23 ноября 2024 18:35 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: Генерал-майор Андрей СИДОРЕНКО
ПОСТИЖЕНИЕ РОССИИ

12 Апреля 2018
ПОСТИЖЕНИЕ РОССИИ
Фото: России не первый раз приходится выдерживать поход Запада, пытающегося уничтожить её и как государство, и как особую цивилизацию

НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — ОСНОВНОЕ ПОЛЕ БИТВЫ

Россия - самая большая в мире страна. Ее исторический путь лучше всего описывается концепциями «Третьего Рима» и «Святой Руси». «Евразию» придумали в спешке пассионарные политики. В названии материка непременно должен быть отражен топоним «Россия».Полный Георгиевский кавалер капитан В. Н. Грусланов перед парадом в берлинском парке Тиргартен в честь торжественной отправки Знамени Победы в Москву. 20 мая 1945 года

Мы живем в Святой Руси, в Вечной России. Россия — это территория Радонежа и Китежа, Сарова и Соловков. Был ли архипелаг ГУЛАГ? Да, был, был. А что, в иных странах-государствах не было подобного?

Мы знаем, кто постарался внушить нам, что Россия хуже всех. Нет же и нет, она была и остается лучше всех, огромной страной, называемой Святой и Вечной Русью. И это не просто взгляд. Это попытка дать подлинное, истинное наименование нашей стране, которое она заслужила, выстрадала в ратных делах.

Нам надо оборотиться к истинной России, иначе в чуждых словесах потерять ее можем, было ведь уже «Слово о погибели Русской Земли». Но нет, не погибла в те суровые века Россия, потому что Русская Земля — это территория, где «русские сраму не имут», земля, которую «аршином общим не измерить»…

Нет, наш предок не был паникером, для него Русь оставалась и при нашествии Батыя «светло светлой и прекрасно украшенной». О том он и писал: о несгибаемой воле русских, и поэтому поднялась она снова в вере православной и распространилась от океана до океана. И сегодня Россия возрождается!

Вот почему так важно поговорить о России сегодня! Кто она, что представляет собой, в каких измерениях, категориях ее нужно рассматривать и определять, чтобы постичь ее глубину, невообразимо широкую природную и метафизическую сущность, ментальный образ и особенности ее народа, пристальнее вглядеться в ее историю и, естественно, увидеть контуры будущего.

Нельзя было не обратить внимания на то обстоятельство, что Россия и в политологическом, и в правовом, и в геополитическом, и даже в историческом ракурсах преимущественно рассматривается как государство. Тому были и есть причины, не будем здесь выяснять их. Подчеркнем, однако, что в сущность России нельзя вкладывать только категорию «государство», какой бы важной она ни была.

В основании России находится более глубокий пласт исторических реальностей. Надо определить и описать эти реальности и на их основе найти тот генетический национальный код России, который лежит в основе ее ментальности и сохраняет ее при всех поворотах истории.

При этом надо исходить из той объективной закономерности, что генетический код страны и российского народа формировался на протяжении длительных исторических периодов, и он не исчезает по субъективной воле политиков. Вот почему так важно постичь Россию во всей ее неисчерпаемой глубине. Для этого надо обстоятельно окинуть широким взглядом Россию как страну и с этой точки зрения посмотреть, какое место и роль занимает в нынешних обстоятельствах она сама и государство. Крайне важно подвергнуть исследованию такой двигатель российской истории, который в политологии принято называть «государственность».

Наконец, важно понять, в какой национальный цвет окрашена Россия, действительно ли она является многонациональной страной, может ли она вообще быть таковой, или она, как и любая благопристойная страна, имеет определенную национальную идентичность, и потому непозволительно, более того, угрожающе опасно, представлять ее в этом плане аморфной субстанцией.

Все поставленные вопросы требуют реальных ответов. Кажется, и власти наши наконец подступились к ним вплотную, хотя откровенных и полных ответов на них пока еще не дали. Ну что ж, это вполне оправданно, слишком уж много завалов накопилось на подступах к ясным ответам.

