РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«ПРАЖСКАЯ ВЕСНА»
ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ ПРОЦИТИРОВАЛ КОМАНДИРА «АЛЬФЫ»
Председатель Центрального комитета КПРФ Геннадий Зюганов дал интервью «Парламентскому вестнику» Чехии. В нем он привел оценку событиям «Пражской весны», которые содержатся в книге Героя Советского Союза генерала Геннадия Зайцева «‘‘Альфа’’ — моя судьба».
«Как вы оцениваете события 1968 года, когда в Чехословакию вошли русские танки? Вы думаете об этом как о помощи СССР, как об интервенции или аннексии?
— Любое серьезное событие вызывает разные, зачастую противоположные оценки. Поэтому очень важно подходить к истории максимально объективно, отбрасывая эмоции и предвзятые подходы. Главное — принимать во внимание тогдашнюю ситуацию и расклад сил, а не судить о прошлом, исходя из представлений сегодняшнего дня. Увы, так называемая «пражская весна» 1968 года до сих пор окружена политически выгодными Западу мифами. Впрочем, это касается и остальных кризисов времен «холодной войны».
В начале 1968 года в Чехословакии, по сути, произошла первая попытка «бархатной» революции. Новые власти страны во главе с Дубчеком провозгласили курс на либерализацию, стали подвергать сомнению действия своих предшественников. Раздавались призывы к большей самостоятельности Чехословакии внутри социалистического лагеря. В обществе подогревались антисоветские настроения.
Нужно, однако, помнить, что в самом разгаре была холодная война. Мир был поделен на две системы: социалистическую и капиталистическую. Каждая из них боролась за свою стабильность. Руководители других социалистических стран усмотрели в происходящем в ЧССР серьезную угрозу социализму и общей безопасности. Первыми о вмешательстве заявили руководители ГДР, Польши и Болгарии. И лишь потом к силовому варианту склонились руководители Советского Союза. Было принято коллективное решение стран Организации Варшавского Договора о вводе в ЧССР войск пяти стран. Кстати, имеется информация, что в США всерьез рассматривали возможность вторжения НАТО в Чехословакию ровно за месяц до ввода войск Организации Варшавского Договора.
Безусловно, Запад ждал удобного случая, чтобы воспользоваться расколом Организации Варшавского договора, нанести удар по СССР и его союзникам. Я читал воспоминания Геннадия Зайцева — мужественного офицера, командира Группы «Альфа». В октябре 1993 года он отказался выполнять преступный приказ Ельцина о штурме здания Верховного Совета и тем самым спас сотни жизней. В 1968 году Зайцев руководил группой Седьмого управления КГБ СССР и участвовал в операции «Дунай».
Так вот, он пишет, что если бы не действия СССР и его союзников, то чешское руководство, мгновенно миновав стадию «социализма с человеческим лицом», оказалось бы в объятиях натовцев. Варшавский блок лишился бы стратегически важного государства в центре Европы. НАТО оказалось бы у границ СССР. Вспыхнули бы волнения в Польше и Венгрии. Затем наступил бы черед Прибалтики, а после неё и Закавказья.
Таково мнение Геннадия Зайцева. Это в итоге и произошло, но только через двадцать лет.
Обращу внимание еще на один факт: несмотря на оказанное сопротивление — а в советских солдат стреляли, поджигали танки и бэтээры — солдаты не поддавались на провокации. В то же время американцы жгли напалмом Вьетнам, подвергали эту страну варварским бомбардировкам, а в Мехико в том же году были расстреляны сотни студентов. Но либеральная общественность упорно молчит об этих преступлениях.
К сожалению, многие сегодня забывают, что Чехословакия немало приобрела от нахождения в социалистическом лагере. Её товары имели устойчивый рынок сбыта. Из СССР она получала дешевое сырье, на котором работали созданные промышленные предприятия страны. Благодаря советским заказам традиционно развитое чехословацкое машиностроение смогло увеличить выпуск продукции в 1948-1969 гг. почти в тринадцать раз», — заключает тему глава Компартии России.
Оценка, о которой говорит Геннадий Зюганова, содержится в главе «Пражский излом». В августе 1968 года будущий командир Группы «А» отвечал за захват МВД Чехословакии и после был награжден орденом Красной Звезды.
«Да, командировку в Прагу я не люблю вспоминать, — пишет Геннадий Николаевич, — но убежден, что в тот период иного выхода из кризиса просто не существовало. Невозможно механически переносить знание и реалии нынешнего дня на события, которые проходили в принципиально иных геополитических и военно-стратегических условиях.
В противном случае Маркус Вольф — один из наиболее выдающихся разведчиков XX века — оказывается после крушений Берлинской стены на скамье подсудимых по обвинению в «предательстве интересов немецкой нации». Вот только какой именно? Ведь на момент его профессиональной деятельности в разделенной на блоки Европе существовало два германских государства — социалистическое и капиталистическое», — отмечает генерал Зайцев.
И это правда: очень часто мы начинаем судить о прошлом, исходя из логики времени нынешнего. При этом забывая, что точно также, вне контекста эпохи, нас могут судить и наши потомки.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 62 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!