РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
АЛИБИ ДЛЯ «АЛЬФЫ»
ЖЕРТВЫ У ВИЛЬНЮССКОЙ ТЕЛЕБАШНИ — ДЕЛО РУК БОЕВИКОВ
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В №№ 10-11 2018 г.
Продолжу изложение действий «альфовцев» в Вильнюсе в январе 1991 года, исходя из секретного отчета Группы «А» руководству Комитета государственной безопасности СССР и свидетельств очевидцев.
Но прежде приведу общую оценку общественно-политической ситуации в Вильнюсе, представленную в этом отчете.
Из секретного отчета Группы «А»: «Оперативная обстановка характеризовалась следующим образом. Вокруг объектов несли круглосуточное дежурство толпы людей (в ночь на 13.01.91 г. доходившие до 5-6 тысяч человек), агрессивно настроенных и возбужденных постоянными заявлениями представителей «Саюдиса», дороги были блокированы грузовиками, автобусами и легковыми автомобилями.
Здания теле и радиоцентра, телевышки оказались подготовленными на случай попытки их захвата, охрана усилена милиционерами города и сотрудниками службы безопасности «Скучаса», имеющими пистолеты и автоматическое оружие. В большом количестве были подготовлены камни, дубинки, «заточки», бутылки с бензином, приведены в готовность противопожарные системы и брандспойты. Не исключено, что имели оружие и лица, окружавшие объекты».
Эту оценку подтверждает свидетельство подполковника Е. Чудеснова. Он рассказал о действиях «альфовцев» у зданий Комитета Литовского Радио и Телевидения (далее ЛРТ): «Едем ночью, кругом полно народу, а возле телецентра — огромная толпа, тысяч пять-шесть. Смотрю, проскакиваем мимо. Ну, думаю, слава Богу, дали «отбой». Нашелся-таки умный мужик, глянул, сколько людей, и решил не рисковать. Оказывается, нет. Развернулись и опять к телецентру. На первой машине ехал Олег Танков из моего отделения. Вижу, они выскакивают, имитационную гранату бросают — и вперед. До сих пор не могу представить, как мы туда проскочили».
Свидетельство Е. Чудеснова подтверждается свидетельством майора М. Максимова. Тот тоже изложил свое видение ситуации у зданий комитета ЛРТ: «Перед нами ехали две машины, то ли с ОМОНом, то ли с военными. «Просвистели» вперед метров на триста и замерли, стоят. Вот вам и коридор, и прикрытие. Но делать нечего — бросились к телецентру, начали пробиваться. Били нас крепко, мы тоже отмахивались прикладами. Останавливаться нельзя: разорвут в клочки. Как ни старались идти вместе, растащили по одному. Перед зданием высокий парапет, хорошо освещенный. Вот тут, когда мы оказались на свету, в нас начали стрелять. Смотрели потом, парапет в пулевых выбоинах. И место, откуда саюдисты стреляли, нашли — нагар остался на раме окна.
Внутрь влетели мгновенно, милицию обезоружили. Они стоят, глазами хлопают. Командую: «Сдать оружие!» Вижу, милиционеры в шоке. Пришлось объяснять: «Ребята, я понимаю, что значит сдать оружие, сам человек военный. Но у меня есть приказ. А теперь будьте благоразумны, выйдите к толпе и попытайтесь ее сдержать».
Они действительно вышли и сдерживали народ. И все-таки разъяренные люди ворвались на первый этаж. Самое страшное — агрессивная молодежь. Все пьяные. А нас перед ними пять человек. Я был сверху, слышу — зовут, нужна помощь. Спустился, а у меня две имитационные гранаты и больше ничего.
Вытаскиваю одну из них, предупреждаю: «Если вы не выйдете, бросаю». Провокаторы за спинами кричат: «Не бойтесь, он не бросит, он врет. У них холостые патроны, это взрывпакет!» И ведь знали и про холостые патроны, и про взрывпакет, только почему-то потом газетчики говорили совсем другое. Мол, боевыми патронами мы в них стреляли.
В общем, бросил я эту имитационную гранату. От нее сильная вспышка и дым, немножко пугает. Пока толпа замешкалась, мы выдавили ее из здания. На выходе меня сфотографировали, потом мой портрет висел у Дома правительства: приговорен к смерти».
Не менее напряженная ситуация сложилась у вильнюсской телебашни. Некоторую информацию о событиях у телебашни я изложил в предыдущей части. Теперь эту информацию дополню. Взять телебашню под контроль было необходимо, так как в ней находился телерадиоцентр, обеспечивающий телерадиовещание на значительную часть территории Литвы.
Тогда в этих теле и радиопередачах в основном звучали лживые сообщения о насилии, которые якобы чинили советские военнослужащие, о том, что СССР начал военную агрессию против независимой Литвы и т. д. и т. п.
Подобная информация могла спровоцировать повторение ситуации 25 июня 1941 года, когда литовские националисты, воспользовавшись началом войны, начали расправы с семьями совпартработников, советских военнослужащих, а также с евреями Литвы.
В январе 1991 года националистов от аналогичных расправ удерживало решение офицеров двух советских дивизий: 107-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Вильнюсе, и 7-й десантно-штурмовой дивизии, дислоцированной в Каунасе.
Летом 1990 года, когда в Литве стали усиливаться антисоветские и антирусские настроения, офицеры двух вышеназванных дивизий, помня преступно запоздалую реакцию Горбачёва на кровавую межнациональную рознь, имевшую место в феврале 1988 году в Сумгаите, на совместной встрече своих представителей приняли решение — в случае начала погромов в городах Литвы, не дожидаясь указаний из Москвы, военной силой самим навести должный порядок в республике.
Об этом решении был информирован Ландсбергис. По этой причине он был крайне заинтересован в дискредитации советских вооруженных сил, дислоцированных в республике. Видимо, по этой же причине родилась ложь о том, что командование 107-й мотострелковой дивизии якобы самовольно решило начать силовую акцию в ночь на 13 января. На самом деле, как впоследствии было установлено, все происходило по приказу и под контролем президента М. Горбачёва.
Однако вернусь к штурму телебашни. Еще раз напомню, что ее и находившийся в ней телецентр брала группа «альфовцев» в количестве 25 человек под командованием подполковника М. Головатова.
Вот как это было изложено в секретном отчете Группы «А»: «Восемь сотрудников из группы подполковника Е. Чудеснова проникли на 3й этаж телецентра, прервали передачу из центральной аппаратной. В помещении телевышки сотрудники столкнулись с организованным сопротивлением со стороны охраны «Скучаса». Охрана пустила в ход брандспойты с холодной водой, раздавались хлопки выстрелов. Двери и лестницы оказались забаррикадированными мебелью и различными устройствами.
Против сотрудников были использованы дубинки, «заточки», тяжелые бытовые предметы. Все, кто был в здании телецентра, одели противогазы. На первом этаже были обнаружены бутылки с бензином. Все лифты оказались отключенными. Отступив на второй этаж, охрана включила противопожарную систему, и в помещения стал подаваться газ фреон под давлением…»
Дополнительно напомню свидетельство подполковника М. Картофельникова. Он вспоминал, как были встречены «альфовцы» при взятии телебашни: «Когда мы вошли в здание телебашни, ее защитники перед внутренней лестницей выстроили баррикаду. Ручки кресел сцепили так, что растащить невозможно. Телефон, свет отключили. Первые две группы побежали вверх, а я задержался внизу. Вдруг два оглушительных взрыва, видимо, бомбысамоделки. Саша Евдокимов оглох, меня взрывной волной ударило о стену.
Под утро, когда мы покидали центр, в нашу сторону велся сильный автоматный огонь. Решили ехать в «броне», вызвали бронетранспортеры. И правильно сделали. Проезжая под мостом в Северный городок, подверглись нападению: на один из бронетранспортеров обрушили бетонную глыбу. На провокации мы не отвечали».
К вышеизложенному добавлю, что в Литве упорно утверждают, что пьяных у телебашни не было. Якобы защитники объектов в Вильнюсе вели себя героически и были опьянены лишь мыслью о свободе и независимости Литвы. На самом деле у телебашни многие защитники, особенно молодежь, были пьяными.
Это подтверждает свидетельство Видманте Ясукайтите (V. Jasukaityte), известной литовской писательницы, депутата Верховного Совета Литвы и активной сторонницы независимости. В Литве она получила известность тем, что всегда и везде отстаивала правду. Ясукайтите во время визита президента СССР Горбачёва в Литву в январе 1990 года смело высказала тому озабоченность литовских женщин положением литовских юношей в Советской армии.
17 июня 1991 года на учредительной конференции регионального отделения Форума будущего Литвы (ФБЛ — общественно-политическая альтернатива «Саюдису») Ясукайтите публично заявила о том, что многие из молодежи, защищавшей 13 января телебашню, были пьяны. Это она видела сама, так как была единственным депутатом ВС Литвы, осмелившимся в ночь на 13 января быть у вильнюсской телебашни.
ПОДЛЫЙ И ТРУСЛИВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ
Сотрудники Группы «А», выполнив поставленные им задачи в Вильнюсе, вернулись самолетом в Москву. На аэродроме их никто не ждал, хотя традиционно встречало руководство Седьмого управления КГБ СССР. На летном поле одиноко стояли лишь командир Группы «А» Виктор Фёдорович Карпухин и пограничник, полковник КГБ Виктор Алексеевич Шатских. Последний ждал сына, который вернулся с товарищами на самолете, но только в гробу.
Такой встречи следовало ожидать. Ведь утром 13 января президент СССР М. Горбачёв заявил, что он не в курсе силовой акции в Вильнюсе. По его словам, она состоялась по инициативе некого Комитета национального спасения Литвы (КНСЛ), созданного в республике сторонниками пребывания Литвы в СССР. Этот Комитет якобы попросил военной поддержки у командования 107-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Вильнюсе. Она им была оказана. Вот так М. Горбачёв в очередной раз продемонстрировал свою лживость, трусость и подлость.
Особо отмечу, что самопровозглашенный КНСЛ, согласно Конституции СССР, являлся антиконституционным и незаконным политическим образованием. Тем не менее, согласно версии президента М. Горбачёва, просьбы КНСЛ якобы согласилось выполнять не только командование дивизии, дислоцированной в Вильнюсе, но и советские десантники, прилетевшие из Пскова.
При этом Горбачёв умолчал о спецгруппе «А» КГБ СССР, которая могла действовать в Вильнюсе только по приказу Председателя КГБ СССР, и то с согласия Верховного Главнокомандующего ВС СССР, каковым тогда являлся он сам.
Из публичного заявления Горбачёва следовал вывод. Сотрудники Группы «А» якобы решили самостоятельно слетать в Вильнюс «размяться» и восстановить там советскую власть. Судя по молчанию Горбачёва, таким же странным образом в январе 1991 года в Вильнюс вдруг прилетел полк 76-й воздушно-десантной дивизии Министерства обороны СССР, дислоцированный в Пскове.
При этом Горбачёв предпочел забыть, что в январе 1991 года в Вильнюсе находились два заместителя министра обороны СССР — Виктор Ачалов и Валентин Варенников, а также ряд других высших военных чинов Советского Союза. Видимо, их занесло в Вильнюс чудесным образом, а не приказом президента СССР?!
К сожалению, чушь о странной «самостоятельности» советских военных и непричастности Горбачёва к вильнюсским событиям тогда тиражировали многие советские СМИ. Этот абсурд и сегодня повторяют некоторые российские СМИ.
Но главное в том, что эту версию поддержала Генпрокуратура Литвы, взяв ее за основу уголовного дела о событиях 13 января, произошедших в Вильнюсе.
ВИЛЬНЮССКИЕ СОБЫТИЯ ПО ГОРБАЧЁВУ И ТРУБИНУ
Свою версию событий, произошедших в Вильнюсе, М. Горбачёв, как президент, навязал Генеральному прокурору СССР Николаю Трубину. Эта версия обрела официальный правовой статус после того, как была изложена в «Информационной записке о ходе расследования уголовного дела о событиях, имевших место в Вильнюсе 13 января 1991 г.» от 28 мая 1991 года за № 18 / 5918-19.
Записка была направлена Верховному Совету Союза ССР за подписью Н. Трубина.
В записке сообщалось, что «…Обращение 10 января Президента СССР к Верховному Совету Литовской ССР о необходимости стабилизировать обстановку в республике и соблюдать положения Конституции СССР и Конституции Литовской ССР было парламентом Литвы необоснованно отвергнуто и названо «ультиматумом».
…11 января, во исполнение Указа Президента СССР «О мерах по охране неприкосновенности права собственности в СССР» и постановления Совета Министров ССР от 28 марта 1990 г. «О мерах по защите собственности КПСС на территории Литовской ССР» подразделениями внутренних войск МВД СССР и Вооруженных Сил страны были взяты под охрану здания Дома печати и ДОСААФ, являющиеся собственностью Коммунистической партии Советского Союза и Министерства обороны СССР.
…В телевизионной передаче «Панорама» 11 января В. Ландсбергис заявил, что «над нашей землей, над надеждами на свободу Литвы вновь поднята кровавая рука агрессора…»
…В обострившейся ситуации Конгресс демократических сил Литвы, в который входят более 20 крупных демократических организаций, в том числе официально зарегистрированных правительством Литвы, направил 11 января в Верховный Совет республики «Ультиматум трудовых коллективов и демократических сил», в котором высказывалось требование ответить согласием на обращение Президента СССР и немедленно ввести на территории республики в действие Конституций Литовской ССР и СССР. После истечения срока ультиматума Конгресс объявил об образовании Комитета национального спасения Литвы, на который возложил заботу о будущем Литовской ССР и ответственность за безопасность граждан…
…12 января парламент республики своим постановлением «О мерах по охране Литовской республики», расценив действия Советского Союза как «…открытую агрессию против Литовской Республики», поручил Президиуму Верховного Совета и правительству образовать «временное руководство обороной Литовской республики». Заместитель Председателя Верховного Совета республики Мотека заявил, что Литва находится в состоянии войны с Советским Союзом, и призвал сограждан к активной защите республики.
…К вечеру 12 января Комитет национального спасения Литвы обратился к работникам республиканского радио и телевидения с предложением о прекращении передач, «провоцирующих братоубийственное столкновение». Это обращение работниками телерадиовещания к исполнению принято не было, и в 23 часа Комитет национального спасения Литвы обратился к рабочим дружинам Вильнюса с предложением взять под контроль здания телерадиокомитета и телецентра с тем, чтобы прекратить призывы, подстрекающие население к массовым гражданским столкновениям и кровопролитию.
Одновременно с этим Комитет национального спасения Литвы, поддерживая предыдущие ходатайства стачечных комитетов в МВД СССР о необходимости обеспечения общественного порядка, обратился к командованию внутренних войск МВД СССР и начальнику Вильнюсского гарнизона с просьбой оказать дружинникам помощь в установлении контроля за работой республиканского телерадиовещания.
В создавшихся условиях командованием внутренних войск МВД СССР и Вильнюсского гарнизона, с целью обеспечения общественной безопасности и правопорядка, предотвращения возникших массовых беспорядков, разоружения боевиков и защиты безоружных членов рабочих дружин, а также для прекращения телерадиопередач, подстрекавших население к кровопролитию, были приняты соответствующие меры. Из войсковых подразделений было укомплектовано две группы. В состав каждой из них входило 190 военнослужащих, 14 бронетранспортеров и около 50 дружинников.
Для преодоления воздвигнутых вокруг зданий телерадиокомитета и телецентра заграждений одной группе было придано 4, а другой — 3 танка. Военнослужащим было выдано по 1 рожку холостых и по 2 рожка боевых патронов для автоматов, офицеры имели личное оружие — пистолеты…
…По сообщению незаконно созданной в 1990 г. прокуратуры Литовской республики, от действий военнослужащих погибли лейтенант КГБ СССР Шатских В. В. и 13 гражданских лиц (9 — в результате стрельбы на поражение или от случайно срикошетивших пуль и 4 — от наезда танков), 48 человек получили огнестрельные ранения и более 550 телесные повреждения в основном от стрельбы в воздух вышибными зарядами танковых пушек…» (повреждения барабанных перепонок).
…Судя по направлению раневых каналов, указанных в справке начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Литвы, 6 потерпевших были убиты в результате 1-7 выстрелов в каждого из них с разных точек, в том числе при выстрелах сверху и в спину, т. е. не военнослужащими при непосредственном столкновении с ними лицом к лицу, а боевиками во время их стрельбы из здания телецентра и с крыш ближайших домов в военнослужащих, которые находились у телецентра в толпе гражданских лиц…»
Продолжение в следующем номере.
ШВЕД Владислав Николаевич, родился в Москве.
С 1947 года проживал в Литве. С 1990 года — второй секретарь ЦК Компартии Литвы / КПСС, член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета Литвы, Председатель Гражданского комитета Литовской ССР, защищавшего права русскоязычного населения.
В сентябре 1991 г. отказался принять гражданство Литвы, а в декабре 1991 г. по этой причине был лишен мандата депутата ВС Литвы . В мае 1992 г. был задержан Генпрокуратурой Литвы якобы за антигосударственную деятельность.По причине отсутствия улик и под воздействием общественного мнения был выпущен на свободу.
В 1998‑2000 гг. — руководитель аппарата Комитета Госдумы по труду и социальной политике. Действительный государственный советник РФ 3‑го класса. Автор книги «Катынь. Современная история вопроса» (2012 г.), "Как развалить Россию? Литовский вариант" (2012 г.), "Литва против России и "Альфы" (2014 г.), "Неонацисты Литвы против России" (2015 г.), "Кто Вы, mr. Gorbachev?" (2016 г.). Автор более 200 публицистических статей.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!