РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
БИТВА ЗА ГЕРОЕВ
СОЛДАТЫ ЖИВЫ, ПОКА О НИХ ПОМНЯТ
В канун своего 25-летнего юбилея Международная Ассоциация «Альфа» провела в Москве II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Я — патриот Отечества!», с участием директоров и заместителей по воспитательной работе «альфовских» подшефных школ и военно-патриотических клубов.
Участники конференции, приехавшие из двадцати одного региона России, собрались в школе № 937 имени Героя России А. В. Перова — офицера «Альфы», погибшего в Беслане.
Первая конференция была проведена в 2015 году, а первый день ее работы проходил непосредственно в Управлении «А» Центра специального назначения ФСБ России.
Так уж получается, что в России нет больше такой структуры, которая бы деятельно объединяла такое большое число учебных заведений и проводила с ними военно-патриотическую работу. Можно сказать и так: ветераны антитеррора создают «матрицу» в этой важнейшей сфере, собирают и обобщают опыт входящих в Систему «Альфа» структур.
Вполне допускаю, что многим эта тема представляется скучной, рутиной. Однако ошибки тут отнюдь не безобидны, и допущенный брак может даже выйти за пределы страны и принять размеры крупного скандала, как это произошло после резонансного выступления лицеиста из Нового Уренгоя с трибуны германского Бундестага.
Правильное патриотическое и военно-патриотическое воспитание молодежи — один из элементов национальной безопасности страны. И действовать на этом «фронте» нужно системно, сочетая целевую работу государства с усилиями гражданского общества, включая такие организации, как Ассоциация ветеранов «Альфы».
Основная цель нашей конференции — разработка документа «Основы военно-патриотического воспитания молодежи: на примере Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»».
Для ее достижения были выдвинуты следующие задачи: обмен опытом работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, проведение анкетирования среди старшеклассников на тему «Уровень патриотической работы в общеобразовательных учебных заведениях», популяризация опыта работы Ассоциации «Альфа».
Кроме того, были поставлены задачи разработать план-график по реализации документа «Основы патриотического воспитания молодежи: на примере Ассоциации «Альфа», сформировать образ современного героя — защитника мирных граждан от терроризма и проявлений экстремизма.
На конференции присутствовало четырнадцать именных школ, пятнадцать подшефных, четыре школы, с которыми у нас заключен договор о сотрудничестве, и пятнадцать военно-патриотических клубов. Также присутствовали студенты из МПГУ.
Почетными гостями были начальник Управления «А» ЦСН ФСБ России (в 1998-1999 годах) генерал-полковник Александр Мирошниченко, вице-президенты Ассоциации «Альфа» — Владимир Елисеев, Владимир Игнатов, Сергей Поляков и Александр Репин, главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов, заместитель начальника отдела грантовой поддержки Управления регионального взаимодействия Росмолодежи Нина Орлова.
Вели заседание руководитель Комитета по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи Ассоциации ветеранов «Альфы» Владимир Игнатов (главный инициатор форума и «мотор» его проведения) и я, член комитета, заместитель главного редактора газеты «Спецназ России» Виктория Зиненко.
На форуме также присутствовали члены нашего комитета: Елена Сергеева, Марина Балашова, Наталья Чикина и Дмитрий Кондряков.
На пленарном заседании школа № 937 имени А. В. Перова рассказала о своей патриотической работе и показала небольшой концерт. Затем слово было предоставлено почетным гостям, и особенно ярко выступил генерал-полковник Александр Мирошниченко, рассказавший о боевом пути легендарного подразделения.
Нина Орлова осветила грантовую поддержку проектов по различным направлениям. Представители школ и клубов делились своим опытом патриотической работы по следующим направлениям: увековечивание памяти погибших сотрудников, роль музея в формировании патриотизма у детей и молодежи, кадетское образование как важнейший элемент патриотического воспитания детей и молодежи; влияние военно-спортивной деятельности на формирование патриотизма у детей и молодежи.
«ЗАМЕР» ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
Мне предоставили возможность описать сплошное социологическое исследование, которое было проведено в феврале-апреле 2017 года в двадцати восьми подшефных школах Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» на тему: «Уровень патриотической работы в общеобразовательных учебных заведениях».
