РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ПОСТИЖЕНИЕ РОССИИ
НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – ОСНОВНОЕ ПОЛЕ БИТВЫ
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В № 3, 2018 Г.
Россия воплощает в себе необычайное духовное сокровище, центральным содержанием которого является любовь к Родине и любовь ее людей друг к другу, любовь объединяющая и сверхрациональная, когда каждый, независимо от национальности и вероисповедания, в каждом видит себя и Россию.
РУССКИЙ АРХЕТИП
Говоря о России, о народе — русском народе и других коренных народах России — надо сказать отдельно. Известно, что русские составляют 80 % от общего числа населения. Русские — это народ, образующий государство и цивилизацию. Это народ, имеющий свой особый, самобытный характер.
Во многих исследованиях русских и иностранных авторов отмечаются следующие черты характера русского народа как самого многочисленного из всех народов России, стоявшего у истоков формирования Русского государства, вынесшего на своих плечах все тяготы защитника Отечества, сплотившего вокруг себя все другие малочисленные народности.
Русский народ наиболее щедрый, гостеприимный, простой в обращении, отзывчивый, гуманный (очевидно, что автор говорит о лучших чертах русского архетипа — Ред.). Русские отличаются храбростью, стойкостью, выносливостью в ратном деле. Русские, по словам Ф. М. Достоевского, всечеловечны, им свойственно переживать горести, невзгоды и несправедливости, чинимые к другим народам, они всегда готовы оказать им помощь.
Но осветить характер русского народа в полной мере невозможно без краткого описания архетипа русского мышления. Архетип — это древнейший тип, исконно заложенная модель и образец инстинктивного поведения. Архетип русского мышления ориентирует нас находить черты характера народа в древнейшем типе поведения русских людей.
Эти черты характера переданы русскому народу по наследству на генетическом уровне. Они коренятся в глубинах подсознания, представляют собой последние жизни предков.
Пожалуй, важнейшим архетипом русского национального сознания является взгляд на русскую Землю: Земля — Мать, Земля — Родина, Земля — икона предков, Земля — кормилица, Земля — целительница. Материнство Земли заложило в русском народе животный инстинкт защищать Ее, заботиться о Ней. Именно на защиту родной Земли, Родины-Матери всегда вставали русские люди.
ИЗ ДОСЬЕ «СПЕЦНАЗА РОССИИ»
Одна из лучших кратких формулировок концепции архетипа принадлежит Томасу Манну, согласно которой типичное в большей степени состоит из мифического, так как миф — априори образец, так сказать, изначальная жизненная форма, схема вне времени. Это «формула», заданная далекими предками, укомплектованная осознающей себя жизнью и неявно нацеленная приобрести заново когда-то предзнаменованные ей приметы.
Укоренилось в сознании русского народа и слово Отечество. Оно происходит от слова отец. Отец, от которого ты происходишь, — источник твоей жизни. Отечество — это ведь не только наша Земля, это прежде всего Земля наших предков, Отцов наших, заповедовавших защищать ее так же, как Родину-Мать.
Эти архетипы русского мышления корреспондируются и с христианским православным учением, которое обязывает русского человека, братьев своих до смерти стоять «за други своя».
Укоренилась в архетипе русского мышления приверженность к правоте, неприемлемость для него зла, лжи. С точки зрения «русского самосознания», вся человеческая деятельность должна быть освящена идеей правоты. Русский народ всегда выступал за правду, за справедливость. И неслучайно первое русское собрание законов и правил русской жизни называлось «Русская правда». Народ русский всегда хотел, чтобы им правили, то есть вели к правде.
Важный архетип мышления указывает, что жизнь человека — это путь, когда каждый обязан двигаться путями жизни, торить новые стези. Отсюда поговорка «под лежачий камень вода не течет». Уму непостижимо, как дерзновенно русские люди осваивали далекие земли, шли в путь, рисковали головой, заселяли новые земли, которые назвали Великой Русью.
ИЗ ДОСЬЕ «СПЕЦНАЗА РОССИИ»
Позиция газеты по данному вопросу, сформулированная во многих публикациях, такова: русские — это триединый русский народ (великороссы, малороссы и белорусы), а также все, кто считают себя русскими.
Строчка из старого советского государственного гимна «Сплотила навечно великая Русь…» говорит именно об этом, задавая доминанту русского патриотизма.
