23 ноября 2024 18:15 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Главная тема

Автор: ДМИТРИЙ ЛЫСЕНКОВ
СЛОВО ЕСЕНИНА

31 Октября 2018
СЛОВО ЕСЕНИНА
Фото: Сергей Есенин отлично учился, непрерывно читал, жил и работал по расписанию, самодисциплине его мог позавидовать любой военный

«Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: Боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле».

Эти слова написаны великим русским поэтом и пророком Сергеем Есениным в начале 1920-х годов. И касаются они отнюдь не только творчества. Об этом я говорил в селе Константиново, на малой родине Есенина, где прошла церемония награждения премией «Песенное слово».

Всероссийский есенинский праздник поэзии «Русь моя, милая Родина» собрал в этом году тысячи гостей из России и туристов из других стран. Накануне вечером на Рязань «напал» циклон — ураганный ветер отбирал у людей зонты, дождь лил как из ведра. Но наутро развиднелось, поэтому в Константиново к часу дня было многолюдно.

Праздничные мероприятия начались сразу на трех площадках: у дома поэта, в котором он родился и вырос и в котором жили его родители, на поле, где гостей развлекали конным турниром и народными играми, и основной концертной площадке.

Все в Константиново по-прежнему так, как было при Есенине. Деревня, потрясающий своим покоем и величием вид с косогора на Мещёру и Оку, земская школа, в которой учился поэт, и настоящие, непритворные люди, которые веками живут в этом благословенном месте. Разве что березы стали еще выше под вечным русским небом.

Здесь состоялся большой концерт и прошла церемония награждения победителей, дипломантов и лауреатов нашего конкурса. Во Всероссийском конкурсе чтецов стихов Сергея Есенина и исполнителей песен на стихи поэта приняли участие любители поэзии из разных городов Российской Федерации.

Дети до восемнадцати лет в течение полугода присылали видеоролики с записью своих исполнений стихов и песен на стихи поэта. Конкурсная комиссия была вынуждена преодолевать искушение наградить всех, и всех — непременно первым местом: столько сердца и детской искренности было в материалах, которые получила конкурсная комиссия, с трудом определившая финалистов, лауреатов и победителей в разных номинациях премии.

Сама премия учреждена Фондом сохранения культурного наследия «Русский витязь» (входит в Систему «Альфа») и проводится при поддержке Российского Военно-Исторического общества, информационно-публицистического агентства «Контекст», Адвокатского бюро «Казаков и парт­неры», Всероссийского проекта «Дети — хранители времени», администрации муниципального образования — Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Целью полугодового марафона талантливых детей организаторы премии ставили не только выявление талантливых подростков и создание условий для их самореализации. Важнее — включение подрастающего поколения в процесс познания Родины, ее культуры, истории, включение молодых граждан в постижение культурного кода нации, сохранение и умножение великих традиций России.

Организаторы премии считают, что мы не имеем права не популяризировать среди детей и подростков русскую литературу, традиции, историю, саму народную душу, которую так точно, пронзительно ясно и тонко нарисовал в своем творчестве Сергей Есенин.

Я, как и многие, не верю в самоубийство поэта 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Его родные не верят. Не верит и режиссер Владимир Паршиков, снявший фильм-расследование «Дорогие мои, хорошие»

Номинации премии разнообразны. Это и лучшее исполнение литературных произведений Сергея Есенина, воспевающих красоту родной природы, ценность дружеских отношений, любовь к своей Родине, посвященных ее истории и культурным традициям, бережному отношению к животным и любви к ним.

…Почему свет великого русского дара, который выражен фамилией «Есенин», каждый год согревает миллионы русских людей? Почему сама фамилия поэта стала символом не только тончайшего проникновения в русскую душу, природу, отношение к себе и соотечественникам? Что такое особенное, ни на что не похожее содержит в себе великое Слово поэта?

Нет, он не «почти всегда» пьяный кабацкий хулиган. Нет, не рефлексирующий молодой человек, талантливый, но запутавшийся в личной жизни.

Нет, не таков был Сергей Есенин, каким нам долгие годы пытались его «продать» идеологи. Они очень старались отбить у нас потребность понять поэта, навязывая бесхитростную точку зрения: «Ну, да, талантливый. Ну, да, романтик. Несчастный, оттого и требующий болезненного сочувствия. Очень талантливый. Это все про природу, березки, туманы и тоску нашу вечную, дремучую, беспросветную, русскую».

На деле все это лишь отчасти так. Есенин, как это ни покажется странным тем, кто привык себе представлять великого русского поэта драчуном, в перерывах между кабаками посещающим родных в Константиново, был человеком цельным, собранным, жестким и ясным.

Есенин отлично учился, непрерывно читал, жил и работал по расписанию, самодисциплине его мог позавидовать любой военный. И был очень опасным. Опасным для всех, кому было не ко времени или не нужно слышать правду, злой сарказм, сталкиваться с несгибаемой волей этого человека.

