РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
КРЕМЛЁВЕЦ «АЛЬФЫ»
Из офицеров Группы «А» вышло немало людей, которые практически с нуля создали собственное дело. Один из них — первый вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Владимир Березовец, отмечающий в июле 2018 года свой 60-летний юбилей.
В начале 1990-х годов Ассоциация — тогда еще не международная по своему юридическому статусу и масштабу деятельности — обрела финансовую независимость, позволившую решать большой круг вопросов: от поддержки семей погибших и умерших товарищей до помощи Управлению «А» Центра специального назначения ФСБ России.
Именно Владимир Березовец вместе с группой своих товарищей стоял осенью 1992 года у истоков создания Содружества Группы «А» и на долгие годы предоставил ему юридический адрес.
— Никто из нас никогда не скупился на поддержку общего дела, — подчеркивает Владимир Березовец. — Очень много людей приносили и продолжают приносить деньги в Ассоциацию. Я помню, что тогда, в самом начале, огромный вклад сделал Ковалёв: в частности, он предоставил нам первый офис, как мы его шутливо называли, «в яме», — он был в низине на Преображенке. Николай Берлев, Игорь Орехов, Михаил Головатов и многие другие ветераны никогда не оставляли Ассоциацию без своей поддержки. На очень высоком уровне оказывал помощь Герой Советского Союза Виктор Карпухин.
Когда создавалась Ассоциация, в Группе «А» было трое погибших — Дмитрий Волков, Геннадий Зудин и Виктор Шатских. Мы помогали только их семьям, а теперь в подразделении тридцать две невосполнимые потери…. Основной задачей было трудоустройство ветеранов, и, надо сказать, это никогда не являлось для нас проблемой. Каждому отслужившему в подразделении при наличии хорошей биографии всегда находилось достойное место в охранных фирмах.
Впоследствии же самые значительные средства стали уходить на обеспечение действующего подразделения всем необходимым. Ветераны, сумевшие многого достичь в бизнесе, закупали для действующих товарищей все — обувь, униформу, разгрузку, бронежилеты, вооружение, даже еду.
Сергей Гусев всегда брал на себя все, что касалось медицины. Участие государства было тогда минимальным, доступная государственная медицина была в таком жутком состоянии, что лечить и реабилитировать своих раненых мы предпочитали самостоятельно. Нынешним сотрудникам «Альфы» трудно себе представить, каково было служить в 1990-е.
Вспомните то время… Или почитайте о нем. Повсюду — беспредел, войны; хорошего обмундирования — ноль, зарплаты мизерные. На Первую Чеченскую ветераны собирали ребят «всем миром». Ну а потом… смерти, организация похорон, работа с семьями и увековечение памяти наших погибших сотрудников. Будённовск, Первомайское… Одна война, другая.
Альтернативы ветеранам спецназа тогда не существовало. Далеко не весь бизнес стремился уходить под криминал. Милицейская «крыша» была ненадежной, сегодня они охраняли предпринимателя, а завтра разыгрывали с братвой «спектакль», чтобы взять с него еще больше денег. Организации ветеранов «Альфы», «Вымпела» и «Витязя» были единственными структурами, с которыми приходилось считаться. Сплоченность ветеранов, их готовность к взаимовыручке заставляли криминал отступать. Сообща мы создавали локальные зоны, свободные от преступности, — говорит Березовец.
В «ГРУППЕ АНДРОПОВА»
Родился Владимир Васильевич в 1958 году в Сумской области Украины. Родители (отец — тракторист, мать — сельский педагог) привили ему ответственность, любовь к труду. Детство проходило в очень стесненных материальных условиях при отсутствии какого-либо праздного времени: Владимир учился, работал в колхозе и активно занимался спортом, что очень пригодилось в дальнейшей жизни.
За свою жизнь Владимир Васильевич стал мастером спорта по легкой атлетике, стрельбе и многоборью, входил в сборную Украинской ССР. Успел побывать на сборах в Польше. Но спортивная карьера не получилась: серьезная травма, разрыв сухожилия… Заживало все медленно, необходимая спортивная форма была потеряна, и радужные перспективы пришлось отбросить.
Как рассказывает сам Березовец, он «обиделся на весь мир» и с горя решил пойти в армию — куда направят, как Бог даст. По физическим данным был отобран для Кремлёвского (ныне Президентского) полка специального назначения. Элита, советская лейб-гвардия! Прошел эту нелегкую школу достойно, от звонка до звонка.
Кстати, в Кремлёвском полку в разные годы служили командиры Группы «А» — Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Николаевич Зайцев и полковник Роберт Петрович Ивон, участник штурма дворца афганского диктатора Амина Николай Васильевич Берлев, будущий глава Кимрского сельского района Сергей Таланов и некоторые другие «альфовцы».
