РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«ПРЕМИЯ ЛУБЯНКИ»
КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
ФСБ объявила конкурс на лучшие произведения литературы и искусства, посвященные ее деятельности. Проведение конкурса по времени совпадает с празднованием 100-летия создания органов безопасности страны.
По результатам оценок жюри будут выбраны лучшие произведения, в которых на высоком художественном уровне воссоздан образ сотрудника органов безопасности, наиболее объективно отражена деятельность службы.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 1 октября 2017 года. Порядок их оформления можно найти на официальном сайте ФСБ.
Мы же представляем читателям «Спецназа России» развернутые итоги Премии ФСБ за 2016 год.
Церемония, как и все прошлые годы, проходила в Культурном центре ФСБ на Большой Лубянке. Это — бывший Клуб ВЧК, МГБ, КГБ. Здание построено в 1931 году как жилой дом для спортивного общества «Динамо».
Лауреатов, дипломантов и гостей приветствовал директор ФСБ генерал армии Александр Бортников. Со сцены победителей поздравили оперные певцы и эстрадные музыканты, а также члены конкурсной комиссии.
Среди награжденных — народные артисты России Леонид Куравлёв и Борис Щербаков, композитор Эдуард Артемьев, Киностудия имени Максима Горького, генеральный директор и художественный руководитель ФГБУК «Государственный Кремлёвский дворец» Пётр Шаболтай, ветеран внешней разведки, писатель Олег Нечипоренко, главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов и другие.
«ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ И РАДИОПРОГРАММЫ»
Первая премия — Рафикову Ильнуру Низяметдиновичу, генеральному продюсеру документального цикла «Без срока давности», ООО «Вианж продакшн», телеканал «Звезда».
Фильмы рассказывают о пособниках фашистов в годы Второй Мировой войны, которым долгое время удавалось скрыться от правосудия.
Первый фильм из цикла называется «Ибрагим Аганин. Война за линией фронта», его съемки проводились при поддержке президента Татарстана и полпредства Татарстана. Ибрагим Аганин — сотрудник органов НКВД — НКГБ — ГУКР «Смерш» НКО СССР, занимался разоблачением кадровых сотрудников тайной полиции Geheime Feldpolizei.
Вторая премия — Барабанову Сергею Григорьевичу и Куренкову Андрею Викторовичу, авторам документального фильма «Поединок в Лефортово. Шах и мат Бурбону», ООО «НП Формат», ГТК «Телеканал «Россия»».
…Шестидесятые годы прошлого века. Американским спецслужбам удается завербовать полковника советской военной разведки Дмитрия Полякова. Он называет ФБР имена нескольких советских агентов, работающих в западных странах. Над ними нависает угроза провала. Кроме этого, американцы от Полякова получают информацию о планах операций ГРУ за рубежом.
Москве становится ясно, что среди военных разведчиков работает предатель. В охоту на «крота» включаются все отечественные спецслужбы. От агентов за рубежом приходит сообщение, что агент вероятного противника работает в ГРУ и имеет псевдоним «Бурбон».
Тщательно проверяются люди, имевшие отношение к секретам, которые ушли на Запад. Круг подозреваемых сужается. Но чекистам противостоит опытный, умелый и коварный враг. Понадобятся долгие месяцы кропотливого труда сотен людей, прежде чем Поляков, схваченный сотрудниками «Альфы», окажется в следственном изоляторе Лефортово.
Но у КГБ есть только версии и косвенные улики, для суда этого мало. Необходимо, чтобы шпион сам рассказал о своей деятельности. Начинается психологический поединок молодого майора Следственного управления КГБ Александра Духанина против сильного, беспощадного и уверенного в собственной безнаказанности предателя.
Майору удается найти слабые места в защите своего визави, сыграть на тех струнах в душе Полякова, которые заставили бы его понять, что сопротивление бесполезно и вся его жизнь пошла под откос. Справедливое возмездие свершилось.
К слову, когда президент США Рональд Рейган попросил Михаила Горбачёва помиловать Полякова, было уже поздно.
Третья премия — Гуровой Галине Петровне, Кочергиной Светлане Дмитриевне, авторам цикла телепередач «Страницы истории самарской контрразведки», ООО «Медиа Корпорация «Русь ТВ»», ТРК «Губерния».
В основу документального цикла телепередач легли эпизоды из жизни самарских контрразведчиков с периода царской России и до наших дней.