Было опрошено 2910 респондентов из четырнадцати регионов России: Москва, Московская область, Воронеж, Екатеринбург, город Красноуральск Свердловской области, Республика Башкортостан, город Александров Владимирской области, город Балаково Саратовской области, село Пехлец Рязанской области, село Васильевка Липецкой области, город Калуга, город Чусовой Пермского края, станица Чепигинская и город Лабинск Краснодарского края.
Объектом исследования явилась молодежь в возрасте 14-18 лет.
Цель исследования — изучение уровня патриотической работы в общеобразовательных учреждениях, с которыми сотрудничает Ассоциация ветеранов «Альфы».
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи.
Во-первых, выявить, что значит для школьников понятие «патриотизм» и в чем оно проявляется.
Во-вторых, изучить позицию респондентов относительно того, считают ли они себя патриотами.
В-третьих, определить, чем гордятся школьники.
В-четвертых, выявить позицию респондентов о том, какие социальные институты должны формировать патриотические ценности у детей и молодежи.
В-пятых, изучить отношение к службе в армии и готовность участвовать в защите Родины в случае необходимости.
В-шестых, определить степень участия респондентов в патриотических мероприятиях.
В-седьмых, изучить позицию респондентов относительно того, какой поступок они считают героическим и кто такие герои.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: патриотическая работа Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» оказывает влияние на формирование патриотизма у молодежи.
Что же понимают школьники под патриотизмом? Результаты получились очень интересные. Судите сами.
69 % респондентов под патриотизмом понимают любовь к Отечеству, месту, где человек родился, к природе; 28 % — верность, преданность, служение Отечеству и его защиту, вплоть до самопожертвования; 13 % — уважение к стране, ее традициям, культуре, к народу, к героям Отечества. Лишь для 6 % — это желание вносить свой вклад в развитие страны, выполнять долг, исправлять имеющиеся в государстве недостатки.
Можно констатировать, что у школьников преобладает «чувственный патриотизм» над «деятельным». Большинство молодых людей считают, что можно любить Родину, толком ничего не делая. Поэтому необходимо объяснять детям и молодежи, что такое истинный патриотизм и в чем он проявляется.
Результаты исследования показывают, что чуть больше половины опрошенных (58 %) ощущают себя патриотами, 14 % — не ощущают, 28 % — затруднились ответить.
Заметим, что в Москве тех, кто считает себя патриотами, меньше (52 %), чем в регионах Российской Федерации — от 60 % до 91 %. В именных школах 64 % респондентов считают себя патриотами, в то время как в подшефных (где установлены доски памяти погибшим сотрудникам «Альфы») — 54 %.
Чувство гордости за страну испытывают 46 % респондентов.
И снова видим, что в именных школах гордятся страной — 57 %, а в подшефных — 39 %. 88 % — в Ляминской школе имени Г. Н. Зайцева, 79 % — в школе № 11 имени И. В. Марьенкова, 77 % — в гимназии № 7 имени В. М. Воронцова, 67 % — в школе № 2 имени А. Д. Бесчастного, 65 % — в школе № 97 имени А. В. Гуменюка, 64 % — в Пехлецкой школе имени В. В. Соловова.
Чем же непосредственно гордятся школьники?
73 % — гордятся историей страны, победой в Великой Отечественной войне, 41 % — культурным наследием, традициями, 34 % — армией, военной сферой, 31 % — природным богатством страны, 24 % — российским спортом, 17 % — позицией России в мире и всего 3 % гордятся здравоохранением, системой образования, сельским хозяйством, экономическими успехами, деятельностью органов власти.
На вопрос «Как Вы считаете, кто должен формировать патриотические ценности у детей и молодежи?» 60 % ответило — семья, 44 % — школа, 33 % — государство, 22 % — общественные организации, 19 % — военно-патриотические клубы, 15 % — СМИ, 11 % — сверстники и друзья, 7 % считает, что никто.
Мы отметили такую тенденцию, что в тех школах, которые активно проводят патриотическую работу, на первом месте по формированию патриотических ценностей стоит Школа. Например, в Пехлецкой школе имени В. В. Соловова Рязанской области 85 % — отметило школу, 76 % — семью, 43 % — государство.
В школе № 5 имени В. В. Зиненко города Александрова Владимирской области 63 % указало школу, 60 % — семью, 27 % — государство.
В школе № 97 имени А. В. Гуменюка (город Екатеринбург) и школе № 1 города Агидель Республики Башкортостан респонденты считают, что семья и школа наравне должны формировать патриотические ценности.
В то время как в тех учебных заведениях, где слабо проводят патриотическую работу, школу в этом качестве видит малое количество респондентов. Так, в лицее 1560 города Москвы всего 16 % отметило школу, 48 % — семью, 35 % — государство.
В столичной школе № 399 города Москвы 17 % отметило — школу, 31 % — государство, 37 % — семью. В школе № 763 города Москвы 14 % отметило школу, 30 % — государство, 38 % — семью.
Патриотизм проявляется в поступках, поэтому важным критерием уровня патриотизма является показатель участия молодежи в патриотических мероприятиях. Так, 63 % респондентов участвовали в патриотических мероприятиях за последние два года. Это высокий показатель, но в каждой школе он разный. В именных школах на данный вопрос положительно ответило 75 %, а в подшефных — 56 %.
Самые высокие показатели в школе № 8 имени А. В. Дёмина (97 %), школе № 11 имени И. В. Марьенкова (93 %) Краснодарского края, школе № 5 имени В. В. Зиненко Владимирской области (93 %), гимназии № 7 имени В. М. Воронцова г. Воронежа (91 %), Пехлецкой школе имени В. В. Соловова Рязанской области (88 %).
Что привлекает молодежь? Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, спецподразделений (45 %), участие в военно-спортивных играх (45 %), фестивалях и конкурсах патриотической направленности (41 %). Такие яркие, запоминающиеся мероприятия способны формировать у школьников положительный образ защитников Отечества, военнослужащих.
В отличие от последних годов существования Советского Союза и так называемых лихих девяностых, становится социально-одобряемым отношение молодежи к армии. Так, 59 % «хотели бы, чтобы их сын служил в армии» и всего 16 % дали отрицательный ответ. Среди именных школ 67 % — «хотели бы, чтобы их сын служил в армии», среди подшефных — 51 %.
Чувство долга перед Отчизной у школьников достаточно сильно: 72 % готовы были бы в случае необходимости участвовать в защите Отечества, 8 % — не готовы, 20 % — затрудняются ответить.
На вопрос: «Кем вы хотите стать?» 10 % ответило — военнослужащим. Этот ответ входит в тройку самых популярных профессий для школьников. По данным Министерства обороны, в течение последних трех лет существенно вырос вступительный конкурс в военные вузы. В 2016 году конкурс среди юношей составил от шести до десяти человек на место, а среди девушек — тридцать человек на место.
Уровень поддержки Вооруженных Сил России достиг в 2015 году исторического максимума 82 %. После того, как наши военные (ВКС, ВМФ, ССО, военная полиция, саперы, медики) стали бороться с международным терроризмом на территории Сирии, отношение к армии стало меняться среди населения. Граждане увидели, насколько профессионально действуют воины, с какой самоотдачей и риском для жизни выполняют поставленные задачи.
«ЕСТЬ ЛИ ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?»
Одним из важных направлений в ходе организации воспитательной работы является формирование у молодежи представлений о героях и героических поступках.
Согласно данным исследования, 83 % респондентов считают героическим поступком борьбу с терроризмом, освобождение заложников; 68 % — спасение людей из горящего дома, 40 % — службу Отечеству, 37 % — спасение утопающих, 36 % — оказание первой помощь человеку, которому стало плохо.
В девяти школах задавался дополнительный открытый вопрос: «Есть ли герои нашего времени?». Так вот, 58 % затруднялись ответить, 18 % назвали героями таких военнослужащих, как военный летчик Олег Пешков и офицер Сил специальных операций Александр Прохоренко, погибших в Сирии.
Кроме того, учащиеся называют сотрудника полиции Магомеда Нурбагандова, погибшего в Дагестане, ветеранов подразделения «Альфа» — таких, как Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев, Герой России Анатолий Николаевич Савельев и некоторых других «альфовцев».
14 % считают, что героями являются ветераны ВОВ, 10 % героем назвали главу государства Владимира Путина. Заметим, что 46 % выразили доверие президенту, в то время как в Государственной Думе и Совете Федерации выразило всего 2 %.
Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что большинство школьников — такова действительность! — не знает героев своего Отечества. А ведь только в «Альфе» их двенадцать! Тех, кто получил это высшее государственное звание в Советском Союзе и России. Хотя собственно героев в подразделении, конечно же, гораздо, гораздо больше…
Несмотря на то, что школы носят имена героев, ведут патриотическую работу, образ героев плохо сформирован у подрастающего поколения. А ведь отождествление Родины с определенными людьми, героями является важным компонентом образа Отечества.
По данным ВЦИОМ, большинство (57 %) опрошенных молодых людей (респонденты до тридцати пяти лет) считают, что в их жизни не существует тех, с кого они могли бы брать пример. Каждый десятый (9 %) считает своими кумирами поп- или рок-звезд. Реже упоминали о различных исторических личностях (4 %), спортсменах (3 %), современных российских политиках (2 %) и другом. О том, что их кумиром является Владимир Путин, сказали 2 % молодых людей.
Опрошенные старше тридцати пяти лет чаще высказывали предположения, что молодые люди стремятся быть похожими на героев телесериалов (4 %), бизнесменов и олигархов (4 %), нежели об этом говорила сама молодежь (1 % и менее 1 %, соответственно).
Результаты нашего исследования показали высокий уровень участия школьников в мероприятиях патриотической направленности, желание защищать Отечество, служить в армии, гордиться историей страны. Это подтверждает эффективность патриотической работы Содружества Группы «Альфа». В то же время, возможности Ассоциации в расширении воспитательной деятельности среди молодежи ограничены, поскольку она не государственная, не бюджетная, а общественная организация, действующая исключительно на добровольной основе спецназовского братства.
Выходом из данной ситуации является более широкое информационное обеспечение данной деятельности, создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, активизация взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), ветеранских и гражданских организаций, вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания.
Приведенные данные исследования вызвали большой интерес у участников конференции Содружества Группы «Альфа». Особенно с учетом того, что анкетирование проводилось не кустарными методами, а при содействии социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
ОБРАЗОВАНИЕ — КАК ФРОНТ
На следующий день участники конференции получили возможность организованно посетить Мемориал Спецназа России на Николо-Архангельском кладбище и возложить цветы. А вечером принять участие в торжественном собрании в Государственном Кремлёвском Дворце. Оно завершилось праздничным концертом звезд эстрады, в том числе эффектными показательными номерами с участием ребят из Центра боевых единоборств «Альфа-БУДО» и Военно-патриотического объединения «Альфа» имени Героя Советского Союза В. Ф. Карпухина.
Так получилось, что это было последнее мероприятие, в котором участвовала Светлана Аркадьевна Миссорина — директор Ляминской основной средней школы имени Героя Советского Союза Г. Н. Зайцева (город Чусовой, Пермский край), скоропостижно скончавшаяся 25 ноября 2017 года.
Вечная ей память…
Слова глубокой благодарности за финансирование конференции — Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» и ее первому вице-президенту Владимиру Березовцу, руководителю фирмы «Альфа — Профи».
Большое спасибо Наталье Николаевне Дмитриевой, директору школы № 937 имени Героя России А. В. Перова, за возможность провести нашу конференцию в стенах этого замечательного учебного заведения.
И в заключение вот о чем. В июле 1866 года после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
Эти слова приписывают «железному канцлеру» Бисмарку, поскольку именно в результате блистательной победы Пруссии в этой войне возникла Германская империя.
Учителя, школы — это тоже фронт. Фронт за будущее страны. Но без грамотного, а не формального патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи этот фронт остается без содержания, порождает космополитов и «манкуртов» (по образу из романа Чингиза Айтматова), потерявших связь со своими историческими, национальными корнями, забывших о своем родстве.
Недавно в Государственную Думу внесен законопроект о патриотическом воспитании молодежи, в котором, по словам одного из его авторов, — крымского депутата Константина Бахарева, — «сформированы общие подходы к патриотическому воспитанию на всей территории Российской Федерации».
Как отметил депутат Бахарев, «необходимость принятия такого закона назрела давно, и недавнее тому подтверждение — выступление российского школьника в Бундестаге».
Добавлю, что в Ассоциации «Альфа» накоплен большой опыт в этой сфере — потому, собственно, и была проведена наша конференция. Ее практическим результатом станут «Основы военно-патриотического воспитания молодежи: на примере Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»». И этот документ, когда он будет создан и утвержден, мы в обязательном порядке представим во все государственные структуры.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 72 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!