РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ИГРЫ, ЧТО ИГРАЮТ НАС
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО в №№ 6-7, 2019 г.
Интерактивные развлечения — одно из мощнейших средств распространения идей и знаний, давно оставившее позади киноискусство и масс-медиа. В тени этого бизнеса обитают как скрытые возможности, так и угрозы глобальной и общественной безопасности.
Еще чуть-чуть остановимся на Wargaming.net – частной компании, владельце знаменитой онлайн игры «World Of Tanks». Ее корни ведут в город Минск, Республика Беларусь. Но в 2008 владелец компании Виктор Кислый перенес штаб-квартиру в Лондон (инвестиционное партнерство Wargaming.net, LLP) под управление группы компаний на Британских Виргинских Островах.
Наш эксперт поделился наблюдением: «В Белоруссии по улицам и на телевидении активно продвигается зажигательная реклама военной службы, спонсируемая Wargaming.net: «Реализуй себя в мире танков. Тест-драйв после медкомиссии». В России ни одно военизированное событие не обходится без стендов или ярких, патриотических мероприятий от Wargaming.net, а на российских игровых серверах зашкаливает от красных флагов, баннеров и событий, продвигающих советскую военную технику. Чем не пример патриотизма? Если бы ни одно «но».
Одновременно на американских серверах «World Of Tanks» празднуют Thanksgiving подарками с премиум «американскими танками – победителями второй мировой войны» и рассказывают о преимуществах американских танков над советскими. А в Японии по телевизору крутят рекламу той же игры с акцентом на эротику, и Wargaming развивает проекты вокруг популярной манги «Girls und Panzer».
Само собой, ни в США, ни в Японии в проектах от Wargaming.net нет ни слова ни о победах советского народа в 1945 году, ни красных флагов в игровых ангарах. Это просто бизнес», – констатирует наш эксперт.
Кстати, из Wargaming.net просачивается информация о подготовке еще одной мультиплеерной разработки, которая способна стать всемирным хитом вслед за «World Of Tanks». Это игра под названием «Калибр» про подразделения специального назначения. В ней группы антитеррора, в которых бойцы «GIGN», «Navy SEALs» и «Альфы» с соответствующей экипировкой и вооружением, плечом к плечу идут на штурм здания, захваченного усредненными арабоподобными террористами. Нечто подобное уже реализовано в Rainbow Six от издателя Ubisoft.
Те игры, которые нарушают законы рынка, в конце концов, покидают его. Ubisoft с 1996 года в течение двадцати лет выпускал симулятор подводной лодки времен Второй мировой войны Silent Hunter. Проблемы сопровождали игру на всем пути, и главная из них – она не приносила денег.
Пользователи высказывают мнение, что авторы успешно удерживали игру на волне хайпа, поднятого после выхода на экраны в 2000 году фильма «U-571» о немецких подводниках, и последовавшей реинкарнации интереса потребителей к фильму «Das Boot» на аналогичную тему, выпущенному в 1981 году.
Однако когда волна хайпа спала, вытягивать игру, даже столь уникальную в своем роде, издателям стало не под силу – выбранное ими в 2000-х главное направление на симуляцию подводных лодок именно нацистов отталкивало потребителя, и никакие денежные вливания в разработку и продвижение справиться с этим не могли.
«ОДНО СПЛОШНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
Свято место пусто не бывает – когда одни угрозы общественной безопасности, связанные с интерактивными развлечениями уходят, другие занимают их место. Мы не случайно детально остановились на том, как выглядит индустрия изнутри, поскольку понимая, чем она дышит сегодня, можно разглядеть и открывающуюся перспективу. Но отвлечемся от геймдева и заглянем по другую сторону экрана, также полную вызовов общественной безопасности.
Вы знаете, что такое «видео-стриминг»? А что таится под новомодным понятием «служба потокового видео-вещания»? Под этими терминами понимаются технологии и платформы, обеспечивающие трансляцию различных событий в режиме реального времени.
Особенностью и преимуществом служб видеовещания над телевидением, стало предоставление возможности трансляции любому пользователю с минимальным количеством требуемых инструментов, а также наличие обратной связи со стороны его подписчиков.
Самые популярные из бесплатных служб потокового видеовещания предоставляют Youtube и twitch.tv. И что, думаете, большая часть этих трансляций посвящена беседам о смысле жизни и вебинарам о кулинарии? Совсем нет.
Весьма скромную долю видеотрансляций занимают эксгибиционисты, обреченно трясущие гениталиями или грудями перед десятком зрителей, еще некоторую – преподаватели вебинаров, несколько месяцев собирающие учеников на каждый стрим мастер-класса, но более 90-95 % активных стримов в любой момент времени – это прохождение компьютерных игр. Количество одновременных стримов популярной игры измеряется порою тысячами с количеством зрителей в некоторых стримах, доходящим до десятков и даже сотен тысяч одновременно.
Поговорите со своими детьми и, возможно они вас удивят тем, что большую часть времени проводят, наблюдая за прохождением игр их кумирами-игроками через видеотрансляции. Причем видеотрансляцию дети включают фоном, пока делают домашнюю работу.
Особенно интересно то, как игроки комментируют происходящее на игровой сцене, или о чем рассуждают с экрана на отвлеченные темы. Слушая стримы, можно легко наткнуться на антироссийскую «альтернативную» версию событий Великой Отечественной войны, негатив о современной России, незаконную агитацию, рекламу, в том числе вербовку в запрещенные экстремистские организации, приглашение в финансовые пирамиды или предложение наркотических веществ.
Наш эксперт также заострил внимание на стримах: «В современной бессюжетной компьютерной игре сложно продвигать какие-то мысли через молчание – люди просто сидят за компами и мочат друг-друга. Год назад в ходе работы над одной рекламной кампанией впервые окунулся в омут того, что такое стрим. Включил популярного геймера. Трансляция длится два часа, сижу, что-то делаю, у меня в ушах его голос, эффект присутствия, и вдруг он вставляет свои пять копеек о том, как Путин посылает бедных российских солдат погибать на Донбасс. Потом еще, и еще, как из корыта с помоями. У того геймера в трансляции более 20 тысяч человек сидело, слушало своего авторитетного кумира, внимало».
Серьезные рекламные агентства и анонимные рекламодатели наперебой ищут сотрудничества со стримерами, дабы их видеотрансляции сопровождали рекламные баннеры заказчика или игроки читали заказанные им, никем не контролируемые рекламные тексты. И это понятно, сегментировать потребителя при такой «рекламе» легко, многочасовой контакт с потребителями у «стримера» почти интимный, и в результате любая реклама, в том числе по продвижению незаконной деятельности, оказывается высокоэффективной.
Ясно, что «видео-стриминг» – это только одна из сегодняшних угроз, связанных с интерактивными развлечениями. «Что с этим делать?» – рассуждает наш собеседник. – «Можно предложить запускать ботов для аудиолингвистического анализа популярных стримов. Заглядывает такой бот на канал и сидит неслышно, анализируя фразы и периодически расславляя красные флажки. А может, такое уже и есть?»
В заключение будет уместно вспомнить замечательный фильм «Москва слезам не верит». Ту его повторяющуюся часть, в которой герои спорят с телеоператором Рачковым о будущем телевидения. Оператор утверждает, что через двадцать лет телевидение вытеснит книги, театр и кино.
В 1950-е годы Рачкову возражают относительно будущего книг, а в 1970-е – театра. Но все оппоненты согласны в главном – телевидение будет развиваться.
Так и с современными технологиями – мы можем сколько угодно спорить о формах, которые они примут через годы, но, несомненно, интерактивные развлечения останутся и будут вытеснять прочие виды распространения информации, формируя новые модели угроз и открывая непонятные нам пока возможности.
СТАНКЕВИЧ Станислав Викторович. Окончил Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко и Московский новый юридический институт. Начинал службу в ВМФ.
С 1997-го по 2005 год — в Управлении «А» ЦСН ФСБ России. Участник спецопераций в Театральном центре на Дубровке (2002 г.), в школе № 1 Беслана (2004 г.), городе Назрани (2004 г.) и других. После Группы «А» служил в ФСО.
Подполковник запаса. Награжден медалями «За спасение погибавших», Суворова, «За отличие в специальных операциях».
Работает на ответственных должностях в государственных, муниципальных и коммерческих организациях. Автор ряда расследований и публикаций в области информационного противоборства, безопасности информации, в том числе ветеранского расследования о фейковых героях в соцсетях.