22 ноября 2024 07:48 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Политика

Автор: ПЕТР АБАКУМОВ
«МАТИЛЬДА»

28 Июля 2017
«МАТИЛЬДА»
Фото: «Что это — авторское видение? Нет — клевета на реальных людей»

ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ПРОВОКАЦИЯ

Фильм «Матильда» Алексея Учителя, еще не вышедший в прокат — это показательная провокация. Можно было помягче подать материал, исторически достоверно, подобрав достойный актерский состав, а не так подчеркнуто провокационно пройтись по резонансной теме.

Примечательно, что попытки защитников фильма втянуть главу государства в дискуссию о нем ни к чему не привели. Отвечая в ходе «Прямой линии» на вопрос о «Матильде», Владимир Путин подчеркнул, что картину никто не пытается запретить. При этом он отметил, что не хотел бы вступать в разгоревшийся из-за киноленты спор между депутатом Госдумы, бывшим прокурором Республики Крым Натальей Поклонской и режиссером Алексеем Учителем.

«У нас страна большая, сложная, много людей с разными взглядами и оценками, — сказал Владимир Путин. — В отношении царской семьи было много фильмов. Там много всего было. С господином Алексеем Учителем мы знакомы лично, я уважаю его как человека, настроенного патриотически, как человека, который делает талантливые вещи. Депутат Поклонская тоже имеет право на точку зрения, но фильм никто не пытается запретить. Никаких решений запретных нет, я очень рассчитываю, что открытый диалог в обществе сохранится».

Итак, в порядке диалога. Можно же было на стадии проекта посоветоваться с серьезными, компетентными людьми, учесть мнение общественности? Или режиссерская богема недоговороспособна по определению, как некоторые ее представители всячески это демонстрируют обществу? Показывают, что они некие небожители, которым позволено не считаться ни с кем и ни с чем?

Способность найти компромисс — это не ущемление прав, а показатель политической зрелости общества. Также данная способность — показатель зрелости индивида. Некоторые же деятели искусства напоминают каких-то инфантилов от Навального, которые в любой необходимости учитывать чье-либо мнение, в необходимости следовать общественным правилам поведения, праву и законам Государства видят ущемление своего гипертрофированного подросткового Эго. И забывают, что равные права имеют все окружающие.

Или режиссер имеет больше прав, чем зритель? Ничуть. Да, он имеет возможность и свободу выбора снять кино так или эдак, на это зритель может повлиять только косвенно, голосуя рублем, так сказать, и то уже после съемок. Но также эта свобода выбора, думается, накладывает и ответственность. Ведь не в вакууме же живут, а в обществе.

И если, скажем, режиссер не оправдывает такую ответственность, если он ведет себя подчеркнуто неуважительно к мнению других, то почему должны уважать его? И главное: почему некоторые считают, что деятелей искусства нельзя критиковать, говоря, что якобы это цензура? Стоп, стоп, стоп! С каких пор свобода слова и свобода высказывать свое мнение, тем более касательно неуважительного отношения, стала цензурой или гонениями на так называемых творческих людей? Кто им запрещает выбирать? Никто. Но и некоторая доля их неуважения к зрителю не остается без ответа — это закономерно и справедливо, так что не стоит тут обижаться. Конструктивная критика это всегда повод стать лучше.

Ну а способен человек ее услышать и сделать выводы или воспринимает конструктивную критику в штыки — это уже зависит от уровня его развития, который иногда никак не связан с талантом. Да порой и талант-то преувеличен пиаром у некоторых деятелей.

Между тем, глава Патриаршего совета по культуре, ректор Сретенской духовной семинарии епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) назвал фильм «Матильда» клеветой на реальных людей и «пошлой фальсификацией», предложив определить его жанр как «фэнтези».

«Странно, что год столетия революции, который осмысливается всем нашим народом, киноискусство встречает единственным игровым фильмом, который называется «Матильда». Но это говорит о многом…. Мы видели трейлер этого фильма, я читал сценарий. Отношение… Какое может быть отношение, когда мы видим, что исторические факты грубо передернуты.

Да, действительно, наследник Николай Александрович увлекся балериной Матильдой Кшесинской. Это было после того, как девушка, которую он искренне полюбил – Аликс, принцесса, будущая Александра Фёдоровна, отказала ему, когда он просил ее руки и сердца. К тому же, его отец, император Александр III, был против этого брака – Алиса не хотела тогда менять вероисповедание.

Свободный молодой человек – двадцать один, двадцать два года, и он увлекся этой балериной. Я не буду касаться разных нравоучений. Он, действительно, ею увлекся, и до конца 1893 года они были близки. Они общались, хотя Матильда прекрасно понимала, что она не может стать его женой. И наследник, Николай Александрович, тоже страшно переживал, что вот он полюбил такую замечательную девушку (он ее очень ценил), трепетно, бережно к ней относился – но для него была трагедия, что он действительно дал основания надеяться на него, но он ей, естественно, ничего ответного, в смысле брака, дать не мог. Он переживал по этому поводу очень сильно.

