РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ВЕРТИКАЛЬ ГОВОРУХИНА
ИЛИ КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В №№ 6-7, 2018 г.
Такого режиссера, как Станислав Говорухин, у нас уже не будет. Одного из лучших. Быть может, лучшего… И не только мастера кино, чуждого конъюнктуре, но и общественного деятеля и политика. Демократа и патриота. Государственника, но противника всего, что называется «казённым патриотизмом».
«ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ РЕШИЛИ ПООБЕДАТЬ…»
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова (1979-1986) на тот момент уже признали самой удачной экранизацией истории про знаменитого сыщика. Лучшему же роману Агаты Кристи полагалось воплощение не хуже, и Станислав Говорухин с этой задачей справился блестяще.
«Донести» Агату Кристи до советских зрителей Говорухин хотел еще в ранние годы своего творчества, но Госкино не поверило в возможный успех триллера. Деньги на картину удалось получить только в середине 1980-х годов.
При написании сценария «Десяти негритят» Станислав Говорухин старался как можно меньше отступать от оригинала. До «Негритят» он уже создал две киноленты по произведениям классиков мировой литературы Даниэля Дефо и Жюля Верна: «Робинзон Крузо» (1972 год) и «В поисках капитана Гранта» (1985 год). Поэтому вопрос, где снимать приключенческий фильм, едва ли мог поставить его в тупик — «Робинзон» (Леонид Куравлёв) рыбачил на острове Шикотан (Малая гряда Курильских островов), а капитана Гранта (Бориса Хмельницкого) искали в Болгарии и Крыму.
Красивейшим фоном мрачной истории, воссоздавшим на экране замечательную таинственную атмосферу, присущую книгам английской писательницы, послужило знаменитое «Ласточкино гнездо» на южном побережье Крыма, оно же особняк таинственного мистера Алана Нормана Оуэна.
Часть постройки была закрыта фанерной декорацией замка, выстроенной сотрудниками Ялтинской киностудии — периодически декорации жестоко трепал морской ветер. Так как «Ласточкино гнездо» имеет очень небольшие внутренние размеры, интерьерные эпизоды снимали в Воронцовском дворце в Алупке, виды Негритянского острова — в поселке Гаспра, а общий план острова «сыграл»… макет в бассейне.
В начале фильма катер с гостями проплывает мимо одной из скал, находящихся в открытом море в акватории Гурзуфа, затем он причаливает к скале Дива в Симеизе. Там же снимали лестницу, по которой обреченные гости поднимались к дому на острове. Несмотря на то, что некоторые эпизоды фильма были сняты на фоне мастерски изготовленных декораций, зритель был абсолютно уверен в достоверности происходящего.
Именно в Крыму Станислав Сергеевич нашел то, что искал. Крымские пейзажи, глухой шум черноморских волн, скалистый пейзаж острова, затерянного, казалось, среди моря и неба, — стали неповторимым фоном для детективного фильма, держащего кинозрителей в постоянном напряжении все 137 минут (две серии).
Удивительно, но факт: параллельно с работой над «Негритятами» Говорухин снимался в «Ассе» у Сергея Соловьёва — неподалеку, в заснеженной Ялте. Один раз за отсутствующим Станиславом Сергеевичем съемками эпизода руководила Людмила Максакова, а Татьяну Друбич, сыгравшую в «Ассе» Алику, в финальной сцене самоубийства подменила гримерша.
Говорухин, несмотря на его собственное утверждение, что «никакой я не артист», был превосходным и тонким актером, причем «актером до мозга костей»: окружающие в один голос отмечали даже самый обыденный его приход на киностудию, в группу — это всегда воспринималось как художественная акция.
«То, как он носит костюм, пальто, кепку, как курит трубку, — это не манерничание, это выражение высочайшего Славиного артистизма, — вспоминал Соловьёв. — Говорю об этом со знанием дела, потому что я имел возможность снимать Славу в довольно-таки запомнившейся роли — в «Ассе» он играл Крымова, антагониста всех добрых сил на свете».
