РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
КРЕЩЕНСКАЯ КУПЕЛЬ
Крещение Господне, окунание в Иордань — проявление силы русского духа. В нынешней России это действо связано с возрождением и переосмыслением вековых традиций — что особенно важно в условиях нарастающего кризиса ветхого, ветшающего на глазах мира.
«МАРГИНАЛЬНАЯ» ТРАДИЦИЯ
Каждый раз перед Богоявлением раздаются голоса, которые с высоты своего высокомерия предаются осуждению «плебейскую» традицию окунаться в прорубь. Дескать, это язычество, суеверие. Молодецкая забава. «Народный аттракцион». А тут еще «ковид» и связанные с ним запретительные меры. Куда полезли! Сидите по домам. «Опасно для жизни!», — предупреждали рекрутированные врачи.
Направление задал глава ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). «В нынешней ситуации, когда свирепствует вирус, когда у многих людей организм ослаблен из-за перенесенной болезни, я бы никому из православных верующих не рекомендовал погружаться в прорубь», — заявил он в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24».
Тему развил соработник владыки Илариона, глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). Будучи приглашен на прямой эфир радиостанции «Говорит Москва», сей радетель чистоты Православия рубанул: «Купание — это, в общем, обычай маргинальный. Купайся — не купайся, если ты веришь в Бога, значит, будь христианином — молись ему, ходи в храм, насколько возможно в условиях эпидемии, <…>, читай Евангелие, будь христианином в главных направлениях», — сказал Макарий.
По его мнению, если человек христианин, то он прекрасно обойдется и без крещенской проруби. Желание во что бы то ни стало окунуться в прорубь и «совершить что-то купательное» священник назвал суеверием. Вот как, оказывается!
Но всю эту либеральную «обедню» испортил президент Владимир Путин, который окунулся на морозе в прорубь, устроенную в его резиденции в Ново-Огарево. «Это его традиция. Традициям он не изменяет», — подчеркнул Дмитрий Песков.
В 2018 году глава государства на Крещение окунулся в прорубь на озере Селигер в монастыре Нило-Столобенская пустынь, что в Тверской области.
На следующий год президент тоже погружался в Иордань, однако неизвестно, где именно это происходило. Сообщалось только, что в Подмосковье. Без фотографий и видео. Приватным образом.
В 2020 году холодной зимы не было. И не было даже крещенских морозов. Соответственно, не было и окунания в прорубь. В центральной России, во всяком случае.
А в 2021 году ударили настоящие Крещенские морозы, как это было всегда, и глава государства остался верен народной традиции, которую Макарий и ему подобные «ревнители» считают «маргинальной».
К слову, окунание Путина в прорубь вызывало дичайшую истерику «либерды» в интернете и социальных сетях. А скорбные на голову пытались опровергнуть сам факт произошедшего — все это, дескать, постановка, видео не того года и так далее.
ВОПРЕКИ ВСЕМУ
Православных не остановили ни морозы, ни ковид, ни противодействие чиновников. Хотя в ряде регионов страны погружение в специальные купели в водоемах решили отменить из-за пандемии. По данным МЧС, в 2021 году в России было открыто немногим более 2,5 тысяч мест для купания, в то время как в прошлом году их было как минимум на тысячу больше.
Складывается впечатление, что вопрос не в пандемии, а в чем-то ином. Иначе трудно объяснить разнобой в подходе к купаниям — в зависимости от регионов. А люди такое не забывают. Равно как вторжение в религиозную сферу. Особенно, если она является частью народной традиции.
В Красноярском крае запретили нырять в прорубь на Крещение под угрозой штрафов.
«Да кто ж остановит этих русских! — восклицал «МК-Красноярск». — Красноярцы, невзирая на запрет, окунались в Иордань в ночь на Крещение. Они рассказывали об этом на своих страницах в социальных сетях. Напомним, что в этом году из-за пандемии коронавируса не было официально разрешенных мест для крещенских купаний.
Об этом заявляла Красноярская Епархия РПЦ. Полиция обещала штрафовать непослушных красноярцев. Но это не возымело действия, и жители города окунались в воду, которая после наступления полуночи становится святой на всей земле».
В целом ряде регионов традиционные купания отменили вовсе и сократили число Иорданей. Так поступили в Камчатском, Хабаровском, Пермском, Приморском краях, Магаданской, Пензенской и Калининградской областях, а также Бурятии, Якутии и Адыгее.
