22 ноября 2024 14:43 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Главная тема

Автор: ФЁДОР БАРМИН
«ЦМИНДА ВЕЛИ» — 2

31 Июля 2018
«ЦМИНДА ВЕЛИ» — 2
Фото: Сражение за Цхинвал — сражение за независимое будущее республики

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД БЕСНОВАТЫЙ МИШИКО НАПАЛ НА МИРНЫЙ ЦХИНВАЛ И РОССИЙСКИХ МИРОТВОРЦЕВ
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Очевидно, что за пять лет создать практически с чистого листа современную и боеспособную армию, одну из крупнейших в Европе, — такое было не по карману даже ведущим державам Старого Света. Откуда у нищей страны с минимальным бюджетом и без собственных природных ресурсов оказались такие гигантские средства? 15% ВВП, которые Грузия тратила на военные нужды, значительно превышают среднемировой уровень — согласно последнему годовому отчету Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), в среднем по всему миру эти расходы составляют 2,5% ВВП. После прихода к власти Саакашвили военный бюджет Грузии вырос с 50 миллионов до почти миллиарда долларов в год.

Ряды южноосетинских силовиков пополнили бойцы из числа местных добровольцев. Фото из архива МЧС РЮО-А

Полномасштабная война по нынешним временам — удовольствие дорогое. И Грузию такой аттракцион расходов навсегда бы посадил в долговую яму в первый же день войны. Ответ хорошо известен: мир знает только одну страну, которая позволяет себе подобные акты филантропии. И именно ее очень интересует боеспособность нынешней России. Но проверять своими руками она не рискует очень давно. Только по официальным данным Вашингтон, планируя будущее вторжение, выделил Грузии безвозмездный кредит в размере 30 миллионов долларов, плюс к этому 10 миллионов — на подготовку вступления в НАТО. Анкара на военные нужды передала Тбилиси 45 миллионов долларов. А деньги нужно отрабатывать. Кровью. Желательно чужой. Михаил Николаевич высказался по этому поводу предельно откровенно: «Грузия защищает интересы США на Кавказе».

В начале войны численность грузинских солдат, напавших на Южную Осетию, превышала число размещенных там российских миротворцев примерно в пятнадцать раз. По американским данным, позже в военных действиях приняло участие в общей сложности 15 тысяч российских военных, что составляет приблизительно 1 / 10 часть от регулярных войск США в Ираке.

Официальные грузинские источники указывают, что до начала войны численность грузинской армии составляла 32 650 человек, из них 18 993 — в сухопутных войсках, 2 009 — в ВВС и 1 350 в ВМФ. Прочие люди в погонах исполняли чисто бюрократическую работу. Численность резервистов оценивалась в 100 тысяч.

Грузинский военно-оперативный план предусматривал после массированного артобстрела молниеносный блицкриг, с захватом Цхинвала и с выходом на Рокский тоннель (единственная дорога, соединяющая Южную Осетию с Россией), с последующим подавлением, зачисткой осетинских населенных пунктов и выдавливанием всего населения с данных территорий. Обсуждались варианты, что, во-первых, Россия все же не рискнет ввести наземные войска в Южную Осетию.

Российские военные пришли на помощь в тот момент, когда у защитников Цхинвала заканчивались боеприпасы

В любом случае грузины были уверены, что за считанные часы они смогут дойти и закрыть Рокский проход. С учетом специфики данной высокогорной местности исключалась бы любая возможность проникновения крупного соединения с северного направления на данную территорию.

План «Чистое Поле» предполагал применение тактики «выжженной земли»: яростная обработка территории и беспощадное уничтожение мирных жителей по национальному признаку, разрушение осетинских населенных пунктов, в том числе и столицы Цхинвала. Короче, чтобы у непокорного населения даже в будущем не осталось бы варианта и места, куда можно было бы вернуться.

В феврале 2007 года независимый военный эксперт Заур Алборов в аналитическом документе «Почему Грузия проиграет будущую войну» писал: «Основная задача штурмовых групп 1-го эшелона — прорвать оборону осетин, после чего для развития успеха в бой будут введены вторые эшелоны. «Первая» ударная группа наступает на Дменис, Кохат, далее на Ванат, на Тлиакан. Взяв Тлиакан, туда подтянут артиллерию, которая поддержит дальнейшее наступление на север в р-н Дзау. «Вторая» ударная группа наступает на восточные высоты (Прис и Зхудер). «Третья» ударная группа наступает на южные окраины Цхинвала. «Четвертая» ударная группа наступает через грузинский «анклав» Авневи на западные высоты (Тбет — Кусрет), отрезая, таким образом, Цхинвал от Зарской объездной дороги и Знаурского района. Плюс гарнизон «Лиахвского коридора» оказывает «давление» на северные окраины Цхинвала (мр-н Текстил).

После взятия высот и окружения Цхинвала начнется штурм города при поддержке артиллерии, авиации и огня танков с занятых высот, в котором помимо ударных групп примут участие и подразделения коджорской бригады спецназа и спецподразделения МВД («Гия Гулуа», «Омега»). После взятия города начнется наступление на север из района грузинского «анклава» по Транскаму на Дзау, из р-на Тбет — Кусрет на Зарскую дорогу с выходом на Транскам. Одновременно с началом штурма Дзауского района начнется наступление «Пятой» ударной группы из р-на Они на Дзау через Кваиса. После взятия всех ключевых населенных пунктов… начнется планомерная «очистка» районов от очагов сопротивления».

Грузинские военные, с боями зайдя в пылающий Цхинвал, уже готовы были праздновать успех

Действительно — «Чистое Поле»… Согласно этому плану, Южная Осетия должна была исчезнуть вместе со своим населением. Административным центром предполагалось объявить село Курта, где до недавнего времени комфортно располагалась созданная Тбилиси марионеточная «Временная администрация Южной Осетии» во главе с иудой своего народа Санакоевым.

После захвата республики на ее территорию планировалось ввести «миротворцев» из некоторых стран НАТО. В случае же провала блицкрига, вероятность чего Тбилиси рассматривал как минимальную, грузинские власти имели уверенность, что ее хозяева под занавес борьбы «с имперскими амбициями России» смогут обеспечить безболезненный выход официального Тбилиси из кризиса и вернут ситуацию в исходное положение. То есть у Грузии имелась полная уверенность, что она в любом случае ничего не потеряет.

НАКАНУНЕ ВТОРЖЕНИЯ

Если судить только по отсутствию каких-либо официальных заявлений и информационной паузе, то складывалось очень тягостное впечатление, что Москва в течение первой половины 8 августа пребывала в растерянности.

Доктор рядом с раненым в подвале разрушенной больницы в Цхинвале. 10 августа 2008 года. Фото: Дмитрий Костюков / AFP

Трудно было поверить, что Грузия решилась на такой абсурдный шаг, да еще в день открытия Олимпиады в Пекине. Нет, к войне готовились. Было хорошо известно, что в преддверии боевых действий грузинской стороной проводится активная рекогносцировка. Над территорией Южной Осетии регулярно осуществлялись разведывательные полеты. Грузинские спецподразделения проникали на приграничные территории и выявляли расположение и позиции южноосетинской артиллерии, огневых средств, состава сил и средств, характера инженерных сооружений и коммуникаций.

По указанию американцев на пост руководителя внешней разведки Грузии в начале 2008 года был назначен «проверенный на деле» и полностью лояльный Вашингтону бывший министр иностранных дел республики Гелу Бежуашвили. Перед ним была поставлена задача: коренным образом и в кратчайшие сроки реформировать эту организацию, чтобы полностью приспособить ее к требованиям и задачам Лэнгли. Американцам в достаточной степени удалось сконцентрировать усилия грузинских «рыцарей плаща и кинжала» на разработке первоочередных объектов интереса — Абхазия, Южная Осетия, южные районы России, о чем в том числе свидетельствует вскрытая ФСБ грузинская шпионская сеть.

Грузинская армия создавалась, вооружалась и экипировалась по «натовским» стандартам при активном участии зарубежных инструкторов

Согласно данным силовиков РЮО, большая грузинская агентура действовала непосредственно на территории республики, пытаясь выявить силы, расположения, уточняя уровень боевой подготовки, морально-психологического состояния силовиков и намерения, а также планы и командный состав осетинских частей и подразделений.

Помимо войсковой и агентурной разведки, Грузия получала разведывательную информацию от США. Для этой цели в интересах грузинского Минобороны была задействована американская космическая система видовой разведки.

Янки в сжатые сроки построили в Гори центр радиоэлектронной борьбы и разведки, а в Кехви — комплекс радиолокационной станции и полевые установки для использования их военной разведкой Грузии.

«Отнюдь не случайно, как свидетельствуют ратные затеи грузинских «демократов», — писал Виктор Барсов на страницах «Независимого военного обозрения», — официальный Тбилиси стал в свое время участником американской программы противовоздушной обороны — Regional Airspace Initiative, которая предусматривает установку национальных оперативных центров контроля воздушного пространства. В Грузии такой «центр» исправно функционировал по крайней мере до последнего времени, что позволяло контролировать ситуацию на всем Северном Кавказе, в том числе территорию Чеченской Республики. Кстати сказать, подобные центры дают возможность обмениваться информацией со всеми странами НАТО и включают систему радаров с функциями радиоперехвата».

Как следует из показаний задержанных грузинских разведчиков и их агентуры, особым спросом пользовалась военно-политическая информация, сведения о состоянии и боеготовности российских войск на Северном Кавказе, настроениях в миротворческих подразделениях, степени их боеготовности, данные о руководстве Южной Осетии и Абхазии.

Грузинские войска применили против Южной Осетии системы залпового огня, ствольную артиллерию, а также запрещённые международными конвенциями кассетные бомбы. Фото из архива МЧС РЮО-А

В Цхинвале делали все возможное, чтобы подготовиться к активной обороне. Южные окраины югоосетинской столицы превратились в укрепрайон, который на 100 % был оборудован в инженерном отношении. Все подходы к южным и северным окраинам города, а также подходы к высотам — прикрыты взрывными и невзрывными заграждениями.

Аналогичным образом были подготовлены все ключевые районы и населенные пункты — Зарская дорога, высоты Паук и Тлиакан, села Дменис и Сарабук. Создать сплошную линию обороны вдоль границы с Грузией не представлялось возможным. Поэтому на основных направлениях — Цхинвал, его пригороды, танкодоступные места — у Министерства обороны РЮО была предусмотрена система отражения агрессора. На участках горно-лесистой местности предполагалось вести бои с максимальным использованием условий ландшафта.

В Москве, разумеется, не исключали высокую вероятность начала войны. Но понимали и то, что грузинская армия не способна вести боевые действия длительное время ни материально, ни морально, ни физически. О чем можно говорит, если подлетное время с авиабаз в Моздоке и Будённовске, где дислоцируется 487-й авиационный полк постоянной готовности, в район Гори составляет примерно пятнадцать минут. Трудно было поверить, что Тбилиси, просчитав все «за» и «против», все-таки пойдет на самоубийственную авантюру.

Российская 58-я армия на протяжении последних четырех лет готовилась к вероятному конфликту, регулярно проводя учения и устраивая ротацию батальонов 19-й мотострелковой дивизии в составе миротворческого контингента с целью изучения будущего театра военных действий. Неоднократно отрабатывался подъем по тревоге и марш-бросок по Транскаму в сторону Рокского тоннеля, что, несомненно, сыграло свою роль.

На протяжении всего июля 2008 года на территории Северо-Кавказского военного округа проходили масштабные военные учения, на которых отрабатывались действия разных родов войск в сложных условиях горного ландшафта. Учения эти преследовали и немаловажную политическую цель — попытаться убедить Грузию не совершать непоправимой ошибки. А чтобы довод звучал убедительней, Россия задержала вывод десантников со стороны Рокского перевала.

Таким образом, в Москве отдавали себе отчет, что Михаил Саакашвили — это американская ракета, которая в час «Х» должна выстрелить в сторону России. И все-таки агрессия стала неожиданностью для военных и политиков. Как тут не вспомнить строчки из песни: «22 июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война…»

Претензии можно было предъявить нашей военной разведке. Правда, по некоторым сведениям, решение о начале военной операции принималось столь узким окружением Михаила Саакашвили, и оно было столь внезапным, что заранее узнать о нем было невозможно. Впрочем, военная победа российской 58-й армии была запрограммирована, но при одном принципиальном условии, что она вообще попадет в Южную Осетию. Ее противник не обладал целыми сегментами стратегически важных вооружений, прежде всего в сфере авиации, ПВО и дальнобойных ракетных систем, без которых сколько-нибудь успешное противостояние невозможно.

Здание парламента РЮО после ударов грузинских «градов». Фото из архива МЧС РЮО-А

Примерно за неделю войска вторжения начали передислокацию к границам Южной Осетии. 6 августа грузинские подразделения вели ожесточенный бой с осетинскими военными в Знаурском районе, близ села Нули, где грузинский спецназ захватил стратегически важную высоту, которая позволяет контролировать дороги к Цхинвалу.

Во второй половине того же дня начался бой в 20 километрах от югоосетинской столицы — грузины, выбив осетинские силы, начали возводить на высоте 955 блиндажи и рыть окопы. Противник, перейдя границу, закреплялся и на других высотах. В этой ситуации, когда война представлялась неизбежной, Москва предпринимала поистине титанические усилия, чтоб предотвратить кровопролитие. В Тбилиси и за океаном это восприняли как акт фактической капитуляции, как нежелание защищать своего союзника. Саакашвили был настолько уверен в успехе, что пригласил массу западных журналистов, чтобы те разнесли по меру известия о славной победе грузинского воинства.

7 августа осетинское село Дменис подверглось интенсивному минометному обстрелу со стороны населенного пункта Эредви, подконтрольного Грузии. Вслед за ним обстрелу подверглись Сарабук, Сатикар и южные окраины Цхинвала. В небе над республикой воздушную разведку проводили грузинские самолеты — с юга на север: от города Гори до Джавы.

ИЗ ДНЕВНИКА ОСЕТИНСКОГО ДОБРОВОЛЬЦА

7 АВГУСТА.

«Сегодня заснул очень поздно, примерно около 4 часов утра. Утро началось с того, что меня в спешке разбудила мать. Сам я устал вчера до того, что не проснулся даже от взрыва гранатометного снаряда, который прогремел на один этаж ниже моей квартиры. До восьми часов утра пришлось сидеть в подвале, потому что выйти куда-либо было нереально из-за сильного обстрела. Вокруг нашего дома разорвалось восемь снарядов различных калибров. В дом, который находится напротив нашего, попали дважды. Одна квартира на пятом этаже полностью раскурочена, а той, которая на втором этаже, повезло чуть больше, одна комната осталась целой. Пока мы были в подвале, окна и стены нашей квартиры покарябали осколки. В спальне не осталось окон. Благо из родных дома никого не было. В соседнем доме ранен один старик. Он стоял в пролете между первым этажом и подвалом, когда прогремел взрыв рядом с подъездом.

В 9.00 мне удалось пробраться к одному из штабов вооруженных сил, чтобы записаться добровольцем. Примерно к 10.00 город перестали обстреливать. Со мной туда же пришло около двадцати ребят в схожем с моим положении. Мы прождали до 11.00 утра, пока военные не вернулись с окопов. Командир сказал, что сейчас он не в состоянии принять какое-либо решение, потому что не спал трое суток и попросил подойти к 14.00 для разговора и согласования дальнейших действий. В городе говорят, что грузины готовятся вечером к штурму района Шанхай, там сегодня утром были ожесточенные бои.

Охранники эвакуируют впавшего в панику президента Саакашвили, которому почудился в воздухе российский боевой самолёт. Город Гори. 11 августа 2008 года. Фото: Сергей Гриц / AP photo

В город прибывают добровольцы из Северной Осетии и разных уголков мира. По словам ребят, которые сегодня ночью были на позициях, грузины не ожидали такого отпора. Отстреливались до последнего патрона, почти все вернулись без боеприпасов. Мой друг до сих пор на позициях на окраине района Шанхай, они стоят там уже двое суток.

Грузины настолько бесчеловечны и негуманны, что обстреливают и жилые дома, и самих мирных жителей. На центральные улицы опасно выходить из боязни быть убитым. Грузинские снайперы не дремлют, отстреливают всех — и детей, и женщин. В бинокли видно, как к южной границе Цхинвала подтягивается тяжелая техника.

В городе все ребята готовятся к вечерним боям. Есть большой дефицит рожков от автомата. От каждого рожка зависит то, как долго сможет держать оборону конкретный боец. Автомат мне пока забрать не удалось, но патроны к нему я уже нашел.

В городе помимо войны еще есть и проблема с водой. Грузины перекрыли поступающую в город воду. Теперь та вода, которая поступает в городские резервуары, ничтожно мала. Ее хватает всего на один район — Бам, и то только утром и вечером. Благо по городу ездят водовозы. Они развозят воду населению.

Все раненые и убитые за последний месяц граждане РФ. Точные цифры пока привести не могу, но примерно около 50 человек».

Окончание.

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
6457 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: ФЁДОР БАРМИН
31 Июля 2018
«ЦМИНДА ВЕЛИ»

«ЦМИНДА ВЕЛИ»

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание