РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
АНТИ-БРАТСТВО
«ПОСЛЕ ВАШЕГО ФИЛЬМА СТЫДНО БУДЕТ СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА МАТЕРЯМ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ СЫНОВЕЙ»
«Братство» — новый фильм Павла Лунгина, посвященный выводу советских войск из Афганистана, — еще до выхода на широкий экран получил скандальную известность. В конце марта его посмотрели члены Совета Федерации и были немало возмущены тем, как режиссер показал действия наших в Афгане, и еще тем фактом, что премьера была запланирована непосредственно на День Победы.
Зампред комитета по образованию Совета Федерации, полковник ФСБ России в запасе Игорь Морозов, посетив предварительный показ, с сожалением отметил, что «не такой фильм мы ожидали». Добавив, что нельзя выпускать на экраны фильм собственно 9 мая («для такого праздника у нас есть другое кино!»), так как «картина вызывает неоднозначную реакцию и искажает исторические события», а подвиг российских военных в Афганистане «растворился в показанных воинских преступлениях».
Тут же поднялась волна в СМИ, спешащая на помощь «Братству» против «злых парламентариев». «Кампания по борьбе с «вредным фильмом, искажающим историю Афганской войны», — пишет «Новая газета» от 13 апреля, — инициирована и возглавлена Игорем Морозовым. Ветеран Службы внешней разведки, выступая на пленарном заседании верхней палаты парламента, предложил запретить к прокату фильм Павла Лунгина «Братство», потому что с помощью подобных картин «нельзя воспитывать молодежь, чувство патриотизма»».
Однозначная оценка и инициатива Морозова, которую противники называют «губительной для картины Лунгина», стала результатом просмотра и обсуждения фильма ветеранами Афгана, проведенного затем по инициативе сенаторов в Министерстве культуры.
Герой Советского Союза, председатель Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство» генерал Борис Громов обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой лишить прокатного удостоверения фильм Лунгина, на который Минкульт и Фонд кино «легким движением руки» выделили из госбюджета 150 млн. рублей (просто не укладывается в голове!).
«У меня к этим людям (воевавшим в Афганистане) особое чувство глубокого уважения за их стойкость, мужество, терпение и любовь к своей Родине. Я лично с ними прошел все испытания за пять с половиной лет моей службы в этой стране — Афганистане (а там, на этой войне военнослужащим засчитывался день за три, как и во время Великой Отечественной войны). Поэтому к Афганистану и к событиям, происходившим там, у меня особое отношение…
То, что я испытал вместе с ветеранами, которые были на просмотре, трудно передать словами. Это один из вариантов классической черной русофобии в исполнении П. Лунгина и его сына Александра (сценариста — Авт.). После просмотра картины ярости ветеранов не было предела», — пишет Борис Громов. По словам бывшего командующего 40-й армией, ветеранов Афганистана представили «сбродом дегенератов, воров, мошенников, убийц и подлецов».
Лунгин посетовал, что после закрытого показа в зале (страсти зашкаливали!) были слышны возгласы, которые, как он считает, являются «поведением мракобесов и людей, которые боятся правды, чужого мнения, объективности» (увы, его «откровения» были продублированы многими СМИ): «В морду надо бить за такие фильмы, сажать надо!»
«Правду сказать, ведь за почти 40 лет с начала войны не был снят ни один правдивый и патриотический фильм о людях, которые отстаивали интересы своей Родины на ее южных рубежах, — выразил свое мнение офицер-«афганец» Сергей Козлов. — То, что это было именно так, доказывает присутствие американцев в этой стране уже почти 20 лет. Ни «Афганский излом» Бортко, ни пресловутая «9 рота» Бондарчука не являются фильмами, отражающими реальные события. У тех, кто воевал в Афганистане, эти фильмы вызывают обиду и разочарование. Поэтому была надежда, что вот теперь-то о нас, наконец, снимут правдивое кино! Ан нет! Поэтому вполне объяснимо, почему реакция зала была исключительно негативной».
Общественный экспертный совет при Межрегиональной общественной организации Ветеранов специальной разведки «Спецназ-АС» обратился с открытым письмом к президенту «как офицеру, верховному Главнокомандующему, истинному патриоту России» с просьбой запретить показ очередного антисоветского пасквиля.
«ЗА МОИ ЖЕ ДЕНЬГИ И ДОКУШАЛА, СВОЛОЧЬ!»
Были, как водится, и другие мнения. Руководитель центрального исполнительного комитета организации «Офицеры России», генерал-майор ФСБ России в отставке Александр Михайлов, организовавший предпоказ фильма, примирительно заметил: «В зале было около 200 человек… Часть зрителей спокойно отнеслась к фильму. Это были высокопоставленные в прошлом люди. Художественный фильм не может всех удовлетворить, все ищут в нем историческую правду… Любой фильм на 80 % — это все-таки плод вымысла, а кому он нравится или нет, — это второй вопрос».
Нравится или не нравится — вот, оказывается, в чем вопрос. Но если бы режиссер снял свой шедевр на собственные деньги, а потом показал в каком-либо снятом для этой цели кинотеатре (допустим, «Октябре») — нет вопросов! Ну, или почти нет. Кроме морально-этических, разумеется.
Так нет же! «Дайте денег и позвольте полить вас грязью, судари мои, художнику виднее, что снимать». Как у Зощенко: «За мои же деньги и докушала, сволочь!» Обижаться на него бессмысленно, доказывать ничего не надо, а вот крепко задуматься, почему в который раз выделены средства на заведомую ложь и провокацию, стоит.
В прокат очередной «левиафан», снятый на немалые государственные средства при поддержке Министерства культуры (который Лунгин, кстати, постоянно критикует), Фонда кино и Министерства обороны все-таки вышел, но вне рамок ММКФ (как планировалось ранее) только 10 мая, потому что Мединский предложил «тонкий дипломатичный ход» — дабы «снять общественное напряжение», не надо привязывать выход «Братства» ко Дню Победы.
А теперь вдумаемся, как расценивать речь режиссера после закрытого показа, в которой он абсолютно не стесняется в выражениях, обращаясь к парламентариям, заслуженным ветеранам, уважаемым людям — первым зрителям «Братства»? По-моему, как однозначно крайне оскорбительную.
— Мне жалко, — сказал Лунгин, — что министр считает этот сценарий ошибкой… Времена изменились. С молодежью надо говорить тем языком, которым я умею говорить, а не вы. Потому что если бы все было, как вы говорили, то мы бы не вышли тогда из Афганистана, и Советский Союз бы не распался через год после этого. Ваш язык оказался такой барабанной дробью, которую молодежь не слышит…
А вы снова и снова говорите все, старые люди, честно смотрите своими генеральскими глазами и говорите: «Мы?! Пили на войне?! Мы? Когда?! Да разве я рюмку ко рту поднес? Да разве мы взяли кинжал с собой душманский?!»
Понимаете, вы уже старые люди. И я старый, мне 70 лет в этом году. Хватит хотеть, чтобы вас хвалили! Хватит хотеть, чтобы вас облизывали. Не надо, чтобы молодежь была как вы. Пусть она будет другая! И не хочу, чтобы она была, как я. Пусть она будет лучше. Дайте ей жить в будущем. Что вы макаете ее в прорубь? Снова и снова! Я вас буду воспитывать!.. — заявил Лунгин собравшимся.
Кроме того добавил, что поскольку является народным артистом РФ, то имеет право на свою точку зрения. Эдакая пожизненная индульгенция, дающая право «воспитывать» — не больше, не меньше!..
Тем не менее, по данным пресс-службы фильма, «Братство» (по словам режиссера, «честное мужское кино») основано на воспоминаниях старших офицеров Службы внешней разведки.
«ВОТ СЮЖЕТ!»
Из-за нестабильной обстановки в Афганистане фильм снимался в Дагестане, Таджикистане и Киргизии — «это интересное сочетание Средневековья с современной жизнью… мы старались использовать в нашей картине», — отметил художник-постановщик Сергей Февралёв. К батальным сценам были привлечены реальные военные и военная техника. Сцены боевых действий стилизованы под хронику — из-за съемки ручной камерой. А в массовых сценах было задействовано более 300 актеров.
…Действие картины разворачивается в 1988-м году, накануне вывода советских войск из Афганистана. 108-й мотострелковой дивизии предстоит отход с Чарикарской равнины через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов, в плен к которым попадает советский военный пилот, сын генерала, летчик Васильев.
В самом центре «игры», где причудливо переплетаются противоположные интересы множества самых разных людей — штабистов, исламистов, спецназа, разведки, чиновников из афганского правительства, сотрудников советских спецслужб, таджиков и пуштунов — оказываются солдаты разведроты. Так гласит Википедия.
На деле, однако, «картинка» выглядит совсем по-иному.
«Братство» старательно показывает советских воинов исключительно с негативной стороны, собрав в надуманный сюжет весь перечень воинских преступлений, которые должны доказать зрителям, что «так оно и было».
Фильм насквозь пронизан шкурными интересами и жаждой наживы: солдаты грабят афганцев, а прапорщик помогает им в покупке магнитофона на краденые деньги, сначала обманув дуканщика, а потом, уже в своих интересах, моджахедов, обещая продать автоматический гранатомет за 2000000 афгани (в надежде купить телевизор!). И тому подобное.
В связи с этим вспомнился эпизод из фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968 год): «Что ж вранье-то пересказывать?»
Да и трейлер — пустышка, обманка, эдакая «потемкинская деревня» (в данном случае, «лунгинская»), из которого очевидно, что речь в фильме идет о спасательной операции нашего пленного. При полном отсутствии спорных или шокирующих моментов! В общем, тщательно подготовились и намеренно ввели публику в заблуждение.
Тем не менее, режиссура, конечно, высокого класса — к фильму трудно придраться по поводу «выпуклых» персонажей (блистательные актерские работы Цапника, Момота, Кузнецова и других), почти незаметной из-за динамизма происходящего операторской работы, но можно и нужно «придраться» идеологически.
Не стоит навязывать обществу, а тем более «незрелой» молодежи свою пацифистскую идеологию, и уж тем более внушать ложные представления о том, «как это было», откровенно мифологизируя афганских бандитов «в белом».
«Если описывать «Братство», то получится следующее, — откровенно написал «на злобу дня» публицист Егор Холмогоров. — Худшее зло на планете — советская армия, сборище грабителей, мародеров, убийц, воров, шкурников, жуликов, предателей и недоумков; из нее хуже всех — спецназ, который ухитряется грабить даже своих.
Самый край осатанения представляет собой командующий этой армии — самодур, который, чтобы отомстить за погибшего сына, наносит предательский удар по моджахедам, с которыми уже «договорились». (Речь идет о пьяном командарме, отдающим приказ бомбить кишлак, несмотря на достигнутую с моджахедами договоренность о прекращении огня. То есть моджахеды Лунгина — честно выполняют свои обязательства, а советский генерал их вероломно нарушает — Авт.)
Более или менее приличная часть этой армии — кагэбэшники, которые понимают, что надо «договариваться». Миру пришли бы полные кранты, если бы советской армии не противостояли отважные мусульмане-моджахеды, дерущиеся за свою землю, используя стингеры, присланные им главными спонсорами всего мирового добра — американцами. У моджахедов есть свои маленькие слабости — они очень корыстны, любят перерезать горло, но, в сущности, они честные ребята, живущие по понятиям. Самый лучший из моджахедов — весь в белом — стоит, такой красивый, но его подло убивают. Ничего, подрастет новое поколение мальчишек и за него отомстит…
В общем, «Рембо-3», «Искры из глаз» про Джеймса Бонда и «Война Чарли Уилсона» нервно курят в сторонке — Лунгин может дать им по части воспевания мужества и благородства моджахедов стоочковую фору. Правда, как из всего этого благородства вышли «Талибан» и ИГИЛ (да-да, запрещенная в России организация) — остается непонятным».
Да-а, «вот сюжет!», говоря цитатой из старого фильма.
«У меня, как и многих, возникло твердое убеждение — похоже, что Лунгин ведет пропаганду и поддерживает «светлый и честный образ террористов Талибанов и ИГИЛ», с которыми мы воевали в Афганистане и организации которых запрещены в РФ», — подчеркнул Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Громов.
То есть «Братство» — не совокупность причин или уроков афганской войны, и акцент сделан отнюдь не на политической «подоплеке», а на наших военных — представленных как «сборище моральных уродов»!
Как справедливо отметили участники обсуждения в Министерстве культуры, фильм представляет собой каталог тяжких и особо тяжких воинских преступлений — состоит почти исключительно из них.