Я, как и многие, не верю в самоубийство поэта 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Его родные не верят. Не верит и режиссер Владимир Паршиков, лауреат премии Розова, снявший уникальный фильм-расследование о смерти Есенина — «Дорогие мои, хорошие». Его легко найти в интернете.

Кроме того, с Есениным меня лично связывает очень близкий мне человек. Прадед мой, Степан Михайлович Новиков, проживший длинную жизнь, герой Первой мировой, которого я застал в совершенно сознательном возрасте, много видел и многих знал. К нему Есенин приезжал в гости в деревню с Мариенгофом. Они выпивали и работали. На мой вопрос, мог ли Есенин повеситься, прадед ответил сразу и жестко: «Серёжка? Нипочем! Не такой он был человек. Мужик!» Я прадеду верю, а не раскрученной версии.

Чего же мы не знаем о Есенине? О чем говорим нечасто, а, главное, почему видим и слышим стихи о природе, животных, неразделенной любви? Гениальные стихи. Но это не все…

«Сейчас сижу в Остенде. Паршивейшее Бель-Голландское море и свиные тупые морды европейцев. От изобилия вин в сих краях я бросил пить и тяну только сельтер. Очень много думаю и не знаю, что придумать.

Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: Боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле.

Кажется, нет такой страны еще и быть не может. Со стороны внешних впечатлений после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг. На первых порах особенно твоему взору это понравилось бы, а потом, думаю, и ты бы стал хлопать себя по колену и скулить, как собака. Сплошное кладбище.

Все эти люди, которые снуют быстрей ящериц, не люди — а могильные черви, дома их гро?бы, а материк — склеп. Кто здесь жил, тот давно умер, и помним его только мы, ибо черви помнить не могут.

…Ну ее к черту, красоту смерти и смерда — мне, живому, пусть это будет даже рразз-гениально-о!

Сергей Есенин. Письмо Мариенгофу А. Б., 9 июля 1922 г.».

Скажите мне, что это — не о Европе современной. Что изменилось с тех пор, как Есенин всем своим существом понял, что сила, жизнь, будущее — это не сытая и уютная жизнь, а пусть даже разорванная революцией, захлебывающаяся кровью Россия, голодающая, но Живая. Именно так, с большой буквы.

Наверняка Сергей Викторович Лавров, министр иностранных дел РФ, Есенина тоже читал. Нравится мне его терпеливо-снисходительная интонация… Когда Лавров комментирует глупое и самоубийственное «европейское единение» заносчивых, но идущих в никуда «партнеров».

Бесплотная и бесплодная, закончившая производить Великие Идеи Европа… И рождающая не великих политиков недавнего прошлого, а серую серость — Меркель, Олланд, Макрон, Мэй и легион безликих бюрократов из Брюсселя.

Мы с Лавровым — это те, кого Есенин оставил на русской земле, чтобы она снова дала шанс человечеству не сдохнуть в холодном цинизме превосходства денег и стремлении к личному уюту. Ну, или помешала перерезать всех нас, как кур, тем, кто сегодня зовется на безбрежно толерантном Западе «мигрантами», а на деле — вызревающая гневная опухоль террористов и экстремистов, уже создающих в Европе свои патрули.

Защити меня, влага нежная,

Май мой синий, июнь голубой.

Одолели нас люди заезжие,

А своих не пускают домой.

Жалко им, что Октябрь суровый

Обманул их в своей пурге.

Уж удалью точится новый,

Крепко спрятанный нож в сапоге.

О ком эти страшные строки? О тех «людях заезжих», которые перевернули великую страну, не имея к ней никакого отношения?

Мог Есенин остаться в живых после таких звонких пощечин власти? А сколько нужно было иметь мужества, чтобы написать эти строки?

Великие пронизывают время. Они видят то, чего нам не видно. Сами, может быть, того не зная, они с пугающей точностью рассказывают то, что с нами будет. Иногда это аллегории. Иногда — просто факт, который мы с ужасом констатируем.

Места нет здесь мечтам и химерам,

Отшумела тех лет пора.

Всё курьеры, курьеры, курьеры,

Маклера, маклера, маклера.

От еврея и до китайца,

Проходимец и джентльмен,

Все в единой графе считаются

Одинаково — бизнесмен.

На цилиндры, шапо и кепи

Дождик акций свистит и льёт.

Вот где вам мировые цепи,

Вот где вам мировое жульё.

Если хочешь здесь душу выржать,

То сочтут: или глуп, или пьян.

Вот она — мировая биржа,

Вот они — подлецы всех стран.

Это строчки из «Страны негодяев» — драматической поэмы, написанной в 1922-1923 годах.

Америка, кстати, какой была, такой и осталась. Ничего нового. А вот Эр-Эф девяностых «Америкой» стала. И не жалкой пародией, а страшным мутантом. Попытка скопировать оригинал обернулась трагедией.

