Николаевича Ельцина «Контора» претерпела, если я не ошибаюсь, одиннадцать больших и малых реорганизаций, и говорить о том, что в 1990-х органы госбезопасности ничего не потеряли, вышли без потерь, — покривить душой.
Если взглянуть на историю нашего специального подразделения, то в каждый, без исключения, период были явлены образцы высочайшего профессионализма, мужества и самоотдачи. У представителей призыва 1970-х годов это, несомненно, был штурм дворца Амина в Афганистане. Как писал в одном из стихотворений Александр Твардовский, «тут не убавить, не прибавить» — это вершина, сплав боевого мастерства, воинского мужества и боевого везения. При том соотношении сил и средств, ребята из «Грома» и «Зенита», поддержанные бойцами «мусульманского» батальона ГРУ, должны были лечь под стенами Тадж-Бека, а они вышли победителями.
Ставшие классическими операции по освобождению заложников, захваченных разношерстной публикой в 1980-е годы, — это визитная карточка уже следующего поколения, которое, впрочем, действовало не само по себе, а под руководством своих старших товарищей. Стоит напомнить, что в тот период весь личный состав Группы «А» по приказу Председателя КГБ В. М. Чебрикова по полной программе обкатали Афганистаном (это называлось «боевыми стажировками»). Затем горбачёвская «перестройка», кровавые региональные конфликты в разных частях Советского Союза, август 1991-го и «горячая осень» 1993 года.
Следующий этап — это начало первой войны на Северном Кавказе и тяжелейшая операция в Будённовске. Шамиль Басаев в разговоре с главным редактором «Спецназа России» Павлом Евдокимовым признал: «Я понял, что такое «Альфа» После Будённовска…»
На плечи последующего призыва выпала вторая «чеченская» кампания, «Норд-Ост» и Беслан. Но опять же, повторюсь: энергию молодых «отливали» в спецназовские формы и направляли старшие товарищи, носители предыдущего уникального опыта. Его можно было растерять на ухабистой перестроечной дороге, а можно — приумножить. Так что непрерывность «альфовской» боевой традиции является для нас основой основ. Пройдут годы, и сегодняшние лейтенанты будут ставить «на крыло» новые пополнения Группы «Альфа», обучая спецназовской премудрости.
При этом в подразделении оставались и остаются ветераны, которые, будучи на службе, объединяют собой разные поколения. Один только пример: Виктор Иванович Блинов, участник событий декабря 1979 года в Кабуле, летом 1995 года освобождал заложников в Будённовске. И не просто освобождал, а под шквальным огнем басаевцев прорвался к самому зданию больницы, а потом вернулся к своим. И таких примеров преемственности поколений у нас в «Альфе» — много!
«СР»: Иначе говоря, сопоставлять уровень не имеет смысла, так? Нет «Альфы» «старой» или «новой», а есть разные поколения одного подразделения спецназа.
С. Г.: Совершенно верно! Хотя сопоставить, конечно, можно. Чтобы понимать, что к чему. Будем честны перед собой: те офицеры и прапорщики, которые сейчас служат в «Альфе», по вооружению, своей профессиональной подготовке и боевому опыту выше того уровня, который был у нас.
«СР»: Почему?
С. Г.: Раньше, до 1990-х годов, все, что касалось нашего участия, являлось ЧП союзного значения. А сейчас такие ситуации никого не удивляют. Даже школьников. К сожалению, мы привыкли к насилию и крови — и в жизни, и по телевидению… Нынешний состав спецназа ФСБ буквально не вылезает из командировок на Северный Кавказ, где ребята изрядно покрошили террористов. Поэтому у бойцов нынешней «Альфы» опыт гораздо выше, чем был у нас, в силу интенсивности работы. Чего тут скрывать! Это понятно и вполне объяснимо. На сегодняшний день сотрудники Центра специального назначения ФСБ России отвечают высочайшим требованиям мирового уровня.
НА ОСТРИЕ БРИТВЫ
«СР»: Скажите, не кажется ли Вам, что, займи личный состав «Альфы» в августе 1991 года другую позицию, то распад единой страны можно было бы остановить? Такой упрек периодически приходится слышать в отношении Группы.
С.Г.: Нет, не кажется. Потому что члены ГКЧП были политиками не того калибра, не того масштаба, они оказались не способны противостоять вызовам переломного времени. Они делали вид, что отдают приказ, а люди, призванные его исполнять, делали вид, что «берут под козырек». Глупая и опасная игра. Только непонятно, для чего тогда нужно было затевать в Москве весь этот сыр-бор.
Возьмем один эпизод. В ночь на 19 августа бойцы Группы «А» окружили дачу в Архангельском, где находился Ельцин. Мы ждали соответствующей команды от руководства и на тот момент готовы были четко ее выполнить. Но руководители ГКЧП вопреки всякой логике пустили Ельцина в Москву, и мы утром, что называется, лишь проводили глазами его удаляющийся кортеж.