По словам генерального директора МК «Русь ТВ» Галины Гуровой, идейным вдохновителем цикла телефильмов стал Сергей Георгиевич Хумарьян, который долгое время возглавлял в Куйбышеве отдел контрразведки, после чего был руководителем музея Управления ФСБ России по Самарской области.
Документальный проект впервые вышел в эфир телеканала «Губерния» в 2013 году и сразу вызвал неподдельный интерес телезрителей.
Создавался документальный сериал непросто. Масса материала до сих пор находится под грифом «совершенно секретно», и его обнародование возможно лишь спустя десятилетия.
Поощрительные дипломы и ценные подарки: Ахметдиновой Светлане Альбертовне, Слепнёву Владимиру Владимировичу — авторам документального фильма «Непобедимый. Две войны Кирилла Орловского», ГТК «Телеканал «Россия»».
Медведевой Юлии Сергеевне, продюсеру цикла документальных фильмов «Россия без террора», кинокомпания «Мастерская», ГТК «Телеканал «Россия»».
Кузнецову Сергею Владимировичу, руководителю и ведущему программы «Смотр», телекомпания НТВ.
Тихонову Вячеславу Фёдоровичу, военному обозревателю Телерадиовещательной компании «РТВ-Подмосковье» — автору и ведущему программы «Государственная безопасность. ФСБ России».
Награду победителям вручила заслуженный деятель искусств Российской Федерации, режиссер-документалист Ирина Свешникова.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЖУРНАЛИСТИКА»
Первая премия — Кривенкову Борису Владимировичу, автору исторического романа «Охота за «Чёрным драконом»», Биробиджан, Еврейская автономная область.
Ценителям острых, густо замешанных на интригах и тайном противоборстве детективных историй предстоит погрузиться в мир, где плетет свои сети глубоко законспирированная организация, протянувшая щупальца от восточных рубежей Российской империи до Санкт-Петербурга. В беспощадной схватке за сферы влияния сошлись интересы японской «якудза» и китайской «триады», где уцелевшие после революции 1905-1907 гг. подпольщики подтачивали опоры самодержавия.
Стержневой основой динамично развивающегося сюжета романа является деятельность органов политического сыска и «новорожденных» подразделений военной контрразведки накануне Первой мировой войны. Работа сотрудников охранных отделений, жандармов и контрразведчиков показана без романтического флёра, с максимальной достоверностью. Многие действующие лица романа имеют реальных прототипов. Элементы исторического исследования придают детективному произведению «дух времени», который, по замыслу автора, был одной из его главных творческих задач.
Вторая премия — ветерану разведки полковнику Нечипоренко Олегу Максимовичу, автору книг «КГБ и тайна смерти Кеннеди» и «Жизнь в конспирации», а также цикла публикаций по проблематике борьбы с терроризмом.
Полковник Нечипоренко родился в Москве. Работал в Мексике с 1961-го по 1965 год и с 1967-го по 1971 год. Заместитель резидента в Мексике по внешней контрразведке. Был выдворен из страны за попытку организации государственного переворота. В ЦРУ его называли лучшим оперативником КГБ в Латинской Америке.
«Дальше я много ездил по контакту с нашими друзьями из социалистических стран, — рассказывает Олег Максимович. — Ездил на Кубу, помогал кубинцам в организации их спецслужб, в работе против США. Был во Вьетнаме. Кстати, Олег Калугин меня в 1992 году ославил, сказав, что я лично допрашивал военнопленных американских пилотов. Это была ложь. Причем он был причастен к моей командировке и знал, что этим я заниматься не мог. Я если и допрашивал кого, то только одного плененного сотрудника ЦРУ, которого взяли во Вьетнаме. А второй раз летал, когда работал с материалами дел вьетнамцев по пилотам, но лично с ними не общался. А уже в 1980-е годы я работал в Никарагуа, тоже помогал организовывать местную контрразведку. Это было еще до Норьеги — в 1984-1985 годах. Сейчас мои ученики работают на самых разных постах….»
В настоящее время Олег Максимович Нечипоренко является генеральным директором «Национального антикриминального и антитеррористического фонда».
Третья премия — Евдокимову Павлу Анатольевичу, главному редактору военно-патриотической газеты «Спецназ России», советнику президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Лауреату Всероссийской премии «Журналисты против террора».
