РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
НАРОДНЫЙ АРТИСТ
АЛЫЕ ПАРУСА ВАСИЛИЯ ЛАНОВОГО
Благородный капитан Грей в «Алых парусах», блистательный Шервинский в «Днях Турбиных», неоднозначный Анатоль Курагин в «Войне и мире» и страдающий граф Вронский в «Анне Карениной».
И он же — несгибаемый Павел Корчагин в одноименном фильме, бесстрашный Варавва в «Офицерах» и полковник Костенко («Петровка, 38» и «Огарёва, 6»).
Любимый буквально всеми поколениями зрителей, что редкий случай на фоне нынешней «всеядности» актеров и нетребовательности кинозрителей или «истинных театралов».
Судьба Василия Ланового — фактически эталон для русского актера. Самородок. Родился в простой крестьянской семье. Ничего не предвещало головокружительной актерской карьеры. Но вся его жизнь оказалась не просто цепочкой счастливых случайностей, а проявлением его трудолюбия, целеустремленности и врожденного таланта.
Жизнь и творчество замечательного актера, без преувеличения, «целой эпохи», — ярчайший пример нравственного ориентира для всех нас, зрителей, слушателей, поклонников мощного таланта поистине Народного артиста СССР Василия Ланового — олицетворения чести, достоинства, благородства и мужества.
Его верность ролям и гражданская позиция всегда вызывали восхищение. И вот его не стало, и появилось стойкое ощущение, что страна потеряла кого-то очень близкого.
С момента получения диплома в Щукинском училище, Лановой служил единственной сцене — вахтанговской. Будучи ведущим актером театра, сотрудничал с радио, участвовал в более чем 70-ти радиоспектаклях и литературно-музыкальных постановках, пользовавшихся огромным успехом. Признанный мастер художественного слова читал поэзию Пушкина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Берггольц.
Непревзойденный чтец, — Василий Семёнович собирал многочисленные поэтические программы — Пушкин, Маяковский, Светлов, Гумилёв…
Я никогда не забуду, как в декабре 1999 года со сцены кинотеатра «Художественный» на «Арбате» Лановой читал «Гимн ««Альфе»», написанный Владимиром Ширяевым. Читал сильно, мощно, своим неподражаемым голосом:
Рождённая Небом для подвигов ратных
Во имя великой судьбы торжества,
Надежда спасенья — в набатах раскатных
Россия хранит светлый лик Божества.
Особенно важным для Ланового стало все, что связано с Великой Отечественной войной: «Она оказалась самым главным событием в жизни. Поэтому для меня лучшая поэзия — военная, лучшие песни — военные. Я выпустил пять дисков военных песен и стихов».
А ведь еще был кинематограф! Складывается впечатление, что в его сутках было не двадцать четыре часа, а сорок восемь.
С 1985-го Василий Семёнович преподавал на кафедре сценической речи в родном Театральном институте имени Бориса Щукина, позже стал профессором и заведующим этой кафедрой. Более двадцати лет возглавлял Международный детский кинофестиваль «Алые паруса Артека».
В 1983 году им написана книга «Счастливые встречи», а двадцать лет спустя, в 2004-м, еще одна, с грустным названием «Летят за днями дни».
Лановой всегда был со своей страной. И для него вообще были невозможны какие-либо компромиссы, когда речь шла о патриотизме, о благополучии родной страны, защищать которую — честь любого офицера, настоящего или кинематографического.
Василий Семёнович работал в общественных советах, фондах, палатах и центрах, но достаточно лишь упомянуть, что он был председателем комиссии по культуре Общественного совета при Минобороны РФ и сопредседателем Центрального штаба движения «Бессмертный полк России».
ДЕТИ ВОЙНЫ
Фамилия Лановой восходит к слову «лановой» — «полевой». Так могли назвать ребенка, родившегося в поле. Однако такое прозвище мог получить и человек, живший среди полей, в степи.
Василий Семёнович появился на свет в Москве. Его родители перебрались в столицу из небольшого села Стрымба Одесской области Украинской ССР, что на самой границе с Молдавией.
