23 ноября 2024 18:11 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Главная тема

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ
ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ - 2

31 Июля 2021
ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ - 2
Фото: Последний глава Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов утверждал, что прообраз ГКЧП — комиссия по ЧП была создана на совещании у Горбачёва 28 марта 1991 года

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО.

НАКАНУНЕ «ПУТЧА»

17 августа начальник Седьмого управления КГБ генерал-лейтенант Евгений Расщепов, в подчинении которого находилась Группа «А», вызвал Виктора Карпухина и поинтересовался количеством сотрудников в наличии и степенью их готовности.

Ранее Виктор Фёдорович предупредил, что собирается за город, согласовав этот вопрос. Однако Расщепов попросил находиться постоянно на связи. Днем раньше в Закавказье имел место захват заложников, и спецназ КГБ могли задействовать для их освобождения. Такой логичный вывод и сделал Карпухин, не подозревая о предстоящих событиях.

Расщепов спросил, знает ли тот расположение зданий и помещений военного аэродрома «Чкаловский», находящегося недалеко в Подмосковье. Карпухин ответил утвердительно, ибо по роду службы неоднократно бывал на этом объекте.

После этого Расщепов отправил командира Группы «А» в Министерство обороны, чтобы согласовать систему безопасности во время возможного конфиденциального общения президента Бориса Ельцина с руководителями Союза.

«Встреча должна была произойти в аэропорту «Чкаловский» в депутатском зале административного помещения», — уточняет Виктор Фёдорович в своей объяснительной записке. — В Министерстве обороны перед ним была поставлена задача: подготовить группу в 25 30 человек для обеспечения охраны этого мероприятия — «в случае возникновения осложнения оперативной обстановки». По этому поводу Карпухин пишет: «Это меня не удивило, т. к. аналогичные задания ставились перед Группой, дислоцированной в г. Алма-Ате (старший — полковник Зорькин) для охраны президента России во время его пребывания в Казахстане».

Заместитель командующего ВДВ, колоритный генерал Александр Лебедь был «троянским конём» событий августа 1991 года. И в итоге оказался в числе «спасителей демократии»

Допускалось, что переговоры могут состояться в другом месте. Например, во Внуково или на территории элитного комплекса Архангельское. В зависимости от обстоятельств. При этом имена и должности тех, кто будет встречаться с российским президентом, не назывались.

Очевидно, Карпухина потом неоднократно «пытали» относительного того, как же он, опытный человек, ничего не почувствовал? Вот почему абзацем ниже Виктор Фёдорович еще раз возвращается к этой болезненной для него теме. «Подобными охранными мероприятиями, по поручению руководства КГБ, Группа в течение ряда лет занималась неоднократно».

И далее Карпухин приводит примеры: обеспечение личной безопасности Горбачёва внутри страны и за ее пределами, работа во время визита президента США в Москву.

Через запятую упомянуты охранные мероприятия, связанные с поездками «Патриарха всея Руси по Союзу и за рубеж». «Поэтому беспокойства это поручение у меня не вызвало. Планы таких мероприятий у нас проработаны, и я это принял к сведению и исполнению», — объясняет Виктор Фёдорович.

Первый заместитель Председателя КГБ СССР генерал-полковник Гений Евгеньевич Агеев. Ему Владимир Крючков поручил подготовить план «зачистки» Белого дома

Ближе к вечеру Карпухин отправился за город, к отцу. На следующий день, в воскресенье, вернулся в Москву. К 10 часам был на работе. Проверил готовность Группы. Насторожило то, что практически все руководство КГБ находилось на своих рабочих местах (об этом сообщил дежурный по управлению).

День прошел спокойно. Два отделения Группы «А» были готовы вылететь в Закавказье для «освобождения солдат-заложников». Карпухин решил на всякий случай заночевать на базе. Чутье не обмануло. В два часа ночи его вместе с Расщеповым вызвал первый заместитель Председателя КГБ Виктор Фёдорович Грушко, который подтвердил поставленную задачу относительно «переговоров».

«Я просидел в своем кабинете весь вечер и всю ночь с 18-го на 19-е августа, — вспоминает Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев, являвшийся на тот момент заместителем начальника Седьмого управления КГБ. — Никаких распоряжений в мой адрес не поступало. Всю ночь я чувствовал какое-то движение внутри здания. Е. М. Расщепов с В. Ф. Карпухиным… куда-то уходили и откуда-то возвращались. Чувствовалось напряжение. И только утром, когда по центральному телевидению стали транслировать «Лебединое озеро», все стало ясно».

Впрочем, трансляция именно «Лебединого озера» уже заранее стояла в программе передач на 19 августа 1991 года. Но волею судьбы именно главному произведению Чайковского выпало стать одним из символов ГКЧП.

ВЫДВИГАТЬСЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЕ

На исходе ночи Карпухину поступила команда выдвигаться на юг от Москвы, в сторону дачного комплекса «Архангельское-2», где в тот момент находился Борис Ельцин с семьей, — туда утром следующего дня прибудут его доверенные лица.