В блоге «At the Scene of the Crime», которые ведут канадские кинолюбители, летом 2011 года английским рецензентом был размещен подробный обзор «Негритят». Свой материал она начала словами: «Я начала подозревать, что фильм понравится мне, с того момента, как увидела Негритянский остров — крошечную скалу без признаков растительности, на вершине которой примостился еще более крошечный домик…»
Перейдя экватор обзора, автор пишет: «Предыдущие экранизации довольно успешно пытались нас убедить, что доктор Армстронг был убийцей, так что, когда его тело вдруг обнаруживали — все оказывались искренне удивлены. Камера Говорухина кажется острее, и я не думаю, что в момент кульминации мы готовы безоговорочно поверить Ломбарду или Вере, в итоге это приводит к самому впечатляющему эпизоду фильма, когда они находят среди скал тело доктора. Для этого кадра изумительно выбрана натура, чего вы не найдете в эпоху Голливуда, с волнами, накатывающими прямо на актеров, которые пытаются выудить Армстронга из воды, и затем здесь же Вера делает свой окончательный выбор. Подобранная натура, режиссура, операторская работа — все ведет к потрясающей кульминации: Друбич невероятно убедительна в роли одинокой и обезумевшей Веры, которая возвращается в дом, где она натыкается на последнюю фигурку негритенка и услужливо подвешенную петлю».
«Но возможно ли выдержать эту единственную полностью верную экранизацию «Десяти негритят» до конца? — задался вопросом автор обзора. — Концовка — это довольно сложная задача: даже если вам удастся убедительно снять гибель Веры, вы окажетесь перед вопросом, как поступить с финалом книги, который представляет собой длинное признательное письмо, адресованное полиции. Говорухин решает проблему буквально — и решение оказывается удачным: мы как бы наблюдаем ход мыслей убийцы, который спокойно, рационально объясняет нам свои методы и готовится свести счеты со своей жизнью.
Это, конечно, мрачный (но разве вы ожидали чего-нибудь иного?), но очень удачный ход. Честно говоря, я не удивлена, что Голливуд отрекся от такой возможности, но этот фильм становится самой мощной экранизацией романа. Это психологическое исследование, и потому в нем нет ни легкомыслия фильма 1945 года, ни роскошного дизайна остальных версий. Но в этом фильме есть то, чего нет у всех остальных, и это гораздо ценнее» (перевод alek-morse).
Картина была очень успешной в прокате — на нее продали около 35 миллионов билетов. Многие критики называют ее лучшей экранизацией произведения Агаты Кристи. И удивительно то, что столь удачный и популярный фильм получил всего одну награду на кинофестивале «Одесская альтернатива» в 1987 году, причем с потрясающей формулировкой: «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Фильм «Благословите женщину» был снят Говорухиным в 2003 году по мотивам повести Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы» (1976 год). Как ни удивительно, но под псевдонимом, который читался как «математический» («Игрекова»), скрывалась доктор технических наук, автор многочисленных научных трудов по проблемам прикладной математики Елена Вентцель.
По ее учебникам учились студенты, которые даже не подозревали о литературном творчестве профессора математики — из-под пера этой женщины вышло более десяти новелл, ставших популярными в советскую эпоху, среди которых «Дамский мастер», «Кафедра», «Свежо предание», «За проходной», «Вдовий пароход».
Героями книги Елена Сергеевна вывела своих добрых друзей, с которыми общалась почти полвека, — Ольгу Семёновну и Константина Васильевича Кирюшиных, живших в Одессе по тому же адресу, что и герои мелодрамы Говорухина — Аркадиевский переулок, дом 20, у «самого синего» моря.
К сожалению, ни автор, ни главные герои романа не дожили до его экранизации. И, тем не менее, Станислав Сергеевич, которому чрезвычайно понравилась «Хозяйка гостиницы», постарался максимально реалистично передать образ русской женщины, описанный в повести Грековой — героини, которая выросла из жертвенной простушки до женщины с большой буквы.
«Россию можно уничтожить только одним способом — переломив духовный хребет, — говорил Мастер. — А где нация черпает свои духовные силы? Только в своей истории, культуре, искусстве. Но вы хоть раз слышали в президентских посланиях Федеральному собранию слово «культура»? А ведь сегодня ключевая задача — не потерять следующее поколение. Оно должно учиться в хорошей школе, должно знать историю своей страны, ее литературу, ее гениев. И воспитываться на нормальных фильмах. Тогда Россия выживет» («Российская газета», июнь 2018 года).
…Ради съемок Говорухин взял отпуск в Государственной Думе и спустя четыре года после «Ворошиловского стрелка» (тоже снятого во время «парламентских каникул») снова сел в «любимое с юности режиссерское кресло».