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», как поется в любимом всеми фильме «Офицеры», и память мгновенно оживляет летящего на коне комвзвода Ивана Варавву с яркими глазами, которого исключительно сыграл Лановой, не понаслышке знавший, что такое война, хотя в то время он был совсем мальчишкой.
— Я три с половиной года был в оккупации на Украине, — вспоминал он. — Мама и отец отправили меня с сестрами из Москвы отдыхать к бабушке и дедушке под Винницу, в Стрымбу. Через две недели они должны были приехать, но не приехали ни через год, ни через два, ни через три… 22 июня 1941 года мы приехали на станцию Абамеликово, в пять утра вышли из вагона, а в небе — сотни самолетов, летевших бомбить Одессу. Так для меня началась война.
Родители Василия Сёменовича работали на химическом заводе, вручную разливали противотанковую жидкость — «коктейль Молотова». За те пять дней, что настраивали конвейер, работники цеха чудовищно пострадали — уничтожение нервной системы, рук и ног. Мама стала инвалидом первой группы, отец — второй.
В деревенском доме, где Василий жил с бабушкой и сестрами, был на постое военный, гитлеровец.
— Немец, глядя на нас — «две сестры и один Вася», начинал плакать, доставал фото трех своих сыновей точно такого же возраста. Однажды ремень подарил с бляхой бронзовой. Мне лет семь, я горжусь, мальчишки завидуют. Останавливается машина, и шофер говорит: «ком хер, ком хер». Я подошел. «Отдай», — говорит. «Нет, — отвечаю я, — мне подарили». Он засмеялся и две автоматные очереди над моей головой дал. После этого я стал заикаться.
Врачи велели петь украинские песни — там гласные протяжные. И я ходил по улицам и пел: «Терен цвіте, терен цвіте, листя опадає. Хто в любові не знається, той горя не знає». Через три месяца я прекратил заикаться.
С портретами родителей Лановой возглавлял шествие «Бессмертного полка» и называл это своим главным делом: «Мы этот день никогда не забудем, потому что вся жизнь висела на волоске. И только мы будем решать, сколько дней, годов, веков эту память сохранять. Потому что, то поколение было великое, невиданную цену оно уплатило. Вечный поклон тому поколению!»
Срочную Василий Семёнович не служил. Поскольку оба родителя во время войны получили серьезные степени инвалидности, плюс многодетная семья — пятеро детей! Потому сына, по закону, в армию не призывали. Однако так вышло, что именно ему довелось стать экранным воплощением советского офицера.
«А ЧЕГО ПРОБОВАТЬСЯ? ЭТО МОЙ ГЕРОЙ»
Театр, как это часто случается с большими актерами, стал частью биографии Ланового с детства — увидев поставленный силами участников драмкружка спектакль «Том Сойер», он был настолько потрясен, что и сам захотел играть на сцене.
Дебют состоялся в 1948 году, когда Лановому было четырнадцать лет — в качестве главного героя он вышел на сцену московского ДК ЗИЛа в постановке «Аттестат зрелости», за которую получил первую в своей жизни награду — главную премию Всесоюзного конкурса самодеятельных театров.
Дальнейшая судьба, казалось, ясна — после школы он с легкостью прошел вступительные испытания в театральное училище имени Щукина, но… поступил на отделение журналистики в МГУ имени Ломоносова.
Изменить планы на будущее заставил вызов на пробы в картину «Аттестат зрелости». Успех фильма и исполнителя главной роли не оставили двадцатилетнему юноше ни единого шанса — он забрал документы с престижного факультета и вернулся в «Щуку» на курс актрисы Цецилии Мансуровой — легенды российской сцены.
Сколько потеряла журналистика, но зато сколь много приобрели театр и кино! Через два года Лановой сыграл свою вторую «звездную» роль в фильме «Павел Корчагин». Интересно, что первоначально эту роль репетировал Георгий Юматов.
Режиссеры будущего фильма Александр Алов и Владимир Наумов «подсмотрели» молодого Ланового в соседнем павильоне киностудии, где он снимался в биографическом фильме о Богдане Хмельницком «Триста лет тому…» в роли прапорщика Бронислава Оржельского.
Когда режиссеры предложили студенту третьего курса пробоваться на роль Павки, тот самоуверенно ответил: «А чего пробоваться? Это мой герой».
Основания для такой уверенности были — знакомство с Корчагиным состоялось в октябре 1941 года, в оккупированном немцами украинском селе Стрымба. Тогда еще не умевший читать семилетний Вася услышал роман Островского «Як гартувалася сталь» от учителя украинского языка, который рисковал быть повешенным немцами, если бы они узнали, какую литературу преподает учитель.
Эту фразу из романа Николая Островского знают все, кто когда-то учился в советской школе. «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Так говорил Павел Корчагин, роль которого Лановой исполнил в 1956 году.
— Мы этот монолог проходили еще в школе, — рассказывал Василий Семёнович. — Однажды учитель прошептал: ««Хлопцi, зараз я вам почитаю одну книжку, але якщо хтось на свiтi дiзнається, що я це зробив, мене або вб’ють, або повiсять».
Экранизаций роман Островского было три (не считая китайской версии 1990 года) — но образ, созданный Лановым, мне лично кажется каноническим. Наверное, именно таким был Павка Корчагин, о котором мы, вздыхая, писали обязательные школьные сочинения.
— Натуру нашли в Борисполе — там был военный аэродром. Прилетел я туда зимой, в феврале, и не увидел ни грамма снега, а тогда в конце апреля сугробы намело трехметровые, и мы еле передвигались в них, снимая строительство узкоколейки, — вспоминал актер.
Со слов Ланового, Алов и Наумов «стремились к более глубинному раскрытию образа Корчагина, как человека, сосредоточенного на своих идеалах мира». Актеру напоминали, что надо быть серьезнее, играя человека, который «несет свой крест».
Хрестоматиен тот факт, что когда в 1934 году у прикованного к постели Николая Островского побывал французский писатель Андрэ Жид, он сказал: «Я видел современного Иисуса Христа».
«Когда меня спрашивают об этой роли, отвечаю, что я Корчагина уважаю в тысячу раз больше, чем тогда!..» — говорил Лановой в интервью «АиФ». Исчерпывающе.
«ТЫ РАЗБУДИЛ ЯЛТУ»
Лановой в равной степени блестяще играл дворян и советских людей. Но то, что называется «породой», это всегда в нем чувствовалось (как и в Вячеславе Тихонове). Культура, душевное благородство. Душевный стержень. В «Алых парусах» эти его качества проявились в полной мере.
Большинство своих работ режиссер Александр Птушко снимал по мотивам сказок, и чиновники сомневались, что у него получится создать серьезную картину. Однако «Алые паруса» по произведению Грина все-таки выпустили на экраны в 1961 году, присвоив самую низкую категорию.
Роль капитана судна «Секрет» Артура Грея сыграл Василий Лановой, на тот момент уже «известный принц советского кино», он не сомневался, что его утвердят и шел на пробы, мысленно репетируя Грея.
Трепетная Ассоль досталась Анастасии Вертинской. Совершенно шикарный второй состав — зрители увидели Ивана Переверзева, Николая Волкова, Сергея Мартинсона, Александра Хвылю и Зою Фёдорову.
Снимали в Крыму и Абхазии. Большая работа была проделана над подготовкой судна Грея — брига «Секрет». Его роль исполнила белоснежная баркентина «Альфа», «одолженная» у ростовского мореходного училища имени Серова вместе с экипажем и капитаном. А на паруса запросили в Одессе полторы тысячи метров красного шелка — того, что шел на пионерские галстуки.
«Если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя», — говорил Артур Грэй. Так же однажды поступил Василий Лановой.
Дело было так. При переходе судна Лановой попросил капитана: «У меня в Ялте жена отдыхает. Наденьте перед Ялтой алые паруса». «С удовольствием», — ответил тот. «Ты разбудил весь город», — сказала потом жена, когда Лановой сошел на берег.
И действительно, его алые паруса переполошили весь курортный город!
Принцев Лановой воплотил на сцене немало. Чего стоит, например, один Калаф в «Принцессе Турандот». Его он играл лет двадцать в Театре Вахтангова. Это там его с юмором представляют «Вася Высочество». В кино же… Тут хотелось другого.
РУССКИЙ ДУХ И ПАТРИОТИЗМ
Больше всего Лановой мечтал сыграть князя Андрея Болконского из романа Льва Толстого «Война и мир», который знал практически наизусть. Однако Бондарчук предложил ему роль Анатоля Курагина, и актер сначала наотрез отказался.
Уговорить его удалось с трудом, через год. При условии, что в фильме останется сцена с ампутацией ноги в лазарете после Бородинского сражения, где Анатоль может предъявить миру не только свою бездуховную красоту, но и страдание, превращающее его в человека, «способного не только причинять другим боль, но и испытывать ее». Страшный момент, но… светлый.
В другой толстовской экранизации — «Анне Карениной» Александра Зархи, 1966 года — он блестящий сыграл графа Алексея Вронского. Подлец «с мотивацией», пошляк… Но каков! Сыгран сочно, ярко, поначалу производит впечатление человека, не склонного к сантиментам и даже жестокого.
Лановой настойчив, он требует добавить необходимые ему сцены, — и Вронский получился не бессердечным, а несчастным человеком, над которым словно висит какое-то проклятие — губить тех, кого он любит больше всего, — будь то лошадь Фру-Фру, сломавшая ногу, или измученная Анна Каренина, которую замечательно сыграла Татьяна Самойлова.
Василий Семёнович признавался, что когда перед ним стоял вопрос выбора роли, он всегда делал его в пользу военной картины. И действительно, мундир сидел на нем безупречно, а лицо служило воплощением «воинской чести».
«ВАНЕЧКА, ВАРАВВА…»
От роли Ивана Вараввы в «Офицерах» Лановой тоже подумывал отказаться — не понимал, как именно должен играть. Сценарная история его не вдохновила. «Вася, чего ты мучаешься? — сказал ему оператор Михаил Кириллов. — Русское офицерство в лице своих лучших представителей всегда воплощало в себе романтизм благородного русского общества. Что при Петре, что при советской власти».
А еще помогали настроиться на работу скрипичные концерты Вивальди «Времена года». Там «Осень» — как яркая бронза, как первая изморозь…
«В фильме четко разделились обязанности. Юматов — реализм, Лановой — романтизм. И между ними женщина. Такой любовный треугольник», — рассуждал актер. Он вспоминал, что от этого фильма многого не ждали, однако «Офицеров» любят все поколения зрителей. Фильм вне времени, вне эпох. На века.
Что хотели сказать Борис Васильев, автор повести «Офицеры», и создатели картины, когда дали герою библейское имя-фамилию — Варавва? Так звали иудея, устроившего мятеж против Рима, которого, по требованию, Понтий Пилат помиловал, отпустил вместо Иисуса Христа.
— Там какая-то загадка есть, чудо какое-то, — говорил Лановой. — У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, а остался Иван Варавва… Я вижу, как воспринимает молодое и совсем юное поколение фильм «Офицеры», когда встречаюсь со зрителями. Вижу, что с ними делается, как у них слезы в глазах стоят… Есть в картине главное — русский дух и могучий патриотизм русского человека. Очень часто после мне говорили: «Я пошел в офицеры из-за вас».
Пройдут годы, и вот уже другие поколения будут переживать за героя Ланового, когда он, спрыгнув с идущего военного эшелона, устремляется в степь, чтобы успеть нарвать цветов для героини Алины Покровской, родившей сына…
«До сих пор — как сказал один знакомый, — сдвигая шапку на затылок, я говорю: «Вот так носил наш лучший друг, комвзвода Варавва»!»
ГЕНЕРАЛ КАРЛ ВОЛЬФ
В «прочтении» Ланового даже одиозные фигуры получались обаятельными, как, например, в «Семнадцати мгновеньях весны» по роману Юлиана Семёнова. Впрочем, тут большая заслуга режиссера Татьяны Лиозновой.
Поначалу Лановой не хотел сниматься. Роль непривычная, да еще генерал СС. Но Лиознова несколько раз приезжала к нему в театр, настаивала и в итоге смогла убедить. И не прогадала! Герой получился таким, как она и задумывала увидеть его на экране: далекий от романтики, военная кость, типичный представитель военной машины Рейха.
