РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
БЫТЬ С НАРОДОМ
ДНЕВНИК АЛЕКСЕЯ ФИЛАТОВА
«Космический корабль» с российскими чиновниками на борту, судя по разным событиям и заявлениям, имевшим место в 2018 году, все дальше и дальше отрывается от Земли и ее трудового народа. Трудового — в самом широком смысле, работящего, созидающего.
Сперва один чиновник в здравом уме заявляет, что на 3,5 тысячи спокойно можно жить целый месяц. Другой, опять же, судя по должности, физически дееспособный — сообщает, что государство вообще ничего никому не должно. И никто не удивится, если завтра выступит третий чиновник, декларируя, что это государству все и всегда должны.
Собственно, этому третьему уже давно ответил академик РАН Жорес Алферов: «Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?!»
Может, все-таки что-то стоит сделать для народа, чтобы не демонстрировать исключительно одностороннее движение? Простой пример — переход с января 2019 года на цифровое телевещание. В парламенте говорят о 800 тысяч домохозяйств, которые могут остаться без ТВ.
На самом деле представляется, что пострадавших от такого перевода, когда за чертой бедности живут свыше 20 млн. человек, будет гораздо больше. Эти люди не смогут купить дорогие для них телевизионные приставки. Может, государству стоит им помочь? Тем более что, по сообщениям Счетной палаты РФ, бюджет ломится от профицита, и на что потратить эти деньги, чиновники придумать не могут.
Конечно, для правительства это не столь важный вопрос, как, например, помощь пострадавшим от санкций. Но осязаемое одномоментное отключение ТВ может вызвать гораздо более серьезный общественный резонанс, чем неосязаемая пенсионная реформа. Ведь телевидение — это не только источник развлечения для одних и средство обогащения других.
Для государства это, в первую очередь, регулятор управления населением, который отражает надежды и чаяния людей, формирует их настроения. Не случайно же телевизор называют зомбоящиком. И оставив значительную часть населения без информационного потока, на создание которого тратятся огромные деньги, государство подвергает себя очень серьезному риску.
Решив проблему цифровизации намеченным образом, чиновники практически гарантированно воздвигнут памятник собственной глупости, когда, экономя на копейках, кто-то из них потеряет миллиарды, а кто-то потеряет все. Так что с точки зрения безопасности в нашем обществе о возможном эхе цифровизации следует задуматься всерьез.
ПРЕДЕЛ «РАЗВИТИЯ»
Без пафосных речей, шествий и песнопений прошел праздничный выходной. То, что по телевизору традиционно показывали «Неуловимых мстителей» и «Бриллиантовую руку», лишь подчеркнуло, что можно показать что-то из прошлого и что из настоящего показать нечего.
Зато разосланные Министерством финансов «методические рекомендации органам исполнительной власти и местного самоуправления субъектов России» обратили на себя внимание. Конечно, в основном в этих рекомендациях присутствует традиционная водица. Это касается раздела повышения эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов, звучащего как призыв воровать немного поменьше.
А также раздела по мерам, направленным на развитие экономического потенциала регионов и муниципалитетов, который состоит из штампов типа «совершенствование мер по поддержке малого и среднего бизнеса» путем развития системы «одного окна», звучащих как издевательство над этим самым бизнесом.
Касается это и раздела по мерам совершенствования подходов к межбюджетному регулированию на региональном уровне, как будто после их реализации дотационные регионы перестанут быть таковыми.
А вот раздел рекомендаций «Активизация работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов» явно демонстрирует, за счет чего правительство собирается «развивать» экономику. Оказывается, главными источниками развития экономики Минфин видит: развитие системы видеофиксации нарушений ПДД, развитие сетей платных парковок и автодорог, повышение ставок налога на имущество организаций и увеличение ставок транспортного налога.
И это демонстрирует явное сходство с телевизионными трансляциями. Когда раньше создавались такие шедевры, как «Бриллиантовая рука», а сегодня ничего подобного нет. Почему? Да потому, что в методических рекомендациях органам исполнительной власти и местного самоуправления, разосланных Минфином, ничего внятного на тему «создать» нет. Есть конкретика только в разделе «отобрать». И в такой постановке вопроса видится угроза не только экономической, но и национальной безопасности.
ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Недавно был сделан депутатский запрос премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой провести проверку обоснованности роста выплат топ-менеджменту «Газпрома».
Сделавший запрос депутат Валерий Рашкин, считающий, что зависимость размера зарплат от эффективности высокопоставленных сотрудников подобных организаций должна быть установлена законодательно, ответом из Белого дома, по сути, был послан на три буквы — KPI.
В ответе, подготовленном Минэкономразвития, сказано, что акционерными обществами с государственным участием, в том числе ПАО «Газпром», разработаны и уже внедрены системы ключевых показателей эффективности (KPI), которые «являются измерителями целей, определенных стратегий развития и плановых значений показателей долгосрочной программы развития».
Депутат Рашкин, как ему казалось, использовал все возможные аргументы.
Во-первых, обращался к элементарному логическому принципу зависимости уровня премирования от важнейших показателей эффективности деятельности организации.
Во-вторых, внимал статистике. Как увязать тот факт, что в первом полугодии 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года доходы шестнадцати топ-менеджеров ПАО «Газпром» выросли почти на четверть? В то же время как в компании просели все коэффициенты ликвидности: «Отношение размера задолженности к собственному капиталу увеличилось с 36 % до 39 %, степень покрытия долгов текущими доходами уменьшилась с 2,33 до 1,79, а уровень просроченной задолженности увеличился с 4,48 % до 7,56 %».
В-третьих, пытался апеллировать к авторитетам, напоминая, что еще в декабре 2014 года президент говорил, что «оплата труда руководства госкомпаний должна прямо соотноситься с достигнутыми результатами и экономическими реалиями».
Однако ничего не помогло, в ответе депутату за подписью первого вице-премьера Силуанова четко сказано — KPI, ибо «системы доплат, надбавок стимулирующего характера и иных поощрительных выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами», а отчеты о достижении КПЭ — рассматриваются на годовых общих собраниях акционеров.
И никого в правительстве не смущает, что премии и иные вознаграждения членов правления ПАО «Газпром» на фоне падающих показателей эффективности деятельности компании составляют 95 % (!!!) их дохода.
Еще «смешнее» выглядят мнения других экспертов, считающих, что «система вознаграждения топ-менеджеров госкомпаний должна регулироваться советами директоров с учетом системы оплаты труда в аналогичных компаниях на рынке».
Почему «смешнее»? Да потому, что отечественные эксперты сами прекрасно понимают, что топ-менеджеров отечественных госкомпаний (в силу понятных причин) не возьмут в зарубежные компании даже младшими помощниками младших помощников.
Какой же выход из сложившейся ситуации?
Если фактическое состояние дел не соответствует задумке, то есть два пути:
а) изменить стиль и характер работы, чтобы добиться планируемого результата (но уж больно это хлопотно);
б) изменить план таким образом, чтобы он соответствовал факту. В общем, как говорят на Востоке: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе».
Одним словом, надо дать правильную расшифровку KPI (КПЭ) наших госкомпаний — КАК ПОХОРОНИТЬ ЭКОНОМИКУ. Или, говоря по-простому: «Чем хуже, тем лучше». И тогда не нужны будут депутатские запросы.
ФИЛАТОВ Алексей Алексеевич, родился в Москве.
Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Глава Экономического совета ветеранского сообщества Группы «А» КГБ-ФСБ.
Окончил Орловское военное командное училище связи имени М. И. Калинина, Российскую государственную Академию физической культуры и спорта, адъюнктуру Академии ФСБ.
Шеф-редактор газеты «Спецназ России». Главный редактор сайта Alphagroup.ru. Президент группы компаний «Альфа-Право-Консалтинг». Лауреат Премии Артёма Боровика, премии «Золотой граммофон», Музыкальной Премии телеканала RU.TV и премии «Шансон года».
Кандидат психологических наук.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!