Эта связь не была секретом ни для кого. В трейлере фильма огромными буквами написано: «Тайна Дома Романовых». Да какая там тайна… Весь светский Петербург об этом сплетничал.

Но когда Аликс, наконец, приняла решение стать женой наследника Николая Александровича, то счастливый юноша пришел к Матильде, сказал, что больше они не должны встречаться, – Матильда это совершенно нормально восприняла, и они расстались.

Будущая Александра Фёдоровна, конечно, знала об этом. Николай Александрович полностью все рассказал. Она очень трогательно записала в дневнике, что «Ники все мне рассказал, мы оба поплакали». «Какая у него удивительная душа,  пишет она,  он доверился мне полностью и все рассказал о себе. Дай Бог, чтобы я была достойна этого доверия!»

И больше они (с Матильдой) не встречались. В этом нет никаких сомнений. Об этом не спорит даже никто из историков. Он ей покровительствовал, подарил дом, в котором в дни революции квартировал как раз Владимир Ильич Ленин, в доме Кшесинской,  все, на этом все завершилось.

Что касается трейлера и что касается сценария. Мне его передал сам режиссер, хотя я с ним не знаком, по телефону с ним говорили: я ему сказал ровно то, что вот сейчас вам говорю.

Очень странно и по меньшей мере нелепо, что именно такой фильм выходит к столетию революции. Он представляет и Александру Фёдоровну, и Николая Александровича, и Александра III какими-то совершенно деградантами и вырождающимися людьми, вырожденцами – ну это просто оскорбление.

Александр III вдруг говорит: «Я единственный из Романовых, кто не жил с балеринами». Ну что за бред? Вкладывать в уста великого императора такие пошлые совершенно слова. Все, кто читал о нем, все, кто изучил эту личность, понимают: никогда в жизни он этого не сказал.

Александра Фёдоровна, уже замужем за Николаем Александровичем, с каким-то ножом идет добывать кровь Матильды. Бред.

Николай, который мечется между Матильдой и Александрой, постельные сцены – ну что это такое? Это просто безобразие, другого не скажешь.

И с исторической точки зрения  это просто надругательство над историей. Надругательство над нашей культурой. Не сам факт того, что режиссер Учитель взял этот сюжет  пожалуйста, это уж действительно, нравится нам или не нравится, но это как бы право художника. Но, извините меня, а право художника  лгать? Вот так лгать? Говоря о том, что вплоть практически до коронации продолжается вот эта жизнь на две семьи. Не было такого ничего. Даже близко.

Мы думали в Патриаршем совете по культуре, что предпринять. Требовать запрета? Ну мы понимаем, что это бессмысленно  фильм все равно выйдет на экраны. Да и знаете что, скажу вам честно: уж больно мы все время запрещаем от лица Церкви – одно, другое, третье… И Церковь превращается в такой «цензурный комитет». Хватит. Ни к чему доброму это не приведет. А вот высказать свое мнение… Мы понимаем, что переврут… Но оставляем за собой право везде говорить о том, какова была на самом деле эта история и в чем историческая неправда этого фильма. А уж я не говорю о том, в чем здесь и художественная пошлость», – заключает владыка Тихон, читавший сценарий картины.

Конечно же, из-за фильма «Матильда» Россия не погибнет, как мыслят некоторые радикалы — руки коротки у всяких режиссеров повлиять на Россию своими пасквилями. Господь поругаем не бывает. Но осадочек неприятный остается, и разожженная по теме конфронтация в обществе никуда не делась.

От редакции

Наталья Поклонская направила в МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры депутатский запрос против фильма «Матильда». По ее словам, тридцать семь депутатов парламента подписали соответствующий запрос.

«Приложением к данному вопросу я направила 100 тысяч обращений и подписей граждан об оскорблении их чувств, а также информацию Счётной палаты России, Фонда кино, обращение священнослужителей, представляющих официальную позицию Русской православной церкви», — заявила Поклонская.

Ссылаясь на информацию Счётной палаты, Поклонская сообщила, что на создание фильма «было выделено государственное финансирование в сумме 280 млн. рублей».

 

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».

Свыше 69 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

http://vk.com/specnazalpha

 
Оцените эту статью
6063 просмотра
12 комментариев
Рейтинг: 4.3

Написать комментарий:

Комментарии:

АндрЭ: А вы представляете, "Учитель" усовестился бы и сказал.
Простите нас, мы до революции гавняли, после революции набедокурили,
а потом еще и в коллективизацию и репрессии оторвались.
Так разогнались, что и теперь никак не угомонимся.
Но я все понял, осознал, потому как когда перед Христом предстану,
тогда вся наша либеральная тусовка мне никак не поможет.
А потому прошу прощения, Матильду смываю и ухожу в управдомы.
Которые друзья человека.
Оставлен 7 Сентября 2017 12:09:56
Твердислав Багрянородный: ПРИВОЖУ СОНЕТ ИЛЬИ СЕЛЬВИНСКОГО - ПОЭТА,
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕГО ВЗГЛЯДОВ НАДО ОЦЕНИВАТЬ ДАННЫЙ ФИЛЬМ!