Автор, естественно, тоже не претендует на полные и аргументированные ответы, скорее всего, делает лишь попытку высказать собственные и, как представляется, достаточно обоснованные суждения по выдвинутым вопросам. Ответы на них — это и есть постижение России, постижение не только теоретическое, но и сугубо практическое, историческое постижение вечной России.

«СРЕДИННАЯ ЗЕМЛЯ»

Во многих источниках мы найдем утверждение, что Россия — это государство. По существу все основополагающие и директивные документы в центр онтологии России ставят государство. Но если подойти к вопросу с точки зрения социологии, то мы увидим, что государство — это всего лишь механизм управления делами общества. Надо поэтому четко утверждать, что Россия — это не только государство, но, главным образом, это страна.

А что такое страна? Страна, прежде всего, — это народ, объединенный в совершенно определенную, имеющую четкое название нацию. Страна — это исторически сформировавшееся и закрепленное за конкретным народом, нацией территориальное пространство.

Страна имеет свои духовно-нравственные и культурные основания, на которых ее народ строит свою жизнедеятельность. В процессе жизнедеятельности народ, нация на основе своих духовно-нравственных, культурных и государственнических ценностей формирует общество, которое, достигнув определенной зрелости, приобретает характер гражданского общества и обеспечивает самоуправление — управление собой.

Духовно-нравственной основой российского общества является православное христианское учение, тесно взаимосвязанное с другими истинными авраамическими религиями и прежде всего с Исламом. Ну и, наконец, страна имеет свое государство. Этот огромнейший механизм включает в себя государственную власть со всеми ее ветвями, вертикалями и горизонталями, правоохранительную систему в лице специальных правоохранительных органов, вооруженные силы.

Страна имеет четко демаркированную границу, которая называется государственной по той причине, что государство обеспечивает ее охрану и территориальную целостность. Государство имеет государственную форму собственности. Государство имеет, наконец, свои атрибуты: герб, флаг, знамя.

Вот что такое Россия с точки зрения формальной социологической ее характеристики. Но и сказать: «Россия — это страна» означает лишь частично выразить ее суть. Россия — не просто страна, а совершенно самостоятельная самобытная цивилизация, построенная на совершенно иных духовных основах, чем Европа, Азия, Америка и все иные цивилизации, со своим цивилизационным предназначением. Ее роль и смысл существования имеют огромное значение в развитии человечества.

Сегодня есть много любителей во что бы то ни стало причислить Россию к западной цивилизации. Другие причисляют ее к Востоку. Третьи именуют ее Евразией. Нет, все эти сомнительные взгляды совершенно не соотносятся с историческими реалиями. Россию надо рассматривать глобально во всех ее измерениях и временах.

Россию нельзя называть ни западной, ни евразийской страной. Россия — самобытная страна срединного материкового расположения, она и Запад, и Восток, и Юг, и Север. Более того, стоит всерьез поразмышлять над афоризмом публициста Никиты Гараджи: «Россию нельзя построить в отдельно взятой стране», потому что она шире любых границ. Сужена сегодня? Ну что ж, не такое еще происходило с империями, многие и вовсе распались, погибли. России не такая уготована судьба, Россия — вечная. И народы, которых она объединяет, вечны, но вечны до тех пор, пока существует Россия.

Россия всегда занимала, и сегодня занимает, исключительно важное положение в геополитическом, геостратегическом и геоэкономическом отношениях. Она является истинным «Хартлендом» («срединная земля»), скрепляющим не только собственное, внутреннее пространство, но имеет опоры, которые держат и всю архитектуру мира.

Россия — это, по образному выражению, «система стропил, поддерживающих свод над всеми народами мира», она способна даровать мировому целому равновесие и стабильность» (Русская доктрина. М., «Яуза-пресс», 2007 год, с. 6). И в условиях ослабления нашей страны уже многие страны сразу испытали на себе отсутствие этой скрепляющей геополитической роли России и искренне желают возвращения прежнего ее статуса.

Но мы должны хорошо знать Россию, страну нашу, народ ее еще и с точки зрения ментальной, с точки зрения исторических закономерностей и особенностей их формирования, становления и существования, а также с точки зрения геополитической. Если смотреть на Россию через эти призмы, то мы увидим, что она является самобытной, самостоятельной исторически-культурной славяно-русской цивилизацией.

