22 ноября 2024 07:55 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Журнал «Разведчикъ»

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ
САИД БУРЯТСКИЙ - 2

31 Мая 2020
САИД БУРЯТСКИЙ - 2
Фото: Александр Тихомиров самозванно называл себя «шейхом», хотя не имел на то абсолютно никаких оснований

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО.

«ПРОСТО МАЛЬЧИК…»

Его биография совершенно нетипична и заметно отличается от прочих главарей террористов. Как отмечали эксперты Института проблем терроризма и локальных конфликтов, вызывающим уже является сама нисба (т. е. имя со значением) «Бурятский».

Нисба в основном образовывалась от названия рода или племени. К примеру, Рабиа ал-Адавийа, что значит «Рабиа из Ади». Также и от наименования места, где родился человек — к примеру, Джафар Рудаки, что значит «Джафар из Рудака», или Мухаммад ат-Табари, соответственно «Мухаммад из Табаристана».

Могла быть нисба присоединена и к имени родоначальника династии. Скажем, Хашими, Самани… Многие происходили от названия профессии или рода занятия. К примеру, Сафари, что значит «медник». Значит, основатель этой династии когда-то работал подмастерьем у медника.

Встречается и этническая самоидентификация. Например, бывший ментальный анархист Харун ар-Руси (Вадим Сидоров) из Национальной организации русских мусульман. Но обычно это делается в том случае, когда человек стремится подчеркнуть эмоциональную связь со своей этнической группой: в публикациях деятелей НОРМа были заметны симпатии к радикальному русскому национализму, поэтому и нисба «ар-Руси» смотрелась вполне естественной.

Теракт в Назрани 17 августа 2009 года. Террористы-смертники на «Газели», протаранив ворота, ворвались во двор ГОВД и привели в действие взрывчатку. 25 человек погибло и 136 получили ранения

В Исламе силен акцент на универсальный, надэтнический характер этой религии, и обращать внимание на свою этническую самоидентификацию у мусульманских авторов не принято. Тем более, Тихомиров лишь наполовину бурят. Конечно, человек сам волен выбирать, кем он себя считает, но в интернете отсутствуют какие-либо ссылки на его тексты на бурятском языке, упоминаний о его участии в национальном движении и пр. Похоже, малая Родина его абсолютно не интересовала, а нисба «Бурятский» — не очень честный пиар-ход, предпринятый с целью заинтриговать потенциальную паству.

…Александр родился в Улан-Удэ 10 февраля 1982 года. Отец, бурят по национальности, умер после рождения сына, когда тому не было и года. Бабушка по отцу — казашка. Мать Галина (или Наталья) — русская. Вот такой «интернационал» кровей.

Тихомирова подымала сына одна. «Перестройка», «лихие девяностые»… Работала в «Бурятэнерго», потом стала заниматься челночной коммерцией: закупала вещи в Москве и продавала их в Улан-Удэ.

Один автор по поводу ликвидации Саида Бурятского пролил слезу: «А ведь если подумать, то на самом деле это был просто мальчик, который всего-навсего рос без отца и плохо учился в школе». Вот как, оказывается!

Будущего «Саида» воспитывали дедушка с бабушкой. Воспитывали, ясное дело, как могли: кормили, одевали — чистенько, опрятно… Они же ходили в среднюю школу № 51 на родительские собрания.

В классе Александр был не то чтобы парией, но непонятым одиночкой, это точно, серым и тихим. Меланхолик. «Вещь в себе». Друзьями не был богат, сидел один на последней парте, и все его сторонились. На уроках никогда не поднимал руку, на переменах не бегал, как все, учителю физкультуры принес справку (настоящую или липовую — неизвестно), что у него опухоль головного мозга. Часто болел.

Учителя сначала пытались поговорить с матерью Александра, они замечали, что с мальчиком что-то не так. Педагоги вызывали Тихомирову в школу, но она не приходила ни на беседы, ни на родительские собрания. До парня никто не мог достучаться. Бабушка с дедушкой давали ему только самое необходимое: кров над головой и пропитание.

Старики умерли, когда Александру было тринадцать лет, и он перебрался к матери — в пятиэтажную «хрущёвку» на улице Хахалова, 8, что рядом с поликлиникой № 7 Железнодорожного района.