Уже днем 19-го, когда подтягивались войска к столице, когда ГКЧП торопил, понукал, что надо выдвигаться в столицу, — все эти приказы многие откровенно саботировали. У кого-то не оказывалось вдруг бензина, у кого-то лопнули колеса — потому что все отчетливо понимали: кто первый откроет стрельбу, на том и будет первая кровь. Поэтому говорить о том, что если бы мы взяли лобовым штурмом Белый дом, положили там массу людей, его оборонявших, и это, дескать, привело бы к положительному политическому эффекту, — это глубоко ошибочная, лукавая точка зрения.
«СР»: Зато осенью 1993 года Ельцин, в отличие от ГКЧП, не побоялся крови.
С. Г.: Именно так!
«СР»: Некоторые радикальные «патриоты» до сих пор обвиняют «Альфу» в том, что она 4 октября 1993 года не перешла на сторону Белого дома. Что Вы думаете по этому поводу?
С.Г.: Допустим, перешла. И что дальше? Ничем хорошим это бы не закончилось. Я уже не говорю о совершенно реальной угрозе гражданской войны и распаде Российской Федерации — этого «обнажившегося ядра империи». А ведь этот вариант с пирровой победой Белого дома и последующим хаосом тоже вполне устраивал Запад. В той ситуации «Альфа» избрала единственное правильное решение: отказавшись от штурма, она вступила в переговоры с руководителями парламента и спасла сотни людей.
«СР»: Ельцину ведь очень не понравилось, каким образом «Альфа» и «Вымпел» выполнили его задание — освободить Белый дом.
С. Г.: Естественно, потому что «Альфа» с формальной точки зрения выполнила этот приказ президента, но по-своему: без кровопролития и массовых человеческих жертв. Командир подразделения и офицеры Группы отдавали себе отчет, что в Белом доме держат оборону не какие-то преступники или террористы, а законно избранные депутаты парламента и обычные люди. Было ясно и другое: указ Ельцина находится вне правового поля, и отдавая приказ о проведении силовой акции, Борис Николаевич больше всего заботится о том, чтобы не осталось документов, по которым его можно было бы призвать к ответственности за столь массовое кровопролитие в самом центре российской столицы.
«СР»: Да, но в итоге «Альфу» все-таки удалось сохранить…
С.Г.: Благодаря настойчивости и силе убеждения лично Геннадия Николаевича Зайцева, который неоднократно беседовал по этому поводу с Михаилом Ивановичем Барсуковым. Зато «Вымпел» был фактически разогнан и уничтожен. Правда, благодаря генерал-майору Круглову, который перешел в МВД, это подразделение, по сути, продолжило существование под названием «Вега». В последующем оно возродилось, набрало силу и вместе с «Альфой» действует в рамках Центра специального назначения ФСБ России. 19 августа 2016 года ему исполняется тридцать пять лет. С чем и поздравляем!
ПОСЛЕ БЕСЛАНА
«СР»: Сергей Алексеевич, если говорить о нынешней «Альфе», то что, по Вашему мнению, является ее отличительной чертой?
С.Г.: Подразделение заметно помолодело. Меня искренне радует то, что в России по-прежнему находится много достойных ребят, которые фанатично стремятся носить эмблему с буквой «А» на фоне щита и меча. Кандидатов, кстати, значительно больше, чем того требуется по штату.
Ныне в подразделении усилен кадровый подбор, применяются новые методы подготовки бойцов. Больше внимание уделяется атлетизму сотрудников. Да и само подразделение, как я уже отмечал, заметно помолодело, что, впрочем, ничуть не сказалось на его боевом уровне и профессиональном потенциале.
«СР»: Ветераны подразделения рассказывали, что после операции в Афганистане, в декабре 1979 года, где сотрудники Группы «А» принимали участие в штурме дворца Амина, число желающих попасть в «Альфу» резко возросло. Хотя в Кабуле не обошлось без потерь — погибли два сотрудника подразделения, капитаны Волков и Зудин.
С.Г.: И после операции в Беслане не было отбоя, — число желающих проходить службу в «Альфе» и «Вымпеле» резко увеличилось. А ведь в Северной Осетии Центр специального назначения потерял десять сотрудников, в том числе трех наших товарищей. Несмотря на это — такой вот эмоциональный порыв. Это дорогого стоит!
Радует меня и то, что офицеры Группы «А» востребованы в других силовых структурах. Наши боевые товарищи находятся на руководящих должностях в Силах специальных операций (ССО) Министерства обороны и спецназе Службы безопасности Президента. А совсем недавно бывший сотрудник «Альфы» генерал-майор Алексей Рубежной Указом Президента РФ назначен главой СБП и заместителем директора ФСО.
Игорь Баринов руководит Федеральным агентством по делам национальностей РФ, он в прошлом — сотрудник екатеринбургской «Альфы». Полковник, кавалер боевых орденов, был тяжело ранен в Чечне, но прошел процесс длительной реабилитации и вернулся в строй, а уже потом добился успехов в большой политике.
