РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПОКЕМОНЫ «ОТ СПЕЦСЛУЖБ»
Мир сходит с ума, охотясь со смартфонами на покемонов. Для тех, кто не слышал про эту новомодную игру, поясняем. Карта в телефоне приводит игрока в нужное место, пользователь вращает камеру и на фоне реальной обстановки видит и ловит забавных мультяшных зверьков.
На экране смешиваются реальная обстановка, люди и виртуальные персонажи, управляемые посторонней волей. Неведомый хозяин игры размещает зверьков где угодно – у вас в квартире, на секретном объекте, в зоне боевых действий, и игроки сами наводят свои камеры телефонов на объекты – передавая нужное видео в незримые руки.
Аналогично в соцсетях мы имеем дело с «покемонами» в обличии липовых героев. Замаскироваться под ветерана крупной силовой структуры покемону не сложно, ведь действующие сотрудники в соцсетях не светятся, а ветераны новичков не знают. Однако в случае с «Альфой» такое представить сложно, так как те, кто оставил службу, все равно остаются частью подразделения. Ветераны связаны с ним через мощную общественную организацию.
Более полугода назад в Facebook появился персонаж, стучащийся ко мне и сразу нескольким моим друзьям. Фотографии персонажа намекали, что мы имеем дело с… хм, как бы не генералом, «Героем России», имеющим отношение к подразделению антитеррора «Альфа», и выходящему в соцсеть под ником Алексей Орлов. К началу года у него набралось 2 тысячи френдов.
Потом была личная переписка. Кто он и откуда, об этом Орлов говорил мало, но дал понять, что служил в ГРУ, потом был в «Альфе», а теперь является инструктором по снайперскому делу в Центре спецназначения ФСБ России.
В итоге закрались первые сомнения в реальности персонажа, как оказалось, не у меня одного. Обсудив с товарищами, выяснили, что никто не знает новоявленного «друга». Тогда навели справки и убедились, что перед нами виртуальный персонаж-покемон, никогда никакого отношения к спецназу не имевший и существующий на Facebook в окружении других таких же вымышленных «героев».
Что делать с этой группой самозванцев, с какими целями они работают, кто те лица на Facebook, которых покемон Орлов называет своими командирами, наставниками, сослуживцами? Началось уточнение списка персонажей и их взаимосвязей, методов работы. Проверялась информация, а покемонов между тем подкармливали фейками, с юмором обсуждая новые подвиги «неуловимых», которыми герои обильно потчевали свою аудиторию в приватной переписке.
Прошло полгода. Сейчас у покемона Алексея Орлова больше 3,5 тысяч друзей и одной тысячи подписчиков в Facebook. Проверьте, вы, случайно, не среди них?
КОМУ НУЖНА СЕТЬ ВИРТУАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ?
Есть три варианта, зачем сеть виртуальных героев нужна хозяевам покемонов.
Первый – работа на иностранную разведку. Это наиболее вероятный вариант, направленный на получение информации о ветеранах и действующих сотрудниках, об организации российских спецподразделений, их боевой и повседневной деятельности. Как это делается – расскажем ниже.
Но кроме сбора информации хозяевам открыты обширные возможности для манипулирования реальными людьми и даже для провокаций. Например, известный офицер-покемон, не первый год в Сети, вдруг сообщит своим друзьям, блогерам по секрету, что воюет в какой-то стране, поделится другим важным «инсайдом». И вот переписка с офицером спецназа появляется на первых полосах газет как доказательство вероломства России.
Дальше еще веселее – представьте, что следом за таким откровением «ветеран» исчезает из соцсети, а его друзья «подаются в бега», попутно распространяя репортажи о том, как собственного действующего офицера спецслужбы «Мордора» убили за правду.
Конечно, ФСБ России разоблачителей разоблачит, но дело сделано – это будут всего лишь бездоказательные слова спецслужбы против слов героев, борцов за правду, хорошо известных сообществу. Новый виртуальный Литвиненко прям! И для такой провокации все готово. Интересно, когда по сценарию должен погибнуть виртуальный Орлов?
Второй – мошенничество. К публичному авторитетному офицеру спецназа кто-нибудь однажды приватно обратится за разрешением проблем в бизнесе или с законом. Тот за решение проблем попросит денег. И ему дадут, может даже много дадут, ни разу офицера не видя в глаза и не имея возможности потом отыскать его следы.
Или однажды офицер-покемон публично попросит о помощи на операцию в связи с ранением. Перепосты, поступление денег на подставные счета – при таком авторитете и количестве поклонников персонажа его владельцы могут заработать состояние за неделю, пока никто не успел понять, что происходит и забить тревогу.