Вскоре после демобилизации Березовец принял предложение связать свою судьбу с КГБ. А в 1982 году молодому сотруднику поступило предложение вступить в секретное спецподразделение. Недолго думая, он согласился — хотелось настоящего мужского дела. Правда, чем именно занимается Группа «А», Березовец узнал только тогда, когда сдал все необходимые тесты и выполнил нормативы. Зачислили же его в штат лишь после того, как супруга дала «добро».
— Без беседы с семьей ни один человек в Группу «А» не зачисляется. К моей жене приехал Герой Советского Союза Виктор Фёдорович Карпухин. Он честно ее предупредил, что работа у мужа будет опасной, но Анна держалась молодцом: сказала, что все понимает и уважает мой выбор. Ну а вскоре состоялась первая спецоперация, которую я никогда не забуду.
В Группу «А» Седьмого управления КГБ СССР Владимир Березовец пришел в марте 1982 года, в 4-е отделение Виктора Карпухина, отличившегося во время штурма дворца афганского диктатора Амина. Службу начал с должности «младший разведчик», специализация — снайпер. А собеседование проходил вместе с Владимиром Николаевичем Зайцевым — будущим заместителем командира Группы «А». Они и зачислены были одним приказом.
В подразделении Березовец продолжал заниматься спортом. Был победителем Чемпионата «семерки» по многоборью. Без отрыва от службы окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.
…Это случилось в ноябре 1983 года. 18 ноября в тбилисский аэропорт к рейсу № 6833, следовавшему по маршруту Тбилиси — Ленинград, прибыл свадебный кортеж. Молодожены в сопровождении друзей отправлялись в «медовое» путешествие. Их пропустили без досмотра: знакомая жениха Германа Кобахидзе и невесты Тинатин Петвиашвили работала в аэропорту дежурной. Кто бы мог подумать, что эта с виду веселая и счастливая свадьба обернется для многих трагедией и тяжелейшим стрессом.
Через полчаса после взлета друзья жениха направились в сторону кабины пилота. Спустя несколько секунд в салоне раздались выстрелы: так самолет с 57 пассажирами на борту и семью членами экипажа был захвачен террористами.
В ходе налета были убиты летчики Завен Шарбатян и Анзор Чедия, стюардесса Валентина Крутикова и двое пассажиров. Получили тяжелые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич.
Бандиты требовали взять курс на Турцию. В ходе перестрелки в пилотской кабине (огонь открыл штурман Владимир Гасоян, будущий Герой Советского Союза) и организации аэродинамических перегрузок летчикам удалось отбить атаку террористов, убив одного из них, и заблокировать дверь. Командир корабля Ахматгер Гардапхадзе посадил лайнер в аэропорту Тбилиси.
19 ноября самолет был освобожден сотрудниками Группы «А». В ходе комбинированного штурма никто из пассажиров не пострадал. Террористы были обезврежены.
— В тот же вечер нас подняли по тревоге, — вспоминает Владимир Васильевич. — Куда летим, не сообщили. Уже в самолете проинструктировали, что семеро террористов грузинской элиты пронесли на борт Ту-134 пистолеты и гранаты и требуют, чтобы их доставили в Турцию. К тому моменту они успели расстрелять штурмана, бортпроводницу и нескольких пассажиров.
Переговоры длились восемь часов. К самолету прибыли родители террористов и умоляли их сдаться властям. Но, несмотря ни на что, те угрожали взорвать лайнер.
На рассвете сотрудники Группы «А» приступили к освобождению заложников. Вопреки опасениям местных властей, операция прошла как по маслу. Длилась она всего четыре минуты, и никто из пассажиров не пострадал.
Успех в таком деле определяется следующими критериями: не пострадали ли заложники, не ранены ли бойцы, живы ли террористы — именно в таком порядке. Когда «Альфа» создавалась, спецназовцев учили брать преступников живьем. Позднее это требование утратило свою актуальность.
— Со временем жена привыкла к моей работе, — говорит Владимир Васильевич. — К тому же я всегда говорил ей, куда нас отправляют. Точнее, честно пересказывал ту легенду, которую подготовило руководство. К примеру, если нам предстояло лететь в Афганистан, мы сообщали домашним: отправляемся, мол, в Таджикистан на горную тренировку. Легенда разрабатывалась всегда — на тот случай, если в наше отсутствие жены будут созваниваться, — улыбается мой собеседник.
В то время у каждого была своя так называемая «легенда». По ней снайпер Березовец числился простым слесарем НИИ, кто-то был инженером…
ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ
Владимиру Березовцу довелось служить под началом двух командиров, двух Героев Советского Союза — Геннадия Николаевича Зайцева и Виктора Фёдоровича Карпухина.