«А я в ходе того же обсуждения предложил выход — ни в коем случае не выпускать фильм в прокат, зато передать его в качестве учебного пособия в военную прокуратуру и органы военного следствия. Пусть молодые практиканты соревнуются — кто насчитает больше «составов преступления». А вот с историей изготовления этого фильма вполне могли бы попрактиковаться сотрудники гражданского Следственного комитета», — подытожил Егор Холмогоров. Логично.
ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ОТЦА
По мнению режиссера, «главная тематика фильма — непарадный героизм, как в картине «Они сражались за Родину» (1975 год, режиссер Сергей Бондарчук — Авт.). Эк хватил! Неслабое сравнение.
Павел Семёнович также подчеркнул, что идея создания фильма появилась после встречи с экс-директорм ФСБ и депутатом Государственной Думы РФ Николаем Ковалёвым, который в 1987-1989 годы находился в Афганистане в качестве сотрудника КГБ, занимался контрразведкой, обеспечивал безопасную проводку колонн, вел переговоры с моджахедами.
«Прообразом главного героя является Ковалёв Н. Д., чьи дневниковые записи якобы легли в основу сценария. Возможно, Лунгин и пользовался записями Ковалёва, но очень избирательно, намеренно выискивая в них исключительно негативные события и оставляя без внимания позитивные», — считают ветераны разведки (Открытое письмо Президенту РФ В. В. Путину — Общественный экспертный совет при Межрегиональной общественной организации Ветеранов специальной разведки «Спецназ-АС»).
Вероятно, бывший глава ФСБ настолько проникся к режиссеру «Острова» (действительно явление в кинематографе), «Царя» и других отличных фильмов, что поделился информацией с Павлом Семёновичем «сотоварищи». Чем плоха «версия» о том, что новый фильм Лунгина родился именно с его подачи и личной просьбы экранизировать воспоминания, которые ранее публиковались в «профильных» узко-специальных журналах?
А может, все проще? Чисто по-человечески, а?
«Дело в том, что нам понравился этот человек — Николай Дмитриевич Ковалёв. Сценарий основан на его воспоминаниях, честных записках, в которых есть правда, есть и героическое начало, сердечное. Не бездушное», — запросто объяснил исполнитель главной роли актер Кирилл Пирогов, кстати, даже внешне чем-то напоминающий Ковалёва.
…В разгар бурных обсуждений «Братства» и связанных с фильмом громких фамилий в редакцию «Новой газеты» пришло письмо дочери генерала Есении Ковалёвой, которое без изменений поместили на сайте издания. Кто был инициатором письма, неизвестно.
«Добрый день… Я бы хотела, чтобы Вы опубликовали мое письмо с небольшим пояснением о фильме «Братство» Павла Лунгина именно с позиции умершего Генерала армии Николая Ковалёва, моего отца.
В последние годы отец сильно болел, но этот фильм был одним из важных событий в его жизни, привязывающих его к нам, не позволяющих умереть. Он боролся с болезнью, в том числе благодаря своей мечте об этом фильме. Слова «афганское братство» и «боевое братство» я слышала с детства. В рабочем кабинете отца всегда стояла фотография из Афганистана, с боевыми товарищами, с которыми он не терял связи никогда. Мне было интересно, почему именно это фото и почему Афганистан? Ведь много было событий в его жизни, значимых, достойных внимания.
По прошествии лет я сделала вывод: именно во время Афганской войны произошло становление многих российских солдат и офицеров, которые, оказавшись за пределами родной страны и в полном окружении другой культуры, абсолютно чужих правил, противоречащих кодексу чести офицера любой армии: ребенок мог держать автомат, за улыбкой старика мог скрываться нож — люди поняли, что у них нет никого, кроме друг друга…
Талант режиссера Павла Лунгина помог донести все то, что отец хотел сказать, в яркой художественной форме, максимально приближенной к реальности. Именно среди ужасов Афганской войны у многих произошла переоценка ценностей, благодаря чему вся дальнейшая жизнь приобрела ориентир — моральные ценности и служение Родине.
Фильм Лунгина показывает, что братство — это не пафосные слова, не хождение строем, не совместное застолье, а связь на всю жизнь, выраженная словами «своих не бросаем». После просмотра отношение к этой войне становится совершенно иное, появляется понимание, как один человек может рисковать жизнью для спасения другого совершенно осознанно и бескорыстно…»
По прочтении письма у меня сложилось впечатление, что фильм Лунгина — это что-то одно, а письмо — про что-то другое, хотя, на первый взгляд, речь именно о «Братстве».
Есению Николаевну можно понять. Во-первых, кто упрекнет ее в том, что она любит своего отца и не позволит бросить тень на его имя и память? Во-вторых, как пишет Ковалёва, «в последние годы отец сильно болел, но этот фильм был одним из важных событий в его жизни, привязывающих его к нам, не позволяющих умереть. Он боролся с болезнью, в том числе благодаря своей мечте…» То есть фильм, о котором он мечтал, продлил его жизнь.
МНЕНИЕ «АФГАНЦА»
«Не знаю, насколько это правда, но меня и моих товарищей, воевавших в Афганистане, смущает то, что Ковалёв недавно ушел из жизни (5 апреля 2019 года — Авт.) и не видел получившегося «шедевра»», — прямо заявил Вячеслав Громов, президент Фонда помощи ветеранам спорта и силовых структур и членам их семей «Возрождение». В свое время он, будучи старшиной-инструктором, готовил подразделения «крылатой пехоты» для боевых действий в Афганистане.
По мнению В. Громова, Павел Лунгин создал провокационный фильм — и это ложка дегтя для всех боевых ветеранов Афганской войны, честно исполнявших свой долг. Он добавил, что ни он, ни сослуживцы никогда не употребляли наркотические вещества и не занимались мародерством: даже мыслей таких на фронте не возникало.
«Поясню, я говорю о боевых подразделениях, которые реально воевали. Возможно, в тыловых подразделениях дело обстояло иначе», — комментирует Вячеслав Громов. По его твердому убеждению, подобное кино (а именно, как он выразился, «лунгинские сказки») позорит честь служивших, а государство не должно спонсировать подобные проекты.
Вопрос, конечно, существенный. Но вторичный. А первично то, что широкий прокат этого фильма нанесет нашей стране такой идеологический ущерб, который невозможно будет ничем восполнить. Кстати, о Родине.
На обсуждении после просмотра фильма Сергей Козлов обратился к режиссеру с такими словами: «Павел Семёнович, вы, конечно, талантливый режиссер, однако силу своего таланта направили не на благо нашей Родины, а во вред». Лунгин спросил, смотрел ли Сергей его «Остров». «Да, смотрел». Далее последовало умопомрачительное: «Чем же я этим фильмом навредил вашей Родине?»
Меня, впрочем, не удивил подобный ответ гражданина Франции (с начала 1990-х годов он живет в «стране Сезанна и пармезана» и снимает все свои фильмы при участии французских продюсеров, но по-прежнему — в России и о России — Авт.) и одного из создателей Ельцин центра.
Он не один такой живет за рубежом, а работает «в этой стране», которую, вместе с властью и пресловутым щедрым Минкультом не стесняется критиковать. Не забывая при этом… о международных продажах.
В феврале 2018 года фильм был представлен на Берлинском кинофестивале, где Лунгин заключил контракт с французской компанией Loco Films, которая и займется продвижениями его новой картины, не похожей на предыдущие работы: «Я всегда меняю жанры, и в этот раз решил снять военную драму с элементами комедии». Бинго.
Надо заметить, что неутихающие споры вокруг фильма поспособствовали рекламе картины. «Сейчас у фильма есть серьезный экспортер, который, естественно, будет эксплуатировать этот скандал в интересах продвижения картины за рубежом, — тонко заметил президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов. — Ничего предосудительного в том, что сделали Лунгин и авторы фильма, я не вижу. Есть недостатки кинематографические — так они у каждой картины есть. Нечего из-за этого поднимать шум».
Окончание в следующем номере.
ЕГОРОВА Ольга Юрьевна, родилась в Калуге.
Выпускница факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1997 году была ответственным секретарём журнала «Профи».
На протяжении шести лет, с 1998‑го по 2003 год и с 2010-го по настоящее время является редактором отдела культуры в газете «Спецназ России». Опубликовала большой цикл статей, посвящённых женщинам в истории отечественной разведки. Автор книги «Золото Зарафшана».
«Серебряный» лауреат Всероссийского конкурса «Журналисты против террора» (2015 год).
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!