Россия имеет свою особую сакральную, мистическую сущность. Она окормляется двумя великими идеями: идеей «Святая Русь» и идеей «Москва — Третий Рим». И мы должны знать, что именно здесь находятся корни России, которые на протяжении всей ее истории ее противники пытались (и сегодня стремятся) вырубить, ликвидировать.

Лютый враг России Збигнев Беженский неоднократно заявлял уже после развала СССР, что сегодня осталась единственная сила, которая, словно ахиллесова пята, держит Россию — православие. Надо поэтому все силы направить на то, чтобы искоренить православие, — и только тогда Россия будет окончательно уничтожена. Поэтому и внутренние противники России так истерично выступают против православной Церкви, препятствуют введению даже факультативного преподавания в средних школах не только основ православия, но и православной христианской культуры.

Постичь ментальность России и ее народа означает познать ее истоки, приблизиться и по возможности увидеть ее протоисторию в ее индоарийских и протославянских корнях. Там, в ведичестве, Гиперборее, в древнем арийстве мы только и можем увидеть те скрытые, пока еще потаенные глубинные качества, импульсы древней истории, которые зафиксированы в русской душе и определяют ее загадочность.

От этих истоков, корней и проистекают пока еще плохо осознаваемые цели, концентры, «точки» нашего сугубо русского мировоззрения, которое и является источником русской национальной идеи. Эти «точки», интуитивные ощущения русского дальнего бытия таятся в подсознании, живут в тайниках души, но они постоянно напоминают о себе, особенно в тяжелые периоды жизнедеятельности человечества, на крутых поворотах истории и вселенского хаоса. О них писали многие известные русские поэты, сегодня они являются предметом исследований наших философов, историков, о них уже поведали нам Ю. Мамлеев, А. Дугин, Г. Гачёв, В. Микулевич и другие.

И еще: у русского как ни у одного из других народов в подсознании проявляется тяга ко второй сакральной реальности и даже страсть к запредельному. Это трудно выразимое качество не только влияет, но и формирует русский национальный дух и мироощущение, в целом очень сильно проявляется в культуре и бытии. «В смутных глубинах народного подсознания, как в каком‑то историческом подполье, продолжается своя, уже потаенная жизнь…» — отмечал Г. Флоровский.

Отражение этой второй реальности мы видим не только в литературе, но и непосредственно в русской жизни. Особенно сильно тяга ко второй реальности выражена в русских сказках, в эпосе, если не сказать, что все они построены на идее устремленности в нечто иное, запредельное («за горами, за долами», «пойди туда, не знаю куда», «добудь молодильные яблоки» и т. п.).Патриотами не рождаются, ими становятся

Отсюда — русская мечта по пока не сбывшемуся, устремленность в будущее, осознание «незавершенности» России. Эти качества проявляют себя еще не вполне осознаваемым нами образом. Но из них именно вытекает одна из причин недовысказанности и загадочности, непохожести на других русского бытия, которое создает впечатление чего‑то недоговоренного и бесконечного, уходящего в неизмеримую даль, требует иных воплощений.

Потому в России нет и устоявшихся стандартов жизни, и так часто проявляет себя в ней хаос. А что такое хаос? Он выражает в себе то, что не проявлено еще в жизни, но наступления чего народ неосознанно желает. Более того, хаос проявляет себя и в повседневной русской жизни, что нередко озадачивает и сводит с ума приезжих людей с Запада. Такие уж мы есть.

Но хаос, как отмечал Ф. М. Достоевский, дает выход и непредсказуемости на арену истории, совершает тайную подготовку к внезапным переменам, он содержит в себе и «саморазрушение и самоспасение». И объясняется хаос «неисчерпаемостью» самой России, постоянной потребностью совершенствовать себя, потребностью «вечно быть» самой собой.

Однако хаос бывает разным по своим проявлениям в самом потоке русской жизни, поэтому и воспринимается он только до определенного предела терпимо. Отсюда и столь важное значение имеет своевременное определение пределов хаоса и недопустимость перехода за них. Этим объясняется и столь большая роль государства в управлении общественными процессами и явлениями. Вспомним A. C. Пушкина: «Не дай вам Бог русский бунт…»

«РОССИЯ» И «РУССКАЯ ДУША»

Россия — необъятная, труднопостижимая страна по многим своим свойствам, качествам. Известно, что Россия — это огромнейшие территориальные пространства, на которых и в которых имеются столь же огромные природные богатства. Однако такой простой, «сухой» констатации совершенно недостаточно для понимания необычной сущности России даже в ее пространственном описании. Да, протяженные территории, омываемые Северным Ледовитым и Тихим океанами и многими морями. Конечно, уже из‑за этого Россия всегда была объектом посягательств. Но не только географические пространства выражают суть и загадочную тайну России.

Но тогда что? Вот как выразил свой взгляд на Россию А. Блок:

За снегами, лесами, степями
Твоего мне не видно лица.
Только ль странный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?

 

Это, оказывается, и загадочность русскости и русского бытия, это и символика русской природы, это и пространство за пространством и пространство в пространстве, что соответствует идее русской матрешки. Россию нельзя рассматривать какими‑то частями, ее надо целиком увидеть, но надо сказать, все равно очень трудно постичь. Потому что Россия — это не только географическое пространство, она в русской душе, в русском народе, в русскости коренится.

Прочитайте несколько раз вдумчиво стихотворение A. C. Пушкина «У лукоморья», тогда почувствуете Россию. Мы все учили наизусть его в школе, но воспринимали как сказку, а в нем, оказывается, Пушкин выразил саму суть России.

Слова «Россия» и «Русская Душа» теснейшим образом взаимосвязаны, в них таится какая‑то сакральная тайна России. Многие поэты и мыслители-философы рассматривали эти категории только вместе и видели в них неразгаданную тайну России, ее «незавершенность» и «невместимость в мир».

Такую только и любим мы Россию: и ясную и непроявленную; и чистую и грязную; и буйную и смирную; по‑детски наивную и сосредоточенно строгую. Потому и выразили с такой необыкновенной поэтической силой свои чувства любви к России многие наши поэты.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.

(С. Есенин)

Любим мы Россию сверхъестественной любовью — и все тут! За что? За красоту ее земную, за необычность, за «невместимость» в мир и незавершенность, за неполную еще проявленность, за многие тайны ее, за то, что Родина она наша, за то, что она «Святая Русь» и «Третий Рим», за то, что Богородица взяла ее под свой Покров и не оставит, пока мы любим свою Святую извечную землю.То, что пережила Россия в 1990‑е годы, сокрушило бы любую иную страну

Великая и вечная она — Россия наша, и умом ее действительно не понять, поскольку то, что можно понять умом, не достойно истинного величия. И покушаются на Россию извечно, «обгрызать» со всех сторон, унижать и шельмовать по этим причинам стремятся. Все это нам следует понять и усвоить. И не надо стесняться говорить возвышенными словами о России, она заслуживает того, чтобы мы величали ее. А недруги… Что взять с них? Они злые, завистливые и жадные, они и в самом деле полагали, что расчленяли тело России. Не вышло, Россия возрождается, и многие припадут еще к ее животворным сферам. Потому что она имеет трудновообразимые возможности для развития.

На сегодняшний день, по сути, все пространства России открыты, но далеко не все еще освоены, заселены, цивилизованы, потому они и бескрайни, потому и «в пространстве пространство», потому и русскую матрешку с большим пиететом и удивлением иноземцы раскупают. Запад в этом отношении давно закрылся, окуклился, там царит идея комфортного гнездышка, там никто не мечтает «поехать за запахом тайги», нет там места и для настоящего мужского подвига, потому и просиживают там мужики штаны на заседаниях в многочисленных парламентах, советах и комиссиях.

