РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
АНТИ-БРАТСТВО
«ПОСЛЕ ВАШЕГО ФИЛЬМА СТЫДНО БУДЕТ СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА МАТЕРЯМ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ СЫНОВЕЙ»
ОКОНЧАНИЕ. Начало в № 5, 2019 г.
«ПАМЯТЬ АФГАНА ЕЩЁ СЛИШКОМ СВЕЖА…»
Военная чернуха под названием «Братство», безусловно, развлечет западного зрителя, который откровенно обрадуется очередной фальшивке, приняв ее «за чистую монетку откровений русского режиссера».
Очевидно, что чиновники — если, конечно, они ответственны за свои деяния перед настоящим и будущим, а не являются временщиками, как это было при Ельцине, — должны поставить прочный заслон такому «творческому осмыслению» отечественной военной истории.
…Прежде чем стать журналистом и писателем, офицер спецназа ГРУ Сергей Козлов провоевал в отряде специального назначения в афганском Кандагаре почти два с половиной года. Командир группы и заместитель командира роты спецназа. Кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды. Так что об этой войне он и его друзья знают не понаслышке. Увиденное на экране вызвало у них бурю негодования.
«Допустимо ли искажать действительность? — задался вопросом Сергей Козлов на страницах газеты «Взгляд». — Насколько вольно может поступать художник с историческими событиями, о которых он рассказывает в той или иной форме? Ведь если это никак не определить, то вскоре на экранах России появится фильм, который на народные средства расскажет о том, что фашизм в 1945 году победили США, Великобритания и Франция. А Россия воевала на стороне Гитлера».
…Знаете, когда-то, в 1964 году, в Советском Союзе был снят потрясающий фильм Резо Чхеидзе, с колоритнейшим Серго Закариадзе в главной роли — «Отец солдата».
По признанию режиссера, лучшей наградой ему и съемочной группе стало письмо, которое Чхеидзе получил из Севастополя. В нем описывался конкретный случай, когда молодой человек добровольно пришел в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошел на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете». Вот так под влиянием «информационной среды» (говоря казенным языком) меняется мировоззрение людей!
На демонстрации кинокартины член Совета Федерации полковник в отставке Игорь Морозов (находился в Афганистане в качестве советника по линии КГБ) сказал, что ветераны ждали фильм, который стал бы для молодежи «Освобождением» Озерова или фильмом Рогова «Офицеры». Оказалось — иначе!
Что после подобного «Братству» фильма должна думать молодежь, сознанием которой («тем языком, которым я умею говорить», как Лунгин заявил на предпоказе) манипулируют, старательно извлекая из военной истории только негативные моменты и демонстративно вывешивая их как флаг? Начали с Афгана, пойдем дальше и снимем что-нибудь эдакое про Великую Отечественную — да, Павел Семёнович? Мединский поддержит? Тем более, тот уже вывешивал мемориальную доску Маннергейму в Северной столице, которую, правда, после скандала и протестов пришлось демонтировать.
Да, этот фильм скорее арт-хаус от Лунгина. Слишком грязные вещи вытворяют люди в советской военной форме. И цитата из фильма: «Пусть ребята заработают», — слишком грязная для великой советской армии.
Автор одной из рецензий на «Кинопоиске» пишет: «Логика Павла Лунгина понятна: он захотел снять честный фильм (в его представлении) о последних годах Афганской войны и тем самым создать наш аналог «Апокалипсиса сегодня». Но он забыл о том, что память об этой войне еще слишком свежа, и рассказ может быть просто не к месту, потому что он не пытается охватить всю картину, а выхватывает страшные стороны войны и показывает нам, чтобы мы ужаснулись: какие, оказывается, наши люди поголовно ублюдки!
Необъяснимо много внимания уделено различного рода преступлениям советских военнослужащих. Половина фильма (и тут я не преувеличиваю) — это демонстрация случаев мародерства, нападений на мирных афганских людей с целью присвоить себе их деньги и ценности, даже до убийства людей без оружия доходит; приплюсуйте сюда сцены пьянства и унижений — и вот вам самая яркая часть фильма!
Из всего этого появляется «во-вторых», а именно: что война — это плохо. Спасибо, г-н Лунгин, а то мы не знали, что убивать людей без оружия плохо! Да и вообще мы не в курсе, что война — это плохо. Безусловно, в любой армии есть свои герои и ублюдки, но искусство на то и искусство, чтобы показывать общую картину, не выпячивая только лишь хорошее или плохое. Вообразите себе, что так же снимать будут о Великой Отечественной, где армия наших предков будет представлена в качестве группы мародеров» (автор под ником Rugabov).
