РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ЗВЕЗДА «АЛЬФЫ»
ПАМЯТИ ПОЛКОВНИКА САВЧУКА
Спецназ России понес тяжелую, невосполнимую утрату — скоропостижно скончался первый заместитель начальника Управления «А» Центра специального назначения ФСБ полковник Сергей Савчук. Не выдержало сердце.
В прессе всегда закрывают действующим сотрудникам спецслужб лица. Для чего это делается, очевидно! Однако в 2009 году фотография Савчука (с открытым лицом) была помещена на обложку книги М. Болтунова «Золотые звезды «Альфы»». Как такое могло произойти, затрудняюсь сказать… Однако факт остается фактом: вместе со своим закадычным другом Юрием Данилиным — с оружием и в боевой экипировке, улыбающиеся — они стали символом спецназа России и конкретно Группы «Альфа».
Четырнадцать лет «дожидался» там своего друга Юрий Данилин, Герой России. И вот теперь они вместе. И теперь мы можем рассказать о том, кто изображен с Юрой на этой легендарной фотографии.
…С полковником Савчуком прощался буквально весь спецназ госбезопасности — его элита советского и российского периода. Прощание в Ритуальном зале ФСБ на Пехотной улице. Отпевание. Похороны на Николо-Архангельском кладбище. И затем поминки на «Спутнике» в Балашихе. И везде — море, море людей…
Вначале — кратко о его биографии. Родился 14 ноября 1966 года в селе Забара Тернопольской области Украинской ССР в семье рабочих. В 1984 году был призван на военную службу и проходил ее в Западном военном округе. По рекомендации начальника пограничной заставы поступил в Московское высшее командное пограничное ордена Октябрьской Революции Краснознамённое училище КГБ СССР имени Моссовета.
Окончив его, в 1990 году Сергей Аркадьевич успешно сдал все необходимые тесты и выполнил нормативы, после чего был зачислен в Группу «А» Седьмого управления КГБ СССР.
Сергей Савчук пришел в наше спецподразделение в очень сложное, переломное время, когда Советскому Союзу оставался жизни всего один год, но остался верен своему выбору до конца, связав с «Альфой» и спецназом всю оставшуюся жизнь.
В его послужном списке спецоперации, о которых знает весь мир. Он прошел путь от разведчика 4-го отделения до первого заместителя начальника Управления «А» ЦСН ФСБ России.
Уверен, что о полковнике Савчуке будет еще много чего написано. Я же хочу остановиться на двух моментах его биографии, когда Сергей чудом остался жив.
ВЗДЫБЛЕННЫЙ БРОНЕЖИЛЕТ
В Будённовске Сергей Савчук получил очередь в грудь, но чудом выжил! О том бое было рассказано осенью 2016 года на страницах «Спецназа России» в очерке-интервью, посвященном полковнику Юрию Викторовичу Дёмину.
«…Мы шли, словно тевтонские рыцари: увесистые бронежилеты, при этом быстро передвигались, и это тихой степной ночью было здорово слышно. Первая группа — Соловов, Литвинчук, Руденко. Как только они вышли на открытую местность, тут же попали под пулеметный огонь. Плотность огня была такая, что постоянно били фонтанчики… Я восхищен своими сотрудниками, они — молодцы! Им со мной не повезло. Не надо было мне лезть туда, куда я забрался. Как ребята потом сказали: «Вы же там, а мы — что? Мы за вами, вы же командир!» После того, как они меня вытащили, смотрю: Александр Христофоров — живой, с перевязанной рукой, Сергей Милицкий — живой. Единственный целый — Сергей Савчук, без единой царапины. Хотя ему, конечно, хватило очереди в грудь.
В районе хозблока группу Дёмина басаевцы закидали гранатами. Практически всех посекло осколками, Сергей Милицкий получил ранение в глаз и ногу. Дёмин накладывал ему повязку прямо на каску. В тот момент ее лучше было не снимать.
— Гранат больше не кидали. Видимо, боевики подумали, что с нами покончено, все! Встал вопрос об эвакуации раненого: мы понимали, что БТР и БМП к нам подойти не смогут. Поначалу БМП были, но их обстреляли из гранатометов, и они ушли. Я думал: вот сейчас боевики выйдут на козырек, а мы тут внизу, и они нас сверху и расстреляют! Две гранаты туда бросил. Сергей Милицкий до последнего момента, пока я не дал команду на отход, старался вести огонь из автомата.
Мы поняли, что надеяться надо только на самих себя. Ребята мне говорят: «Юрий Викторович, давайте нам команду, надо отходить». Решил, что отходить будем не все сразу, а группами. Сперва Сергей Милицкий и Александр Христофоров. Христофоров был к нам зачислен буквально два месяца назад, считался молодым.
По нашей традиции, дал им отсчет, и ребята рванули! Как только они из мертвой зоны выскочили, раздалась длинная автоматная очередь… Ребята бегут, а пули их догоняют — один спотыкается, второй, и оба падают буквально перед воротами. Мне было мучительно больно на все это смотреть. На тот момент я посчитал, что зря дал им эту команду. Показалось, что их я убил! Но вдруг две руки из-за ворот хватают их за шкирку и буквально затаскивают в мертвую зону. Иначе их бы добили. Я с облегчением вздохнул.