ГОСУДАРСТВО-НАЦИЯ, А НЕ КАЗЁННЫЙ ДОМ

Сегодня Россия переживает очень трудное время. Ее развитие вошло в тяжелую ситуацию, по существу она оказалась в состоянии бифуркации: обрезаны пути возвращения в некое исходное положение, и в то же время чрезвычайно трудным стало движение вперед. Россию разъедают тотальная преступность, коррупция, вывоз за ее пределы национальных богатств.

В России есть не ампутированная до сих пор, давно образовавшаяся параллельная теневая кредитно-финансовая жизненосная система. И, конечно же, Россию постигла духовно-нравственная деградация общества. Это — не какой‑то там застой, это нечто такое, что угрожает дальнейшему существованию России как самостоятельной цивилизации.

У России всегда были и сегодня есть основания смотреть на наше будущее с оптимизмом, ей только надо очень хорошо сосредоточиться, как она умела это делать в трудных обстоятельствах. России надо становиться сверхдержавой, надо поднять величие России на невообразимую имперскую высоту, сделать ее такой, какой она исторически заслужила быть.

А если попытаться определить главный фронт борьбы за Россию, то им, безусловно, сегодня является духовный. Наше национальное сознание — вот основное поле битвы. Есть тому много причин. Мы должны знать, что Советский Союз был сломлен идеологическим или, как его еще принято называть, организационным оружием. Противники России набили на этом себе руку, имеют большой опыт и действуют.

Ну, а каким должно быть государство России? Во всяком случае, взгляд на него как на «казенный дом» для России не подходит. Геополитическое положение России всегда объективно требовало от нее иметь и поддерживать сильное государство. Не будь этого, Россию как страну, как государство давным-давно стерли бы с политической карты мира, она не смогла бы удержать и обустроить свои территории. А они ведь необычны.

В самом деле, Россия отличается от большинства стран мира не просто огромными размерами территорий. Они имеют необычно сложное географическое и климатическое местоположение. Границы России выходят на европейский Запад и азиатский Восток, к побережью и на острова Тихого океана, ее территория расположена в труднопроходимых землях Севера и во льдах Северного Ледовитого океана.

Естественно, потребовались сильные государственные механизмы для того, чтобы содержать, обустраивать, удерживать и охранять эти немыслимые пространства, организовывать и поддерживать на них цивилизованную жизнь. Российское государство поэтому и назначение свое, и функции видело не так, как они смотрятся в малых странах.

Огромные территории России, удаленность друг от друга населенных пунктов, разбросанность месторождений природных ископаемых, необходимость охраны границ, постоянные попытки завоевать Россию, объективные трудности обустройства жизни — все это требовало сильного государства. И надо сказать, что чувство иметь сильное государство, «тягу к сильной руке» генетически испытывает и народ России. И национальная безопасность в нашей стране в значительной мере основывается на интуиции и факторе сильного государства.

Потому доктриной российских государственников-державников должен стать государственный фундаментализм. Не следует стесняться этого слова, надо только правильно его интерпретировать. Это понятие вовсе не означает установление приоритета государства над интересами личности.

Государственный фундаментализм предполагает сильное, эффективное государство, действующее в интересах нации, приоритет государства в интересах наиболее полного и гармоничного существования и развития личности. Это означает, что государство не должно быть безучастным к тому, что в стране сокращается и деградирует население, растет преступность, алкоголизм и проституция, процветает наркобизнес и наркотическое истребление населения и т. д. Это означает, наконец, цивилизованное, гуманное, социально ориентированное государственничество с имперской традицией.

В такой доктрине должна доминировать идея общего державного пространства и социальная общность всех живущих в нем людей. Государственный фундаментализм означает необходимость иметь государство, способное управлять делами всего общества, проявлять отеческую заботу о всех его гражданах.

Как известно, в целом назначение государства — обеспечить своим гражданам защиту от другого государства и другой нации. В России же роль государства значительно важнее. Оно испокон века, с возникновения своего стало патерналистским по отношению к своим подданным, и сегодня оно не может быть иным. Важнейшая его функция — обеспечить благосостояние граждан, обеспечить их работой, дать образование, сберечь здоровье и способствовать воспроизводству нации, защищать от внешней агрессии и от внутренних опасностей, дать людям на старости лет пенсию и с подобающими почестями проводить в последний путь. За счет чего оно может все это делать? За счет труда каждого в меру своих возможностей и способностей.

