РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
РОЖДЁННАЯ НЕБОМ
29 июля 2019 года — сорок пять лет с того исторического момента, когда Председателем КГБ СССР Юрием Владимировичем Андроповым был подписан приказ № 0089 / ОВ (то есть «Особая важность»).
Так в структуре Седьмого управления КГБ СССР появилось секретное подразделение — Группа «А». Она же «Группа антитеррора», «Группа Андропова», как ее называли между собой в Комитете посвященные люди.
«Важное обстоятельство для службы в нашем подразделении — это взаимовыручка, — говорит Герой Советского Союза генерал Геннадий Зайцев. — Уверенность друг в друге должна быть безоговорочная: если кто-то пошел на пулю, то он уверен, что следующий за ним товарищ обязательно его прикроет и поможет».
У Группы «А» свой дух и свои традиции, важные для формирования сплоченного коллектива единомышленников, способного решать задачи повышенной сложности.
Феномен российского спецназа (не только «Альфы») заключается в том, что, даже если боец молод, у него есть семья, он все равно готов пойти на риск, чтобы спасти жизнь незнакомых ему людей. Нужно обладать особой психологией, чтобы все это понимать и не отступить в трудную минуту.
Бойцы хоронят своих товарищей, а на следующий день заступают на боевое дежурство, вылетают в командировку, участвуют в спецоперациях и идут в бой, делая жизнь людей и нашего государства безопаснее.
В канун 45-летнего юбилея Управления «А» на вопросы газеты «Спецназ России» отвечает Почетный президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Общественной палаты Российской Федерации полковник Сергей Гончаров.
ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ
«СР»: Сергей Алексеевич, это первое интервью, которое вы даете «Спецназу России» в новом качестве — Почетного Президента Международной Ассоциации «Альфа». Почему вы решили уйти?
С. Г.: Я отнюдь не ушел куда-то в сторону, но перешел в другой статус. На то были разные причины, но главная их них — необходимость обновления. Что касается первого лица нашего содружества, то президентом Международной Ассоциации «Альфа» на общем собрании, состоявшемся 30 марта, был избран Герой России генерал-майор Валерий Канакин — начальник Управления «А» ЦСН ФСБ России в 2014-2019 годы.
Валерий Владимирович принадлежит к поколению 1980-х годов. В Группу «А» КГБ СССР он был зачислен в 1984 году. Прошел боевую стажировку в Афганистане и две военные кампании на Северном Кавказе. Участник многих специальных операций, в том числе на Дубровке («Норд-Ост») и в Беслане. Орденоносец.
…Сейчас мы переживаем переходный период, но я убежден, что затягивание с обновлением лишь заморозило бы ситуацию, а потом нам все равно пришлось бы ее решать, только в худших условиях. Время берет свое! Вспомните, почему погиб Советский Союз. Пожалуй, одна из главных причин — нежелание «кремлёвских старцев» уступить место молодому поколению лидеров. В результате самым молодым в Политбюро ЦК оказался Горбачёв. К слову, глядя на все это, китайские товарищи сделали соответствующие выводы в своей кадровой политике по омоложению руководства партии и государства.
«СР»: А ведь после 1991 года Группа «А» могла прекратить существование вместе с самой конторой, так?
С. Г.: Да, мы это понимали! Раньше КГБ являлся мощным центром, в котором были собраны все подразделения под единым руководством. После прихода Бориса Ельцина контора претерпела, если я не ошибаюсь, одиннадцать больших и малых реорганизаций, и говорить о том, что в 1990-х органы госбезопасности ничего не потеряли, вышли без потерь, — покривить душой. Системе госбезопасности был нанесен сильнейший удар. После августа 1991 года речь шла вообще о ликвидации Лубянки и создании «демократических спецслужб». Звучали и такие голоса!
Председателем КГБ СССР был назначен горбачёвский советник Вадим Бакатин, который попытался разрушить систему госбезопасности. Ельцин в своих мемуарах пояснил: «…Перед ним стояла задача разрушить эту страшную систему подавления, которая сохранялась еще со сталинских времен». Именно Бакатин по-хамски снял с должности нашего командира — Героя Советского Союза генерала Виктора Карпухина, когда отказался принять его после провала ГКЧП.
Я сейчас приведу такой факт, о котором уже мало кто знает или помнит. В декабре 1992 года советница Президента РФ и депутат Галина Старовойтова внесла в Верховный Совет России законопроект «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима». В нем предлагалось подвергнуть профессиональным ограничениям не только работников партийного аппарата КПСС, но и штатных сотрудников и агентуру советских и российских спецслужб. Этот проект был одобрен съездом самой массовой на тот момент общественно-политической организации в стране, инициатора гайдаровских экономических реформ, — Движения «Демократическая Россия».
В случае принятия парламентом законопроекта Старовойтовой мы бы уже не жили в России как таковой, я в этом убежден. Потому как бывшим сотрудникам КГБ был бы закрыт путь во власть. И офицер КГБ Владимир Путин, равно как и многие другие «чекисты» (включая, кстати, и вашего собеседника), стали бы изгоями. Нынешней молодежи трудно даже представить… Но то было время, когда понятие «патриотизм» являлось ругательством, а «патриот», «патриоты» — бранными словами.
«СР»: В прессе и социальных сетях часто приходится читать такой вопрос: если сопоставить профессиональный уровень сотрудников Группы КГБ и нынешнего Управления «А» ЦСН ФСБ России, то в какой период существования подразделения он окажется выше?
С. Г.: Если взглянуть на историю нашего специального подразделения, то в каждый без исключения период были явлены образцы высочайшего профессионализма, мужества и самоотдачи. У представителей призыва 1970-х годов это, несомненно, был штурм дворца (укрепрайона) диктатора Амина в Афганистане. Как писал в одном из стихотворений Александр Трифонович Твардовский, «тут не убавить, не прибавить» — это вершина, сплав боевого мастерства, воинского мужества и боевого везения. При том соотношении сил и средств, ребята из «Грома» и «Зенита», поддержанные экипажами БМП и БТР «мусульманского» батальона ГРУ (и ротой десантников), должны были лечь под стенами Тадж-Бека.
На случай провала бойцы спецназа КГБ были переодеты в афганскую военную форму без знаков различия и не имели при себе документов. Но они, направляемые легендарным Юрием Ивановичем Дроздовым (руководителем операции «Шторм-333» по линии КГБ), совершили невозможное и вышли победителями из той жестокой схватки.
Нужно понимать и то, что в случае неудачи Группа «А» прекратила бы свое существование. Вообще-то она создавалась — в основном — под обеспечение безопасности Московской Олимпиады 1980 года, но судьба распорядилась так, что подразделению пришлось за полгода до нее исполнять роль классического спецназа за пределами страны, в Афганистане.
…Видимо, действительно под особой звездой была рождена Группа «А». Как написал наш друг и боевой товарищ Владимир Николаевич Ширяев (летом следующего года исполнится десять лет, как его нет с нами):
Рождённая Небом для подвигов ратных
Во имя великой судьбы торжества,
Надежда спасенья — в набатах раскатных
Россия хранит светлый лик Божества.
Преемник пути — освящённое братство,
Из кованой плоти могучий отряд
С надеждою зрит поднебесное царство,
Над бездною зла совершаем парад.
Где тьмою распята заветная правда,
Идём непреклонно, сплочённые в ряд;
Знамёна несут имя гордое — «Альфа»,
Под натиском душ расступается ад.
В декабре 2019 года исполняется сорок лет операциям «Шторм-333» и «Байкал-79». Оргкомитет мероприятия возглавил кавалер ордена Ленина полковник Сергей Александрович Голов, участник штурма дворца Амина. Уверен, что вместе с побратимами из «Вымпела» и спецназа ГРУ мы сможем достойно отметить эту дату и воздать должное участникам тех событий.
Ставшие классическими операции по освобождению заложников, захваченных разношерстной «публикой» в 1980-е годы, — это визитная карточка уже следующего поколения, которое, впрочем, действовало не само по себе, а под руководством своих старших товарищей. Стоит напомнить, что в тот период весь личный состав Группы «А» по приказу Председателя КГБ Виктора Михайловича Чебрикова по полной программе обкатали Афганистаном (это называлось «боевыми стажировками»).
«СР»: Ну, а затем горбачёвская «перестройка»…
С. Г.: Да, кровавые региональные конфликты в разных частях распадающегося Советского Союза, август 1991-го и «горячая осень» 1993 года. Фактически сотрудники «Альфы» и «Вымпела», отказавшись штурмовать парламент страны и вступив в переговоры с его защитниками, спасли страну от гражданской войны и предотвратили ее распад.
Следующий этап — это начало первой полномасштабной войны на Северном Кавказе и тяжелейшая операция в Будённовске, где была захвачена больница с родильным отделением. «Террорист номер один» Шамиль Басаев в разговоре с нынешним главным редактором «Спецназа России» Павлом Евдокимовым, состоявшемся в 1997 году, нехотя признал: «Я понял, что такое «Альфа» именно в Будённовске…» После этого отчаянного штурма, когда наши товарищи шли на пулеметы и гранатометы, Басаев фактически снял политические требования и думал только о том, как убраться восвояси.
На плечи последующего поколения выпала вторая «чеченская» кампания, «Норд-Ост» (2002 год) и Беслан (2004 год), где наши товарищи сыграли ключевую роль вместе с «Вымпелом». Но, повторюсь: энергию молодых «отливали» в спецназовские формы и направляли старшие товарищи, носители предыдущего уникального опыта. Его можно было растерять на ухабистой перестроечной дороге, а можно — приумножить.
В том, что произошло именно так, громадная заслуга нашего патриарха — Героя Советского Союза Геннадия Николаевича Зайцева, который в тяжелых условиях осени 1993-го смог убедить руководство ГУО в лице его руководителя Михаила Ивановича Барсукова сохранить наше подразделение. Благодаря этому, Группа «А» не разделила драматическую судьбу братского «Вымпела», который решением президента Ельцина был передан в состав МВД и прекратил существование.
Так что непрерывность «альфовской» боевой традиции является для нас основой основ. Пройдут годы, и сегодняшние лейтенанты будут ставить на крыло новые пополнения Группы «Альфа», обучая спецназовской премудрости. В подразделении оставались и остаются ветераны, которые, будучи на службе, объединяют собой разные поколения.
«СР»: Иначе говоря, сопоставлять уровень не имеет смысла, так? Нет «Альфы» старой или новой, а есть разные поколения одного подразделения спецназа.
С. Г.: Совершенно верно! Хотя сопоставить, конечно, можно. На сегодняшний день сотрудники Центра специального назначения ФСБ России отвечают высочайшим требованиям мирового уровня. Те офицеры и прапорщики, которые сейчас служат в «Альфе», по вооружению, своей профессиональной подготовке и боевому опыту выше того уровня, который был у нас.
«СР»: Почему?
С. Г.: Раньше, до 1990-х годов, все, что касалось нашего участия, являлось засекреченным событием союзного значения. А сейчас такие ситуации никого не удивляют. Даже школьников. К сожалению, мы привыкли к насилию и крови — и в окружающей жизни, и по телевидению… Нынешний состав спецназа ФСБ «прописался» на Северном Кавказе, уничтожая террористическое и бандитское подполье. У бойцов нынешней «Альфы», соответственно, опыт гораздо выше, чем был у нас, в силу интенсивности работы.
Для нас же в 1980-х годах выезд на боевую операцию был редкостью и одновременно делом чести. И если кого-то не брали на задание, то это было для него трагедией. Люди рвались в дело! Потом уже, когда горбачёвская перестройка обернулась катастрофой, мы вместе с «Вымпелом» и «Витязем» буквально не вылезали из горячих точек. Но это уже был не антитеррор или классическая работа спецназа, а работа «пожарной команды».
Но вот что касается оперативной составляющей, то сотрудники Группы «А», прошедшие школу Седьмого управления КГБ СССР, были мастерами своего дела. По этой причине нас привлекали к задержанию иностранных шпионов и особо опасных преступников. И каждое такое задержание было тщательно разработанной спецоперацией, с учетом психофизических качеств объекта съема. О деталях этой кропотливой работы хорошо рассказал на страницах «Спецназа России» (и вообще в прессе) Владимир Николаевич Зайцев, чье отделение набило руку на задержании шпионов в середине 1980-х годов.
Отмечу также особые морально-волевые качества сотрудников Группы «А» КГБ СССР. Как в подразделении, так и в системе госбезопасности в целом большое внимание уделялось идейно-воспитательной работе среди личного состава, которая осуществлялась через наши партийные и комсомольские структуры. К тому же, мы не испытывали влияния окружающей среды — капитализм был там, «за бугром».
Поясню: я говорю не о рыночной экономике, которая была даже в некоторых странах социалистического блока (к примеру, Венгрия), а о диком капитализме, который калечит умы и души — «что хочу, то и ворочу». Касается это чиновников, бизнесменов или силовиков. Без четкой государственной идеологии все наши успехи на международной арене, куда Россия вернулась в качестве военно-политической державы, будут девальвированы, подорваны.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!