РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ВОИНСКИЙ ХРАМ
БЫВШИЙ ПОЛКОВОЙ ХРАМ БУТЫРСКОГО ПОЛКА НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ!
Многим, бывавшим на Бутырской улице, знаком этот городской пейзаж: вечно копошащийся Савёловский вокзал, многочисленные жилые и офисные здания, пестрые магазинчики, кафе и палатки, широкая проезжая часть с постоянным потоком машин — и вдруг, на самом краю дороги, будто присела перед прыжком белая шатровая колокольня.
С одной стороны прижатая трассой, с другой — деловым кварталом, она словно стыдится своего неуместного появления в этом водовороте современной жизни. Однако в действительности у колокольни гораздо больше прав стоять на этом самом месте, чем у любой другой из окружающих построек.
Далеко не все из даже живущих по соседству москвичей знают, что эта колокольня была и остается частью исторического храмового комплекса, возведенного в XVII столетии силами солдат Бутырского полка. Самого крупного из приходских храмов Москвы вплоть до середины XVIII века. Единственного ныне действующего храма Бутырского района.
Незнание объяснимо: в 70-е годы революционного XX века прямо между храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе и его надвратной колокольней был построен корпус машиностроительного завода «Знамя», ныне бизнес-центр «Стрелецкая слобода». Теперь, чтобы хотя бы увидеть церковь (вернее то, что от нее осталось), придется обойти весь квартал с восточной стороны по Большой Новодмитровской улице.
…Некоторое время назад представители редакции военно-патриотической газеты «Спецназ России» и активист Бутырского района ветеран «Альфы» Герман Щиповский встретились с настоятелем храма протоиереем Алексием Талызовым.
Герман Щиповский — боевой офицер, кинолог, прошедший горячие точки. Он — ветеран Службы боевого применения вооружения Центра специального назначения ФСБ России. Награжден медалями «За отвагу», Суворова и «За спасение погибавших».
У Щиповского достойная идея — «всем миром» помочь в реставрации храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской стрелецкой слободе, в возрождении его в первоначальном виде. И ветеран Группы «Альфа» обращается к руководителям и представителям всех силовых структур с предложением консолидировать усилия для этого важного и знакового дела.
Ведь таких подлинно воинских, «государевых» храмов в Москве — мало!
КРАСИВЕЙШИЙ АНСАМБЛЬ
… Если смотреть с Новодмитровской улицы, за высоким каменным забором нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами.
До 2012 года и колокольня находилась в плачевном состоянии: ее шатер и восьмерик были снесены в начале Великой Отечественной войны, чтобы они не стали приметным ориентиром для вражеских самолетов. От высокой, украшенной поливными изразцами трехуровневой колокольни, в которой было сорок маленьких декоративных окошек-слухов (по пять на каждой из восьми граней шатра — уникальный даже для Москвы случай!), осталось только два нижних яруса.
Этот непонятный обрубок простоял на тротуаре Бутырской улицы больше половины столетия, породив множество легенд, объясняющих его происхождение. Народная фантазия связала его и с Наполеоном, который, захватив в 1812 году Москву, будто бы купил на Бутырской улице землю и построил там «часовню» в знак уважения к христианской вере, и с предводителем Крестьянской войны 1773-1775 годов Емельяном Пугачёвым, якобы проведшим в подвалах церкви немалый срок перед казнью, и с Александром Васильевичем Суворовым.
Однако история храма на Бутырках богата не только легендарными, но и реальными событиями. В XVII веке на территории Бутырской слободы размещался один из старейших регулярных полков России, который вместе с Лефортовским послужил Петру I образцом для составления потешных войск.
По занимаемой слободе полк получил название Бутырского: «бутырками» в старину называли небольшие селения, несколько домов на отшибе, отдаленные от главного посада и разделенные с ним лесом или пустошью.
Солдаты и офицеры Бутырского полка собрали средства и построили деревянную приходскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы. По одной из версий, день ее закладки совпал с датой бракосочетания царя Алексея Михайловича с его первой женой, Марией Милославской.
Государь Алексей Михайлович к этой церкви благоволил, делал для нее богатые пожертвования. Однако вскоре деревянный храм перестал вмещать в себя разросшийся приход. Вот тогда и началось строительство каменного полкового храма, растянувшееся, однако, на десятилетия.
Еще несколько раз Алексей Михайлович «инвестировал» в строительство: один из активных этапов постройки был приурочен ко второму браку царя с Натальей Нарышкиной, а в 1672 году храм получил большое пожертвование от царской семьи в связи с рождением сына Петра.
Каменный храм был закончен в царствование сыновей Алексея Михайловича Петра I и Иоанна V — в 1684 году — и освящен патриархом Иоакимом.
С именем Петра I связан и такой эпизод из истории Бутырок: после взятия Нарвы будущий всероссийский император жил в слободе, ожидая там пленников и завоеванные у шведов пушки.
Новая церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к лучшим зданиям XVII века в России. Еще в начале XX века это был изумительный, красивейший ансамбль, состоящий из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, примыкающей к ней большой трапезной части с двумя приделами во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, а также отдельно стоящей шатровой колокольни с крыльями справа и слева.