Остались мы втроем, а интенсивность огня не ослабевает. Савчук: «Давайте я посмотрю, что там за углом происходит». Сказал и высунулся на полтуловища из-за угла, и тут же последовала длинная очередь. Я только успел за отворот бронежилета схватить и отдернуть Сергея. Но пули оказались быстрее, чем я. У Савчука на груди весь бронежилет вздыбился и рассыпался. Тогда я понял, какие хорошие у нас средства защиты… Савчук открыл глаза…. «Как ты?» — «Живой, только грудь болит». Предложил закурить по сигаретке, неизвестно было, как дело дальше повернется.
Вдруг БТР, которым командовал наш сотрудник, выехал из того прохода, из которого мы должны были выдвигаться. Смотрю и думаю: «Куда же он едет, его же сейчас сожгут». А БТР проехал вперед, остановился и забрал наших раненых сотрудников Руденко и Литвинчука. Руденко самый большой, но ни одна пуля в него не попала, Литвинчук самый маленький, а получил ранение в ногу.
БТР прикрыл ребят и стал забирать «под эвакуацию». Подумал, значит где-то там и Соловов, его обязательно заберут. В то же время по БТР велся интенсивный огонь из всех видов стрелкового оружия. Как только сотрудники оказались внутри, БТР развернулся и по маленькой аллее, вдоль гаражей, направился к нам.
Раздались два выстрела из гранатомета — это просто счастье, что они не попали в машину! БТР подъехал к нам, я говорю: «Надо же, молодцы, видят нас, сейчас и нас заберут». А получилось так, что водитель нас вовсе и не видел. Своим бортом он так прижал нас к стене, что мы не могли никуда двинуться. Тормознул. Молотим по люку, а он открыться не может, расстояния не хватает!
Кричу экипажу, чтобы быстрее уезжали, иначе сожгут. Предложили забрать нас, но для этого им нужно отъехать от стены. Решили прыгать на ходу. Так и получилось: водитель БТРа включает скорость и начинает двигаться. Я под огнем обежал вокруг БТРа и, прыгнув на закрытый люк, повис на нем. Владимир Корольков сорвался и упал. А Савчук рванул обратно. Как до того к больнице…»
Будённовск стал для всех нас, кто служил тогда в подразделении, самой тяжелой операцией девяностых годов. И сотрудники Группы «А» с честью прошли это тяжкое испытание.
РАНЕНИЕ В СЕРДЦЕ
Второй раз Сергей Савчук чудом остался жив в 2011 году уже в качестве начальника оперативно-боевого отдела, который он принял после Юрия Николаевича Торшина.
21 июня 2011 года. Кизлярский район Дагестана, район села Кузнецовка. Здесь, в лесном массиве, засела группа опытных и хорошо вооруженных боевиков. На их счету были диверсии, нападения и убийства.
В тот день сотрудники отдела Савчука начали поиск террористов с наступлением темноты. Действовать пришлось в лесистой местности, вдоль русла реки. С помощью приборов ночного видения группа на одном из заболоченных участков обнаружила свежую тропу.
Поиск решили продолжить — по многим признакам тропа могла привести к базе террористов. До наступления рассвета спецназовцы прочесали около четырех километров леса. Продвигаясь по камышам и густым кустам, преодолевая заболоченные арыки, группа продолжала методично обследовать территорию, пока ее головной дозор не наткнулся на боевое охранение крупной банды.
База боевиков была хорошо укреплена. Наученные своим и чужим опытом, боевики готовились к встрече с любыми неожиданностями. Они обрушились на «альфовцев» всей силой своего вооружения, включая пулеметы и гранатометы. Трижды они пытались прорваться, кидаясь с криками «Аллах акбар!» И каждый раз на их пути вставали спецназовцы.
В том бою погибли сотрудники отдела майор Игорь Панин и капитан Роман Лашин, а Сергей Аркадьевич получил тяжелое ранение в область сердца. Благодаря крепкому здоровью и отличной физической форме он поразительно быстро, в кратчайший срок вернулся в строй и продолжил службу в спецподразделении. Такое под силу только настоящему воину, настоящему бойцу! Человеку стальной воли и выдержки.
В качестве руководителя Сергей Аркадьевич, как сказано в некрологе, «много внимания уделял обучению и воспитанию личного состава. Его организаторские способности и человеческие качества, умение оперативно и нестандартно действовать в сложных ситуациях, высокая требовательность к себе и подчиненным, в сочетании с чутким отношением к людям, снискали заслуженный авторитет и уважение коллектива».
И это не «красивые слова», таким Сергей был на самом деле. И фактически сгорел на работе — сказались многолетние тяжелейшие физические и психологические перегрузки.
Его личный вклад в обеспечение безопасности нашей страны отмечен орденами Александра Невского, «За военные заслуги» и Мужества, многими медалями, в том числе «За отвагу» и Суворова.
Вечная память тебе, Сергей Аркадьевич. Покойся с миром. Мы тебя никогда не забудем. Честь и слава тебе!
Автор — вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», шеф-редактор газеты «Спецназ России».
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!