Генерал-лейтенант Валентин Андреев, возглавлявший подразделение в период Второй военной кампании на Северном Кавказе, является первым заместителем председателя Совета ветеранов ФСБ России.
ЗАКРЫТАЯ КОРПОРАЦИЯ
«СР»: В качестве многолетнего руководителя Международной Ассоциации ветеранов «Альфы» Вы можете наблюдать судьбы многих своих бывших коллег и товарищей, оставивших службу. Как они складываются?
С.Г.: По-разному. Большинство нашло себя в гражданской жизни, — кто в бизнесе, кто в творчестве. Но были и те, кто не выдержал огромных психологических нагрузок. Говорю откровенно, как есть. Это сейчас можно обратиться к психологу, чтобы внести нужные коррективы, а раньше каждый сам, как умел, выводил себя из стрессового состояния. После того же штурма дворца Амина.
…Мы сейчас — корпоративная организация международного масштаба. Желающих вступить в нее очень много, и это чрезвычайно достойные люди… Общая численность Ассоциации превысила шестьсот офицеров — запаса, в отставке и действующих. Недавно к нам прибавились ветераны «Альфы» Республики Крым и Города-Героя Севастополя.
«СР»: Обычно говорят: когда пытаются помочь всем, не помогают никому.
С.Г.: Поэтому мы пошли другим путем. Мы помогаем своим офицерам, их семьям. Сегодня в структуре Ассоциации «Альфа», которой в октябре 2017 года исполняется двадцать пять лет, насчитывается несколько десятков различных структур: коммерческих, охранных, юридических, аналитических, которыми руководят бывшие сотрудники нашего подразделения. Эти структуры имеют достаточно высокий имидж в сфере бизнеса. Благодаря этому мы имеем возможность осуществлять свою социально-благотворительную деятельность.
«СР»: Содружество Группы «Альфа» — что это такое?
С.Г.: В него входят именные и подшефные «альфовские» школы, военно-патриотические клубы и объединения. За последние два года открыты мемориальные доски почти всем погибшим сотрудникам «Альфы».
Многое делается в информационном плане. Недавно в Культурном центре ФСБ состоялась презентация книги Героя Советского Союза Зайцева Геннадия Николаевича «Спецназ. «Альфа»: дела и люди». Готовится второе издание книги «Крещённые Небом». В московском Доме кино прошла презентация документального фильма «Путь воина».
В структуре нашей Ассоциации созданы профильные комитеты, которые возглавляют уважаемые и авторитетные офицеры: Владимир Березовец (первый вице-президент), Василий Верещак, Владимир Елисеев, Владимир Игнатов, Александр Мирошниченко, Сергей Поляков, Александр Репин, Алексей Филатов и Алексей Фролов. Вместе с ними я могу назвать еще несколько десятков достойных офицеров, вносящих посильный вклад в деятельность содружества Группы «А». Это наш актив, наше ядро — спасибо им!
Важную, весомую поддержку оказывает и Экономической совет Ассоциации в лице Алексея Филатова, Также хочу назвать наших бизнесменов: Владимира Березовца, Юрия Сарвадия, Алексея Фролова, Владимира Суровнева и Виктора Кочетова.
Хороший темп набрала наша газета «Спецназ России», являющаяся старейшим военно-патриотическим изданием России и СНГ, издающимся с весны 1994 года. Фактически на ее основе созданы информационный мини-холдинг, включающий в себя масштабные площадки в социальных сетях «ВКонтакте», Twitter и Facebook.
В прошлом году усилиями ветеранов «Альфы», «Вымпела» и Управления «С» проведена реставрация Стелы-Часовни на Мемориале Спецназа Николо-Архангельского кладбища. И в канун нашего праздника я склоняю голову перед всеми погибшими и умершими сотрудниками Группы. И вообще бойцами спецназа России.
В эти сложные годы — особенно в «лихие девяностые», во время тяжелейшего кризиса на Дубровке и в Беслане — именно отечественный спецназ обеспечил сохранность страны. А в последующем получил мировую известность в качестве «вежливых людей» в Крыму и на сирийском театре военных действий.
Пользуясь случаем, поздравляю действующих сотрудников Управления «А» с Днем образования подразделения, хочу пожелать им в первую очередь профессиональной удачи, здоровья, счастья, мира и спокойствия в семьях, и, конечно же, — командировок только в два конца!
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 59 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!
Написать комментарий:
Комментарии:
Приказа у них не было, некому уже было отдавать приказ. Добровольческая армия была организована бывшими офицерами Императорской русской армии по собственной инициативе.
Другое дело, что и Деникин и Алексеев и Корнилов сами были отнюдь не чистыми на руку деятелями.
Деникин - масон, не любивший царя за свои якобы недооцененные им дарования,
Алексеев - прямой предатель, по сути клятвопреступник, изменник Государю,
основное действующее лицо государственного переворота февраля 1917,
Корнилов - человек, арестовавший Императрицу и Детей того, кому присягал.
Славная компания !
Может быть поэтому Бог и не дал им победы ?
Но и они пытались ...