— Да все тут помнят Наталью Тихомирову, — рассказал корреспондентам «КП» бывший сосед. — Красивая была женщина. Только вела себя не очень хорошо. Я, конечно, не осуждаю: она рано осталась без мужа. Замуж потом так и не вышла. Свободно жила — сын у бабки с дедом, а у нее постоянно менялись кавалеры. Но потом стали у нее появляться подозрительные мужики, сплошь кавказцы. Песни громкие крутили, спать мешали… Пили много. Она тут практически притон устроила. Участковому жаловались, но ничего не изменилось.

«НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА»

Когда Саше Тихомирову исполнилось одиннадцать лет, в Улан-Удэ открылся бурятско-турецкий лицей для мальчиков, в котором преподавали турецкий и арабский языки, после обучения обещали трудоустроить в Турцию или Египет. Поступить туда было очень сложно.

Связи появились чуть позже, когда матери Александра стали оказывать знаки внимания выходцы из Чечни и других республик Северного Кавказа. Причем, как говорят в школе, именно новые друзья матери и посоветовали парню идти в лицей, учиться языкам. Мол, у нас там друзья, поможем поступить — и взяток никаких не надо.

— Саша очень любил мать, ценил ее, уважал, часто приходил к ней в дом, — рассказывала «КП» классный руководитель Зоя Гавриловна Тулугоева. — Гости матери для него всегда были авторитетом. По понятиям парня, не могла мать общаться с плохими людьми.

В 2008 году Александр Тихомиров тайно прибыл в Чечню, где встретился с главарём «Имарата Кавказ» Доку Умаровым и принёс ему исламскую присягу (байа)

Небольшое отступление. В 2003 году прокуратура Бурятии добилась закрытия лицея: согласно оперативным данным ФСБ, финансирующий учебное заведение турецкий фонд «Уфук» (имел филиал в Иркутске) был тесно связан с исламскими фундаменталистами из подрывной организации «Нурджулар». По словам директора ФСБ Николая Патрушева, действовала она в России через созданные ею фонды и коммерческие фирмы и «решала широкий спектр задач в интересах разведки».

По данным ФСБ, функционеры этой секты осуществляли тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандитским формированиям в Чечне, в том числе фонду «Кавказ». Кроме того, «Нурджулар» имела прочные контакты с боскуртами — османскими «Серыми волками».

Руководитель иркутского отделения фонда «Уфук» Боджа Тарык возглавил подобный лицей в Карачаево-Черкесии, и, попав под подозрение, на допросе признался: лицей задумывался и действовал как структурное подразделение экстремистской секты «Нурджулар». Кстати, выпускниками подобных лицеев являлись многие чеченские боевики.

Вот такая картина маслом…

Один из новых друзей Тихомировой по имени то ли Муса, то ли Исмаил, чеченец по национальности, стал ее гражданским мужем. Трудно упрекать этого человека: он воспитал Александра, лишенного мужского внимания (да и внимания вообще), в духе своей вайнахской ментальности, по своим понятиям.

Отчим был внимателен, давал деньги на карманные расходы, чего раньше не водилось — старики жили скудно.

— Мы пару раз слышали, как они сидели во дворе и говорили. Не таясь, не понижая голоса. Плевать им на нас было, — вспоминает сосед. — Этот его «отчим» говорил: «У нас на Кавказе мужчина должен быть настоящим бойцом. Нельзя прощать обиды. Если тебя в классе обижают — надо отомстить. Жестко, чтобы боялись. Иначе ты не мужчина. Бей русских, бей бурятов. Они должны знать, что настоящие мужчины — только на Кавказе!»

Наставления эти Александр под сомнения не ставил. Всей душой хотел быть «настоящим мужчиной». И в тринадцать лет принял Ислам. Так вместо Александра на свет появился Саид.

— В девятом классе с мальчиком произошли разительные перемены, — продолжает классный руководитель Зоя Гавриловна Тулугоева. — Его будто подменили: если раньше он худо-бедно разговаривал с нами, отвечал на вопросы, то теперь резко перестал. Учиться стал плохо, скатился на сплошные двойки и тройки, ни с кем не общался, сидел один, с уроков сразу домой, но не к бабушке, а к маме и ее сожителю.

Теперь уже Саид презирал тех, кто раньше дразнил его рохлей. Задирал парней, рассчитывая на заступничество сожителя матери, и ровесники с ним не связывались. Пройдет десяток лет, и новоявленный «шейх» и «алим» точно также будет презирать магометан Северного Кавказа за приверженность суфизму с их «языческими пережитками».

После девятого класса, как только Тихомиров получил аттестат о неполном общем образовании, «дядя Муса» или «дядя Исмаил» сорвал семью и увез ее в Ичкерию, где у него был дом. Только что закончилась первая «чеченская» война, и мятежная республика, славя подписанный в Хасавюрте мирный договор, получила фактическую независимость от Москвы. Мать приехала в Улан-Удэ год спустя, чтобы забрать деньги у поселившихся квартирантов. Была вся в черном, сказала, что приняла тоже Ислам. Сообщила о рождении дочери.

Тихомиров объявился в Улан-Удэ уже с женой-мусульманкой. Продал квартиру родителей и навсегда покинул свою малую Родину. Думается, такой он ее больше и не считал.

Насчет буддизма. После ликвидации террориста пресс-служба Буддийской традиционной Сангхи России опровергла слухи о том, что Александр Тихомиров обучался в университете «Даши Чойнхорлин»: «Данная информация есть ложь… Никто из учившихся в то время хувараков (студентов), а также лам его не помнит».

АРАБСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Тихомиров учился у мусульманских наставников в Москве, Иркутске и Бугуруслане (Оренбургская область). Уже тогда он попал под влияние проповедников из арабских стран — его учителем в Иркутске был сириец Мухаммад Ясир. Как впоследствии рассказывал о себе сам Саид Бурятский на одном из сайтов, в 2002-м он отправился на учебу в Египет. Там он пробыл около полутора лет. Изучал теологию в знаменитом каирском университете «Аль-Азхар», самостоятельно обучался у популярных богословов.

Вот некоторые факты из биографии Саида Бурятского, которые содержатся в письменном ответе руководителя Главного следственного управления СКП по Южному федеральному округу Бориса Карнаухова: «Ранее Тихомиров проживал в Улан-Удэ, затем с 2007 года — в Московской области… В 2000 году Тихомиров поступил в духовное мусульманское учебное заведение «Расул Акрам» под патронатом Духовного управления мусульман азиатской части России. В этот же период обучался в Московском институте экономики, политики и права от института МВД России.

Арабский полевой командир иорданец Муханнад — представитель «Аль-Кайды» на Северном Кавказе, уничтоженный спецслужбами

В 2003 году Тихомиров окончил Каирский центр изучения арабского языка «Фаджр», после чего работал в департаменте духовно-образовательной программы при Совете муфтиев России. Был заместителем помощника муфтия России, работал в издательском центре «Андамус». В 2005-2006 годах обучался в одном из религиозных учебных заведений Катара».

Если почитать в интернете отзывы о проповедях Тихомирова до его перехода к террористам, может возникнуть образ интеллигентного и образованного проповедника, далекого от слепого фанатизма. Что тут можно сказать? Тихомиров умел грамотно построить речь на русском языке, в совершенстве владел арабским, ориентируясь в исламском вероучении.

По утверждению самого Тихомирова, бросить учебу в «Аль-Азхар» его вынудило пристальное внимание египетских спецслужб, причем их российские коллеги почему-то не заинтересовались Тихомировым. Действительно, по прочтении нескольких его постов на форуме Андрея Кураева и статей на «Кавказ-Центре» можно было сделать вывод об авторе как о достаточно эрудированном апологете салафизма. Но не более. Эрудиция не равна интеллигентности и образованности.

Как следует из записей его бывших соучеников на нескольких арабских интернет-форумах, чаще всего «бурята» видели на уроках у шейхов Махмуда аль-Масри, Мухаммада Юсри и Мухаммада Хасана. Сам же Саид Бурятский из всех своих египетских наставников упоминал по имени лишь последнего из них.

Все трое известны своими радикальными взглядами, особенно по отношению к «неверным». При этом они избегали критики в адрес тогдашнего режима президента Хосни Мубарака (свергнутого в ходе «цветной» революции), что позволяло им свободно вести свою деятельность. Среди них выделялся именно Мухаммад Хасан, часто выступавший на арабских сайтах и телеканалах (в том числе на «Аль-Джазире»).

Значительное внимание в проповедях он уделял джихаду в Афганистане и Палестине. Мухаммад Хасан учил, что участие в нем является священной обязанностью афганских и палестинских магометан, а единоверцы в соседних странах обязаны оказывать им всяческую помощь.

Будучи выпускником того же университета «Аль-Азхар», Мухаммад Хасан беспрепятственно вел свою деятельность в Египте и Саудовской Аравии, порой выступая с проповедями даже в Соединенных Штатах. В 1990-х — начале 2000-х он не скрывал симпатий к Усаме Бен-Ладену и выступал в поддержку самоубийц-«шахидов».

Однако в последние годы, с подачи деятелей, приближенных к властям, Мухаммад Хасан, явно по политическим соображениям, публично отказался от прежних наиболее радикальных высказываний. Другой наставник Саида Бурятского, шейх Махмуд аль-Масри еще в марте 2005-го публично прославлял исполнителей терактов 11 сентября в Нью-Йорке.

Как сообщил порталу IzRus компетентный источник в одной из израильских структур, занятой, в том числе, вопросами международного джихадистского движения, Тихомиров в 2003-2004 годах действительно находился в поле зрения египетских спецслужб. Он обучался в Каире, вращался в кругах, известных своими радикальными взглядами. Его наставниками были богословы, которые балансировали на грани дозволенного.

Студент поддерживал связь с другими студентами-мусульманами из России, которые были известны как приверженцы различных течений исламского фундаментализма. Этот молодой человек выделялся своей активностью и фанатизмом, в силу обширных связей с неблагожелательными элементами он привлек внимание органов, отслеживающих деятельность иностранных граждан.

Египтянам он был известен под разными псевдонимами, но в основном как Саид аль-Буряти, Бурят Саид или Саид Абу Саад. Тот же источник портала IzRus добавил, что отрывочные сведения о нем, по разным каналам, поступали и к израильтянам: «Тогда был самый разгар интифады. Этот парень вроде даже носился с идеей организовать сбор пожертвований среди мусульман в России для помощи палестинцам. Он имел контакты со студентами из сектора Газы, находившимися в Каире, часть которых была связана с организаций ХАМАС. Через несколько лет стало известно, что, уже вернувшись в Россию, он и там установил связь с (неофициальными) представителями ХАМАСа».

В начале 2008 года Саид Бурятский получил видеописьмо от известного арабского полевого командира иорданца Муханнада, представителя «Аль-Кайды» на Северном Кавказе, и решил присоединиться к террористическому подполью.

Перед сотрудниками ФСБ была поставлена чёткая и конкретная задача: захватить как можно больше представителей террористического подполья живыми

Через несколько месяцев он тайно прибыл в Чечню, где встретился с главарем «Имарата Кавказ» Доку Умаровым и принес ему исламскую присягу (байа): «После провозглашения «Имарата Кавказ» отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом».

О проекте ИГИЛ в Сирии еще ничего не было слышно. Исламисты вновь разыгрывали российскую карту и намеревались реализовать новый проект, взамен разгромленной Ичкерии, но по лекалам афганских талибов и «братьев-мусульман».

Окончание в следующем номере. 

 

СЛОВАРИК

Акыда — исламское вероубеждение, форма раскрытия имана.

Алим — знаток Ислама; дословно, «тот, кто знает, грамотей, ученый». Обычно этим словом называют человека, досконально изучившего Ислам и его источники — Коран и Сунну.

Джаханнам — исламский ад.

Дунья — мир, в котором мы сейчас находимся.

Куфр — неверие, отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушению личности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособность принять чудеса Бога. Согласно представлениям Ислама, куфр — корень всех грехов — то, что делает человека кафиром.

Иджма — в суннитском Исламе одна из основ мусульманского права, согласное мнение исламских авторитетов данной эпохи по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и сунной пророка Мухаммада.

Иман — убеждение в правильности исламских догматов. Его основа — вера в Единого Создателя.

Истишхад — «стремление к шахидству».

Мунафики — двуличные люди, которые вносят смуту в общество правоверных.

Муртад — вероотступник, бывший до этого мусульманином и покинувший веру.

Суфизм (от арабского «суф» — грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета), мистико-аскетическое течение в исламе. Возникло в VIII‑IX вв. На территории бывшего СССР (в Средней Азии, Поволжье, на Северном Кавказе) исторически получили распространение несколько суфийских братств, прежде всего — Накшбандийя, Кадирийя и Ясавийя.

Фикъх — исламское право.

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
15564 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 3.7

Читайте также:

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ
31 Мая 2020
САИД БУРЯТСКИЙ

САИД БУРЯТСКИЙ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание