РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ГЕРОЙ МОСКВЫ
ПОЛКОВНИК САВЕЛЬЕВ ПРОДОЛЖАЕТ СВОЁСЛУЖЕНИЕ
Злая ирония судьбы: он прошел все горячие точки на территории Советского Союза, трижды воевал в Афганистане, включая первый заход — в 1979 году, а погиб в Москве. И произошло это в День сотрудника госбезопасности, 20 декабря. Двадцать лет назад.
Двадцатое декабря 1997 года стало еще одним днем, вписанным в историю «Альфы». Один день — венец одной жизни. Из таких дней, как этот, собирается история подразделения, неотделимая от жизни и смерти его сотрудников. Сложно объяснить чувства, когда испытываешь торжество, которое порой вытесняет скорбь утраты. Это — торжество духовного возрастания на фундаменте самопожертвования.
Уже двадцать лет с нами нет Анатолия Николаевича — человека-легенды отечественного Спецназа, Героя России. Выпускника Ленинградской 401-й школы Комитета госбезопасности СССР. Ветерана первого набора Группы «А» Седьмого управления КГБ. Участника многих спецопераций, кавалера двух орденов Красной Звезды, ордена «За военные заслуги», Почетного сотрудника госбезопасности.
А еще — человека огромного мужества, силы духа и силы физической. Кроме того, служа в КГБ, Анатолий Савельев окончил Высшую школу КГБ СССР и Московский государственный педагогический институт. Редчайшее сочетание!
«Нет с нами» — это не значит, что нет совсем. Ушел из жизни — не значит, канул в небытие. Совершив этот шаг, победив естественный страх за свою жизнь, полковник Савельев не успел рассказать нам, почему он это сделал, что открылось за той чертой.
НАЙТИ ОПОРУ В СЕБЕ И ЖИЗНИ
Тем, кто знал Анатолия Николаевича в делах и жизненных стремлениях, открывается хранимая глубоко в его сердце любовь, имеющая в высшем своем проявлении — подвиг, ибо «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна).
Однажды в далеком воюющем Афганистане с Анатолием Савельевым произошло событие, перевернувшее весь его внутренний мир. Это была уже третья командировка в тот регион в составе подразделения, первая же его, Савельева, лепта — это участие в захвате здания ВВС в Кабуле вечером 27 декабря 1979 года в рамках масштабной операции «Байкал-79».
Другая командировка… И опять — Афганистан. Труднейший ночной переход через ущелье, отвесная скала, по которой и днем-то пройдешь с трудом. Но нужно идти, торопиться, поскольку этого требовали обстоятельства. Вдруг зыбкая опора поехала из-под ног, рукам не за что было ухватиться. В любой момент он мог сорваться с карниза — но в последний миг успел ухватиться рукой за тоненькое деревце и… повис над расщелиной скалы.
Таким этот эпизод дошел до родных, знает об этом и командир — Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев. Савельев не любил говорить о своих проблемах и трудностях. Берег близких, избегал лишний раз волновать их. Только об этом случае он иногда рассказывал: «Я воскликнул, взмолился: «Господи, помоги!» И не было в этот момент иных слов, как не было иной надежды».
И Анатолий Николаевич, найдя опору, смог избежать смерти, выбрался — чудом! Но главная и новая опора была обретена им в своем сердце.
Уверовав, Анатолий Николаевич дал себе обещание, что если вернется из командировки живым, будет помогать, чем может, Церкви. И со временем такой случай представился. В свое время администрация подмосковной Истры препятствовала передаче православного Ново-Иерусалимского монастыря верующим.
Почему?..
У администрации были планы сделать гостиничный комплекс из святыни! И в том, что прекрасный памятник духовного творчества возвратился к своему истинно живому служению, есть немалая доля участия Анатолия Николаевича.
Полковник Анатолий Савельев осуществил действительно все, что смог, и на самом высоком государственном уровне. В итоге иноческая обитель и музей мирно сосуществуют в одних стенах. Светися, Новый Иерусалиме! Делами истинно христианского милосердия вымощен путь возрастания в Боге воина Анатолия.
С чтения Священного Писания и отечественной поэзии, научившись прощать всех, и даже самых «дальних», Анатолий Николаевич шел путем истины. В день своей гибели он приехал к шведскому посольству с «дипломатом», в котором были книги со стихами Ахматовой и Цветаевой.
У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
Переживая чужие проблемы как свои, Анатолий Николаевич не ждал, когда его попросят — помогал бескорыстно и радовался, если мог помочь. Нет нужды описывать подробно, в чем конкретно заключалась эта помощь. Ее помнят сослуживцы, соседи по даче и совсем посторонние люди.
Но об одном случае рассказать все же следует. Холодной ноябрьской ночью на даче Савельевых вокруг печки расположилось немало гостей. Печь на новых участках — вещь редкая, не всеми и не сразу строится. Хозяева приглашали, и соседи с удовольствием принимали приглашение.
Уже за полночь раздался стук в дверь. Мужчина в одних трусах, которого колотила жуткая дрожь, взывал о помощи. Он получил ее в лице полковника «Альфы». Человек уснул в электричке, был избит и ограблен. Выброшенный из вагона на незнакомой станции, он наверняка замерз бы. Чудом набрел на дом именно Савельевых, пройдя километров шесть. Возможно, в другом месте его уже бы ждали собаки или лихие люди.
Не бывает ничего случайного у Бога.
Летом 1995 года в Москве хоронили Диму Бурдяева, погибшего в Будённовске, и Анатолий Николаевич твердо сказал жене, что никуда из Группы не уйдет. Себя обвинил, что не доглядел, не доучил. И попросил прощения у безутешных родителей лейтенанта Бурдяева, сказав: «Я виноват, и я лягу вместе с ним…»
По словам Натальи Михайловны, муж не видел себя в гражданской жизни. Не видел и не мыслил — никак! И каждый раз, рискуя своей жизнью и оказываясь на острие событий, он словно бы подсознательно моделировал свой уход из жизни. В бою. Как воин. Хотя мечтал дожить до своего 25-летия службы в Группе «А».
…Взятый в заложники вечером 19 декабря 1997 года торговый представитель Швеции Ян-Улоф Нюстрем с супругой, которая была отпущена террористом для сообщения его требований (3 миллиона долларов США и самолет для вылета в неизвестном направлении), нуждался именно в его помощи. И он ее получил.
Савельев по собственной инициативе обменял себя на дипломата — вооруженный террорист Кобяков согласился на это. Тем самым Анатолий Николаевич перевел ЧП международного масштаба в разряд нашего, российского. Этот поступок стал последним в его жизни — не выдержало сердце… всего, что было до этого: Афгана, войн, боевых командировок и специальных операций, постоянных стрессов и нервных перегрузок.
Пройдя почти все горячие точки на территории Советского Союза, полковник Савельев умер, погиб в Москве в один из своих любимых праздников — День чекиста. И в этом тоже есть символизм.
«МЫ — САВЕЛЬЕВЦЫ!»
Москва помнит своего Героя. Летом 2009 года именем полковника Савельева была названа школа № 787, а в ее краеведческом музее «Моё Отечество» открыта экспозиция.
Новогиреево — его малая Родина. Еще не Москва, когда он тут родился и рос, но часть города Перова, поглощенного затем Москвой. Здесь Толя Савельев жил с дедом и бабушкой, ставшей ему (в силу семейных обстоятельств) второй матерью. Отсюда он пошел в большую жизнь, закончившуюся бессмертием.
В 2014 году школа № 787 стала частью ГБОУ СОШ № 2093. Так что теперь уже два средних учебных заведения и четыре детских сада, находящиеся в районе Новогиреево, носят имя легендарного офицера Группы «Альфа». Они — «савельевцы», но это не всякий еще может понять, осмыслить.
22 декабря 2017 года в школе на Урок мужества собрались ветераны и действующие сотрудники подразделения, в их числе — Наталья Михайловна Савельева, генерал Геннадий Зайцев и президент Международной Ассоциации «Альфа» Сергей Гончаров, вице-президент Владимир Елисеев, главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов.
А еще в зале среди почетных гостей были две жены офицеров «Альфы», погибшего и умершего — Виктория Зиненко и Марина Балашова. Обе, как и их мужья, разных поколений «Альфы» — набора 1970-х и 2000-х. Но обеих собрал у себя в этот день Анатолий Николаевич.
Все было трогательно, волнительно и по-домашнему. И с новыми веяниями — собравшимся продемонстрировали два классных ролика, которые осенью 2017 года были показаны в Государственном Кремлёвском Дворце на торжественном вечере по случаю 25-летия Содружества Группы «Альфа».
В школе, несмотря на перемены и реорганизации последних лет, сохраняют, сберегают нить «альфовской» традиции. Потому, собственно, и состоялась эта встреча, которая завершилась песней «Дорогая моя столица, дорогая моя Москва» — одной из самых любимых песен полковника Савельева. Ее душевно исполнил хор младших школьников.
…В словах настоятеля Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Никиты (Латушко), услышанных мною однажды, была фраза о величайшей милости Божьей, укрепляющей и дающей силы умереть в Подвиге. Это слова из Евангелия от Матфея: «Ибо придет Сын человеческий во Славе Отца своего со ангелами своими и тогда воздаст каждому по делам».
А еще… судя по некоторым моментам, небесную дружину «Альфы» возглавляет именно Анатолий Николаевич. Но это особая, сокровенная тема — которую, впрочем, приоткрыли ветераны «Альфы» Николай Алексеевич Бетин и Виталий Николаевич Демидкин. Придет время, и они, думаю, расскажут об этом подробно и предметно. Главное — это то, что полковник Савельев продолжает свое Служение.
И последнее. По мнению многих, кто смотрел знаменитый клип «По высокой траве» («Любэ», Николай Расторгуев и офицеры «Альфы»), герой киноактера Евгения Сидихина — командир из Группы «А» — это именно полковник Савельев, его характерный и запоминающийся образ.
Автор — ветеран спецподразделений «Альфа» и «Сигма».
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»
Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Свыше 73 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!