РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«АВАТАР» NOW
ИЛИ СИНИЙ СТАЛИН НА КРАСНОМ ДРАКОНЕ
То, как «атлантисты» воспринимают мир, и не просто воспринимают, но ломают его под себя, подвергая эксплуатации, а когда требуется, igni etferro — «огнем и железом» — выкорчевывают все противное им, наглядно показано в фильме «Аватар». Об этом материал Юрия Нерсесова.
БИТВЫ ПАТРИОТОВ
Самый дорогой и кассовый фильм мира перессорил российских патриотов. С первых же дней проката снятый с применением новейших электронных технологий фильм Джеймса Камерона «Аватар» по темпам сбора обогнал прежнего мирового рекордсмена — снятый тем же Камероном «Титаник».
Картина о разлученных холодным айсбергом возлюбленных собрала в прокате во всем мире свыше 1,8 миллиардов долларов и удерживала это достижение двенадцать лет, пока оно не было побито «Аватаром». В России же рекорд «Титаника» был превышен многократно!
Конечно, количество российских кинотеатров с тех пор изрядно выросло, но «Аватар» в отличие от «Титаника» еще и вызвал настоящий взрыв страстей среди политически активных граждан. Обитатели интернета, ранее ссорившиеся то из-за белых и красных, то из-за православия и неоязычества, теперь оказались по разные стороны баррикад из-за вымышленной войны на планете Пандора.
По мнению противников «Аватара», картина отражает точку зрения сторонников всемирной глобализации, учит белых людей предавать свою расу в пользу цветных и в этой связи напоминает вышедший на экраны несколько раньше южно-африканский «Район № 9» (2009 года) другого американского режиссера Нила Бломкампа.
Недаром, дескать, отрицательные герои «Аватара» сплошь белые, а среди положительных персонажей заметны негр, индус и латиноамериканка, притом что большинство их и вовсе синекожие инопланетяне с хвостами.
Однако общего между фильмами на самом деле немного. У Камерона, если позабыть о переносе действия в космос, мы увидим очередной вариант истории о жадной корпорации, изгоняющей благородных дикарей из родной деревни, чтобы поживиться находящимися на их земле полезными ископаемыми. В решающий момент самый крутой буржуйский наемник, влюбившись в прекрасную туземку, переходит на сторону ее племени и, организовав местных воинов, показывает оккупантам кузькину мать.
Точно по такой же схеме были выстроены десятки других лент — типа «Солдата удачи (фортуны)» с Дольфом Лундгреном, снятого в 1994 году. Разница лишь в том, что сознание героя «Аватара», получающего на Земле грошовую пенсию, инвалида-морпеха с парализованными ногами, в ходе фильма переносят в искусственно созданное громадное тело пандорского туземца.
Особенно фильм Камерона напоминает снятую еще в 1952 году американскую картину «Большие деревья». Там действие происходит не в 2157 году на планете Пандора, а лет за двести до того, на западе США, и война идет не с хвостатыми обитателями джунглей, а с ортодоксально-протестантской деревней не то баптистов, не то квакеров, но все остальное очень похоже.
Аборигены, почти обожествляющие растущие рядом с их домами гигантские секвойи; «распальцованная» полукриминальная фирма, желающая их вырубить; главный герой в исполнении Кёрка Дугласа, плюющий на бизнес ради сердца прекрасной квакерши; трагическая смерть отца возлюбленной и финальный разгром захватчиков.
Конечно, компьютерной графики в «Больших деревьях» нет и в помине, но фильм смотрится до сих пор. Секвойи величавы, поезд под откос летит красиво, Дуглас обаятелен, а эпизоды, связанные с американским судопроизводством, смешны до икоты и хоть сейчас могут быть использованы для практических занятий по юриспруденции.
В финале, как и положено — последний бой. Благостные квакеры, сокрушаясь о жестокости грешного мира, с грустью достают из сундучков заныканные винчестеры, а одна девица героических пропорций прекрасно обходится без ствола. Разнеся наймиту корпорации голову камушком размером с хороший арбуз, она садится на орудие убийства, вытирает вспотевшее лицо платочком и, гордо глядя на восхищенных подруг, нравоучительно произносит: «И никакой, сестры мои, это не грех!»