Государство должно отстроить и поддерживать тип бытия народа, нации на основе традиционно русских ценностей — соборности, социальной справедливости и социального обеспечения неимущих и немощных. Есть старинное русское убеждение в том, что государство должно основываться на правде. Это вовсе не предполагает устранения социальных различий и некоего тотального равенства.

Социальное равенство — это давно развенчанный миф. Невозможно и не следует уравнивать талантливых людей с бездарями, паразитами и преступниками. Но и допускать, когда академик, профессор, врач, учитель или офицер влачат жалкое существование, а приближенное к власти ничтожество получило задаром целую отрасль экономики и бесится с жиру — это несправедливость. Неравенство в социальном государстве должно быть тоже справедливым, предметно-конкретным.

Социально ориентированное государство, проявляющее истинную заботу об интересах всего народа, является государством-нацией. Цели создания такого государства провозглашены практически всеми партиями, процесс же его формирования идет медленно, несмотря на демонстрируемое президентом В. В. Путиным настойчивое к этому стремление.

Чтобы такое государство не выходило за рамки своих функций, а его чиновники примерно служили, не нарушали своих полномочий, нация должна иметь надлежащие формы и методы осуществления контроля за государственными структурами, за надлежащим обеспечением ими национальных интересов. Таким в России должно быть государство, а не отчужденным от народа «казенным домом».

В российском государстве должны быть не корпоративные менеджеры и тем более не крупные собственники, а правящий слой служивых людей — носителей национально-государственных идеалов, истинные хранители государственных ценностей, подлинные государственники.

Сейчас, в условиях развития экономики на основе рыночных принципов роль Российского государства не только не ослабевает, а напротив еще больше возрастает. Особенно возрастает роль государства в связи с реализацией в районах Сибири и Дальнего Востока крупных социально-экономических проектов. Оно, естественно, не вмешивается во все экономические стороны деятельности хозяйствующих субъектов, но совершенно очевидно, что без сильного государства ввести в оборот, поднять «огромные кладовые» Сибири невозможно. Разве можно себе представить, чтобы без государства какая‑то иная сила оказалась способной организовать строительство колоссальных нефте- и газопроводов в Европу по акватории Балтийского моря и по территории Сибири и Дальнего Востока в Китай?

Заострим внимание на еще одном очень важном вопросе: государством правят, управляют люди, служители. Всегда в составе государства многое зависело от того, как поставлена и решалась задача подбора, выдвижения и назначения людей государственного значения на должности.

В России на протяжении многих веков царь решал эту задачу, и от того, как он ее понимал, зависело многое. Неслучайно и поговорка в России утвердилась: «Без царя в голове». Так говорили люди о недалеких, глупых правителях, о различного рода ничтожествах с портфелями, которым доверялось вершить государственные дела.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИИ

В связи с рассмотрением вопроса о различиях и сходствах понятий «страна» и «государство», кратко остановимся на такой важной историко-философской, политологической и социологической категории, как «государственность».

В рассмотрении этого вопроса мы встречаемся с трудностью различения понятий «государство» и «государственность», поскольку они имеют не только семантическое сходство, но нередко и в практике трактуются идентично. Между тем при внимательном их рассмотрении становится очевидно, что в эти сходные понятия вкладываются разное сущностное содержание.Мы до конца ещё не осознали всего планетарного масштаба Великой Победы, одержанной в 1945 году

Прежде всего, отметим совершенно очевидный факт, что понятие «государственность» вытекает из понятия «государство». Вместе с тем, оно имеет более широкое смыслосодержание и включает в себя множество свойственных ему своих качественных характеристик. Государственность в самом кратком ее понимании — это исторический взгляд на государство и все его слагаемые. Государственность — это отношение к государству и его функционированию, это понимание и желание того, каким оно должно быть.

Государство как политическая категория рассматривается преимущественно статически, хотя, разумеется, оно имеет свою динамику, его элементы находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Но как свидетельствует история, государство в силу различных обстоятельств может остановиться в своем развитии и даже пойти в обратном направлении.