Люди не смогли организованно окунуться в Ростове, Оренбурге, Иркутске, Петрозаводске…
Примечательно, что в ряде случаев это была инициатива местных епархий. Так, священнослужители Тольяттинской и Норильской епархий не стали освящать Иордани. Не благословили погружаться в купель и верующих Омской митрополии.
В Воронеже за несколько дней до Крещения представители МЧС, мэрии, епархии распространяли в СМИ и социальных сетях настоятельную просьбу к воронежцам отказаться от участия в Крещенских купаниях. Хотя места для этого были оборудованы, то есть прямого запрета не было.
«В праздник Крещения, который для всех православных христиан наступил 19 января, томичи решились устроить купания. Даже несмотря на то, что из-за пандемии коронавируса официально было запрещено купаться во многих местах, — сообщает МК-Томск. — Прорубь по традиции была сделана на озере Боярском. Также импровизированная купель открылась в Северске.
Первопроходцами, как и каждый год, стали «Томские моржи». Позже к ним присоединились многие желающие. Организация отметила, что в этом году они не проводят крещенские купания. Но скрывать того, что на озере Боярском всегда есть очищенная прорубь с лестницей, тоже не могут. МЧС при этом не дежурило, как и врачи».
Несмотря на пандемию, власти Тюменской области благоразумно разрешили провести Крещенские праздники, продолжающиеся по традиции два дня — 18 и 19 января. И не только разрешили, но и помогли в их организации.
Всего в Тобольско-Тюменской и Ишимско-Аромашевской епархиях Русской Православной Церкви по данным приходов приняли участие в крещенских купаниях более 18.300 человек.
9 января более 2 тысяч человек приняли участие в крещенских купаниях на территории главного храма Вооруженных сил России. Среди них были военнослужащие гвардейской танковой армии ЗВО, жители и гости Московского края. Несмотря на мороз, желающих совершить омовение в ледяной воде было много.
Согласно официальным данным МЧС, участниками крещенских купаний в Московской области в 2021 году стали более 175 тысяч человек. В обеспечении безопасности купающихся было задействовано около 2.400 спасателей и 70 единиц техники.
В прорубь окунулись 36 тысяч петербуржцев. В Северной столице было оборудовано восемнадцать мест для крещенских купаний. Возле купелей дежурили спасатели, полицейские и медики, все площадки подготовили с учетом мер безопасности. 175 спасателей и 21 единица техники. Нештатных ситуаций и происшествий не произошло.
Традиционные крещенские купания в проруби состоялись в Кронштадте. На смотровой площадке набережной Петровского парка оборудовали купель. После освящения воды верующие по очереди направлялись к Иордани.
Первыми окунулись курсанты военно-образовательных учреждений ВМФ. Всего более четырехсот человек. На набережной разместилась полевая кухня. Всех желающих угощали кашей и горячим чаем. Для моряков и жителей города выступили военные оркестры.
В крещенских купаниях в Тульской области, несмотря на крепкий мороз, приняли участие более 4700 человек. Для этого заранее были подготовлены 34 проруби и купели.
«Раньше выход к купели был организован по льду, но в этом году мы сделали его на деревянном настиле, — рассказал государственный инспектор ГИМС города Тулы Игорь Преображенский. — Это более безопасно и менее травмоопасно и для тех, кто купается, и для дежурящих сотрудников. Купели в этом году были расположены по-новому. Раньше люди выходили в сторону открытой воды, а сейчас — вдоль берега. Каждый год сюда приходят окунуться в среднем до 1500 человек».
И таких положительных примеров — множество!
«ТАИНСТВО СОПРИКОСНОВЕНИЯ СВЯТЫНЕ»
А теперь — внимание! Публикация от 19 января 2015 года под заголовком: «Патриарх Кирилл раскритиковал воспринимающих крещенские купания как предрассудки».
«Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рад, что все больше людей окунаются в купели в праздник Крещения и критикует тех, кто воспринимает это с озлоблением.
«Иногда бывает так, что наши злые мысли, дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему бесплатно, без всяких усилий с его стороны самим Богом. А иногда вместо умиления и радости — озлобление, борьба с религиозными предрассудками: «Что это такое? У нас что, народ с ума сошел? Еще детей тащат в купели! О здоровье бы позаботились!» — сказал патриарх в понедельник, в праздник Крещения, после литургии и чина освящения воды в Богоявленском соборе Москвы.
По его словам, такие люди не о здоровье заботятся, они «не могут душой своей принять благодать Божию».
«В последнее время все больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоемы, чтобы погрузиться в эти воды», — заявил предстоятель.
Как он отметил, сегодня очевидно, что те, кто окунулись в крещенскую купель, «не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому», и из этой купели многие стали выходить «другими, почувствовав силу Божественной благодати» (цитата по агентству «Интерфакс»).
Накануне Богоявления 2011 года Патриарх Кирилл также высказывался на эту тему: «Многие люди в течение суток с 18 на 19 января идут на естественные Иордани, на водоемы, где освящалась вода, чтобы с благоговением эту воду почерпнуть и даже окунуться в ней. Все больше и больше людей следует этому благочестивому обычаю. Но когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в таинстве соприкосновения святыне», — напомнил Святейший» (цитата по «Комсомольской правде» от 18 января 2011 года).
Так что все уже сказано. Любопытно узнать мнение хулителей крещенского купания, хулителей в рясах, чьи высказывания противоречат мнению главы Церкви. Или Патриарх Кирилл заблуждается, или эти господа.
А что касается оскорбления людей, следующих традициям, возрожденным в 1990-х годах, то это пусть останется на совести тех, кто позволяет себе высказываться в подобном роде.
«Я С ТОБОЙ, ГОСПОДИ!»
По преданию Православной Церкви, в день Богоявления (Крещения) Иисус Христос был крещен в реке Иордан. В этот день человечеству в виде Святой Троицы явился Бог — Отец Вседержитель гласом с неба, Иисус Христос стоял в водах Иордана, Дух Святой спустился на Крещаемого Иоанном Предтечей.
По окончании литургии в храмах совершается чин великого водоосвящения с чтением и пением торжественных молитв, в которых просят Господа прийти и наитием Святаго Духа освятить воду, чтобы она была во очищение, благословение и здравие всем, кто будет ее пить, мазаться и окропляться ею.
Затем совершается крестный ход на ближайший водоем (ход на Иордань), где священнослужитель совершает то же самое водоосвящение, что и в храме.
Христос вошел в воду реки Иордан, чтобы креститься. Да, у нас в это время не пляжный сезон. Но люди, несмотря ни на что, жаждут хотя бы таким внешним поступком показать, что они рядом с Христом. Это традиция. Как красить яйца на Пасху, идти в храм с березовыми ветками на Троицу.
Окунаясь в воду, христианин, как и в день своего собственного крещения, как бы вновь говорит: «Я с Тобой, Господи! верую!» — и просит у Бога благословения.
Многие из тех, для кого Крещенские купания уже стали многолетней традицией, говорят о неповторимых ощущениях и радости. Хотя, конечно же, причастие в этот праздник — это лучшее проявление любви к Богу.
«ТРИТЕ ЕГО СУКОНКОЙ, ДА ПОКРЕПЧЕ!»
У восточных славян был обычай, перешедший от скифов, окунать маленьких мальчиков для закаливания, приучения их к суровым будням воина.
Царь Иван Грозный в честь воинских традиций устраивал купания боярам, демонстрируя иностранным послам силу воли и духа русского человека.
Английский путешественник, дипломат и купец Энтони Дженкинсон описывает купание в прорубях при Иване Грозном. По свидетельствам иностранца, в обряде у самых стен Кремля принимал участие сам царь, его придворные и московская знать. Однако они не купались — их лишь окропляли освященной водой. Затем простой народ устремлялся в прорубь в огромном количестве.
Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался Крестный ход.
В основном, окунались в студеную воду те, кто «святошничал», колядовал и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде. На это указывали писатели Александр Куприн, Иван Шмелёв и Владимир Даль.
У Николая Лескова в произведении «Соборяне» есть строки, описывающие купание барыни. Автор удивляется факту купания после освящения воды. Следовательно, можно сделать вывод, что окунания в прорубь не были широко распространены в XIX веке. Хотя в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках на водоосвящении Невы присутствовала царская чета, многочисленные военные, духовенство и несколько тысяч обычных горожан.
В XVIII веке крещенское купание в Петербурге было очень популярным. «Люди были абсолютно уверены, что купание в иордани исцелит их от всех болезней и принесет счастье в году, — объясняет краевед, доктор исторических наук Аркадий Васильев. — В иордань окунали даже маленьких детей в сильные морозы. Причем матери сами не купали новорожденных детей — это обязательно должен был сделать представитель церкви».
Накануне Крещения в Петербурге устраивали две купели — на набережной у Зимнего дворца и около Петропавловской крепости. Вокруг Иордани у Зимнего дворца выстраивали большой деревянный павильон. Его украшали позолотой и большими иконами, изображающими Христа, апостолов и Иоанна Крестителя. Над купелью размещали изображение Святого Духа.
«Сейчас даже некоторые священники выходят к иордани, накинув шубу или пуховик, — отмечает Аркадий Васильев. — А в то время даже государственные деятели не могли позволить себе в 20-градусный мороз надеть пальто или шинель, головной убор».
Известно, что император Александр I присутствовал на водоосвящении в одном лишь мундире, а императрица совершала крестный ход в 18-градусный мороз с одной лишь легкой вуалью на голове. Пример с императорской четы брали и обычные жители города.
После водоосвящения начинался церковный парад войск. Потом государь покидал Иордань и отправлялся обратно в резиденцию. С этого момента окунуться могли все желающие.
«На льду около иордани собиралось столько людей, что удивительно, как лед ни разу не проломился под ними, — рассказывает Аркадий Васильев. — Особенно торопились окунуться молодые люди и девушки, которые гадали на картах в святочные дни. Гадание считалось большим грехом, и молодежь хотела поскорее «смыть» его с себя. Некоторые, находясь в иордани, пили воду прямо из Невы».
Вода простодушно считались святой в течение трех дней. Люди окунались в Неву, приносили с собой разную тару, черпали воду и забирали ее домой.
В газете Петрозаводска от 10 января 1870 года сообщалось: «В праздник Крещения… был порядочный мороз. … Много охотников после водосвятия купались в иордани… Каждый год повторяются крещенские купания, несмотря ни на какой мороз, и обычай этот повсеместен в губернии. Наш народ так привык к этим своеобразным душам, что ему зимнее купание нипочем».
Замечательный писатель Иван Шмелёв (1873-1950) передает атмосферу церковно-народного праздника в Москве: «Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает — хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много.
В солнышке все блестит — и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев — митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят — «погружают крест!». Слышу знакомое — «Во Иорда-а-не… крещающуся Тебе, Господи-и…» и вдруг грохает из пушки. Отец кричит — «пушки, гляди, палят!» — и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии… и — ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго.
Отец подводит меня к избушке, из которой идет дымок: это теплушка наша, совсем около ердани. И я вижу такое странное… бегут голые по соломке! Узнаю Горкина, с простынькой, Федю-бараночника, потом Павел Ермолаич, огородник, хромой старичок какой-то, и еще незнакомые… Отец тащит меня к ердани. Горкин, худой и желтый, как мученик, ребрышки все видать, прыгает со ступеньки в прорубь, выскакивает и окунается, и опять… а за ним еще, с уханьем Антон Кудрявый подбегает с лоскутным одеялом, другие плотники тащат Горкина из воды, Антон накрывает одеялом и рысью несет в теплушку, как куколку. «Окрестился, — весело говорит отец. — Трите его суконкой, да покрепче! — кричит он в окошечко теплушки…» («Лето Господне»).
ОСКУДЕНИЕ ВЕРЫ
В собрании очерков Куприна «Листригоны» (над ними писатель работал в 1907-1911 годах) о жизни балаклавских греков тоже есть описание Крещенского купания.
«Молодые рыбаки стояли каждый на носу своего баркаса, все полураздетые, наклоняясь вперед в нетерпеливом ожидании. Во второй раз пропел священник, и хор подхватил стройно и радостно «Во Иордане». Наконец, в третий раз поднялся крест над толпой и вдруг, брошенный рукой священника, полетел, описывая блестящую дугу в воздухе, и звонко упал в море.
В тот же момент со всех баркасов с плеском и криками ринулись в воду вниз головами десятки крепких, мускулистых тел. Прошло секунды три-четыре. Пустые лодки покачивались, кланяясь. Взбудораженная вода ходила взад и вперед… Потом одна за другой начали показываться над водою мотающиеся фыркающие головы, с волосами, падающими на глаза… Позднее других вынырнул с крестом в руке молодой Яни Липиади.
Веселые итальянцы не могли сохранить надлежащей серьезности при виде этого необыкновенного, освященного седой древностью, полуспортивного, полурелигиозного обряда. Они встретили победителя… дружными аплодисментами».
Однако в начале XX века крещенские купания, если не прекратились, то не имели прежнего размаха. Оскудение веры коснулось всех сторон жизни общества, в первую очередь — элиты и образованных слоев общества. Верхи и низы стремительно расходились в разные стороны.
В книге А. А. Коринфского «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа», опубликованной в начале XX века, сказано, что обычай купаться в праздник Крещения бытует в народе «с древних времен», и что особенно придерживаются его те, кто в Святки «рядился», облачался в личины, мазал лицо золой и в таком виде ходил колядовать. Считалось, что купание в проруби смывает скверну святочных непотребств.
Образованные круги, интеллигенция воротили нос от этого, как они считали, варварства и дикости. А сами при этом все дальше и дальше отдалялись от живой, сердечной Веры. «Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Евангелие от Матфея).
«Хождение на Иордань», но без окунания, было традицией императора Николая Александровича, включая годы первой русской революции и мировой войны. Впрочем, Царская семья и семья Великого князя Константина Константиновича, также истово верующая, были исключениями среди Романовых.
В настольной книге для церковных служителей отца Сергия Булгакова содержится прямое осуждение Крещенских купаний: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем» (1913 год).
На следующий год началась Мировая война. А затем две революции и гражданская бойня. Гибель Россiи. Но и в Советском Союзе традиция окунаться в прорубь на Крещение сохранялась. Хотя никаких «игрищ» давно уже не происходило, осталось главное — верность Христовой Церкви. То народное православие, которое, в итоге, сохранило Церковь в годы гонений.
По данным «опальной» переписи 1937 года, в СССР верующих среди лиц в возрасте шестнадцати лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн., или 56,7 % против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии. В действительности верующих было, конечно, еще больше.
В эмиграции о Крещенских купаниях в проруби упоминает священник Николай Падерин: «Ежегодно в праздник Крещения Господня в Благовещенский храм устремлялось почти все православное население города. Отсюда в этот день после Божественной литургии на лед реки Сунгари выходил объединенный крестный ход пяти ближайших церквей для совершения там Великого водосвятия… Вот спускается с ледяной кафедры святитель и опускает святой Крест в прорубь реки Сунгари».
Он же: «Несколько в стороне, в специально изготовленной проруби, десятки людей молодых и пожилых опускаются в освященную воду с верой в ее укрепляющее и исцеляющее болезни действие. Этот день считался поистине общегородским праздником и свидетельством православного торжества Веры».
ЧИСТЫЕ ПОМЫСЛЫ
Как уже было сказано, к началу XX века Крещенские купания сократились по своему масштабу, чтобы в конце столетия, когда повсеместно началось возрождение Православия, принять широкий размах.
Возродили и обновили эту вековую традицию простые православные люди. Церковь поддержала их в этом. За исключением отдельных иерархов и священников, видевших в этом «пережитки язычества» и некий «русский экстрим».
Что касается попыток навести в деле Крещенского купания единообразие и порядок: «Это язычество!» или «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!», то они растут из одного корня — отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно». Нужно помогать людям обретать душевное здравие, особенно в условиях прогрессирующей виртуальной «реальности».
Иордань для православных — это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Прорубь не просто как место обрядового моржевания, а окно в тот самый евангельский день. Иордан здесь и сейчас. При таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.
Совершая «малый подвиг», окунаясь, человек думает о Боге, ради Него он это совершает. И тогда это окунание — форма приобщения благодати Духа Святого.
Христос дарует свободу и личный выбор. Когда человек, несмотря на крещенские морозы, погружается в купель, он стремится приобщиться к иному миру. Возможно, что в какой-то мере так воплощаются его мистические ожидания. А христианская мистика — это как раз то, что связано с миром духовным, горним.
Русские люди — русские по духу, а не по крови! — усматривают в Крещенском купании преодоление себя, испытание своего духа и тела, увеличение запасов любви в душе. Злой, ожесточенный человек после окунания в прорубь заболеет.
Да, погрузиться в ледяную воду дано не каждому… Впрочем, не каждому нужно стремиться к этому, тут главное — желание, мотивация: ради чего это делается? Главное — чтобы у человека были чистые помыслы и Вера.
А для кого-то это первый шаг к Богу. Кто окунулся просто «по традиции» или вообще впервые, без креста, или кто стоял рядом, переживая за своего любимого, родного человека. Как сказал апостол Павел: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»
P. S.
На Крещение 2021 года окунулись в проруби руководители ветеранских организаций силовых структур, в их числе — Первый вице-президент Международной Ассоциации «Альфа» Владимир Березовец и президент Ассоциации Группы «Вымпел» Владимир Попов.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!