Изящная синекожая обитательница планеты Пандора в «Аватаре», нашпиговав тушку американского полковника отравленными стрелами, ограничилась торжествующим рычанием, однако суть у нее та же: «Я девушка мирная, никуда из лесу не лезу, но ежели какая сволочь сунется, зараз глотку порву!»
Именно пропагандой подобного — традиционалистского, но неагрессивного — мироощущения фильм Камерона отличается от «Района № 9». Там тоже разоблачался жадный олигарх и его наймиты, но тараканоподобные инопланетяне не копошились у себя, а «поналетели» на землю и стали на ней свинячить.
В отличие от симпатичных пандорцев, тамошние пришельцы тошнотворны на вид, тупы, вороваты, агрессивны, грязны, неудержимо плодятся и, в отличие от гастарбайтеров, еще и ничего не делают. Столь неприглядными особями правят немногочисленные интеллектуалы, но они куда-то исчезли, и землянам приходится иметь дело исключительно с межзвездным быдлом.
Однако уже по первым эпизодам можно предположить, что люди окажутся еще хуже (за исключением готовых погибнуть за счастье космических уродцев). Так и получается. Земляне с криками «Поналетели тут!» требуют выселить пришельцев из лагеря в пригороде Йоханнесбурга. Корпорация проводит над ними изуверские опыты. Мафия грабит и убивает.
Бездушно относится к креветкам и главный герой — неказистый клерк с мерзкими усиками, похожими на гитлеровские. Но ближе к середине картины в ходе обыска одной из креветковых хижин усатый бюрократ обливается какой-то черной гадостью, — и дальнейшее предугадывается без труда.
Постепенно мутируя в креветку и став жертвой бывших коллег, недостойный представитель офисного планктона проникается проблемами новых соплеменников и решает пожертвовать жизнью ради обнаруженного среди пришельцев интеллигента и его маленького креветенка, слегка напоминающего спилбергского инопланетянина.
В финальных кадрах, окончательно перевоплотившись, изуродованный, но одухотворенный герой делает для бывшей жены металлическую розочку, а зрителям предлагается умиленно сморкаться в платочки и подавать, не скупясь, нашим «креветкам». Вы каждый день можете наблюдать, как они таскаются по вагонам метро с жалостливыми призывами: «Граждане, поможите…», в свободное от «работы» время снабжая страждущих наркотой.
Подобное кино действительно вредно и сейчас характерно, прежде всего, для Западной Европы, откуда косяком идут разного рода «Ямакаси» и прочие картины о трагической судьбе несчастных мигрантов, которые просто вынуждены убивать и грабить! Потому что жизнь тяжелая, а французские и немецкие аборигены в душе сплошные фашисты!
АПОСТАСИЯ ПРОТИВ ЭЙВЫ
В отличие от бломкамповских креветок жители Пандоры никуда не лезут. Напротив, это к ним прибыли, чтобы согнать с родных мест и уничтожить общее для всего народа святилище, являющееся одновременно центром взаимодействия биосферы и духовной связи ее обитателей.
Критики утверждали, что минерал, ради которого началась война, жизненно необходим для вымирающего человечества и добывается в его интересах. В этом случае рассуждения о гуманизме и вправду можно оставить. Однако ничего подобного в фильме нет.
На Пандору прилетели представители транснациональной корпорации с американскими именами под охраной американской морской пехоты. Причем на Земле США застроили под себя весь остальной мир, довели планету до жесточайшего кризиса, а сопротивляющихся беспощадно давят.
В первых же эпизодах командующий морпехами полковник Майлз Куоритч с гордостью сообщает, что его ни разу не ранило во время зачистки Венесуэлы, а операция на Пандоре называется «Шок и трепет», как и вторжение в Ирак в 2003 году. (В русском переводе это название как-то скромно пропустили).
Минерал уже добывается, и речь идет только о расширении проекта. При этом представитель компании ни слова не говорит о том, что без пандорских недр человечеству конец, — речь идет исключительно о неудовольствии акционеров сокращением дивидендов.