— Вот уже свыше двадцати двух лет мы, газета «Спецназ России», вместе с легендарной «Альфой» и ее ветеранской организацией — и в радости, отмечая ее победы, достижения и юбилеи, и в горести, когда происходят невосполнимые потери и трагические события, — сказал он на церемонии награждения.
За эти годы нашими собеседниками и авторами были многие выдающиеся люди. «Диверсант века» Илья Григорьевич Старинов, разведчик и диверсант Павел Анатольевич Судоплатов, «крестный отец» легендарного «Вымпела» Юрий Иванович Дроздов, «Папа» спецподразделения «Альфа» Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев, один из спасителей Кракова Герой России Алексей Николаевич Ботян, разведчик-нелегал Герой Советского Союза Геворк Андреевич Вартанян.
В рамках награждения состоялась краткая презентация газеты «Спецназ России». Для участников мероприятия было доставлено триста экземпляров только что вышедшего из печати издания.
Также третья премия — почетному члену Клуба ветеранов госбезопасности «Вега-Бийск» Никифорову Александру Петровичу, автору книги «Пустынные воспоминания. Афганский дневник». В ней нашли отражение события, пережитые писателем во время службы в Афганистане.
Поощрительный диплом и ценные подарки: Багимову Павлу Михайловичу (литературный псевдоним Павел Михайлов), автору книги «На два фронта», Сыктывкар.
Премию в этой номинации вручила популярная писательница Полина Дашкова, автор детективных и исторических романов.
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Первая премия — Золотухину Владимиру Николаевичу и Золотухиной Серафиме Витальевне, авторам архитектурно-скульптурной композиции «Защитникам рубежей Отечества — пограничникам» в городе Краснодаре.
Уникальный монумент воинам-пограничникам хорошо знаком горожанам. Он был торжественно открыт в сквере Пограничников в Карасунском округе зимой прошлого года.
16-ти метровая стела, напоминающая пограничный знак, вокруг которого расположились пять трехметровых фигур, — богатырь Илья Муромец, суворовец, казак, матрос и пограничник, — олицетворяет защитников рубежей от былинных преданий до современной действительности.
Скульптура является единственным в России реализованным проектом такого масштаба. Примечательно, что монумент был изготовлен и установлен за счет благотворительных средств.
Вторая премия — Коровину Александру Ивановичу, автору памятника «Бойцам спецназа — солдатам России» в Чеховском районе Московской области. Он посвящен всем нашим солдатам, погибшим с честью при исполнении своего воинского и гражданского долга.
Памятник «Бойцам спецназа — воинам России» был открыт в мае 2015 года на площади у монастыря Вознесенской Давидовой пустыни, что в поселке Новый Быт.
Среди почетных гостей в тот день были Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Зайцев, возглавлявший Группу «Альфа» более тринадцати лет; генерал-майор ФСБ Владимир Платонов, вице-президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Сергей Поляков.
— В истории России было немало войн, — сказал генерал Зайцев. — И памятник, который мы сегодня открываем — свидетельство нашего благородного отношения ко всем погибшим в военных конфликтах, имевших место быть. Эти люди — сыны своей Родины, защитники Отечества, которые отстояли целостность нашего государства.
Прообразом бронзового солдата явился один из заложников на Дубровке во время «Норд-Оста» Павел Платонов, который первым сообщил о террористах Мовсара Бараева и держал связь со спецслужбами по мобильному телефону. И он не просто регулярно сообщал важнейшую информацию. Ежесекундно рискуя собой, он работал по поручению профессионалов спецслужб, людей, руководивших операцией по освобождению заложников. Павел Платонов искал ответы на вопросы, прежде всего интересовавшие спецназовцев, которым предстоял штурм.
В первые сутки Платонов выходил на связь довольно часто, практически каждые полчаса, в дальнейшем — чуть реже. Когда террористы, что-то заподозрив, отобрали у него мобильный телефон, Павел находил возможность посылать SMS-сообщения с чужих телефонов. Последнее сообщение от него поступило за несколько минут до начала штурма…
По словам руководителей операции и спецназовцев, штурмовавших театральный центр на Дубровке, информация, которую сообщал Павел, оказалась бесценной. Она помогла не только принимать правильные решения, но и сохранить жизни сотен заложников и освобождавших их спецназовцев.