Правду не надо любить: надо жить ею.

Воспитанный разнообразным чтивом,
Ученье схватывая на лету,
Ты можешь стать корректным и учтивым,
Изысканным, как фигурист на льду.

Но чтобы стать, товарищи, правдивым,
Чтобы душе усвоить прямоту,
Нельзя учиться видеть правоту -
Необходимо сердцу быть огнивом.

Мы все правдивы. Но в иные дни
Считаем правду не совсем удобной,
Бестактной, старомодной, допотопной -

И гаснут в сердце искры и огни...
Правдивость гениальности сродни,
А прямота пророчеству подобна.

РУКОВОДИТЕЛЬ НАУЧНОГО КИНОКЛУБА ФГУП "КРЫЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР" - ВОЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, СТАЖ 41 ГОД.
Оставлен 31 Августа 2017 22:08:09
Максим: ну это все таки не историческая хроника, да и вообще наше современное кино с точки зрения достоверности и соответствия историческим процессам смотреть невозможно... так что нет смысла претензии высказывать. тем паче, что факт канонизации Николая 2 никак не должен влиять на право снимать про него фильмы. ибо ст. 14 Конституции. повизжат и перестанут.
Оставлен 28 Августа 2017 14:08:43
смерш: Честно сказать, не понял смысла этой статьи. В конце концов, никакой клеветы на Николашку в фильме нет и быть не может - потому, как дневники самой Матильды доступны всем через Интернет. Так в ЧЁМ претензии к фильму???
Оставлен 26 Августа 2017 12:08:57
АндрЭ: Петру

Если переводить с либерального языка на русский светское - значит безнравственное.
Только государство, в основе которого лежит православная вера, является нравственным.
И никак иначе.
Итак: "не нравится фильм не смотрите: никто вас силком на него не тащит. У нас безнравственное государство."
Вот так будет точнее.


Оставлен 16 Августа 2017 13:08:24
Петр: Ну Матечка не только Николаю-"Кровавому" благосклонность оказывала, не зря её после Цусимы освистали.
Страдающим Православием Головного Мозга: не нравится фильм не смотрите: никто вас силком на него не тащит. У нас светское государство.
Оставлен 13 Августа 2017 16:08:18
АндрЭ: Для Бывшего.
Я биографию сего "учителя" прочел сразу же. Потому и написал этот пост.
Оставлен 1 Августа 2017 09:08:47
Бывший: Для АндрЭ: почитайте биографию Алексея Ефимовича Учителя и всё станет понятно.
Русский никогда не стал бы глумиться над своей историей, даже если он является сторонником революции 1917 года. Воспринимая всю историю России как единое целое.
Тогда как для нерусских некоренных народов России подобное глумление является своего рода спортом.
Так вот для Учителя Россия - "эта страна".
Оставлен 31 Июля 2017 13:07:24
Бывший: Для АндрЭ: почитайте биографию Алексея Ефимовича Учителя и всё станет понятно.
Русский никогда не стал бы глумиться над своей историей, даже если он является сторонником революции 1917 года. Воспринимая всю историю России как единое целое.
Тогда как для нерусских некоренных народов России подобное глумление является своего рода спортом.
Так вот для Учителя Россия - "эта страна".
Оставлен 31 Июля 2017 13:07:24
Бывший: Достойного отпора нет, вот "учителя" и юродствуют.
Что им эти гневные строчки? Пустое сотрясание воздуха.
Оставлен 31 Июля 2017 13:07:33
АндрЭ: Это звенья одной цепи.
Сначала появление открыток в виде картинки жертвенного петуха с головой Николая II.
Затем шельмование Императора и Императрицы в печати и даже с трибуны думы во время войны.
Создание и разкручивание отрицательного образа Распутина с последующим его убийством и сожжением его трупа (глумление?) уже Керенским.
И как точка, арест, заключение и убийство Императора, семьи и слуг в Екатеринбурге.
Разчленение, сожжение, растворение в серной кислоте Святых тел.
А теперь вот фильм Учителя.
Кого и чему учит этот учитель?
Судя по всему учителя и предшественники были у него хорошие.
И он не последний в этой цепочке.
Оставлен 31 Июля 2017 10:07:49
Ольга: Не погружаясь в тему статьи и не обсуждая фильма, который не видела (за исключением отрывков, изготовленных в стиле "сделайте мне красиво"), хочу отметить только одно. Император НЕ ДАРИЛ балерине дом. Особняк был куплен Кшесинской на откаты, которые она с в. к. Сергеем Михайловичем получала от французской фирмы Шнайдер. Так что в разбазаривании семейных или государственных ресурсов Николай не виноват.
Оставлен 29 Июля 2017 23:07:06
Общественно-политическое издание