Несмотря на то, что в свое время повесть была очень популярной, в успех картины почему-то никто не верил: ни режиссер (что, согласитесь, странно для мэтра), ни сценарист, ни актеры. И, действительно — в прокате фильм, как и предрекали критики (впрочем, никогда и ни во что не верящие — такова профессия!), провалился, кассовые сборы оказались мизерными, но на картину обрушился настоящий успех после показа четырехсерийной телевизионной версии.
Таких рейтингов, шквала положительных эмоций и откликов на картину «Благословите женщину» ни съемочная группа, ни актеры не ожидали! Зрители, причем не только старшее поколение, по-настоящему полюбили этот фильм.
Как признавался сам Говорухин: «…фильм «немодный», без крови, порнухи и спецэффектов. Добрый, простой, о любви, о прошлом». Ретро-картина получилась мало сказать удачной, но замечательной. Это скорее даже не история одной семьи, но собирательная притча о женщинах, на чьи плечи лег нелегкий быт военных городков, с постоянными переездами и военно-уставным, «домостроевским» характером мужей-офицеров.
Режиссер добился своей цели — получился настоящий шедевр, кинороман о судьбе русской женщины, готовой принести себя в жертву во имя любви, или, по словам Говорухина, «гимн женщине». И эпиграф картины трогательный: «Нашим бабушкам и мамам посвящается». Вообще, Говорухин всегда исповедовал один принцип — «не навреди». Он считал, что творчество не должно — ни при каких обстоятельствах — будить в людях низкие, животные инстинкты, и этот свой базовый принцип он сполна воплотил в картине «Благословите женщину».
«Когда я наткнулся на нее (повесть), сразу понял: это то, о чем я мечтал всю жизнь, — рассказывал Станислав Сергеевич в интервью («Родная газета», № 17, 22 августа 2003 года). — Как будто мне ее специально подсунули. Мне всегда хотелось снять фильм-ретро и показать атмосферу тех лет. Не так, как ее показывают. Совершенно иные были отношения. Я в десятом классе крутился на катке с девочкой из соседней школы и думал: «Вот сейчас я ее поцелую». Три вечера крутился — так и не поцеловал».
Действительно, стиль повести живой, динамичный, сказовый и легко читаемый, увлекательный, как только могут быть увлекательны «позывные времени»: «В тысяча девятьсот тридцатом году Верочка Бутова кончила школу. Ей было восемнадцать лет, и она была счастлива». Или — о первой встрече героев, оцените: на узкой полоске пляжа — «одинокая фигура человека в темном», — это и был незнакомый пока Вере военный, который станет ее судьбой.
Фильм снимался в Забайкалье, на Севере и в Одессе. Он охватывает три отрезка истории: до войны, войну и послевоенные годы (до конца 1960-х годов). Просто настоящее путешествие во времени, которое сопровождается музыкой Евгения Доги.
«Догу знает каждый человек, даже не меломан по замечательной, потрясающей музыке, которую он создал для других фильмов, — восхищенно заметил Станислав Говорухин. — В нашем фильме музыка тоже прекрасная. Я фамилию Дога написал бы даже более крупными буквами, чем всех остальных, даже чем свою».
«КТО ТАК СНИМАЕТ?!»
Актеры и роли второго плана были продуманы Говорухиным, как обычно, до мелочей и не вызывали сомнений у режиссера, утвердившего их сразу.
Несколько эксцентричную, но искреннюю и душевную актрису Кунину, — прообраз Фаины Раневской, — жившую в доме Ларичевых, сыграла великолепная Инна Чурикова. «Лобзай меня, лобзай», — рефреном звучит и преследует фраза из ее же картины, «ушедшая в народ».
Анну, мать Верочки, воплотила на экране очаровательная Ирина Купченко — причем снималась она без грима. Слова ее героини: «Жить надо по любви: жить — не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать, и наше вам почтение», — это точная цитата Амвросия Оптинского, которую актрисе разрешил использовать ее духовник.
К слову, когда снималась сцена после смерти матери и эти слова Верочке должна была говорить Маргарита Кунина, партнером актрисы был Говорухин.
В роли обаятельного военного инженера Юрлова Говорухин увидел Александра Михайлова; а Виталия Хаева он же выбрал на роль полковника Рябинина.
А вот главные герои так и не были найдены к началу съемок. Режиссер сомневался, выбирал, обдумывал кандидатуры.
На роль командира Ларичева претендовали Алексей Гуськов и Александр Балуев, которого и предпочел Говорухин — отчасти из-за внешнего сходства с прототипом. Актеру вообще нередко приходилось сниматься в ролях военных.
Своего сурового, четного и не подлого героя, но при этом прямолинейного и подчас грубого, лишившего свою жену семейного счастья, Балуев не понимает и не поддерживает, считая его отношение к любимой женщине чудовищным. Балуева искренне удивляло, что многие зрительницы, однако, пришли от Ларичева в полный восторг. Впрочем, на то оно и кино! Попробуй пережить все эти мытарства в жизни.
Съемки были непростые — Балуев признавался, что во время работы на площадке Станислав Сергеевич жестко требовал точного знания текста и не допускал никакого «творчества» и импровизации. И это было правильно, поскольку Мастер делал главный фильм своей жизни. Может быть, и России.
Видимо, единственно верной трактовкой темы «мам и бабушек» для него была та, которую он помнил с детства. Его собственные мама и бабушка, Прасковья Афанасьевна и Зоя Ксенофонтовна — это бесконечная любовь, безоговорочное служение семье, мужу, детям. В любых обстоятельствах, при любых трудностях.
А «настоящая русская красавица» пришла сама, буквально в последние дни кастинга. Теперь ее называют «актрисой Станислава Говорухина».
«Однажды в училище ко мне подошла ассистент Станислава Сергеевича по актерам, — рассказывала Светлана Ходченкова. — Она спросила меня: «Это вы Света? Мы бы хотели предложить вам роль в новом фильме…» Сначала я прошла пробы на роль младшей сестры главной героини. Увидев меня на пробах, Говорухин сказал: «Ничего себе, маленькая девочка!» После чего решил дать мне главную роль. Когда мне дали сценарий, я, к своему великому стыду, толком не смогла дочитать его. В результате этого во время проб меня сослали в другой кабинет дочитывать. Мне было интересно играть женщину с абсолютно чуждым для меня характером. Я совершенно не похожа на свою героиню. Я и сейчас не могу понять, каким образом можно так сильно подчиниться воле мужчины, покориться сложившимся обстоятельствам.
Мне, конечно, повезло. Студентка первого курса попала на главную роль к самому Говорухину! Честно говоря, до сих пор не верю, что все так случилось. Я была сильно зажата, боялась. Помню, сижу у Говорухина в кабинете, и вдруг заходит Александр Балуев. Из себя «здравствуйте» еле-еле выдавила… Страшно, когда подводишь людей, которые в тебя верят».
…Говорухин посмотрел-посмотрел на пышные формы, на длинную русую косу, пообщался с начинающей актрисой и сказал, что поиски можно заканчивать — Вера найдена. Наверное, тогда он вспомнил, что писала Грекова о своей героине: «Он (Ларичев) любил все мощное, крупное, сильное. Недаром он полюбил Веру».
Светлана Ходченкова, тогда первокурсница Щукинского училища, под руководством режиссера блестяще справилась со своей работой: без отступлений в сторону и именно так, как он видел рисунок роли — его мастерство помогло неопытной дебютантке «прожить» целую жизнь: от восемнадцати до сорока девяти лет. Говорухин как великий мастер смог «перевоплотить» начинающую актрису, и она сыграла именно то, чего он и хотел от нее, от своей героини.
Вообще, из Ходченковой Станислав Сергеевич решил сделать суперзвезду своих фильмов — поэтому он категорически запретил ей менять образ, худеть и соглашаться на всякие «попсовые проекты». Как показывает время, Светлана сделала свой выбор — но даже в качестве «красотки голливудского розлива», как ехидничали недоброжелатели, Говорухин пригласил ее еще не в одну свою картину. Про них тогда судачили разное. Мол, мэтр увлекся, художнику всегда необходима муза.
«Слухов ходило много, — рассказывала Светлана. — Неспроста, мол, одну актрису постоянно берут на главные роли без проб. Не за красивые же глазки. На самом деле все — только за талант. С Говорухиным у меня не было никаких романов. Когда появлялись публикации о наших отношениях со Станиславом Сергеевичем, я плакала. Приходила к Говорухину и говорила: «Давайте в суд подадим». Он спокойно отвечал: «Пишут — пусть пишут. Это лучше, чем когда молчат»».