Россия стала жертвой. «Лаборанты» скопировали и стократно умножили цинизм и холод наживы. Тот самый захлеб, с которым подонки ринулись тиражировать торгашеский, беспринципный дух, не просто изумляет. Он едва не уничтожил и продолжает пытаться уничтожать саму суть, содержание великой страны — цивилизации.

Оторопевшее большинство обессилено наблюдало, как тело матушки-Родины рвут в куски наймиты мировых олигархов, как делят недра, как хапают то, что тысячелетиями создавалось мiром — всеми людьми.

В итоге мы читаем горькие есенинские строки о том, как невыносимо ему было в Америке из-за острого чувства несправедливости и мерзости. О том, как хотелось ему домой, и понимаем, что после 1991 года он бы вернулся не просто в Америку ненавистного ему образца, а в страну, которая много превзошла США в самых своих подлых проявлениях.

И как растет внутреннее сопротивление тому, что происходит с обыкновенным человеком в антигосударстве (не путать с государством-цивилизацией Россией!), которое на деле утратило контроль за процессом издевательства и уничтожения своего народа. На словах декларируя создание страны для людей и ответственности бизнеса перед врачами, водителями, учителями, крестьянами и всеми остальными.

Это было написано об Америке? Нет, это страшное предупреждение, прозрение о том, какой будет Эр-Эф после краха «коммунизма». Стихотворение — набат.

Вот почему мы должны Есенина открывать для наших детей. Пусть они читают его великие стихи о природе, о своей связи с землей, где корни деревьев и травы — наши сосуды, где страсть ветра и метели — наши переживания, где солнце и река — наши чувства. Наше кровное родство с ней, матерью — Родиной, и между нами. Между поколениями и современниками.

…И снова Рязанская земля, Константиново. Награждение победителей. Кроме торжественной части премии, ее организаторами была спланирована развлекательная программа для детей, участие их в грандиозных торжествах праздника русской поэзии, а также экскурсия по государственному музею-заповеднику — достопримечательному месту «Есенинская Русь». Праздник был организован стараниями сотрудников и лично директора государственного музея-заповедника им. Сергея Есенина Бориса Игоревича Иогансона.

Мне выпала честь зачитать со сцены поздравление всем участникам конкурса от Сергея Алексеевича Гончарова — президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», члена Общественной палаты РФ — одного из учредителей Фонда сохранения культурного наследия «Русский Витязь».

«Искренне приветствую участников и организаторов Всероссийской детской литературной премии «Песенное слово» имени Сергея Александровича Есенина, — говорится в приветствии. — Этот замечательный конкурс подарил возможность каждому из вас еще раз прикоснуться к творчеству великого поэта Руси, признаться в любви к русскому слову через исполнение его произведений, своим талантом утвердить величие родного языка.

Сегодня родина Сергея Александровича встречает лучших из лучших — лауреатов и дипломантов премии, и я надеюсь, что ваше участие во Всероссийском празднике русской поэзии станет одним из самых ярких и незабываемых событий в жизни.

В Константиново мне выпала честь зачитать со сцены поздравление всем участникам конкурса от президента Международной Ассоциации «Альфа» Сергея Гончарова

Вообще, сам факт проведения церемонии награждения в музее-заповеднике имени Есенина делает ее значимым событием культурной жизни России, а ценность ваших талантов умножает многократно. Участникам, победителям, организаторам и всем гостям праздника желаю творческого энтузиазма и радости от общения с великой поэзией великого сына России! А самой премии «Песенное слово» долголетия и увеличения числа конкурсантов. Мира и добра вам!»

А победителем конкурса стала Екатерина Помозова, ученица Южно-российского лицея казачества города Железноводска Ставропольского края. Все дипломанты конкурса и победители в номинациях получили грамоты, ценные призы и, конечно, конфеты.

Есенинский праздник проходит в Константиново каждый год. Учредители Фонда рассчитывают сделать традицией проведение детского есенинского конкурса и приглашают к участию в нем детей не только нашей страны, но и всех, кто любит и ценит творчество великого русского поэта и пророка. 

 

ЛЫСЕНКОВ Дмитрий Викторович, родился в г. Душанбе Таджикской ССР. Главный редактор газеты «Спецназ России» в 1995‑2002 годах. В разные годы входил в руководство ряда центральных средств массовой информации — газет «Россiя», «Трибуна» и «Парламентская газета». Являлся исполнительным директором Союза писателей России.

Президент Фонда сохранения культурного наследия «Русский Витязь». Главный редактор информационно-публицистического агентства «Контекст». Член Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
11991 просмотр
1 комментарий
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Комментарии:

ThomasGitle: Gitle Gitle Gitle
Оставлен 19 Июля 2021 18:07:25
Общественно-политическое издание