Человеку или режиссеру свойственно приписывать свои мотивы другим. Поэтому, читая об одних и тех же событиях, одни считают движущими мотивами героизм, а другие видят лишь погоню за наградами, наживу, поиск сомнительных удовольствий — что и произошло с Лунгиным, которому, видимо, все равно, что снимать — лишь бы «произведение было художественно цельным и энергетически мощным».
Хорошо бы Павлу Семёновичу и подобным ему «левиафанам от кинематографа» твердо помнить о том, что «не хлебом единым жив человек», а памятью… Светлой памятью о воевавших и погибших воинах.
«Я ВЫРОС НА ФИЛЬМАХ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Не сомневаюсь, что под этим письмом подписались бы очень многие. Его автор — председатель общероссийской общественной молодежной патриотической организации «Наследие», которая является молодежным крылом Российского Союза ветеранов Афганистана.
«Павел Семёнович, меня зовут Виталий Шереметьев. Я офицер запаса, не служивший в Афганистане, представитель поколения сыновей воинов-интернационалистов, председатель общероссийской молодежной организации «Наследие», пришел на просмотр Вашей картины без указаний и установок в отношении фильма «Братство».
Вышел в недоумении: как Вам удалось в одной киноленте создать учебное пособие по мыслимым и не мыслимым нарушениям воинского устава, Вам ставили задачу показать подлость отдельных людей в первую очередь, а героизм многих солдат, прапорщиков и офицеров лишь фоном, при отлично снятых пейзажах и боевой технике?
Захотелось спросить у Вас: назовите мне фамилию того человека, который заложил традицию обязательно с первого убитого врага брать на память вещицу.
Назовите имя того офицера или солдата, который мог так смело пить водку в боевых подразделениях. Назовите мне, с чего пришло Вам в голову, что у лейтенанта первый день в Афганистане начинался в питейном заведении?
Я вырос на фильмах об Отечественной войне и на литературных произведениях, возвеличивающих воина, описывающих все тяготы войны и человеческие судьбы, но после этих фильмов не возникало отвращения к армии.
В этом году, в связи с 30-й годовщиной вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан, наша организация провела сотни встреч с молодежью на тему войны в Афганистане, мы организовывали конкурсы сочинений на тему «Письмо погибшему афганцу» и «Я — наследник великой войны», создали выставку фотокартин «Афганская война. 1979-1989 гг.», провели сотни спортивных мероприятий, конкурсы детских рисунков «Афганская война», готовим встречи ветеранов-афганцев из России с ветеранами Донецка и Луганска.
И все это делали мы — молодое поколение, нам чуть больше 30 лет, и мы с великим почтением относимся к самому крупному вооруженному конфликту Советского Союза в период после окончания Великой Отечественной войны.
Фильмов об афганской войне не так много, и я искренне надеялся на правдивый фильм об этапах войны, о ратных подвигах и помощи советских людей афганскому народу. А увидел слабый по сюжету фильм, собранный по клиповому варианту с большим числом мерзости.
После просмотра фильма Вы назвали меня, Виталия Шереметьева, патриота своей страны, мракобесом, только за то, что я смело в глаза смог сказать Вам, мастеру кинематографии, что после Вашего фильма стыдно будет смотреть в глаза матерям погибших в Афганистане сыновей.
Нам будет нужно объяснить каждому подростку, что на войну в первую очередь идут исполнять воинскую присягу, помня об общечеловеческих ценностях. Верхом цинизма считаю запускать в прокат этот фильм в день нашей Великой Победы, моя бабушка этого не поймет.
А я, «мракобес», в этот день буду в Сербии в составе делегации нашей молодежной организации проводить акцию «Навеки в камне, навеки в памяти!» против вандализма в отношении монументов советских воинов-освободителей в Европе».
Такое вот письмо…
Пожалуй, одна из бед «Братства» заключается в том, что получившаяся в итоге кинокартина практически не рассказывает про дух боевого товарищества и то, что на войне тот человек, с которым ты рядом, роднее и надежнее любого члена семьи…
Чтобы снять настоящее «Братство», нужно иметь иной склад души, такой, как у замечательного барда-исполнителя Виктора Третьякова. Он, сугубо гражданский человек, написал в восьмидесятых годах одну из лучших «афганских» песен «Сон», которая в отличие от фильма Лунгина берет за живое.
Снова сон, — и солнце над Кабулом
Расплавляет металл брони.