В фильме много откровенных сцен, но сняты они поистине деликатно, трепетно, почти прозрачно. Так, как может снять только большой мастер. И сцена, где юная Верочка купается в море обнаженной, и сцены первой близости с мужем, и омовение (иначе и не скажешь!) героини перед тем, как она ляжет в постель, — отчетливо виден внутренний свет самой актрисы, который так совпал с внутренним светом книжной Верочки, «списанной» с натуры.
«Отношения Славы со Светланой — это история мастера и его музы. Могу сказать, что без любви и восхищения актрисой не снимешь такое потрясающее кино о преклонении перед женщиной, — вспоминал Геннадий Карюк, оператор фильма «Конец прекрасной эпохи». — Слава ценил красоту. Вспомнилась история на съемках «Пассажирки». Главную роль играла актриса Анна Горшкова.
Как-то Слава смотрит отснятые сцены и давай ругать меня: «Гена, кто так снимает крупный план женщины — голова и шея?! Надо, чтобы грудь была видна во всей красе!» Романы… У кого их не было? Он любил артисток. Хотя мог даже сурово прикрикнуть, если вдруг что-то не по нему: «Что ты будто из колхоза?!» Звучало весомо. Ворчал, когда Светлана Ходченкова резко похудела. Ведь в «Благословите женщину» у нее кустодиевские формы. В каком-то интервью Говорухин даже в сердцах назвал ее «вешалкой». И все же пригласил сниматься в «Конец прекрасной эпохи» по Довлатову».
Картина была номинирована на премию «Ника» в 2004 году. Светлана Ходченкова стала номинантом этого же кинофестиваля за лучшую женскую роль. Инна Чурикова получила «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.
На кинофестивале в Гатчине «Литература и кино» картина была удостоена специального приза за лирическое воплощение эпической темы. Но опять же, как и в случае с «негритятами», награды скупы по сравнению с восторженными, всенародными отзывами зрителей — пока будет Россия, будет «звучать» и этот фильм.
ВЫСШИЙ СУДИЯ — ЗРИТЕЛЬ
Чтобы мелодрама не стала рутиной для зрителя, Говорухин вводит любопытных дополнительных второстепенных героев и параллельные сюжетные линии. В больнице Вера знакомится с хирургом Марией Смолиной — яркий дебют Ольги Берёзкиной. С этой темпераментной молодой женщиной постоянно пересекается судьба героини.
А на Ларичева окажет влияние командир дивизии, который раскрывает ему глаза на суть репрессий среди командного состава Красной Армии. Говорухин как актер очень убедительно сыграл поистине несгибаемого комдива, который предпочитает застрелиться, нежели попасть в застенки.
В общем, зрителю хватило событий 196-минутного фильма, чтобы с головой погрузиться в атмосферу прошедшей эпохи «машины времени», изобретенной Говорухиным!..
Отдельного внимания заслуживает Александра Костенюк, приглашенная Станиславом Сергеевичем на второстепенную роль Веры, дочери Маши Смолиной. Очаровательная девушка, убедительно сыгравшая тезку главной героини, на самом деле «шахматная королева» с огромным перечнем достижений.
Если коротко, в некиношной жизни Костенюк имеет титулы международного гроссмейстера среди мужчин (2004 г.), двенадцатой чемпионки мира по шахматам (2008-2010), двукратной чемпионки России (2005, 2016 гг.). Она — автор очень занимательной книги «Дневники шахматной королевы» (2009 г.).
«Я была в составе национальной команды на сборах в Дагомысе, — вспоминала Александра. — Там же проходил турнир депутатов, в котором участвовал известный режиссер Станислав Говорухин. Мы с ним разговорились, и он сказал мне, что ищет девушку на роль в фильме «Благословите женщину». Предложил попробовать себя. Ну а я люблю хвататься за что-то новое. Согласилась, конечно. Вообще считаю, что роль эта маленькая. Я максималистка, мне сразу большие роли подавай».
Они сыграли партию в шахматы, Говорухин проиграл, но «выиграл» актрису для своей картины.
Самым сложным для Саши Костенюк оказалось закурить в кадре. «Но делала это до того неумело… — вспоминала она. — Даже спичку зажечь толком не могла. Наконец терпение Говорухина лопнуло: «Убираем этот эпизод. Она и прикурить-то не в состоянии».
Говорухин, сам большой аккуратист, эстет и любитель шахмат («Для меня это просто игра, для Карпова или Каспарова — это искусство», — говорил он), как-то негодовал, что шахматисты приходят на партии в совершенно неприглядном виде, какие-то «потрепанные». А Сашенька Костенюк — не только умница, но и красавица.