Третий – игра в разведчиков. Не исключено, что мы имеем дело с шалостью, однако, вероятность этого мала – налицо группа, действующая профессионально, слажено, целенаправленно. Кроме того, нам не известно о наличии методичек в сети, с которыми можно сопоставить действия указанной группы.
Соцсети стали идеальной средой для разведения покемонов. Можно запустить выдуманного персонажа в личине спецагента, героя всех войн и найдутся те, кто в него поверят, а потом заставят поверить других. Фото покемона чужое, сворованное или обработанное. При общении от имени покемона хозяева скрывают свои пробелы в знаниях и опыте не отвечая на неудобные вопросы – покемон же позиционируется как секретная персона и его работа, и личность окутаны тайной, о которой нельзя говорить в соцсети даже со своими.
Единственные, кто мог бы помочь вычислить покемоноводов – владельцы соцсетей. Но Марк Цукерберг, основатель Facebook, со своими серверами находится в США. Обратите внимание, в соцсети «Вконтакте», чьи серверы находятся в России, изучаемая нами группа покемонов не работает, что еще раз наталкивает на мысль о профессиональных действиях именно зарубежных спецслужб.
КАК ПОКЕМОНУ СТАТЬ СВОИМ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ?
Сначала самозванец должен «родиться». Ему придумывают имя и легенду, делают аватар, обрабатывая фото другого человека. Создают профиль в соцсети и заполняют его патриотичными материалами, фотографиями, надерганными с чужих страниц.
Затем создают компанию таких же, как и он, виртуальных персонажей, тоже «героев», но только поменьше масштабом. Покемоны репостят материалы друг друга, общаются и взаимодействуют в лентах других пользователей – объектов интереса, напрашиваются к ним в друзья. В результате появляются «последователи» виртуальной секты, а с ними и живые люди, руки, исполняющие в реальном мире чужую волю, просьбы, команды.
«Вы видели Орлова вживую?» – «Нет, но от него приезжал человек, привозил деньги для больного мальчика». А человек, оказывается, Орлова тоже не видел, но получил от него просьбу найти деньги на благое дело, исполнил, собрал, передал. Живой мальчик, реальные деньги, настоящая помощь и… виртуальный герой, чужими руками заложивший еще один кирпичик в фундамент собственной легализации.
Или девушка, живая подруга виртуального героя. Вроде участвовала в гражданской войне на востоке Украины. Она за правду, за свободу, активно размещает материалы в соцсетях, души в интернет-кумире не чает… И в то же время не умудрена опытом.
Сложно оценивать степень ее вовлеченности в события на Донбассе, но однажды она получила реальное ранение. В результате другие реальные люди, с подачи Орлова, встретили девушку в Москве, определили на дорогостоящее лечение, обеспечили денежными средствами.
Покемон влюбляет в себя женщин, назначает романтические встречи под публичными веб-камерами, а потом рассказывает, что срочно улетел на войну, но на место встречи посылал своего друга, который постеснялся подойти к его любимой.
Есть и другие примеры того, как изучаемая нами виртуальная группа чужими руками действует в реальном мире. Иногда делает благие дела. Однако цель этих дел – не помогать людям, а легализовать группу покемонов.
КАК ПОКЕМОНЫ СОБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ?
Многое вышеописанное более и менее соответствует методикам так называемого «посева» (в терминах PR), используемого для продвижения товаров и услуг рекламными агентствами. В случае легализации покемона-героя его владельцам приходится проходить более сложный путь, взаимодействовать в Сети с реальными ветеранами спецслужб.
Покемон может соскочить с неудобного разговора, секретность все спишет, но это слишком просто и не соответствует его цели «стать своим». И тут мы видим ноу-хау, методику, которую по аналогии с «посевом» назовем «перекрестным опылением».
Методика в том, чтобы получить некоторую, иногда мизерную информацию у одного осведомленного лица и поделиться с другим. Чем дальше, тем большая база инсайда накапливается у владельцев разведсети, тем более доверительными становятся отношения, тем шире возможности покемона в получении новых сведений.
«Ты же по кадрам работал? Не знаешь, куда после увольнения уходят документы?»
«Привет, а в N отделе новый начальник, в курсе?»
«Привет. Что за бред пишут, мол Филатов и Соколов погибли в Крыму? Нет? Вот и я об этом... А тут мне говорят, что по ТВ показали их фото. А кто тогда там погиб?»
Добавим, что за нашим главным персонажем стоят минимум два человека. Тот, который начинал раскручивать главного покемона, был поумнее, лучше ориентировался в обстановке. Второй допускает много ошибок, вызывает шквал подозрений даже у сугубо гражданских лиц. Видимо, на период легализации привлекали более дорогого специалиста, а теперь, когда задача решена – работают более дешевые?
