РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ЗАХАРЧЕНКО
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ 2014-ГО
Ни одну смерть за последние года, наверное, два я не переживала так тяжело, как смерть главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.
Когда убили «Моторолу», был шок и неверие, но ДНР от этого не рухнула. Когда убили «Гиви», у меня вообще был эмоциональный перегруз — тогда каждый день приходилось снимать трупы гражданских и их рыдающих родственников. А тут — тоска и опустошенность который день.
Понимаете, вот даже если ты Захарченко немного знал, немного с ним общался, его не любить было невозможно. И, кстати, его простые дончане часто ругали, но любили.
Когда он говорил с тобой, то ты попадал в его мир, прекрасный и простой, с воинским братством, с прямой дорогой, автомат в руки и вперед.
Когда из Захарченко попытались сделать голубоглазую икону, развешали его цитаты на бигбордах — он стал смешным, это правда. И над ним смеялись. Но его все равно любили. Когда он рассказывал, как «мы дойдем до Киева», он говорил искренне. Он вообще был очень искренний, как мальчишка-подросток из советских рассказов.
Я его однажды спросила, чего вообще стоят Минские соглашения. Захарченко внимательно на меня посмотрел:
— А ты способна отдать приказ убивать людей, пока есть шанс договориться дипломатическим путем?
Я сказала, что нет, поэтому я журналист, а не глава республики.
Потом, по ходу разговора, он радостно и по секрету говорил: у нас уже есть точная информация, что через месяц ВСУ начнут наступление, и уж тогда-то мы как развернемся, как дадим ответку — пойдем до границ Донбасса, это уж точно. А первыми начать не можем, нет. Но через месяц — точно.
Захарченко был уверен в том, что через месяц ему дадут повод наступать, и радовался этому как ребенок. Это был август 2016-го, конечно, никакого наступления не было. Воюющие стороны продолжали вяло перестреливаться.
Когда-то говорили с военными о том, что погибли или уехали почти все легендарные командиры 2014 года: Дрёмов, Беднов, Мозговой, Ищенко, «Моторола», «Гиви» — погибли, Безлер, Стрелков — уехали.
— Нет, — вспомнил кто-то. — Один остался. Командир батальона «Оплот» Александр Захарченко. Ведь правда — легендарный командир 2014 года, лично в боях участвовал…
И как-то горько засмеялись, потому что глава республики Александр Захарченко отличался от легендарного командира Александра Захарченко.
А он отчаянно оборонялся жарким летом 2014 года, был ранен, когда шел в атаку на Кожевню. На него покушались, он был словно заговоренный. Он был бесстрашный воин и прекрасный командир, это правда. Когда начались бои за Дебальцево — уже был главой ДНР. И все равно участвовал в боях. На одной из улиц был ранен в ногу. Долго потом ходил сначала на костылях, потом с тростью.
Среди интеллектуалов было принято критиковать Захарченко — а сейчас больно даже тем, кто критиковал. Если, конечно, это не полные отморозки. Потому что он был невероятно живой и настоящий, романтичный, символ «Русской весны», символ наших побед. Герой анекдотов:
— Говорят, в качестве доказательства российской агрессии Порошенко привез на переговоры целый танк, но в коридоре его по привычке отжал Захарченко.
И в этих анекдотах — любовь и гордость, да.
Я как-то пристала к нему на пресс-конференции с вопросом о легализации оружия. Вроде бы, настойчиво спрашивала, почему в Донецке иметь оружие законно, а покупать незаконно и доколе. Он отшучивался, а в конце предложил подарить мне именной пистолет, раз я так переживаю по этому поводу. Я ответила, что ловлю на слове.
Мне потом сказали — точно подарит, он всегда свое слово держит.
В этот раз не сдержал, не успел, не тогда и не там встречались.
Самое пугающее то, что теперь все будет совсем по-другому. Я не знаю как, правда. Может, никто не сольет Донбасс Украине, может, наоборот, все будет хорошо. Но словно замолчало сердце того полувоенного Донецка, полного роз и заржавевших гильз, где ты мог пить пиво в одном ресторане с Главой республики, где верховное командование ходило не в костюме, а в военной «горке».
А с пивом, кстати, дело и вправду было. Заходим мы с подругой перед Новым годом в Юзовскую пивоварню, а там на втором этаже Захарченко празднует. Внизу только за одним столиком ребята из охраны сидели, познакомились с нами, один потом долго звонил.
Я не знаю, как будет дальше. Так — не будет.
ОТ РЕДАКЦИИ
Глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко был похоронен в столице ДНР с воинскими почестями. Церемония прошла на кладбище «Донецкое море» в Ленинском районе.
Захарченко предали земле под артиллерийский и оружейный салют.
В последний путь его проводили свыше 150 тысяч человек. Колонна растянулась на много километров.
Перед захоронением главы ДНР прошел небольшой траурный митинг. Близкие Захарченко вспомнили его теплыми словами и пообещали вечно хранить память в сердцах.
Непосредственно перед погружением гроба в могилу его открыли. К открытому гробу с телом Александра Захарченко подошли близкие и родные. Закрыли его спустя минут пять.
В Донецк приехали и представители братских государств. Среди них были глава Республики Крым Сергей Аксенов, депутат Государственной Думы и бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская, президент Южной Осетии Анатолий Бибилов и Владислав Дайнего из Луганской Народной Республики.
Пришел проститься и Александр Тимофеев, который в день гибели главы ДНР получил тяжелые ранения. Несмотря на то, что лечение еще далеко не окончено, он покинул больничные стены, чтобы отдать дань памяти Захарченко.
4 сентября в школах ДНР начался учебный год, прошли торжественные линейки, которые отменили в связи с чрезвычайным положением и трауром по главе ДНР. Дети пошли в школы — жизнь продолжается.
Ну, а временно исполняющим обязанности главы ДНР стал руководитель парламента ДНР Денис Пушилин, который до этого несколько лет представлял Донецк на переговорах по Донбассу в Минске. На новую должность его единогласно назначил Народный Совет республики.
…У Александра Владимировича Захарченко осталось четверо детей, которые могут гордиться своим отцом. Сегодняшний день показал, кем Захарченко был для Донбасса.
Одна из жительниц Донецка написала в социальной сети: «С 8 утра до 12 дня мы стояли, терпели жару. Но выстояли и возложили цветы. Море людей, море слез и море цветов для одного человека. Для Главы ДНР».
«Вы куда последний раз в очереди четыре часа стояли? Это не просто похороны. Это демонстрация единства перед украинской угрозой. Траурный протест. Никогда там уже не будет Украины», — прокомментировал эту запись в Twitter военкор Александр Коц.
Упокой, Господи, душу убиенного воина Александра и прости ему все прегрешения, вольные и невольные.
Прощай, Батя!
ДОЛГАРЕВА АННА ПЕТРОВНА — поэт, публицист и журналист, сотрудница «Пятого канала» (Санкт-Петербург). Три года была военкором на Донбассе. Среди мест ее работы — «Журналистская Правда», «Русская весна», «Ридус».
Уроженка Харькова, выпускница Харьковского национального университета имени Каразина. Автор книг «Время ждать» (2007), «Хроники внутреннего сгорания» (2012), «Из осаждёного десятилетия» (2015).
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!