РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
В «ГАИ НКВД»
ЭКСКУРСИЯ ГЕНЕРАЛА КОВАЛЕНКО
В советское время не нужно было объяснять, кто такой дядя Стёпа. Все знали стихотворение поэта Сергея Михалкова, знали и его героя — участкового милиционера, который помог сотруднику ОРУД починить светофор.
«ТУТ СОТРУДНИКУ ОРУДА…»
Спроси сейчас, что такое ОРУД? Ответ дадут только те, кто жил в то время, вот они-то скажут, что это — Отдел по регулированию уличного движения.
Немного истории. Первая в стране автоинспекция была организована в Москве еще в 1919 году при авточасти транспортного отдела Моссовета.
В связи с увеличением количества автотранспорта в Советском Союзе к началу 1930-х годов возникла необходимость организации движения транспортных средств. В мае 1931 года в Москве был образован специализированный отряд регулирования уличного движения, начальником которого был назначен депутат Моссовета Борис Михайлович Соколов, а старшим инспектором — Василий Сергеевич Чугунов.
Что касается ГАИ. 5 ноября 1934 года Совет народных комиссаров Союза ССР принял решение «организовать при ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях, а также в районах со значительным количеством автомашин». Цель — «решительная борьба с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР».
Собственно Госавтоинспекция Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) была создана 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР».
Первыми руководителями Отдела ГАИ НКВД были Владимир Яковлевич Рубинштейн, майор госбезопасности Иван Ефремович Жуков и комиссар милиции 3-го ранга Николай Васильевич Соколов, который возглавлял отдел Госавтоинспекции Главного управления милиции шестнадцать лет — до Великой Отечественной войны, во время нее и в последующие годы.
Любители кино помнят сцену из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», когда герой Шарапова, засланный в банду «Чёрная кошка» под видом освободившегося из тюрьмы шофера, рассказывает Горбатому свою «легенду»: «Разгрузился, возвращаюсь назад, а на Сущёвском на красный свет выскакивает ЗИС-101 и в меня с полного ходу. Шарах! Мне-то, конечно, хоть бы хны, малость поцарапало, и все. А их, в легковой, там всех в кашу. Ну, конечно, орудовцы, хмыри из ГАИ, подполковник на «Виллисе» приехал. Крик, шухер. До небес! Хватают меня и в кутузку. А у меня с утра маковой росины…»
Заметили? ОРУД и ГАИ фигурируют как разные структуры. Их принадлежность различным наркоматам затрудняла совместные согласованные действия по организации работы автомобильного транспорта и контролю за ним. Так оно и было, пока в 1961 году их не объединили в единую структуру.
Основными задачами ГАИ НКВД была борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки и воспитания шоферов. Если ОРУДы в городах создавались и финансировались местными властями, то ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счет средств госбюджета.
То, что сейчас является нормой, обычным делом, в те годы только создавалось, пробовалось «с колес». В соответствии с новыми нормативными актами в 1937-1938 гг. был произведен обмен водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков транспортных средств.
С того самого времени при надзоре за дорожным движением принадлежность транспортных средств к тому или иному региону можно было установить не по его сокращенному наименованию на номерных знаках, а по буквенной серии. Все было в первый раз! Методом проб и ошибок.
Особое внимание по линии ГАИ НКВД уделялось повышению уровня технического состояния автомобильного парка. С этой целью два раза в год стали проводить технический осмотр всех транспортных средств. Автохозяйства ежегодно подвергались углубленному обследованию.
Одновременно в Москве и по стране осуществлялись организационно-структурные мероприятия. Так, для обеспечения единого руководства городские ОРУДы передали в подчинение региональным аппаратам ГАИ.
И еще — малоизвестный, наверное, факт: только с 1939 года для регулировки уличного движения стали применять знаменитый жезл черно-белого цвета.