— Сдался я, когда она подытожила: «Вольф — не враг, а противник — образованный, умный, тонкий, осознающий трагедию воюющей Германии и понимающий, что ее ждет». Эти слова расширили образ, придали ему масштаб.
Фильм стал культовым произведением отечественного кино. Большой резонанс он получил за рубежом, особенно в Германии — ГДР и ФРГ.
Вернувшись из Западного Берлина, Юлиан Семёнов рассказал о неожиданной встрече. «Вася, видел твоего Вольфа: килограмм под 200, толстый с пузом. На банкете спросил у него: «Понравился ли актер, который вас сыграл?» Он говорит: «Абсолютно не похож!»
Вольфу хватило ума и юмора: «Ладно, я пошлю вашему худому Лановому коньяк». «Юлий, и где мой коньяк»? — спросил Лановой. «Старик, извини: очень долго летели!»
ПОРУЧИК ШЕРВИНСКИЙ
В 1980 году Василий Семёнович снялся в неожиданном амплуа сыщика, полковника МУРа Владислава Костенко, раскрывающего громкие преступления. Его напарника играл старый друг Георгий Юматов.
— Фильмы «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» принесли мне премию МВД. Работать над ролью было интересно, тем более, что обе картины были сняты по дилогии Юлиана Семёнова.
Между ролью Вольфа и Костенко была и еще одна знаковая работа в кино — в «Днях Турбиных». Картину в три серии поставил Владимир Басов по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия». И она до сих пор любима зрителями, пройдя проверку временем.
Фронтовика Басова называли одним из самых успешных советских режиссеров — он работал быстро и продуктивно, его везению удивлялись и завидовали. Говорили, что только Басов мог добиться разрешения снимать экранизацию пьесы опального Булгакова, где речь шла о Киеве и белогвардейцах.
Поручик Леонид Шервинский, адъютант гетмана «всея Украины» Скоропадского — еще один романтический герой в русской литературе, «сказочник», который так рассказывал о встрече с «воскресшим» Николаем: ««Господа офицеры, поезжайте на Украину, формируйте ваши части, когда же настанет момент, я лично встану во главу нашей армии и поведу ее в сердце России, в Москву», и прослезился».
Лановой в своей роли великолепен!
Чего только стоит сцена предложения руки и сердца Елене Прекрасной (Валентина Титова), когда он поет, аккомпанируя себе на рояле: «О, Гименей!..»
На мой взгляд, экранизация Басова — самая лучшая из всех когда-либо снятых по произведениям Михаила Афанасьевича. Потрясающая постановка, изумительный актерский состав, трагичный сюжет.
АКТЁР НА ВЕКА
Великий актер и патриот России ушел из жизни 28 января 2021 года. С начала года он находился в больнице из-за «ковида».18 января медики сообщали, что готовят Василия Семёновича к выписке, но 28 числа ему стало хуже. Ланового перевели в реанимацию, вскоре он скончался.
Прощание прошло в Театре имени Вахтангова, похороны — на Новодевичьем кладбище.
— Я люблю свою профессию актера, — говорил Лановой. — Она дала мне возможность играть принцев и нищих, любовников и разведчиков, красных и белых. А вообще самая моя любимая роль — это эпизод на пляже в фильме «Полосатый рейс».
Увиденные в детстве ужасы войны, а равно и радость от Победы, ощущение величия народного подвига и страшной его цены — это Василий Лановой пронесет в своем сердце на протяжении всей жизни.
«Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»
В нашей жизни был этот алый парус. И он остался — замечательными ролями, яркими, сильными образами. Актер на века. Пока будет жива Россия, которую он так любил и которой был верен до своего последнего земного часа.
Низкий поклон Вам, Василий Семёнович!
P. S.
В декабре 2013 года на Фрунзенской набережной, в Москве, был открыт памятник героям фильма «Офицеры». Скульптура воспроизводит одну из сцен картины — встречу после долгой разлуки двух боевых товарищей, супруги и внука одного из них. В церемонии приняли участие Василий Лановой и Алина Покровская. И вот теперь министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генштаба Валерий Герасимов возложили к нему букеты алых роз.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!