Церковь сильно пострадала во время нашествия армии Наполеона. И хотя богослужения возобновились уже в конце 1812 года, окончательное восстановление завершилось лишь в 1855 году.
В конце XIX — начале XX вв. на территории Рождественского храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
Отдельного рассказа заслуживают настенные росписи храма. Последний раз церковь расписывали в 1909-1913 гг. мастера знаменитой иконописной школы Сафоновых из Палеха. Яркий иконописный стиль при безусловном соблюдении православного канона, стройность и строгость композиции, приверженность старым традициям — таковы основные черты росписи в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках.
Незадолго до начала Первой мировой войны на земле церкви Рождества Богородицы в Бутырках началось устройство подворья Алтайской миссии, занимавшейся распространением православной веры среди коренных народов Алтая.
Двухэтажное здание Алтайской миссии простояло по крайней мере до 1970 года, мы видим его на фотографии тех лет, а потом было снесено.
ЭПОХА РАЗОРЕНИЯ
После октябрьского переворота 1917 года, гражданской войны и гонений на Церковь храмовый комплекс в Бутырской слободе постигла участь большинства храмов России. И это несмотря на то, что в 1918 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы декретом В. И. Ульянова-Ленина была причислена к «архитектурным памятникам народов России» и поставлена на государственную охрану.
Впоследствии даже рассматривался вопрос о признании Бутырского храма кафедральным собором вместо снесенного (взорванного) в 1931 году Храма Христа Спасителя.
Все основное церковное имущество было разграблено или сожжено прямо перед воротами колокольни. По воспоминаниям внуков протоиерея Христофора Максимова, служившего в храме до его закрытия, прихожане из огня выхватывали иконы и уносили их домой — одна из таких икон, возвращенная в храм в 2006 году, находится теперь в алтаре.
Уже в 1926 году на территории храма были организованы механические мастерские, а в 1935-м в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, после чего храм окончательно закрыли, купольная часть была снесена и покрыта четырехскатной железной крышей.
Перед Великой Отечественной войной снесли здания богадельни и церковно-приходской школы. Колокольня продержалась до 1941 года — верхний ярус был снесен как возможный ориентир для вражеских самолетов.
За время нахождения церкви в пользовании завода она была изуродована до невозможности: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.
Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние некогда красивейшего храма: все пространство разделили на три этажа, в алтарной части сделали лестницу и туалет, фрески большей частью были разрушены, а оставшиеся замазали шестью слоями масляной краски.
В помещениях, где служили Богу, расположились ядовитые цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены при литье нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых… Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.
Даже французское нашествие не нанесло церкви Рождества Пресвятой Богородицы столько чудовищных разрушений и увечий, как советские годы…
ВОЗРОЖДЕНИЕ. БОРЬБА ЗА ХРАМ
Бутырский храм стал постепенно возрождаться в постперестроечное время. В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.
В 1996 году указом Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия настоятелем церкви назначается клирик храмов святого Митрофана, епископа Воронежского, на 2-й Хуторской улице и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов.
В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения, сначала только утренние, потом и вечерние.
Наконец, в 2000 году распоряжением правительства РФ от 15 апреля, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, храмовый комплекс на ул. Бутырской, 56 был официально возвращен верующим.
Однако на деле бизнес-центр пользовался зданием храма еще шесть лет: оказалось, что церковь, в отличие от колокольни, числится по другому адресу и будто бы была приватизирована как одно из заводских зданий — соответственно, как утверждалось, не может быть передана «третьим лицам».
В итоге дело дошло до судебных разбирательств. Наконец постановлением арбитражного суда Москвы храм Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках был признан существующим, его статус памятника архитектуры официально подтвержден, и здание было возвращено Церкви.
В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода был сделан ремонт, и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.
Сейчас храмовый комплекс в Бутырках активно возрождается. В соответствии с историческим обликом восстановлена колокольня, в 2012 году на нее подняли многотонные колокола. Внутри проводятся богослужения, на официальном сайте церкви можно увидеть 3D-панораму внутреннего убранства.
Колокольня и храм открыты для посещения. Правда, входить придется с разных сторон: в колокольню с Бутырской улицы, а в храм по-прежнему с Большой Новодмитровской.
К настоящему времени в самой церкви Рождества Богородицы снесены уродливые пристройки, оставшиеся с заводских времен, силами волонтеров осенью 2017 года внутренняя территория очищена от строительного мусора.
Храм окормляет и соседний Савёловский железнодорожный вокзал (в начале XX века называвшийся Бутырским): в 2016 году на средства благотворителей и прихожан церкви Рождества Богородицы на третьем этаже вокзала была построена часовня святителя Спиридона Тримифунтского, которую может посетить любой желающий путешественник.
…Как уже было сказано в начале очерка, некоторое время назад ветеран Группы «Альфа» Герман Щиповский и представители газеты «Спецназ России» встретились с настоятелем храма протоиереем Алексием Талызовым. Батюшка показал гостям церковь и поделился планами восстановительных работ.
Да, сделать предстоит еще очень многое, прежде чем к храму вернется его исторический облик, поэтому приход будет рад любой помощи неравнодушных людей.
Но делать это нужно!
В публикации использованы материалы официального сайта Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе и статьи Т. Е. Калашниковой «Судьба легенды» (журнал «Живая старина», № 3, 2000 год).
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!