Кстати, первый отечественный жезл датируется 1907 годом, когда градоначальник Санкт-Петербурга издал распоряжение, согласно которому городовые получали специальную палку — белую деревянную трость. Ее нужно было носить с собой в кожаном чехле и подавать два сигнала: указывать на экипаж, которому нужно остановиться, или поднимать трость вверх и делать вращательные движения. Последний сигнал означал, что остановиться должны все без исключения участники дорожного движения.
ОТ ГАИ ДО ГИБДД
В первые же недели войны Госавтоинспекция перестроила свою деятельность на военный лад. Четверть личного состава милиции были мобилизованы на строительство военных и других сооружений. Да и те, кому дали «бронь», рвались на фронт. Их места в подразделениях занимали женщины.
Сотрудники ГАИ осуществляли мобилизацию автотранспорта для нужд фронта, вели учет горюче-смазочных материалов, руководили подготовкой военных водителей. Они же осуществляли надзор за внедрением газогенераторных установок в автомобили, проводили выбраковку и списание автомобилей с целью их точного учета и определения их технического состояния, решали вопросы упорядочения работы автотранспорта.
Но и в эти трудные годы продолжалась деятельность по развитию организации дорожного движения. Так, Мосгорисполком утвердил и с 1 сентября 1944 года ввел в действие новые правила уличного движения. В них предусматривался целый ряд изменений, повышалась требовательность к пешеходам и водителям, а 30 марта 1945 года Моссовет начинает мероприятия «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».
В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. При этом не только был восстановлен довоенный круг деятельности и уровень работы Госавтоинспекции, но были заложены передовые для своего времени правовые основы безопасности жизнедеятельности советского общества.
ГАИ Министерства государственной безопасности (МГБ), действуя в связке со службой ОРУД, обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР. В эти же годы специалистами разрабатывается «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ».
В конце 1960-х — начале 1970-х годов, с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений конкретно для дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приема экзаменов у водителей.
В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД — Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции и позволило бы оставить в прошлом в целом негативное отношение населения к ней.
Однако это название «не прижилось» у спецов и в народе, и в 2002 году в Указ Президента России № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.
В 2011 году во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако ведомство сохранило свое наименование.
«В СВЯТАЯ СВЯТЫХ»
Недавно детям из семей погибших сотрудников «Альфы» и «Вымпела» была предоставлена уникальная возможность — побывать с экскурсией в «святой святых» ГАИ, а именно, в Ситуационном центре Управления ГИБДД по Москве. Причем экскурсию для ребят провел сам руководитель — генерал-майор полиции Виктор Коваленко. Встречу организовал Благотворительный фонд «Защитник счастья».
Сотрудничество Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» и Фонда «Защитник счастья» крепнет, возрастает количество мероприятий и проектов, реализуемых совместно.
За два года руководитель фонда Александр Антоненко успел организовать десятки замечательных встреч и экскурсий для детей погибших сотрудников подразделений «Альфа» и «Вымпел», а также МЧС России и ГИБДД. Каждый раз дети, оставшиеся без отцов, окружены его вниманием и заботой, получают новые впечатления и, конечно же, подарки.
На этот раз мероприятие было особенно впечатляющим не только для детей, но и для сопровождавших их взрослых. Сам начальник УГИБДД Москвы Виктор Коваленко пригласил подопечных Фонда «Защитник Счастья» на обзорную экскурсию в свое ведомство.
Сперва, как радушный хозяин, Виктор Васильевич открыл для всех ребят двери своего рабочего кабинета. Кажется, никто не упустил возможности сфотографироваться за рабочим столом генерал-майора, а кому-то даже повезло водрузить себе на голову его форменную фуражку.
Затем он повел ребят и их родителей к экспозиции, где представлены спортивные достижения сотрудников Управления ГИБДД, составляющие особую гордость для ведомства. Виктор Васильевич не только рассказал о победах и наградах своих сотрудников, но и сумел заинтересовать ребят темой современного российского спорта высоких достижений.
В тренажерном зале, предназначенном для поддержания физической формы, генерал Коваленко вместе с Александром Антоненко показывали принципы работы тренажеров и обучали ребят правильной технике выполнения упражнений.
Главный пункт экскурсии — музей с его прекрасно организованной экспозицией. Виктор Васильевич показал себя блестящим экскурсоводом и знатоком российской истории. Он рассказал о пути Госавтоинспекции с момента ее возникновения в 1936 году. Погружение в другие эпохи и события отнюдь не заставило ребят скучать — здесь же они могли увидеть униформу инспекторов дорожного движения разных лет, их оружие, транспорт и различные профессиональные принадлежности.
В центре зала расположился мотоцикл «Урал» с коляской — на таком же ездил Георгий Жжёнов в фильме «Берегись автомобиля», а неподалеку от него стоит прекрасно сохранившийся трофейный мотоцикл, использовавшийся в послевоенные годы.
Большое внимание Виктор Васильевич уделил экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне и роли, которую выполняли сотрудники московской Госавтоинспекции в те тяжелые, суровые и судьбоносные годы. Все мы с огромным интересом разглядывали широко представленное на стендах стрелковое оружие того времени, снаряжение, макеты со сценами боев, особое внимание привлекло внушительное по размерам противотанковое ружье Дегтярёва.
И, конечно же, особое место в экспозиции музея отведено всем сотрудникам столичной Госавтоинспекции, погибшим при выполнении служебного долга в разные годы.
Видя, что юные гости нисколько не утомились после долгой экскурсии по музею и явно не хотят уходить домой, Виктор Васильевич принял решение показать им «святую святых» здания — Ситуационный центр Управления ГИБДД по Москве: просторное помещение с огромными видеоэкранами на стенах.
Почти безграничные возможности наблюдения и контроля за дорожной ситуацией Москвы, открывающиеся из этого помещения, оказались впечатляющими. Генерал Коваленко наглядно продемонстрировал нам, как, сидя за компьютером Ситуационного центра ГИБДД, можно переключиться на любую дорожную камеру в столице, просматривать происходящее с авторегистраторов из машин ДПС.
Побывать за пультом «управления столицей» посчастливилось всем ребятам без исключения: Виктор Васильевич дал возможность «порулить» и почувствовать себя настоящим сотрудником Ситуационного центра ГИБДД.
— Благодаря Александру Антоненко мы уже не в первый раз посещаем такие места, куда вряд ли могли бы попасть самостоятельно, — говорит Наталья, жена погибшего сотрудника Управления «А» ЦСН ФСБ России майора Сергея Чернышова (кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с мечами). — Я думаю, что сыну Андрею запомнится эта экскурсия. Надеюсь, что он сможет побывать и там, где служил его отец… Во время таких посещений наши дети, в первую очередь мальчишки, общаются с настоящими мужчинами, слушают их рассказы и задумываются о будущей профессии и вообще о своем пути в жизни.
Да, здорово, что руководитель такого уровня, как Виктор Васильевич Коваленко, сумел найти в своем напряженном рабочем графике несколько часов, чтобы полностью посвятить их общению с детьми. К слову, такая детская экскурсия стала для сотрудников УГИБДД МВД России по Москве первой!
Президент Фонда «Защитник счастья» Александр Антоненко от имени Героя Советского Союза Геннадия Зайцева и себя лично передал в музей коллекционное издание книги «Спецназ России. История и современность».
— Я благодарю Виктора Васильевича Коваленко за неформальный подход и то душевное внимание, которое он уделил нашим детям. Отдельное спасибо его заместителю, Александру Викторовичу Сластенко, который помогал в организации этой замечательной встречи. В декабре наш Фонд «Защитник счастья» организует экскурсию для детей в Управление ЦСН ГАИ России, которая, я надеюсь, станет для них такой же незабываемой!
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 72 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!