Но личная переписка с ветеранами – это не все, что делается разведсообществом для сбора информации. Дальше – больше. Покемон создает группы и страницы в соцсети, затягивает в них своих друзей и подписчиков. Страницы создаются с некорректными названиями или их написанием, но это посетителей не смущает: «Спецназ гру рф (спн гру гш вс рф)», «Центр Специального Назначения ФСБ России» и так далее.
Все знают, но почему-то забывают, что это в фильмах злодеи и мошенники выглядят и ведут себя как злодеи и мошенники, а в жизни они часто приятные и респектабельные люди. В соцсетях злоумышленникам еще проще – не надо смотреть в глаза тем, кого обманываешь. На их страницах и в группах размещается красивая, патриотичная, часто интересная и актуальная информация. Как тут не поверить в добродетель?
И посетители верят злодеям, задают вопросы в соцсетях безымянным администраторам страниц и групп, полагая, что те имеют отношение к соответствующим спецслужбам. Военнослужащие Минобороны интересуются, как можно попасть на службу в ЦСН ФСБ России, вдовы погибших сотрудников – как получить льготы, а ветераны подразделений – помощь в трудоустройстве.
Взамен пользователи обильно делятся с владельцами разведсети информацией о своем участии в боевых действиях, фотографиями с мест событий, не только своими, но и друзей, в том числе, еще проходящих военную службу.
Вывод: на шалости и мелкое мошенничество работа изучаемой группы мало похожа. Скорее – на операцию спецслужб, не так ли?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Имеем, что имеем. Отказываться от общения в соцсетях мы с вами не собираемся, и указанное разведсообщество не первое и не последнее, с которым каждому пользователю приходится сталкиваться в интернете ежедневно. Давайте соблюдать хотя бы некоторые правила предосторожности.
Первое. Проверьте своих друзей в соцсетях, найдите и удалите тех, кого не знаете сами или не знают ваши реальные друзья в реальном мире. Вы не только убережете себя от ненужных контактов, но и избавите от неприятностей друзей, перед которыми мошенники будут прикрываться «дружбой» с вами.
Второе. Никогда не добавляйте в друзья тех, в существовании кого есть сомнения. И пусть вас не смущают симпатичные лица на аватарах, пламенные текст, или то, что эти персонажи уже во френдах у тех, кто пользуется вашим уважением.
Во многих случаях напрашивающегося в друзья покемона можно разоблачить, промотав на его странице ленту вниз. Если профиль создан недавно, не имеет материалов старше нескольких месяцев, а те, что есть – исключительно перепосты банальностей, пламенных лозунгов, котят и рекламы, не добавляйте персонажа в друзья, а лучше пожалуйтесь на него администрации, как на спамера.
Третье. Не делитесь в электронной переписке чувствительной информацией. Привыкните считать, что приватной переписки не бывает – написанным в сети или в почте вы делитесь со всем миром.
И четвертое. Отправьте тем, кого знаете в реальном мире ссылку на этот материал, перепостите его. Тем, кто хочет защитить себя от манипуляций, глубже узнать о технологиях мошенничества, сходных с теми, которые практикует группа покемона Орлова, рекомендуем прочитать книгу Кевина Митника «Искусство обмана» – весьма познавательно.
В завершение перечислим страницы тех, кого мы считаем участниками группы самозванцев – покемонами или реальными людьми, выдающими себя не за тех, кем они являются. Мы вычеркнули из списка всех, в отношении кого есть сомнения, поэтому вероятность встречи с указанными ниже персонажами вживую близка к нулю. Однако, если мы ошиблись и кто-то вдруг узнал себя – будем рады познакомиться вживую. В любом городе России.
Алексей Орлов, ждем с нетерпением!
Итак, список персонажей:
Алексей Орлов – подразделение «Альфа»
https://www.facebook.com/aleksei.orlov.9210
Алексей Петров – подразделение «Альфа»
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009776867610
Александр Орлов, племянник Алексея Орлова – спецназ ГРУ
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009102487005
Анатолий Егоров – бывший командир Орлова
https://www.facebook.com/profile.php?id=100007829798841
Александр Егоров – сын Анатолия Егорова, спецназ ГРУ
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009102363959
Написать комментарий:
Комментарии:
Имя, фамилия и звание – и тут же будет ОФИЦИАЛЬНЫЙ ответ, служил такой в «Альфе» или нет.
В какой отделе и кто был его командир, в какие годы.
Все предельно четко и ясно.
А так любой проходимец назовется офицером «Альфы», «Вымпела», ССО и будет в социальных сетях «ездить по ушам».
Голову нужно иметь на плечах. И мозги.
Есть такой персонаж!
Сомнения по нему давно закрались!