— Было, конечно, очень интересно, — рассказывала она. — Раньше я не представляла себе, как делается кино. Читала разные интервью о том, что актеры проводят по 10-12 часов в день на съемочной площадке. На деле же оказалось, что собственно сами съемки занимают максимум один час, а все остальное — долгое ожидание. Это было тяжело, потому что за шахматной доской, допустим, я шесть часов сижу и работаю. А здесь сижу и просто жду. Но когда я увидела конечный продукт, то поняла, ради чего все это было.
Особенно Александре запомнился один эпизод. В одной из сцен в вагоне поезда, где едут Ларичев и Вера в канун войны, создатели фильма — Станислав Говорухин и Владимир Валуцкий — придумали интересный ход-момент. По сценарию в эпизоде участвовал проводник, который разносил в вагоне чай. Когда началась бомбежка, он буквально улетает в сторону. Для того чтобы добиться эффекта падения, из-под актера Прохора Зикоры выдернули ковер, по которому он шел. И получилось весьма реалистично, он буквально улетел словно бы от взрывной волны.
…Сам Мастер считал своей лучшей картиной именно рассказанную им историю Верочки Ларичевой.
Но помимо ее истории Говорухин расставил акценты, обозначил все то, что определяет… нет, теперь уже определяло его мировоззрение, в том числе относительно Сталина. Это двойственное отношение разбито на монологи трех героев, в день объявления о смерти Сталина, 5 марта 1953 года, под плач Веры и ее мамы.
Мама Веры, осенив себя крестом:
— Прими и упокой душу раба твоего Иосифа.
Ларичев:
— Грешного раба, Анна Степановна, грешного! Не по полному уставу поминаете. И избави его от мучения вечныя… И гиены огненной.
Она:
— Кто не без греха. О таком вожде…
И дальше.
Вера — впервые возразив мужу:
— Что же ты такое говоришь? Ведь горе такое у всех людей. Ты же воевал за него.
Ларичев:
— Не за него я воевал, а за Родину! И за тебя…
В одном из интервью Говорухин об этой своей картине сказал так: «Я считаю своей лучшей картиной «Благословите женщину». Мне очень нравится «Ворошиловский стрелок». Я абсолютно доволен художественным результатом картины «Десять негритят», мне очень по душе «Робинзон Крузо» и «Приключения Тома Сойера». «Место встречи» по его художественным достоинствам я ставлю в ряд с этими картинами, не выше. Но есть высший судия — зритель, вот ему виднее. Ему нужно доверять, и я ему всю жизнь доверял… Если зрители считают, что «Место встречи» это шедевр — а так считает подавляющее число людей, живших в СССР, — значит, сериал про Жеглова с Шараповым и есть шедевр, значит, это я сам недооцениваю его… Снятый фильм мне, режиссеру, уже не принадлежит. И когда я пытаюсь прилюдно критиковать свою картину, зрители в зале возмущенно галдят: «Прекратите! Как вам не стыдно?!»
Может быть, пройдет еще лет двадцать пять — и останутся востребованными, выживут мои «детские» картины: «Том Сойер», «Робинзон», «Капитан Грант». Потому что сегодня детских фильмов такого масштаба, столь сложных в постановке, столь затратных никто в стране попросту не снимает. А без них тоже нельзя…»
По большому счету, «Благословите женщину» — это фильм о любви Говорухина к русской — русской не по крови, конечно, а по духу — женщине. О том, как много она может вынести на своих плечах, о том, с какими утратами ее сердце может смириться. И что все эти утраты и «тихие подвиги» должны быть вознаграждены любовью.
ЧЁРНО-БЕЛОЕ, ВЕЧНОЕ
«Конец прекрасной эпохи» — последняя работа великого режиссера, стилизованная под черно-белое «оттепельное кино» — экранизация по мотивам биографической повести Сергея Довлатова «Компромисс». Под «прекрасной эпохой» понимаются десять лет после смерти Сталина. В качестве названия — заглавие стихотворения Иосифа Бродского.
Надо сказать, что Довлатов писал в очень специфичной, присущей лишь ему манере: метко, точно, с неизменным тонким юмором. Однако журналы под разными предлогами отвергали его произведения по идеологическим причинам.