Русский же этнический национализм абсолютно разрушителен для России, поскольку он, по своей сути, аналогичен радикальному национализму всех других народов в его уродливом проявлении — укро-бандеровцам, прибалтийским «лесным братьям» и их современным последователям, адептам моноэтнической «Великой Польши» и так далее.
Неслучайно на русской земле появилось казачество — пассионарные, смелые, дерзкие любители вольной волюшки. Это они расширяли Русское государство, били челом царю, когда находили новые земли. Одна забота была у русского человека — чтобы Земля русская была просторнее, богаче, крепче. Таковы правила русской жизни: двигаться вперед и прямо, не сворачивать на кривую дорогу, никогда не возвращаться вспять, никогда не сдаваться.
Когда русские подвижники открыли необыкновенные бухты, они дали им красивые названия Находка, Ольга, Дунай, Промысловка, а когда им открылась бухта Кривой Рог, они основали на ее побережье город и назвали его Владивосток, что означало «владею востоком».
Русские люди устремлялись в своем движении на север, в дальние дали, в необжитые территории. Обратим внимание, что их сильно привлекало Поморье. Почему? Потому, наверное, что там издревле были созданы монастыри. Надо было посмотреть, как там жизнь устроена, порядки там какие. И шли нелегкими путями, заселяли обширные территории, устраивали свой особый быт. И ведь осваивали тот быт, который им не был знаком: рыбу ловили, зверя морского добывали, жилища устраивали по-новому.
Паломники, посещающие островные монастыри, отмечают, что они постепенно превратились в некую систему, которая стала выдающимся феноменом северорусского духовно-культурного ландшафта.
Первые четыре островных монастыря были учреждены еще до XV века: Валаамский и Коневецкий на Ладожском, Палеостровский и Спасо-Каменный на Кубенском озерах.
Существует легенда о хождении на Валаамский монастырь апостола Андрея Первозванного и водружении на нем каменного креста. Эта легенда связала русское религиозное сознание с истоками христианства. А преподобный Арсений Новгородский установил прочную связь Валаама с Афоном — с обителями, в которых зародилось православие.
Вообще, островные монастыри имеют богатую дохристианскую предисторию. Их основателям пришлось решать непростые задачи — разрушать языческие капища и ставить на их местах православные обители.
Да что там Север! Русские, когда достигли Тихого океана, перевалили в Америку. Сейчас уже доподлинно известно, что задолго до Беринга и даже Дежнева русские жили на Аляске, а в Калифорнии до сих пор имеются вещественные следы их проживания. И строили, всегда строили, строительство было главным в русском характере.
ЧТО ЕСТЬ ЛУЧШЕЕ В НАС
Русским людям не свойственно стремление к богатству. Русское убеждение, хранимое пословицей «деньги могут многое, а правда все», показывает многовековое критическое отношение нашего народа к наживе. Русский человек с презрением относится к стяжательству, рвачеству, делячеству. Потому русские трудно осваивают предпринимательство.
Если говорить о том, что же есть лучшее у нас, то русские люди руководствуются в своей жизни принципом нестяжательства, суть которого — «не думай о том, чего у тебя нет, довольствуйся тем, что имеешь».
В архетипе русского мышления прочно укоренилось стремление к общинности, к жизни сообща. Это стремление выражается многими чертами, например, даже в часто употребляемых словах: «давайте пойдем, давайте сделаем, давайте решим».
Как свидетельствует история, лучшие из русских людей всегда ставили общее выше личного, частного. Общинное владение землей, к примеру, приучало каждого крестьянина к тому, что его земля обширна и неоглядна.
Из общинного владения землей, из тысячелетиями существовавшей общины сформировалась широта русского характера. Отсюда произошло и мирское соборное мышление. Только всем миром сойдясь, соборно русские обсуждали важнейшие дела и принимали решения. Община сделала русского человека коллективистом.
Русские (в лучшем их проявлении, как уже было отмечено нами выше — Ред.) — совестливый, душевный народ. Совесть всегда связывалась в русском самосознании с душой. Вся человеческая жизнь у русского человека — это жизнь души. Душа у русского человека часто бывает «нараспашку», а нередко «с души воротит». Иногда мы говорим «душа болит». А еще русские «живут душа в душу», говорят «по душам».
