РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
БОЙ В КРЫМУ
«РОМАН О РОДИНЕ»: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОДВИГА
Роман Каменев не был крымчанином, однако, когда оказался в Крыму по делам службы, полюбил полуостров всей душой. Он приехал туда в бурные тревожные дни Крымской весны, когда только формировались органы ФСБ, и работать приходилось, что называется, с колес.
Не секрет, что украинские националисты всеми силами пытались дестабилизировать ситуацию и помешать свершиться историческому выбору крымчан — воссоединению с Россией. Два года службы Романа на полуострове пролетели как один день, но за это время Крым успел стать для него настоящей Родиной.
В ту ночь, 6 августа 2016 года, бойцы ФСБ выполняли задание по прикрытию государственной границы. По оперативным данным, в Крым собирались проникнуть украинские диверсанты. Сотрудники отдела сопровождения оперативных мероприятий УФСБ разделились на три группы, командование одной из которых принял начальник отдела подполковник Роман Каменев. Вместе с двумя оперативниками его бойцы заняли позицию у кладбища в селе Суворово.
В украинские времена Каркинитский залив Северного Крыма был излюбленным местом тренировок украинских спецподразделений. Власти «незалежной» всегда боялись потерять полуостров, поэтому своих разведчиков по возможности тренировали на крымских площадках потенциального театра военных действий. Здесь проводились учебные разведывательные рейды, переправы на лодках, закладки муляжей взрывных устройств, оборудовались тайники для будущих нелегалов. Эти многолетние наработки и были использованы при заброске большой группы диверсантов в 2016 году. На этот раз не с учебной, а с боевой задачей.
Максимальная глубина залива два метра, во многих местах взрослый человек может перейти его вброд, но в этот раз диверсанты шли с оружием и взрывчаткой, используя надувные лодки. Когда высадились на берег, стали ждать местных проводников.
Контрразведчики ФСБ о высадке знали, неожиданностью стала численность группы и ее вооружение. Больше двадцати диверсантов, серьезная группа. Разбираться времени не было. Роман принял решение вступить с диверсантами в неравный бой. Полученные пулевые ранения стали для командира спецназа смертельными. Поняв, что обнаружен, враг стал отступать.
ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Группа Романа Каменева встретилась лицом к лицу с кадровыми сотрудниками Главного управления разведки Минобороны Украины, которые пришли в Крым с конкретной целью — совершить диверсии на стратегических для полуострова объектах: подорвать химические заводы, электроподстанции, газораспределительные станции, плотины, водопроводы…
К примеру, взрыв на химическом заводе Армянска стал бы настоящей экологической и техногенной катастрофой. Ядовитое облако накрыло бы весь север Крыма. Последствия были бы ужасающими. Ценой собственной жизни Роман Каменев защитил полуостров, спас сотни жизней женщин и детей.
— За последнее время это был уже их пятый или шестой заход. Проверяли ранее оборудованные и закладывали новые схроны, поднимали свою агентуру, — говорит начальник Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и городу Севастополю Виктор Палагин. — Они здесь двадцать лет себя хозяевами чувствовали. Естественно, что пока ситуация еще только зрела, они прекрасно понимали, что надо готовиться к худшему, и на случай потери Крыма формировали агентуру, оборудовали тайники с боеприпасами для ведения в будущем подпольной подрывной работы.
Подвиг Романа, его отважный, стремительный, не просчитанный врагом поступок нарушил планы украинских военных. Вместо выполнения задания диверсанты, под прикрытием вражеских танков и БТРов, вынуждены были прорываться обратно на Украину.
Роман Каменев похоронен на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны в Курске.
ПРЕДОТВРАЩАЯ КАТАСТРОФЫ
Как ни странно об этом писать, но смерть Романа стала отправной точкой. До попытки прорыва этой группы никто в России не верил, что когда-то братская для нас Украина начнет настоящую террористическую войну против своих же бывших сограждан. Никто не верил… Может быть, поэтому на тот момент в Крыму были обустроены только пограничные пункты пропуска. Не было контрольно-следовых полос, проволочных заграждений, видеокамер, датчиков движения, да и банального «Карацупы с собакой».
— Мы же братья по крови, по вере, по духу, — рассуждает Виктор Палагин. — Да, мы понимали, что украинская сторона через своих пособников чинит полуострову козни: где-то трансформатор неожиданно сгорал, линии электропередачи, муляжи взрывных устройств заряжали и ставили, рельсы разбирали, снаряды под них подкладывали, светофоры из строя выводили, стрелки переключать пытались, шланги резали… Все это мы выявляли, преступников задерживали, к ответственности привлекали. Нас это, безусловно, держало в напряжении, но серьезных опасений не вызывало. Мы верили в лучшее, в здравомыслие сопредельного государства, если так можно сказать.
Однако, как оказалось, все эти мелкие пакости были лишь подготовкой и прологом к тому, что случилось впоследствии. Ситуация начала стремительно ухудшаться. Только представьте себе состав-наливник в 28 цистерн с бензином, и у всех перерезаны тормозные шланги. Они что, сами перерезались? К тому же, там все и перерезать невозможно просто так, они в металлической оплетке. Или в одночасье разобранные стрелки железнодорожных путей… И мчащиеся навстречу друг другу составы. И не где-нибудь, а на севастопольском направлении. Там, где составы могут перевозить боеприпасы или нефтепродукты. А это уже не простая диверсия. Это крушение, возможная экологическая катастрофа!
…Министерством обороны, специальными службами, да и Украиной в целом сейчас руководят профашистские националисты и американские советники, а потому рассчитывать на дружеское отношение больше не приходится.
Одно радует, что сейчас крымский участок российской границы под надежной охраной. Специальные отряды переброшены из Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Краснодара и Карачаево-Черкессии. На побережье выставлены заслоны, граница оборудуется техническими системами охраны, аналогов которым нигде в мире не существует. Сегодня граница на замке.
КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ
Роман Каменев родился 19 июля 1974 года в городе Курске, в семье рабочих. Со школьных лет занимался спортом, всегда был готов прийти на помощь. В 1989-м окончил школу № 48. С 1989-го по 1992 год учился в курском профессионально-техническом училище № 27. Военную службу начал в роте почетного караула в Кремле, где в дальнейшем стал командиром отделения.
После дембеля принял решение поступить на службу в органы ФСБ. Начинал с малого — с весны 1995 года служил помощником коменданта — и уже через год был переведен в отделение спецназа.
В спецназе командировки в горячие точки сменялись как в калейдоскопе. После одной из них была свадьба. Со Светланой Романа познакомил боевой товарищ. История житейская…
— Красавец, настоящий мужчина. Под два метра ростом, — вспоминает супруга. — В такого сложно было не влюбиться: благородный, сильный, умный… Меня всегда удивляла его порядочность во всех отношениях. На протяжении нашей семейной жизни восхищало его отношение к родным, друзьям, коллегам, да и ко всем людям в целом, он всем старался помочь: неимоверно добрый, щедрый, отзывчивый человек.
В семье о чувствах говорил редко, свою любовь доказывал делом. Я просто знала, что мы с дочкой находимся под надежным щитом. В быту с ним было легко и интересно: постоянно шутил, всегда был в хорошем расположении духа, умел оставлять рабочие проблемы и заботы за порогом нашего дома. Все свое свободное время стремился провести с дочерью, не уставал играть с ней, своим примером приобщал ее к здоровому образу жизни.
После всех командировок в горячие точки он возвращался домой, оставаясь любящим мужем и заботливым отцом. Всегда спокойный, всегда выдержанный. Его практически нельзя было вывести из себя. Несмотря на то, что служба Родине для Ромы была на первом месте и забирала огромную часть его жизни, я мирилась с этим, потому что счастливые минуты, проведенные вместе, и то, какой со мной был рядом человек, целиком восполняли его частое отсутствие, — рассказывает Светлана.
Служба в органах ФСБ свела Романа с Виктором Палагиным, ставшим впоследствии его старшим наставником и примером для подражания.
Из Курска Виктор Палагин забрал Романа в Башкирию. Спецподразделение ФСБ, которое он возглавил, боролось с исламскими экстремистами и терроризмом.
— Я его сделал командиром спецназа в Курске, потом назначил командиром в Башкирии, — говорит Виктор Палагин. — После Башкирии пригласил его служить в Крым. Когда он приехал, он меня лично охранял. Мы даже пару дней жили в одном номере гостиницы. Я с ним ходил в разведку. Если бы вы его видели вживую… Это атлант: высокий, крепкий, выносливый, умный, неимоверно добрый парень, именно такие «держат небо». Он прошел Чечню, десятки командировок на Кавказ, в Башкирию, где был ликвидирован ряд «моджахедов», даже целые отряды. На боевые мероприятия он всегда ходил первым, на задержания всегда сам. Настоящий русский мужик! Не было двойных стандартов: любить, так любить, работать, так работать, воевать, так воевать. Есть былинные герои, например, Илья Муромец. Вот мы иногда сравнивали его с каким-то таким героем.
Роман никогда не прятался за спинами сослуживцев, всегда шел первым, так и произошло в том трагическом августе.
ОСТАНЕТСЯ ПАМЯТЬ
Проводить в последний путь Романа приехали боевые товарищи из всех уголков страны. Многие, чтобы проститься, прервали заграничные командировки.
— Рома — это фундаментальный столп. К нему, как к магниту, все тянулись и где-то даже хотели быть похожими на него, — говорит сослуживец. — Он достойно ушел из жизни, хоть и на пике ее. Это был человек, который закрыл собой других, и я не преувеличиваю. Это пример для подражания. Его запомнят. Жаль, что такой ценой…
Роман Каменев погиб, как и жил — достойно и ярко. Всегда шел в бой с «открытым забралом». Любил Родину и мечтал защитить свой народ. Так и случилось.
Посмертно подполковник Роман Каменев награжден орденом Мужества.
— В Курске улицу в честь него назвали. Школе, в которой он учился, дали имя Романа Каменева, — с гордостью говорит супруга Светлана. — А место, где все случилось, тоже хотим как-то облагородить. Возможно, памятный камень в будущем поставим. В 2016-ом жители Курска назвали Рому «Человеком года». Он, действительно, Человек — с большой буквы. И каждый раз, глядя в глаза нашей дочери, я буду вспоминать его и гордиться тем, что на моем пути встретился такой человек.
В школе № 48, где учился курянин, ведется большая патриотическая работа. Действуют два музея: 118-го штурмового авиаполка и «Мы помним вас, ребята!», посвященный героям, погибшим при исполнении служебного долга в Афганистане и на Северном Кавказе. Особое место здесь займет экспозиция памяти офицера спецназа ФСБ.
Подполковник Каменев стал одним из первых героев в новейшей истории российского Крыма. Полностью исполнил свой долг — как настоящий русский воин, ценою своей жизни спас жизни других.
Очерк подготовлен при содействии УФСБ по Республике Крым и Городу-Герою Севастополю.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 67 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!