РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
«БУДИ РЕБЯТ, БУДЕТ ШТУРМ!
А. В. стоял у портрета. Стоял задумавшись. На холсте был изображен его боевой товарищ по Группе «А». Для тех, кто служил или близок к подразделению, понятно, что речь идет о полковнике Александре Владимировиче Михайлове. Отсюда и сокращение по инициалам.
«В ОГНЕ ПАМЯТИ»
Несмотря на приближающиеся новогодние праздники и многочисленные заботы, связанные с прошедшими в октябре и ноябре юбилейными мероприятиями, Ассоциация «Альфа» приступила к реализации нового проекта: увековечиванию памяти погибших сотрудников в художественных полотнах.
Инициатива написать портреты ушедших героев «Альфы» принадлежит жителю города Балаково Саратовской области Виктору Всеволодовичу Горшкову, бизнесмену и экс-депутату городского совета.
Виктор Всеволодович уже долгое время занимается сохранением памяти о старшем оперуполномоченном Управления «А» ЦСН ФСБ России Вячеславе Владимировиче Малярове, погибшем 3 сентября 2004 года при освобождении заложников школы № 1 Беслана.
Благодаря деятельности Горшкова в Балаково была открыта Аллея Памяти жертв Беслана, а балаковской школе № 10, в которой учился Маляров, в 2005 году было присвоено его имя.
Стараниями Виктора Всеволодовича к работе над проектом были привлечены профессионалы из Творческого союза художников России — народный художник России, действительный член Российской Академии Художеств Вячеслав Юрьевич Желваков и народный художник России Пётр Тимофеевич Стронский.
В одной связке с ними — участник боевых действий, выпускник батальной мастерской МГАХИ имени В. И. Сурикова Игорь Олегович Раевич и заслуженный художник России, вице-президент Творческого союза художников России по военно-патриотическому направлению Александр Иванович Беглов.
В рамках этой работы, выполненной при поддержке Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», художники создали шестнадцать живописных и графических работ, посвященных трагедиям в Будённовске (июнь 1995 года) и Беслане (сентябрь 2004 года). Проект, приуроченный к 100-летию образования органов государственной безопасности, получил название «В огне памяти».
Вячеслав Желваков создал серию графических работ, в которой воплотил свои знания и впечатления о теракте в городе Святого Креста (историческое название Будённовска).
Пётр Стронский написал потрет Вячеслава Малярова, Игорь Раевич — серию из трех картин: «альфовец», несущий на руках ребенка, портрет сотрудника Управления «А» ЦСН ФСБ Олега Лоськова, погибшего при освобождении заложников во время теракта в Беслане, и композицию с касками; Александр Беглов написал портрет майора Группы «А» Александра Перова, также погибшего в Беслане.
Открытие выставки состоялось 10 декабря 2017 года в Музее Героев Советского Союза и России, отделе ГБУК города Москвы «Музей-панорама «Бородинская битва»» (Академический район города Москвы).
«ВПЕРЁД, НА ШЕПЕТОВКУ!»
На встрече с художниками присутствовали авторы картин, представители Творческого союза художников России и Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» — вице-президент Владимир Елисеев и участник специальной операции в Будённовске по освобождению заложников от банды Шамиля Басаева уже упомянутый полковник Александр Михайлов.
— Прибыв в Будённовск, наше подразделение проследовало до Управления внутренних дел. Проезжая по улицам, мы поняли, что в городе была настоящая война: тут и там догорали дома, машины; асфальт и строения были густо испещрены отметинами от пуль и взрывов гранат, — рассказал собравшимся Александр Владимирович. — Войдя на территорию УВД, мы, руководители отделов и отделений, увидели тела убитых милиционеров, которые мужественно защищали свое Управление. Лестничные марши, стены коридоров и кабинетов — все было в следах от осколков гранат и пуль. Здесь был жестокий бой. Там мы и узнали, что чеченцы захватили больницу и большое количество заложников.
Через некоторое время мне и моему отделению была поставлена задача: организовать блокпост и перекрыть направление, ведущее в населенный пункт, на случай прорыва банды Басаева. Толком никто не назвал ни ее численность, ни вооружение. Также ничего не известно было о замыслах террористов. И сейчас непонятно, почему мы двое с половиной суток выполняли функции милиции и армии — вместо того, чтобы активно готовиться к штурму, проводить рекогносцировку.
Высокие чины, едва прибыв на место, даже не встретились с нами, не обсудили проблемы штурма больницы, не выслушали предложения профессионалов, а сразу поставили задачу — «вперед, на Шепетовку!» Не имея поэтажного плана здания, используя в качестве карты аэрофотоснимок, сделанный вертолетчиками с птичьего полета, они все решили за руководство штурмующего подразделения.
СЛОВАРИК
«Вперёд, на Шепетовку!» — образ штурма, атаки, который использует полковник Александр Михайлов, относится к роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Из Шепетковки родом Павел Корчагин.
С третьего на четвертый день с блокпоста нас перевели в здание школы-интерната. Там мы помылись и улеглись чуть-чуть поспать, потому что за двое суток, находясь на блоке, почти не прикорнули. В час ночи меня вызвали в штаб. Там уже находился начальник нашего отдела Володя Тарасенко, начальник штаба Группы полковник Анатолий Николаевич Савельев, сказавший: «Буди ребят, будет штурм».
Примерно в начале третьего часа ночи я всех поднял и отдал приказ: «Приготовиться к штурму больницы». Заходили со стороны котельной. Тридцать метров через лесополосу — и вот они, окна! Из-за шквального огня идти вперед мы не могли, поэтому я отдал приказ своей группе рассредоточиться, занять выгодные позиции и подавлять огневые точки противника. Мы заскочили в котельную, где оборудовали себе точки снайперские пары «Альфы».
Чтобы принести какую-то пользу, я помогал стрелкам, выманивая террористов «на живца». Выскакивал из-за угла котельной и бил из автомата. Весь угол изрешетили, но, отвечая мне яростным огнем, террористы открывались нашим снайперам и пулеметчикам. Расстояние для профессионалов «Альфы» было сущим пустяком — сорок-пятьдесят метров.
Спустя некоторое время басаевцы выставили на окна женщин-заложниц и стреляли по нам, прикрываясь живым щитом. Пришлось нашим работать «хитрее»: стреляли по террористам, когда те показывались между ног заложниц. Это дало свои положительные результаты.
По итогам штурма у «Альфы» было трое погибших и двадцать один раненый сотрудник. Басаев понял, что нужно идти на уступки в переговорах. Однако для террористов это была победа. Если бы их оттуда не выпустили, не произошло бы захвата больницы в Кизляре, не было бы чудовищных терактов в Беслане и на Дубровке, — подытожил рассказ полковник Михайлов.
ОПЫТ ОБЩЕНИЯ
Заслуженный художник России, вице-президент Творческого союза художников России по военно-патриотическому направлению Александр Иванович Беглов отметил, что выставка, посвященная героям Будённовска и Беслана, является только первым этапом большой работы по написанию портретов сотрудников «Альфы» и событийных полотен, отражающих исторические вехи этого антитеррористического подразделения.
Вячеслав Желваков рассказал, что данный проект дал ему важную возможность непосредственного общения с очевидцами и участниками специальных операций по освобождению заложников в Будённовске и Беслане, которой ранее у него не было, а также выразил уверенность в том, что имена героев навеки останутся в народной памяти.
К сожалению, Музей Героев Советского Союза и России не смог предоставить свои помещения для проведения выставки надолго. Поэтому в настоящее время картины временно вернулись к своим авторам, а Ассоциация «Альфа» ищет место для размещения экспозиции на долгий срок. Однако на этом работа по реализации проекта не окончена, и помещение обязательно будет найдено.
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 73 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!