В отрицательном смысле мы говорим «влезают в душу», «беду душою чуют». Но в русском человеке должно быть много души. Хороший человек непременно великодушный, а плохой человек — безоговорочно плох. Именно душа является средоточием человеческой совести, она чувствует добро и зло, она проникает в хорошее и плохое.
В русском самосознании издревле утвердился и такой главный стержень, на который нанизывается все национально значимое, — любовь к своим и неприятие чужих. Характерно, что и оказавшись на чужбине русские селятся общинами, хранят родной язык, национальные традиции, избегают растворяться в массе чужеродцев.
Понятие «свой», искони имевшее значение — «родной, ближний», является ключевым словом русского языка, полагающим пределы всему, чем русские дорожат на этом свете. Слово «свой» прилагается и к языку, и к религии, и к обычаям, свои мыслятся родными, лучшими в мире в отличие от чужих.
Слово «чужой» исконно звучало как «туждь», что буквально означало — «человек оттуда», то есть с другой стороны света, из другого, непонятного, заграничного мира, по-русски — из иной страны (согласно данным исторической грамматики русского языка, древнерусская форма слова «чужой» выглядела как «чужь» — производное от слова со значением «народ», но позднейшее изменение ее в «туждь» действительно наблюдалось в ряде славянских языков — Ред.). Полным аналогом слова «чужой» сегодня является понятие «иностранец».
Без противопоставления «свой-чужой» русский человек обойтись просто не может, потому что тогда у него расплываются жизненные ориентиры.
Противопоставление «свой-чужой» необходимо нам и для того, чтобы правильно, с точки зрения наших национальных интересов, относиться к происходящему в мире. Все нам неприятное и вредное, враждебное мы обычно именуем чушью, сегодня уже почти забыв, что в древности это слово звучало как «чужь», то есть чужое, не свое, пришедшее со стороны, а оттого неприемлемое (слово «чушь» имеет довольно позднее происхождение, причем возникает оно именно в форме «чушь», тогда как форма «чужь», о которой пишет автор, возникает в результате вторичного сближения со словом «чужой» — Ред.).
Понятия «свой» и «чужой» стали нашими родовыми инстинктами. Этот инстинкт в нашем народе наиболее силен и яростен. Вот почему мы так энергично и жертвенно поднимаемся на борьбу с иноземными захватчиками, вышвыриваем их со своей земли и гоним их от своих границ до их логова, чтобы убедиться в безвредности обезоруженного оккупанта.
Как видно, противопоставление «свой-чужой» на протяжении веков являлось нашим спасением от инородного владычества. И наш народ много раз оправдывал свой характер в борьбе за свое не только духовное, но и физическое существование. Разгромив нападавших на Русь-Россию Хазарский каганат, Орду, Турецкую (Османскую) империю, Королевство Польское, Шведское великодержавие, наполеоновскую французскую империю, гитлеровский Третий Рейх, наш народный характер прошел такую школу, которой не знал ни один народ в мире.
Слово «свой» стало, таким образом, ключевым понятием русского национального самосознания (при этом Россия всегда была открыта для всего лучшего, свидетельством чему является обилие нерусских имен и фамилий среди тех, кто является подлинной гордостью России — Ред.). Идея «своего» как доброго, лучшего, правильного организует всю русскую жизнь.
Россия действительно не укладывается ни в какие внешние догмы или теории (являясь срединным государством-цивилизацией, «мостом» между Западом и Востоком — Ред.). Она имеет тайну в самой себе. В России все по-другому, у нас литература, все культурные ценности другие, чем на Западе — они не хуже и не лучше, они — другие!
Животворящей святыней назвал A. C. Пушкин Россию. Поэтому, как говорил Ф. М. Достоевский, Запад («атлантический» Запад, поскольку на Западе как таковом много искренних друзей России — Ред.) и не может простить нам нашу инаковость, наш самобытный русский характер. Потому что Россия — сверхценность, неповторимая самобытность и величие. Это и есть важнейшая наша национально-государственная идея.
Беречь надо эту нашу святыню… Этой жизненной необходимостью обусловлена и наша осмысленная национально-государственная идеология, патриотизм. Именно на его основе могут объединяться вокруг России и включаться в ее единство не только все ее народы, но и многие народы СНГ, а также представители народов дальнего зарубежья.