Снова сон, — и чую сзади дуло,
И молю: Бог, меня храни!
Снова сон, — и перевалом горным
Мы идём в наш последний бой.
Снова сон, — и вот «Тюльпаном чёрным»
Едет к маме Андрей домой.
Что мне льготы без ног к врачу, —
Если там из свинца дожди.
Если каждую ночь кричу:
— Подожди, Андрей! Подожди, Андрей!
— Подожди!
Снова сон, — и вижу под обстрелом
Наш кабульский аэропорт.
Снова сон, — и вот «вертушки» телом
Прикрывают гражданский борт.
Снова сон, — и опять тоскую
По берёзам, которых нет.
Снова сон, — и для чего воюют,
Всё ищу и ищу ответ…
Что мне орден, коль нету ног,
И ушёл навсегда Андрей.
Сделал всё я, что только мог,
И не жалей меня, не жалей…
Я помню лица и глаза тех, кто напряженно слушал в зале эту песню, исполнявшуюся под гитару. Помню Виктора Третьякова — в сценическом костюме и взбитыми волосами, и этот его творческий «прикид» был ярким контрастом со словами: «Снова сон, — и вот «вертушки» телом прикрывают гражданский борт».
Даже в полемической песне «Разговор с афганцем» («С тобой мне, Сашка, спорить о войне…»), высказав свое негативное отношение к афганской войне, Виктор Третьяков нашел такую тональность и подобрал такие слова, которые не вызывают отторжения.
Тот, кто не пробовал масла, тот будет рад и маргарину. Не знающий настоящего военного кино, будет довольствоваться «Братством» Лунгина.
МЕДИНСКОЕ КИНО
Картина Павла Лунгина «Братство» будет представлена на 22-м Шанхайском кинофестивале. Очевидно, мы продолжаем с редким мазохистским упорством представлять себя раз от раза в негативном свете.
И в то же время практически без всякой рекламы, по одному сеансу в день, в полупустых залах идет один из лучших фильмов в новейшей истории нашего кинематографа — «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова.
Как пишет публицист Егор Холмогоров: «Можно только удивляться тому, что, хотя такого фильма ждали последние пять лет, нашей либеральной и мейнстримной прессе удалось его утопить в молчании, а уж заговор кинопрокатчиков против лучших российских фильмов, если за ними не стоит мощный лоббистский ресурс, и вовсе не является новостью. Задача простая — утопить фильм в недопрокате и безрекламьи, после чего «Кинокритик Антон Долин ТМ» напишет, что «позорная агитка» не собрала даже пятой части того, что собрал «великий антивоенный шедевр Лунгина «Братство»».
Что ж, пока в России активно действуют «ельцин-центры», а на бюджетные средства продолжают снимать подобное «патриотическое» кино а-ля Мединский, ждать порыва от Эр-Эф, вышедшей из «лихих девяностых», к подлинной России, не приходится.
Впрочем, зрители разобрались в «Братстве» и «проголосовали» ногами. Фильм провалился в прокате, заработав за три первые недели (по данным «Кинопоиска») всего 728 тыс. долларов при производственном бюджете в 270 млн. рублей. И с финансовой точки зрения стал одним из самых неудачных.
О слабости фильма высказался Никита Михалков, сняв его показ на 41-м Московском международном кинофестивале: «Мы получили большую, серьезную просьбу от ветеранов Афганской войны… Это был крик души, их эта картина оскорбила». Он заявил, что не собирается брать на себя ответственность за демонстрацию картины на фестивале. По словам режиссера, спорные фильмы стоит показывать только если они того стоят, чего нельзя сказать о «Братстве».
«На мой взгляд (это моя личная точка зрения), это довольно среднее, из клише сотканное произведение, основа которого — фетиш представлений об Афганской войне так, как ее представляли авторы. Фестиваль, члены комиссии, все остальные не сочли качество этого фильма (достаточным) для того, чтобы из-за него ломать копья, биться и тем самым поднимать его рейтинг», — отметил Никита Михалков.
В роли зрителя я пыталась понять, зачем лично мне нужен этот фильм? И такого смысла я не нашла. «Братство» не предлагает ничего нового — ни с художественной, ни с технической, ни с драматической, ни с информационной точек зрения. Выходит, его сняли не для меня. Не для молодежи, не для ветеранов-«афганцев», не для матерей погибших воинов и гражданских специалистов.
Получается, что Павел Семёнович снял это кино для себя? При былом уважении к автору «Острова» я не понимаю, зачем вообще был нужен этот фильм.
Но, оказывает, ответ есть! И еще какой ответ… С ним следует ознакомиться тем чиновникам, кто продвигал фильм по линии Министерства культуры РФ и оборонного ведомства Шойгу. Как в пылу полемики заявил Лунгин: «Молодежь не должна быть похожа на своих героических отцов и дедов, необходимо разорвать связь поколений». Вот как! Спасибо за откровенность, Павел Семёнович…
Получается, что целью «Братства» было как раз разрушение связи поколений, а не показ «непарадного патриотизма», как Лунгиным заявлялось раньше. Иными словами, все эти военные парады на 9 Мая и «Бессмертные полки» — не тот путь, каким надо идти. И следует стремиться к тому, чтобы героизм перестал передаваться как историческая эстафета.
К счастью, мы в своем громадном большинстве никому не позволим разорвать эту связь поколений и стать беспамятными манкуртами. Мы помним и будем помнить о тех, кто добыл победу в самой страшной войне в истории человечества, кто воевал в Египте и Афганистане, на Кавказе, в Таджикистане и Сирии, в других горячих точках.
Что бы сказал мой отец Юрий Михайлович Егоров, посмотрев фильм Лунгина? Смею предположить, оценка была бы отрицательной. Паренек из Мариинского Посада. Красноармеец, вернувшийся в десятый класс после войны — доучиваться. Ученый, работавший на Космос. Лауреат Государственной премии СССР. Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС.
Государство, с одной стороны, создает в обществе атмосферу патриотизма, отдавая должное подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, и пропагандирует новых героев — участников Сирийской кампании. С другой стороны, оно же, государство, выделяет деньги режиссеру, чья жизненная позиция предполагает обратное. Это какая-то шизофрения однако!
«Сторонники Лунгина сравнивают его с Оливером Стоуном, который снял прекрасный и правдивый фильм о войне во Вьетнаме, — пишет ветеран спецназа Сергей Козлов. — Однако такое сравнение взято с потолка. Во-первых, некорректно киноподелку Лунгина ставить в один ряд с фильмом, собравшим массу высших призов на кинофестивалях. Во-вторых, Стоун сам воевал во Вьетнаме в течение года и прекрасно знал, что такое война. Потому она у него и выглядит достоверно.
Коль скоро речь зашла об американском кино, стоит заметить, что после выхода на экраны ряда фильмов о войне во Вьетнаме президент США Рональд Рейган сразу же инициировал съемки фильмов о Рэмбо, чтобы создать кинообраз героя для американской публики. И в результате ничего подобного «Взводу», «Апокалипсису сегодня» и «Цельнометаллической оболочке» на американские экраны больше не вышло.
Думаете, почему? Что, американцы перестали вести войны или стали гуманистами? Нет. И Афганистан, и Ирак, и Югославия являются примерами наглой и жестокой агрессии, в ходе которой мирное население этих стран безжалостно уничтожается. А на экранах американский солдат представлен миротворцем.
А все потому, что со времен Рейгана ни один режиссер не может снимать кино про американские вооруженные силы, не получив согласия министерства обороны США. Наверное, не нужно объяснять, что даже правдивый фильм, направленный против американских вооруженных сил, такое согласие никогда не получит. А такую фальшивку, как «Братство», там даже рассматривать бы не стали. Почему же в нашей стране режиссеры вроде Лунгина получают добро на съемки таких фильмов, как «Родина» или «Братство»? И не только добро, но и средства из государственного бюджета?» (газета «Взгляд»).
Даже если «Братство» было снято для коммерческого подъема российского кино, то цель явно не оправдывает средства. Лунгин отнюдь не Оливер Стоун с его «Взводом» и не Френсис Коппола с его «Apocalypse Now»…
P. S.
Нам постоянно рассказывают, что в основу фильма «Братство» легли некие записки бывшего директора ФСБ генерала Николая Ковалёва (умер весной 2019 года), прошедшего Афганистан в качестве офицера КГБ СССР. Хотелось бы увидеть их в печати. И — сравнить! Вот только появятся ли они? И существуют ли в природе?..
ЕГОРОВА Ольга Юрьевна, родилась в Калуге.
Выпускница факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1997 году была ответственным секретарём журнала «Профи».
На протяжении шести лет, с 1998‑го по 2003 год и с 2010-го по настоящее время является редактором отдела культуры в газете «Спецназ России». Опубликовала большой цикл статей, посвящённых женщинам в истории отечественной разведки. Автор книги «Золото Зарафшана».
«Серебряный» лауреат Всероссийского конкурса «Журналисты против террора» (2015 год).
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!