Поэтому, когда глава наймитов корпорации клеймит главного персонажа за предательство человеческой расы — это дешевая демагогия. Даже с формальной точки зрения инвалид подчиняется не корпорации, а начальнице научной экспедиции, работающей на Пандоре, которая категорически против силовой акции. После изгнания с планеты захватчиков ученые на ней остаются, а значит, сохраняется возможность диалога с неподконтрольными транснациональным монстрам землянами.
Диалог этот необходим, поскольку и земная цивилизация, похоже, заходит в тупик, и обитатели Пандоры не так уж самодостаточны, как кажется на первый взгляд. Их общество гармонично природе своей планеты, но совершенно не развивается, а потому чрезвычайно уязвимо. Лишь переход на сторону аборигенов части землян и относительная слабость карателей обусловили победу над ними, однако самостоятельно выдержать удар полноценной военной экспедиции Пандора не сможет.
Скорее всего, конфликт будет развиваться по схеме: пандорцы и «хорошие» земляне против «плохих», как и положено в подобных картинах, а потому объявлять Камерона предателем рода человеческого смешно.
Не менее нелепы были и обвинения «Аватара» в подрыве христианских традиций путем пропаганды учения Рериха, теософии, изуверского культа фригийской богини Кибелы и, конечно, сатанизма.
Действительно, название народа Пандоры — На’Ви — сразу заставляет вспомнить о древнеславянских навьях. Согласно академику Борису Рыбакову, это «чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т. п.)», иногда являющиеся и вампирами.
Да и крылатые драконы, на которых рассекают в небесах пандорцы, зовутся «икранами» и «банши». В ирландском фольклоре банши — вестницы смерти, плачущие возле дома обреченного человека. Хотя Камерон вряд ли досконально разбирается в ирландских и уж, тем более, в славянских верованиях, определенный религиозный подтекст в «Аватаре» отыскать можно.
Два момента делают это ползанье по киноэкрану с лупой малопродуктивным.
Прежде всего, религия пандорцев: она принципиально не приспособлена к распространению среди иноземных адептов. В отличие от новомодных тоталитарных сект, в пропаганде которых уличают «Аватар», прозелитизм тут не просто противоречит основам местного мироздания, но и невозможен даже по чисто физиологическим причинам. Жители Земли не имеют в своих волосах нервных окончаний, с помощью которых синекожий народ вступает в контакт с душой своей планеты, сконцентрированной в священном дереве, — Эйве, дереве жизни планеты Пандора, центре экосистемы, хранителе памяти всех душ.
Кстати, этакой «индийской Эйвой» является баньян — так называют деревья, на ветвях которых образуются многочисленные воздушные корни. Со временем воздушные корни достигают земли, укореняются и становятся дополнительными стволами, разрастаясь в целые рощи, объединенные одной кроной.
Баньян для Индии также является символом вечной жизни, гармонии и порядка и сам по себе — экосистема. В таком дереве-лесу находит себе пропитание и прибежище большое количество птиц, животных и насекомых. Да и людям под баньяном хорошо — тень, прохлада, красота. По легенде, именно под баньяном обрел просветление Сидхартха Гаутама, став Буддой.
Перевоплощение главного героя «Аватара» — редчайшее исключение. Но самое главное, — ни в едином эпизоде англоязычные противники пандорцев не показывают свою причастность к христианам. Напротив, по всему выходит, что мир их давно уже поражен неодолимой апостасией, то есть массовым отходом от Веры, и Страшный Суд для него уже близок.
Представитель корпорации говорит только о прибылях акционеров. Полковник, уговаривая малоимущего инвалида сливать ему полученную информацию, обещает за них деньги для операции, а в конце фильма обвиняет его в предательстве расы, но о Боге тоже молчит. И остальные персонажи — помалкивают!
С христианской точки зрения, перед нами война народа, не знающего Иисуса, против давно забывших о Нем. Поневоле вспоминается неполиткорректное высказывание Белинского об Америке. По словам российского литературоведа, его «кровь кипела от негодования на это гнусно-добродетельное и честное общество торгашей, новых жидов, отвернувшихся от Евангелия и признавших Старый Завет».
Защита подобных персонажей со стороны людей, именующих себя русскими патриотами, совершенно нелепа. В будущем именно наша страна с ее богатейшими ресурсами может оказаться их жертвой, а значит, любое противостояние им с оружием в руках, как в Ираке, Афганистане или Сирии, или подрыв их морального духа полезны России.
Это справедливо относительно стран евро-американской цивилизации (НАТО-Евросоюз и примкнувший Израиль), ведущих тихоокеанских держав в лице, прежде всего, Китая и Японии, а также ориентированных на экспансию течений ислама.
Если фильм левого либерала и противника политики Вашингтона бьет по зубам вожаков собственной стаи — радоваться надо! И учиться работать у настоящих мастеров своего дела, чтобы, наконец, покончить с господством на экране михалковских и бондарчуковских уродцев.
ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ
Кинематографистам стоит помнить, что выбранный Камероном сюжет для России подходит идеально. О том свидетельствует и успех «Аватара», и восторг, с которым зрители в свое время встретили снятые на ту же тему «Окраину» Петра Луцика и «Любить по-русски» Евгения Матвеева, где герои защищали свою землю столь же отчаянно (правда, исключительно от криминального бизнеса и представителей местной власти).
Но Луцик и Матвеев умерли, а продолжателей пока не видно. Подобное творчество сейчас не поощряется. Отстреливать наймитов западных корпораций на российском экране и вовсе нельзя (единственное исключение «Брат-2»), да и в Советском Союзе, несмотря на ритуальные проклятия мирового империализма, подобных картин не снималось. Убить несколько американцев советским киношникам дозволили лишь в снятом на последнем издыхании СССР «Одиночном плавании», одном из лидеров советского кинопроката 1986 года — 40,7 миллионов зрителей.
По сценарию, между СССР и США намечаются долгожданные переговоры о разрядке. Планы руководства США вызывают резкое недовольство у группы военных, сотрудников ЦРУ и промышленников, получающих прибыль от военных заказов. Полковник ЦРУ Краудер предлагает план — его люди осуществляют пуск ракеты с секретной американской базы на необитаемом острове в зоне учений. Ракета должна поразить круизный лайнер, идущий в Сингапур. Затем вина будет возложена на советскую эскадру, — соответственно, о мирных переговорах можно будет забыть.
Для исполнения этого задания Краудер привлекает майора Джека Хэссолта. Во времена войны во Вьетнаме, исполняя приказ Краудера, группа Хэссолта устроила резню во вьетнамской деревне. Их признали преступниками и объявили в розыск. С тех пор Краудер, помогший Хэссолту и его людям уйти от ответственности, использовал их в тайных операциях ЦРУ по всему миру. Краудер обещает, что это будет их последним заданием.
В итоге нашим морпехам удается зачистить базу и ликвидировать мятежников, правда, в конце, согласно законам жанра, один из негодяев убивает выстрелом в спину командира группы майора Шатохина, которого сыграл Михаил Ножкин.
…Подобные табу на выбор сюжета изрядно способствуют смирению населения перед лицом чиновно-корпоративного беспредела. Если в США угроза массового явления персонажей типа Тимоти Маквея и Марвина Химайера не дает властям опустится до абсолютного свинства, то в России, где это свинство относительно собственного населения многократно выше, подобного не наблюдается.
В российском триумфе «Аватара», кроме безумно красивого видеоряда, сыграл роль и зрительский голод по фильмам о борьбе не с абстрактными злодеями из вымышленных миров, а с вполне земной, высокопоставленной и легкоузнаваемой сволочью. Недаром в клипе одного из поклонников фильма его кадры смонтированы под речь Сталина 3 июля 1941 года и песню «Вставай, страна огромная».
Да и сам синекожий вождь перед финальной атакой, опираясь на крыло боевого красного дракона, воззвал к своему воинству: «Братья и сестры мои!» Само собой, снимая фильм, Камерон не думал о человеке, произносившем похожие слова в реальности, но совпадение получилось очень многозначительным.
ЭПИЛОГ. ПОСЛЕДНЯЯ ТЕНЬ
«Земляне вернулись в свой умирающий мир. И только немногим разрешили остаться. Кончилось время Великой скорби. Турук Макто был больше не нужен.
Похоже, это моя последняя запись. Чтобы сегодня не случилось, сюда я по-любому не вернусь. Ну, я пошел? Не хочу опоздать на свой праздник: у меня день рождения все-таки.
Джейк Салли. Конец связи!»
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 68 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!