Вторая премия — Минину Игорю Анатольевичу, заслуженному художнику России, автору памятника «Пограничникам России» в парке имени Ф. Э. Дзержинского в городе Курске.
Памятники Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину, императору Петру I и Джону Леннону. В мастерской Игоря Минина нет свободного места. Как признается сам художник, работа над скульптурой пограничника, в отличие от многих других композиций, пошла сразу. На создание ушло более полугода. Образ собирался буквально по деталям.
Пограничник с собакой у пограничного столба. Композиция в бронзе символизирует мужество и отвагу всех стражей границы, служивших в разное время и на разных заставах.
— Это был такой собирательный образ, конкретного человека не было. Просто у меня внутри создался образ нашего пограничника, порыв такой. Я вообще люблю нервно лепить, чтобы не было это так гладко, зализанно, чтобы был порыв, чтобы зрителя это трогало, — объяснил Игорь Анатольевич.
Теперь у курского «братства зеленых фуражек» есть свой памятный знак — место встреч, радости и скорби. Установили его на пожертвования и торжественно открыли 28 мая, в День пограничника. От идеи до воплощения прошел всего год.
Сейчас Игорь Минин начал работу над памятником герою Отечественной войны 1812 года Дмитрию Голицыну.
Третья премия — Башмакову Игорю Владимировичу, автору цикла художественно-графических работ, посвященных сотрудникам спецподразделений, Красноярск. «Спецназ России» уже писал о нем однажды.
На протяжении многих лет значительное место в его творчестве занимает работа над серией картин, посвященных защитникам Отечества и замечательным людям России. Особенно его социальный темперамент чувствуется в серии работ о ветеранах Великой Отечественной войны и бойцах спецподразделений.
Творчеством Игорь Башмаков начал заниматься с четырех лет. В его доме все уставлено картинами. Он рисует святых и людей в храмах, портреты друзей. А еще бойцов спецназа — в тяжелом обмундировании, в касках, с пулеметами в руках. Главная деталь его шедевров — глаза.
Кстати, одна из картин так и называется — «Глаза снайпера». Глубоко воздействуют на посетителей выставки работы «Пулемётчик Саша», «Встреча», «Не забудем», «Память», «Чеченский крест».
— Передать на картине внутренний мир наших солдат и офицеров очень трудно, — говорит художник, — и прежде всего потому, что в силу своей профессиональной деятельности многие из этих людей прошли через горнило войн, рисковали своей жизнью. Это не могло не оставить следа на их лицах, в их глазах… Военные люди близки мне по духу, я ведь в свое время тоже служил в Вооруженных Силах, в батальоне охраны Сибирского военного округа.
Ныне Башмаков — один из наиболее ярких современных представителей плеяды сибирских художников, работающих в стиле русского реалистического искусства. Он — член Союза художников России, участник многих краевых, региональных и международных выставок, выпускник Красноярского художественного училища имени В. И. Сурикова. При создании своих работ он применяет пастель, акварель, темперу и масло.
Поощрительный диплом и ценные подарки: Мясникову Георгию Прокофьевичу, члену-корреспонденту Российской академии художеств, автору памятника «Сотрудникам органов безопасности Ставропольского края».
«ЦЕХ» КИНО
Номинация «Актерская работа». Первая премия — Щербакову Борису Васильевичу, актеру театра и кино, народному артисту России. Его фильмография насчитывает почти сто картин.
Вторая и третья премии не присуждались.
Номинация «Кино- и телефильмы». Первая премия — АО Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького» (генеральный директор Сергей Анатольевич Зернов).
Присуждение премии — это признание заслуг Киностудии Горького по созданию фильмов «Пароль не нужен», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Земля, до востребования», «Бармен из «Золотого якоря»», «Приказано взять живым». А также легендарных телесериалов «Семнадцать мгновений весны» и «ТАСС уполномочен заявить».
— Для меня огромная честь принимать премию от лица Киностудии Горького, — подчеркнул генеральный директор Сергей Зернов на церемонии награждения, — и поздравления я бы хотел переадресовать всем тем, кто работал над созданием фильмов о спецслужбах, когда-либо снятых на Киностудии Горького. Это, в первую очередь, их заслуга. Скорее всего, кто-то из присутствующих сейчас в зале выбрал эту почетную и опасную профессию, вдохновляясь нашими фильмами.
Среди тех, кого также наградили Премией ФСБ России за заслуги в киноиндустрии — всенародно любимый советский и российский актер Леонид Куравлёв, встреченный овациями. Как им было сказано, несмотря на его «мосфильмовскую» фильмографию, он всегда с теплотой вспоминает о работе на Киностудии Горького, которая стала для него одной из отправных точек в карьере.
Вторая и третья премии не присуждались.
Награждение провел вице-президент Гильдии актеров кино Борис Токарев.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Первая премия — Артемьеву Эдуарду Николаевичу, замечательному композитору, народному артисту России. Как сказано: «За создание музыки к художественным и телефильмам о работе органов безопасности и пограничников». Его визитной карточкой стала потрясающая музыка к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 год).
Первая премия — Шаболтаю Петру Михайловичу, генеральному директору и художественному руководителю ФГБУК «Государственный Кремлёвский дворец» Управления делами Президента Российской Федерации, народному артисту России.
«За многолетнюю творческую деятельность по организации праздничных концертов, посвященных Дню работника органов безопасности и Дню пограничника», — отметили организаторы Премии ФСБ.
Вторая и третья премии не присуждались.
Поощрительные дипломы и ценные подарки: Гребенщикову Максиму Анатольевичу, автору цикла военно-патриотических песен о пограничной службе, Воронеж.
Вершинину Владимиру Семёновичу, автору цикла песен по пограничной тематике, Москва.
Оспенникову Константину Викторовичу, автору песни «Вас легко по фуражкам узнать», Москва.
ОТ ПРЕМИИ КГБ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Премия ФСБ России, учрежденная в 2006 году, переняла традицию награждения деятелей искусств у Премии КГБ СССР, которая существовала с 1977-го по 1989 год.
За время существования премии ее лауреатами стали режиссеры Павел Чухрай («Люди в океане»), Владимир Фокин («ТАСС уполномочен заявить…»), актеры Аристарх Ливанов («Государственная граница»), Георгий Жжёнов («Ошибка резидента»), Вячеслав Тихонов («Фронт без линии фронта»), писатели Юлиан Семёнов и Василий Ардаматский.
Не имея, по понятным причинам, возможности рассказать о работе чекистов открыто, Председатель КГБ СССР Юрий Андропов сделал ставку на кино и литературу. За небольшой период были сняты картины, которые по праву вошли в золотой фонд отечественного кинематографа: «ТАСС уполномочен заявить…», «Мёртвый сезон», «Операция «Трест»». Главным отличием от других кинокартин того времени было то, что все они создавались на документальной основе.
Реакция общества не заставила себя долго ждать. Билеты в кинотеатр на эти фильмы достать было невозможно, на улицах мальчишки, разделившись на группы, играли не в казаков-разбойников, а в разведчиков и шпионов.
«Семнадцать мгновений весны…» Когда этот сериал демонстрировался по центральному телевидению, народ не отрывался от телевизоров. И даже родилась шутка: когда Макс фон Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты.
Вот тогда-то и родилась идея учредить Премию КГБ СССР в области литературы и искусства. Буквально за несколько лет Андропову удалось в корне переменить общественное мнение об органах госбезопасности. В их ряды потянулись образованные, честные, патриотически настроенные молодые люди.
Подувший в конце 1980-х «ветер перемен» и последовавший за ним развал СССР обрушил с экранов телевидения, со страниц газет и книг на обывателя такой поток грязи, пошлости, что разобраться, где правда, а где ложь, было невозможно.
Режиссеры и писатели пекли словно пирожки свои разоблачающие произведения, основанные на «документальных» источниках, в которых образ сотрудников госбезопасности был демонизирован, превращен в исчадия Ада. Им отводилась роль непомерно жестоких людей, упивающихся своим превосходством, самодуров, пьяниц.
Репрессии, заградительные отряды, штрафбаты, гонения на диссидентов стали излюбленной тематикой творческой братии. Правда, они почему-то напрочь забыли, что в истории отечественных спецслужб были героические страницы.
В начале XXI века руководство вновь делает ставку на творческую составляющую и учреждает Конкурс ФСБ России на лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности. И он сразу же становится площадкой для творческого диалога между сотрудниками спецслужб и представителями мира искусства.
Хочется отметить, что практически все лауреаты с большой теплотой отзывались о сотрудниках Центра общественных связей ФСБ России, без помощи которых большинство проектов вряд ли бы осуществилось.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 67 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!