При этом следует иметь в виду то важное, принципиальное обстоятельство, что русский патриотизм никогда не был направлен против других народов, он ничего общего не имел (и не имеет!) с этническим национализмом, напротив, в нем всегда имелось объединяющее начало.
В русской душе необычайно глубока любовь к своей России, к Родине, к Роду своему. На высших уровнях эта любовь носит глубоко «сверхъестественный» и даже необъяснимый характер. Ее не следует загаживать миазмами суетной жизни, — очищать, крепить и развивать надо ее в себе и других.
В нашей стране находятся невиданные духовные сокровища — великая культура, проторусское ведическое (мнение автора в данном случае не совпадает с позицией «Спецназа России» — Ред.) и современное православное мировоззрение. К этим сокровищам должен в первую очередь припадать русский человек (очевидно, что русский по духу, по своему мировоззрению, а не по крови — Ред.), из них черпать жизненные силы, ими наполнять свою духовность.
Надо осознать и еще один важный феномен: в трепете нашей культуры, в нашем духе, в жизни нашей существует некая ипостась, побуждающая к исканию неуловимого, еще не познанного русского метафизического качества, которое выходит за пределы мира и которое трудно определить, и есть оно только в России. Видимо, из этого невидимого качества возникает и непреодолимая ностальгия по России даже в самой России, и зов Родины.
ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
Многие русские мыслители видели великое будущее России. «Россия — это неопрятная деревенская люлька, в которой возится и кричит мировое будущее», — так пророчествовал В. О. Ключевский. Его высказывание как нельзя лучше отражает суть мыслей о России самых светлых и глубоких ее умов. Если кратко обобщить их, то они сводятся к тому, что у России великое будущее страны, удерживающей все человечество от зла, а сегодня уже можно говорить, и от гибели. Да, в нынешнем сложном состоянии государства и общества кому-то, возможно, трудно в это поверить.
Однако любящие Россию и понимающие ее сущность твердо уверены в том, что именно России предстоит стать духовным центром притяжения для всех народов мира и спасением для них. Надо только хорошо осознать эту ее вселенскую миссию, как говорил апостол Павел, «примерить ее на себя» и нести в Мир. При этом помнить: сатанинские силы будут сбивать Россию с дыхания. И надо не забывать заповедь несущего крест: взял и неси! И еще наше сакраментально-русское: «если не мы, то кто!»
В заключение вот о чем существенно важном хочу сказать. У русского народа есть три вероисповедания.
Первое. Православие — наше русское, истинно народное православие, наша религиозная культура, на которой основано наше бытие.
Второе. Великая, необычная, богатая русская природа. Русский человек поклоняется и ростку, пробивающемуся из земли или даже из асфальта, и поклоняется и другому чему-то дивному, необычному в природе (это сродни восприятию окружающего мира древними кельтами, которые видели в чудесном многообразии природы проявление Творца — Ред.).
На всю жизнь я запомнил впечатляющие факты массового поклонения озеру Байкал, когда много раз проезжал на поезде Москва — Владивосток с остановкой на станции Слюдянка. Все пассажиры буквально выскакивали из поезда и бежали к Байкалу — этой «Капле Бога», прозванной так кем-то из его исследователей. Все жадно пили воду Байкала, умывались его чистой водой и только после этого обращали взоры на великолепных копченых омулей, которых продавали местные жители возле поезда.
Третье. Русский язык, слово Русское, Русскость. Это же на русском языке Пушкиным, Достоевским, Толстым, Чеховым, другими великими писателями и поэтами созданы произведения, которыми зачитываемся мы, русские, и весь мир. Разве можно не поклоняться тому чуду, которое сотворяет русский язык, русскость?..
ИЗ ДОСЬЕ «СПЕЦНАЗА РОССИИ»
СИДОРЕНКО Андрей Григорьевич, генерал-майор в отставке. Родился 13 декабря 1928 года. Начальник спецкафедры № 5 (борьба с идеологической диверсией) Высшей школы КГБ СССР.
Заместитель, первый заместитель начальника Секретариата — начальника дежурной службы КГБ СССР. Старший консультант Группы консультантов при Председателе КГБ (1991 год).
Соавтор книги «Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики».
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!