Так вот, категория «государственность» содержит верные векторы функционирования государства, на основе хорошего знания их можно всегда поправить как состояние государства в данный конкретный период, так и поддерживать его в заданных государственностью параметрах.

«Государственность» как политическая категория означает диалектическое развитие государства, указывает на его исторические корни, черты и обозначает перспективы развития, определяет степень крепости, силы государства, помогает осознать государственные национальные интересы и их приоритеты.

Категория «государственность» обязывает не только государство, но и общество, всех его граждан проявлять заботу о своем государстве, принимать меры к защите его устоев и интересов, к сбережению и сохранению всех его свойств и качеств. Государственность характеризует уровень развития и государства, и общества, и народа, его образующего, и всех других присущих государству признаков и качеств.

При этом важно иметь в виду, что «государственность» выражает государствообразующую, государствосберегающую и государстворазвивающую роль и обязанность не только российского государства, но и, прежде всего, русского и других народов России. И каждый, кто причастен к выполнению указанных обязанностей, должен ощущать себя и государственным служащим, и гражданином своего Отечества.

В связи с рассмотренным возникает вопрос о национальной природе и идентичности России как страны и государства. Обратим внимание, что Конституция Российской Федерации не определяет Россию как многонациональное государство. В Преамбуле Конституции, статьях 1 и 3, указывается лишь на многонациональность народа России.

Что касается национальной принадлежности России как страны и государства, то этот вопрос Конституцией не решен. Однако, на том основании, что Конституция определяет российский народ многонациональным, некоторые авторы, видимо, по аналогии делают утверждения, что и Российское государство является многонациональным. Вследствие нерешенности этого исключительно важного вопроса, естественно, возникают большие трудности при разработке любых концептуальных документов, в которых важное значение имеет категория «национальное».

Такое затруднение, как нам представляется, испытали авторы при разработке вот уже двух изданий Концепции национальной безопасности. Возникает очень сложный вопрос: к примеру, что следует понимать под словом «национальная безопасность»? Учитывая особую теоретическую и практико-политическую сложность этого вопроса, он требует отдельного рассмотрения. Здесь же обратим внимание на следующие моменты.

С точки зрения национальной идентичности, Россия — достаточно сложная, необычная страна. Россия — национальный феномен, своего рода цивилизационный шедевр, имеющий свои глубокие исторические корни. Она образовалась на основе объединения русским этносом русских земель, сформировалась и развилась как русско-российская страна и цивилизация. Русские вышли из длительного и сложного процесса формирования древнерусской народности, они имеют глубокие исторические корни и свою ментальность.

У русских еще в древней историософской летописи решен вопрос — «кто мы и откуда?». И, естественно, «каков высший смысл и предназначение существования Руси в мире». Освящено и единство древнерусской земли… В основе русской идеологии всегда лежали православные христианские воззрения. Они явились краеугольным камнем развития самобытной русской культуры (Философия истории в России. М., «Логос», 1996 год, с. 12).

Россия не является территориальным пространством неких анонимных и вненациональных сил, с момента своего образования она приобрела русскую национальную субъектность, стала русской страной и русским национальным государством.От века к веку соборная душа России даёт множество воплощений в матерях, девушках и жёнах

Русская национальная идентичность России в то же время является и цивилизационной идентичностью. Все коренные союзные народности национально идентифицируют себя с Россией, с ее исторической национальной сутью, смыслом бытийного векового существования и развития.

Отказ от идентичности, уход от этого важного, судьбоносного вопроса способствует тем силам, которые ведут линию на интернационализацию исторического пространства России. А такие силы после развала СССР есть и действуют в этом направлении весьма активно и изощренно. Достаточно указать на ряд политических деятелей США и Европы, которые публично высказывают свои взгляды о несправедливом использовании природных ресурсов и огромным территориальным пространством одной только страной — Россией, о необходимости превратить ее национальное пространство в общедоступное, интернациональное пространство без народа-нации.