В 1982 году руководство КГБ СССР приняло решение «обкатать» Афганистаном весь личный состав Группы «А». Сотрудники отправлялись «за речку» небольшими отрядами и действовали в составе десантно-штурмовых и мотоманевренных групп Керкинского пограничного отряда.
За «стажировку» в Афгане, проходившую осенью 1986 года, Березовец был награжден медалью «За боевые заслуги». Старшим группы был Владимир Зайцев.
Из подразделения Владимир Васильевич ушел в ноябре 1990 года и реализовывал накопленный опыт в Управлении кадров КГБ, занимаясь боевой и физической подготовкой личного состава. Среди тех, кто собрался тогда в этом коллективе, были крепкие профессионалы, в том числе начальник отдела Николай Николаевич Бордюжа — будущий директор Федеральной пограничной службы, глава Администрации Президента России, а ныне генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Другим начальником отдела был Евгений Борисович Соловьёв — в последующем заместитель директора ФСБ, заместитель министра внутренних дел России; генерал-полковник.
— Тогда уже распадался Советский Союз, и я уже не понимал, кому служу. Раньше думал, что после этого смогу жить на пенсию и подрабатывать тренером. Казалось, что 250 рублей — огромные деньги. А потом оказалось, что их хватает только на два бака бензина.
Осенью 1993 года Березовец решил выйти в запас.
Сегодня, когда его спрашивают про лучшее время в жизни, он однозначно говорит: служба в Группе «А» и боевая стажировка в Афганистане: «Там не было предательства и подлости — было ясно, кто друг, кто враг».
Если кто-то скажет про них — герои, Березовец начинает хмуриться:
— Знаете, я не знаю, что это такое. Наверное, это просто умение вести себя по-человечески, преодолевать страх, перешагнуть через него. Не боятся только сумасшедшие. А нормальные люди боятся, но делают свое дело. Отдельно и в команде.
А ведь это и есть она — формула героизма…
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Когда Березовец ушел в запас, первое, что он сделал — создал Фонд поддержки ветеранов и инвалидов локальных войн, военных конфликтов и подразделений специального назначения «Звезда». По сути, это была площадка для социально-психологической помощи фронтовикам новой волны, и Владимир Васильевич предоставлял им работу. На дворе были «лихие девяностые».
Затем появилась фирма «Альфа-Профи». Ее учредили ветераны антитеррора: Владимир Березовец, Виктор Трифонов (будущий депутат Московской городской и Тульской областной Думы) и Иван Дорофейчев.
Первопроходцам всегда тяжело, однако их имена навсегда остаются в истории. Впрочем, происходит это только в одном случае, когда налицо успех, и достигнут конкретный результат. Иначе — пустота, забвение… Что касается «Альфа-Профи», то применительно к ней термин «успех» вполне оправдан. Хотя бы потому, что все эти годы, несмотря на тяжелые испытания, те, что пережила, да и по-прежнему переживает Россия, фирма оставалась одним из флагманов «альфовского» бизнеса.
К моменту создания «Альфа-Профи» Березовец как коммерсант прочно встал на ноги и располагал хорошо оборудованным помещением. Это позволило фирме быстро набрать вес и занять свою прочную нишу на рынке охранных услуг.
— Россия тогда, выражаясь языком марксистской политэкономии, вступила в период первоначального накопления капитала, — вспоминает Березовец. — Жизнь диктовала свои, весьма суровые условия. Процветал дикий капитализм, и многие бизнесмены определялись; кто пошел под «братву», а кто думал наперед, понимая, что придется долго отмываться, а потому выбирал представителей силовых структур. Заказов было много, мы не успевали, не хватало сотрудников, чтобы все охватить. Занимались вооруженным сопровождением грузов, «таская» фуры от границы до Москвы, обеспечивали личную охрану, осуществляли инкассацию… И сейчас, оглядываясь назад, я могу признать: мы до конца не понимали, насколько рискованной деятельностью занимались.
Обеспечивая клиентам комплексную систему безопасности, в «Альфа-Профи» опирались на свои широкие региональные связи, которые охватывали не только Россию, но и некоторые республики СНГ. Естественно, взялись они не с потолка. Видимо, поэтому, имея вкус к дальним разъездам, Березовец станет в Международной Ассоциации «Альфа» вице-президентом по международным и региональным связям.
БРАТСТВО АНТИТЕРРОРА
Как уже было сказано, Владимир Березовец был среди тех офицеров Группы «А», кто осенью 1992 года создавал Ассоциацию «Альфа».
— Это была не моя идея. Я включился, когда вокруг нее объединились человек пять-шесть. Я уже не вспомню всех поименно, но среди них точно были Сергей Гончаров, Владимир Ширяев, Николай Берлев, Владимир Ковалёв. Мы собирались вместе несколько раз и обсуждали идею будущей организации, пытались понять для себя возможные перспективы и прикидывали, стоит ли вообще начинать подобное предприятие. В итоге наши встречи вылились в написание устава зарождающейся организации. Это дело поручили Владимиру Деревнину и мне, что мы и осуществили довольно быстро, насколько помню, в течение буквально двух суток.
Опасений у Березовца и его коллег, что власти им не позволят создать такую принципиально новую структуру, не было — хотя такой структуры действительно не существовало в то время ни в России, ни в одной из бывших республик Советского Союза.
— Никто из нас не представлял себе, чего ожидать в тех исторических условиях, — характеризует ту ситуацию Владимир Васильевич. — У распадавшейся страны, проигравшей в Холодной войне и подорванной изнутри, были огромные проблемы. Все рушилось на глазах. Вопрос уже стоял так: Советский Союз погиб (или был убит), выживет ли теперь собственно Россия? На сломе эпох поднимал голову бандитизм и криминал всех мастей. Хотя мы начинали по статусу как общественная организация (а таковых в то время было большое число), но все понимали, что мы — особенные, что мы не похожи на всех других. Противодействия не было, зато интерес проявляли буквально все — и политики, и гражданское общество, и бизнес.
По словам Березовца, в офис и представителям Ассоциации «Альфа» звонили из разных силовых структур, спецназовцы засыпали ветеранов «Альфы» вопросами — было интересно, что же получится из всей этой затеи?.. Ведь до этого никому не приходила идея создать и зарегистрировать именно ветеранскую организацию спецназа. К тому времени военные содружества были объединены только на неформальном, личностном уровне.
К созданию Содружества Группы «А» подтолкнуло то, что многие офицеры, которые служили в «Альфе» и вышли на пенсию по возрасту, по ранению или по контузии, оказались фактически не нужны государству, находившемуся в состоянии полураспада. По сути, создание Ассоциации — это удачная попытка применить «альфовские» навыки к задачам общественной жизни.
— Мы совершенно не были уверены, что в результате очередного политического или иного катаклизма Группа «А» останется в живых, а не будет уничтожена, как это произошло с братским «Вымпелом» после «горячей осени» 1993 года, — подчеркивает Владимир Березовец. — Вот почему мы создавали как бы матрицу «Альфы», но только в гражданском измерении, чтобы прежде всего сохранить в нашей орбите, в нашей системе людей и идейные традиции подразделения. Нельзя было потерять то, что создавалось и нарабатывалось годами напряженной, самоотверженной работы! И нам это сообща удалось осуществить. За что я благодарен всему нашему активу.
Основная деятельность Ассоциации строилась на многолетнем тандеме Гончаров-Ширяев. Наш бессменный президент всегда был знаменем и политическим прикрытием «Альфы», а Володя Ширяев — прирожденным орговиком и одновременно идеологом, хорошо знавшим накал страстей в обществе и безошибочно распознававшим важнейшие актуальные тенденции, — отмечает Березовец.
…Осенью 2017 года в Государственном Кремлёвском Дворце Международная Ассоциация «Альфа» широко отметила свое 25-летие и наглядно продемонстрировала, какого уровня она достигла за эти четверть века усилиями многих и многих ветеранов.
— Наша Ассоциация является примером того, как люди одной профессии могут объединиться в свой профсоюз, если угодно, корпорацию и стать настоящей силой, с которой вынуждены считаться. Для этого у нас есть наше братство, наши друзья и единомышленники, включая ветеранов «Вымпела» и «Витязя». Наконец, наша медиа-группа, сложившаяся вокруг газеты «Спецназ России».
Содружество Группы «А» обладает большими возможностями, однако его потенциал и сегодня зиждется на плечах ветеранов 1980-х и 1990-х годов. Ее человеческий ресурс нуждается в пополнении молодыми энтузиастами. Те, кто сегодня служит в подразделении, должны понимать, что каждый из них однажды завершит службу в спецназе. И произойдет это, скорее всего, в еще относительно молодом возрасте. Хочу пожелать, чтобы молодые ветераны принимали активное участие в жизни Ассоциации.
Разговор с коллегой или товарищем Березовец обычно заканчивает словами: «Быть добру!» Это ли не лучшее пожелание?
ШИРЯЕВА Анна Владимировна — окончила Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), отделение «международные отношения».
С 2010 года — в ежемесячнике «Спецназ России», возглавляла фотослужбу. Несколько раз удостаивалась почетного диплома как «лучший автор» газеты.
В 2017 году была соорганизатором фотовыставок в Государственном Кремлёвском Дворце и Культурном центре ФСБ России, посвященных 25-летию Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!