К концу 1970-х годов у Довлатова накопилось немало рассказов и повестей, напечатанных за границей в эмигрантских периодических изданиях, а также разошедшихся в Самиздате. Когда сей «прискорбный» факт всплыл наружу, в 1976 году его исключили из Союза журналистов СССР. В августе 1978-го Довлатов эмигрировал в США.
За несколько лет до эмиграции в биографии Довлатова был период с сентября 1972-го до марта 1975 года, когда он работал в советской Эстонии — это и положил в основу своего фильма Говорухин, снимавший фильм в Таллине.
Фильм «Конец прекрасной эпохи», как объяснял Говорухин, нельзя называть экранизацией нескольких рассказов из сборника «Компромисс»: «Там много взято из записных книжек Довлатова, из моих собственных воспоминаний… Эта картина — по мотивам произведений Довлатова. Это же не о Довлатове. Герой некий журналист. Половина текстов там сочинена сценаристом».
Совпадения и отличия сюжетов книги и киноленты «Конец прекрасной эпохи» показывают всего лишь несколько эпизодов из «Компромисса». Говорухин сместил события, описанные в сборнике, на несколько лет назад, а также профессионально расставил свои идейные акценты в сюжете. В основном, кинокритики приняли это положительно, поскольку каждый режиссер имеет полное право по-своему интерпретировать произведение автора. А картина, надо сказать, просто пронизана эстетикой шестидесятых годов.
— Во-первых, я люблю черно-белое кино. Во-вторых, я испытываю к нему большее доверие. Скажем, о войне я вообще не могу смотреть цветное кино. И сами кинематографисты это чувствуют и иногда цвет убавляют… А у меня фильм-ретро, это 1960-е годы — и мне хотелось создать впечатление, что фильм снят в те годы, только без цензуры… Цветной фильм со временем стареет, а черно-белый и в 2040 году будет смотреться точно так же.
Фильм начинается чередой уникальных кадров, которые усиливают эффект реалистичности всего происходящего: съемка Юрия Гагарина после легендарного полета в космос; игра за роялем гениального Ван Клиберна; прилет в Союз очаровательной Элизабет Тейлор; атмосфера зрительного зала, когда свои стихи со сцены читали Окуджава и Ахмадулина или пел песни Высоцкий; заявление Хрущёва о том, что «всех не согласных с политикой Советского Союза в Союзе больше не держат».
Нельзя не заметить, что все эти удачно подобранные и смонтированные кадры точно показывают настроения, царившие в Союзе в середине и конце 1960-х годов. Такое нетривиальное режиссерское решение дало возможность старшему поколению зрителей вспомнить свою молодость, юность или детство: просмотр у многих вызвал легкое чувство ностальгии о прошедшем времени.
Тем не менее, многие очевидцы событий, показанных в киноленте, говорят, что не все «рассказанное» стоит воспринимать как незыблемую истину. Часто обсуждается эпизод фильма Говорухина, в котором показано, как американцы впервые высадились на Луну, а все советские СМИ скрывали этот факт.
Зрители, которые помнят те времена, уверены, что эта информация советской властью никогда не скрывалась, а у молодых людей, которые посмотрят фильм Станислава Сергеевича, из-за «подобного искажения исторических фактов», дескать, может сложиться неверное мнение о «прекрасной эпохе».
На ее фоне, по сюжету, из Ленинграда в Таллин уезжает в поисках большей свободы для творчества молодой журналист и писатель Андрей Лентулов (Иван Колесников) — альтер-эго Довлатова. Фильм как раз и состоит из нескольких эпизодов его четырехлетней журналистской «командировки».
«Это фильм о любви и свободе, — рассказывает Иван Колесников, исполнитель главной роли. — У него нет начала и конца. В нем все понятно и просто, потому что с того времени ничего не поменялось: журналисты и писатели все так же борются с существующими правилами. Довлатова принижали, втаптывали в грязь, а он вставал, отряхивался и шел дальше. Это правильное отношение к жизни!»
Окончание в следующем номере.
ЕГОРОВА Ольга Юрьевна, родилась в Калуге.
Выпускница факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1997 году была ответственным секретарём журнала «Профи».
На протяжении шести лет, с 1998‑го по 2003 год и с 2010-го по настоящее время является редактором отдела культуры в газете «Спецназ России». Опубликовала большой цикл статей, посвящённых женщинам в истории отечественной разведки. Автор книги «Золото Зарафшана».
"Серебряный" лауреат Всероссийского конкурса "Журналисты против террора" (2015 год).
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!