Замысел противников России сводится к тому, чтобы лишить ее пространство вековечных исторически-национальных смыслов бытия, свести его в лучшем случае к процессам купли-продажи, а в конечном итоге завладеть им и экономически, и политически. Не будем забывать: фашизм на расово-национальной основе поднял восстание против человечества и побежден был на бескрайних просторах России. И главной силой борьбы с этим всемирным злом была сила русского народа.

И дело не только в том, что национальную идентичность надо провести с точки зрения теоретико-политологической по принципу: так принято, так положено. Проблема национальной идентичности, ее обретение Россией обусловливается более важными, судьбоносными для нее обстоятельствами. Она актуализируется не только состоянием внутренних национальных отношений, но и тем местом, которое Россия занимает и будет занимать в мире.

Россия не может далее строить свое историческое бытие на вненациональных принципах, на принципах национальной неопределенности и хаотизации. Россия может быть Россией только на национально-культурной основе. Россия определяется национально русской природой и происхождением ее государствообразующего народа.На защиту «Русского Мира» в Крыму и на Донбассе в 2014 году встали добровольцы — мужчины, женщины и даже подростки

Что касается нерусских этносов, то они имеют все исторические и социокультурные основания идентифицировать себя с Россией. В этой связи важно знать, что такое коренные народы? Это народы, которые вместе с русским народом «укоренялись» в России, народы, имеющие общие с ним идентификационные основы и ценности бытия, имеющие общую с русским народом историю, разделяющие с ней судьбу, единые ценности и смыслы бытия.

Существенная бытийная часть русских национальных основ идентичности исторически стала для них настолько близкой, что воспринимается как значительная часть собственных национальных основ бытия в истории. За длительную историю совместной жизни произошел сплав русских и нерусских ценностей и смыслов бытия в истории, сплав, превративший русский и все коренные этносы России в единую цивилизацию и национальную общность.

Эта общность — наша поистине великая ценность. Поэтому нужно чаще подчеркивать очень важную истину: Россия не только для русских, но без русских, вне России ее коренные народы не смогут существовать. Не смогут существовать и отколовшиеся от России. Из этой исторической истины вытекают и такие понятия, как «русскость» и «Русский Мир».

У всех коренных народов России, конечно, есть своя культура, обычаи, язык, однако наряду с этим они пользуются также общенациональными основами культуры и русским языком как языком общенационального общения. В России никоим образом не стоял и не ставится вопрос о тотальной русификации всех российских этносов. Напротив, рассмотренные обстоятельства делают их только богаче, способствуют преодолению этнической ограниченности, возвышают их в достоинстве.

А главное, русско-российская национальная идентичность — это такой исключительный феномен, который способен объединять всех и каждого в России своей цивилизационной, национальной и духовной сущностью в единый народ-нацию. Это — великая цивилизационная ценность и особенность России как страны и государства, чем должен гордиться каждый ее гражданин.

Осознавать себя татарином, башкиром, бурятом, чувашем, алтайцем, коми-пермяком, даргинцем и т. д. — это прекрасно и закономерно, но, если одновременно с этим не признавать еще и свою принадлежность к единой русской нации — это уход в цивилизационный тупик.

Русская составляющая в национальной идентичности представителя любого российского этноса является неотъемлемой, органической и базовой его сущностью. Так издавна, исторически сложилось, просто национально-этническое чувство не всегда позволяет каждому это осознать.

Наверное, этот феномен можно определить как двуэтничность, и не следует задумываться над тем, чего больше в том или ином гражданине России. Главное — национальная сопричастность к России, быть русским в самом существенном, бытийном выражении, в реализации национально-государственных интересов.

Окончание в следующем номере.

 

Из досье «Спецназа России»

СИДОРЕНКО Андрей Григорьевич, генерал-майор в отставке. Родился 13 декабря 1928 года. Начальник спецкафедры № 5 (борьба с идеологической диверсией) Высшей школы КГБ СССР.

Заместитель, первый заместитель начальника Секретариата — начальника дежурной службы КГБ СССР. Старший консультант Группы консультантов при Председателе КГБ (1991 год).

Соавтор книги «Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики».

 

 
 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 

Оцените эту статью
8094 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание