РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
ЖИЗНЬ, КОТОРАЯ ТОЧНО НЕ ЗРЯ
Немыслимая жесткость. Паника и растерянность, готовность покориться судьбе, утрата воли к сопротивлению и горестная готовность умереть… Вот устремления современного террора. Но его цели стали намного шире, чем решение каких-то личных задач «кустарей» прежних времен.
Современный терроризм, вышколенный и обученный, оснащенный самыми современными технологиями уничтожения — это подрывная идеология и сетевая структура, это целые подпольные мини-города на Востоке, где день и ночь обучают уже не звероватых бородачей и запутавшихся юнцов, подсевших на наркоту, а особей человеческого рода, готовых убивать ради убийства.
Теперь терроризм — это громадный бизнес и соединение с задачами, которые решают целые государства — подавление суверенитетов других стран и продвижение своих экономических интересов. Задача заработать деньги и завоевать пространства соединилась с самыми изощренными способами уничтожения всех и вся.
Как противостоять этой едва ли не самой страшной угрозе человечеству, об этом мы разговаривали с Робертом Петровичем Ивоном — сотрудником Группы «А» под номером один, человеком, перед которым стояла задача сформировать первый состав Подразделения. И был ее командиром.
Много позже были блестящие операции — освобождение заложников в разных ситуациях — штурмы автобуса на Васильевском спуске, задержания шпионов и афганские рейды, трагические дни Беслана и операция на Дубровке, Северный Кавказ… И в старом кабинете президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергея Гончарова, в офисе на Ленинском проспекте, где мы базировались почти двадцать лет, появлялись все новые и новые портреты погибших…
Но всякий раз, прощаясь со своими товарищами в ДК имени Дзержинского (раньше траурные церемонии проходили на Лубянке), каждый, приходивший туда, оставлял частичку себя, понимая: может прийти и мой черед! Понимали, понимают это и ветераны, которых все пережитое на службе догоняет в гражданской жизни, зачастую не в старых летах — Виктора Карпухина, Игоря Орехова, Владимира Ширяева, Олега Балашова и многих других…
Но тогда, в 1974 году первый «альфовец» — матерый офицер Роберт Петрович Ивон, конечно, ничего этого не предполагал. Но черная завеса террора уже накрывала Мир. Уже случилась трагедия на Мюнхенской Олимпиаде с захватом и гибелью заложников — тогда «Чёрный сентябрь» ужаснул мир своей решимостью и жесткостью. В КГБ СССР оценили угрозу. Стало понятно, что без специалистов по антитеррору стране жить нельзя. Тем более, «на носу» была Московская Олимпиада восьмидесятого года.
Судьба в лице руководства тогдашнего КГБ выбрала Ивона. И сейчас Роберта Петровича стариком не назовешь. Мощный, высокий мужчина с непередаваемым ивоновским взглядом — умным и хитрым. А в 1974 году — он и вовсе был среди десяти лучших многоборцев КГБ СССР. Не человек, а машина!
Фамилия у него иноземная — с ударением на последнем слоге, если произносить по-французски. Как гласит домашнее предание, некий предок служил лекарем у Наполеона и после разгрома армии объединенной Европы остался в России, где обрел новую Родину.
Английским именем Роберт будущий командир Группы «А» назван, очевидно, в честь главного героя советского фильма «Дети капитана Гранта», вышедшего на экраны в 1936-м и покорившего сердца миллионов зрителей.
Ивон окончил Калининградское пограничное военное училище в городе Багратионовске. И обучали… как следует: все виды ведения боя, оборона и наступление, рекогносцировка, разведка, уход в тыл врага рукопашный бой.
До этого Роберт Петрович служил в Отдельном офицерском батальоне Управления коменданта Московского Кремля. В «семёрке» прошел путь от постового до начальника 10-го отделения 5-го отдела. А дальше уже была Группа «А», десять лет, отданные подразделению.
С ЧИСТОГО ЛИСТА
Как создать уникальное подразделение, «заточенное» на уничтожение террористов и спасение заложников? Никакого опыта и методичек в КГБ не было. И вообще — в Союзе! Сколько всего нужно было учесть при создании инструкций, подборе оружия и экипировке, разработке тактики и организации учений!
Над документами работали офицеры 5-го отдела «семёрки» полковник Михаил Варников, полковник Николай Дёмин и Роберт Петрович. По сути, Управление «А» ЦСН ФСБ России работает по этим документам и сегодня. Хотя изменился мир, сменилась эпоха, но сама идеология Группы «А» остается прежней.
Основные документы были готовы до прихода Героя Советского Союза Виталия Дмитриевича Бубенина, возглавившего подразделение в начале сентября 1974 года — его кандидатуру отобрал лично Председатель КГБ Юрий Андропов.
К слову, это не офицеры, а журналисты дали в 1991 году название — «Альфа». На самом деле литера «А» означала «антитеррор». Или, как переглядывались между собой сотрудники, «Группа Андропова». Только профессионалы понимают, что сделал Юрий Владимирович для страны. По большому счету «Альфа» — это детище его ума и прозорливости. Это он первым в руководстве страны понял и оценил угрозу разрастающегося террора.
Тонкий аналитик, Андропов предвидел девятый вал терроризма, который вскоре обрушится на нашу страну. Теперь об этом можно говорить: без ведома Председателя КГБ это подразделение нельзя было использовать. Так было записано в Положении о Группе «А».
Первые, первопроходцы. Роберт Петрович Ивон, старшие смен (потом отделений): Юрий Антонович Изотов, Александр Сергеевич Афанасьев, Валерий Петрович Емышев и Дмитрий Александрович Леденёв.
За исключением Сергея Александровича Голова, которого порекомендовал лично заместитель Председателя КГБ, все сотрудники первого набора были из Седьмого управления — «семёрки». Многих Роберт Петрович знал по их участию в составе сборных команд по легкой атлетике, лыжным гонкам, борьбе, стрельбе. Мужики на уровне перворазрядников, кандидатов и мастеров спорта, способные рвануть в бронежилете по пересеченной местности и сразу вступить в бой.
— Поэтому первые тридцать человек набрали быстро, — говорит Роберт Петрович. — В дальнейшем серьезных затруднений, чтобы подразделению чего-то не сделали, отказали или не додали, не было ни разу. Напротив, внимательно выслушивали все наши пожелания: от экипировки до индивидуальной конструкции бесшумного оружия.
Руководство Комитета госбезопасности, которое в 1990-х обвиняли чуть ли не в людоедстве, формировало подразделение на гуманистических принципах, каким бы оксюмороном это не звучало. Да, террорист должен быть уничтожен. Но при освобождении людей с их головы не должен был упасть ни один волос. Это было категорическим условием Андропова.
У «Альфы» не было провальных операций — ни в Будённовске, ни на Дубровке и в Беслане вместе с «Вымпелом», — никто бы не смог сделать то, что сделали эти стальные парни из плоти и крови.
Это, пожалуй, единственное в мире подразделение, при мыслях о котором у западных специалистов появляется неприятное ощущение хруста песка на зубах. «Вымпел», ЦСН, ССО — они, конечно, тоже! Братишки из «Витязя», которые недавно на чемпионате в Дубае (ОАЭ) защитили честь российского спецназа.
А операции, проведенные бойцами Группы «А» в 1980-х, — классика освобождения заложников в зданиях и на транспорте. Но без базы, которую заложили первопроходцы в 1970-х, небольшой отряд не стал бы легендарной «Альфой».
«Для того, чтобы штурмовать самолет, много ума не надо», — полагают диванные эксперты из интернета . Да, мне приходилось читать и такое! А вот как это происходит на самом деле…
— Нужно сутками жить незамеченным в аэропорту, — объясняет Роберт Петрович. — Изучать все типы самолетов, их конструкцию и расположение аварийных и запасных выходов, до сантиметра измерять фюзеляж, с разных точек исследовать — откуда тебя видно, а где мертвая зона. Люки, шасси, количество кресел в ряду, типичные направления ветра в разных зонах аэропорта. Это — хлеб спецназовца и снайпера. А как идет рулёжка, взлет и посадка, боец спецназа антитеррора должен знать не хуже авиационного техника.
БРИЛЛИАНТОВАЯ СВАДЬБА
Начало декабря 2019-го. Юго-запад Москвы. В ЗАГСе на Миклухо-Маклая чествовали представительную пару — это Роберт Петрович и Нина Николаевна, у них 60-летний юбилей совместной жизни.
Бриллиантовая свадьба!
Все было как положено: кольца, цветы… И даже «посаженый отец» — Сергей Алексеевич Гончаров, друг и соратник Ивона; более четверти века он возглавлял Международную Ассоциацию «Альфа». Ныне — в статусе почетного президента Содружества Группы «А» КГБ-ФСБ, член Общественной палаты РФ.
И вот новая встреча. Мы сидим дома у него на кухне, как это часто водится у русских людей: самое теплое, сердечное и доверительное место. Ивон живо интересует новостями Ассоциации и боевого подразделения, расспрашивает о новом командире, — и мы с Павлом Евдокимовым отвечаем.
Речь заходит о том, как подготовить обычного, среднего сотрудника подразделения.
— Скажи мне, — Роберт Петрович покачал головой, — «средний» ли сотрудник в школе Беслана брал ребенка на руки и поворачивался спиной на автоматную очередь, чтобы не задело школьника, которого он прижимал к себе? А «средний сотрудник» подразделения, не задумываясь даже на долю секунды, лег на гранату, чтобы не пострадали дети? Средние? Нет. Это и есть настоящая элита нации, а не те «мажоры» и прожигатели жизни, которых показывают по телевизору.
Отложив в сторону свежий номер «Спецназа России», Роберт Петрович смотрит в свою кружку — там кофе с молоком.
— Даже странно, что все это поместилось в одну человеческую жизнь, — размышляет Ивон. — Знаешь, я точно не зря живу. Моя совесть чиста. Сейчас я понимаю, что мы в самом начале все сделали правильно. Сегодняшние офицеры «Альфы» намного лучше подготовлены, нежели мы, первые… Живут шире, масштабнее. Хочешь, я скажу тебе, что у нас, всех поколений офицеров Группы «А» всегда будет общим? Это — презрение к смерти, подлости, зверству и насилию. Любой, слышишь, любой из нас что тогда, что сейчас, не задумываясь, встанет под пулеметную очередь ради спасения людей. Чувство долга. Воспитание. Только так.
И, глянув в окно, где бликует солнце, улыбнулся: «Синички. Весна скоро».
Автор — главный редактор газеты «Спецназ России» в 1995-2002 годах.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!