Теперь это Новая Москва. Осенью 2019 года в Архангельском была торжественно открыта улица адмирала Угрюмова — одного из руководителей борьбы с терроризмом на Северном Кавказе. Под его рукой находился Центр специального назначения ФСБ России, «Альфа» и «Вымпел».

Когда мы ехали в Архангельское, то ветераны Группы «А» — Сергей Гончаров, Владимир Зайцев, Александр Михайлов — вспоминали, где они находились вместе с Карпухиным.

Тогда, летом 1991-го, этот объект безбожно путали в прессе с другим Архангельским, громким и именитым, где находится знаменитый дворец.

Остановившаяся колонна бронетехники на Калининском проспекте: от Белого дома в направлении Кремля. 19 августа 1991 года. Фото Дмитрия Бортко

Команда Карпухину поступила около 4 часов утра от Председателя КГБ Владимира Крючкова. Существуют две версии относительно поставленной задачи. Согласно первой, сотрудникам Группы «А» предстояло «усилить охрану объекта». По второй — арестовать российского президента.

Позднее, общаясь с прессой, Карпухин категорически отвергал саму возможность ликвидации Ельцина: «Мне, я повторяю дословно, было сказано, чтобы даже волос не упал с его головы, а не то, чтобы его как-то хватать, брать. Об этом речи даже не было» («Коммерсант-Власть», 31 марта 2003 года).

В интервью «Литературной газете» от 28 августа 1991 года Карпухин говорил: «Я был вызван к руководству КГБ и лично от Крючкова получил приказ силами своего подразделения арестовать Ельцина и доставить в одну из специально оборудованных точек в Завидово […] Мы незамедлительно прибыли на место. Тут же были расставлены наблюдатели. Мне был известен каждый шаг Ельцина, любое его движение я фиксировал. Арестовать его мы могли в любую минуту…»

Так оно и было на самом деле. Судьба великой державы решалась утром 19 августа 1991 года. Но дрожащие руки руководства ГКЧП не владели ситуацией, поскольку, как выразился бы Михаил Булгаков, «Аннушка уже разлила масло» («Мастер и Маргарита»). Точка невозврата была пройдена.

Итак, получив приказ, генерал Карпухин сформировал отряд из шестидесяти бойцов подразделения и отбыл на место. Сотрудники Группы «А» остановились приблизительно в трех километрах от поселка и, находясь в лесу, ждали дальнейших указаний, но таковых не поступало.

«В 6 часов по радио услышали, — пишет Карпухин, — что в стране в связи с болезнью президента СССР т. Горбачёва М. С. создан ГКЧП и временно исполнять обязанности президента будет вице-президент т. Янаев».

К слову, руки у Янаева тряслись отнюдь не с похмелья. Но выглядело это именно так, создавая в стране и мире ощущение неуверенности у первого лица ГКЧП.

Почетный президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» полковник Сергей Гончаров:

Во время пресс-конференции ГКЧП. Глава МВД СССР Борис Пуго, вице-президент СССР Александр Янаев и заместитель председателя Совета обороны при Президенте СССР Олег Бакланов. 19 августа 1991 года. Фото Владимира Родионова

— Выехали мы на двух «пазиках» и двух легковых машинах. Куда едем, знали только трое: Карпухин, Зайцев Владимир Николаевич и я. Я сел в головную машину, оборудованную спецсвязью. При мне, хочу это подчеркнуть, Виктор Фёдорович докладывал лично Крючкову: «Выдвигаемся на объект».

Дорога была свободной, поэтому ехали, не включая спецсигналы, и на месте появились минут через 35-40. Карпухин доложил, что Группа прибыла, и нам последовало указание провести рекогносцировку и определиться, как будем проводить операцию: или по месту, где находится объект, или проработать вариант, когда Ельцин будет выдвигаться с дачи.

Владимир Зайцев и Анатолий Савельев взяли разведчиков и выдвинулись в район поселка. Доложили по рации, что они определили, где именно находится дача, внешняя охрана — два или три человека, вооруженные автоматами, ходят по периметру объекта. Маршрут, по которому можно выдвинуться, — свободен.

Карпухин сообщил в штаб о том, что мы на месте и готовы выполнить приказ. Последовала команда, и я это отчетливо услышал: «Ждите указаний!» Начало светать. Я говорю Карпухину: «Фёдорыч! Ты доложи в штаб — рассвет скоро». Опять команда: «Ждите! Свяжитесь позже». Наш командир взял на себя ответственность: «А что ждать-то!» И мы передислоцировались в деревню, находившуюся рядом с Архангельским.

Грибники пошли… Люди, увидев бойцов в необычной форме — в «сферах» и с оружием в руках, были напуганы и стали от нас шарахаться, возвращаться домой.

Вот как описывает то утро бывший глава Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов: «В 7 утра я встал, как всегда, бодрый. Звонит жена из московской квартиры и сообщает, что в стране переворот, просит включить ТВ. Включил телевизор, а там и правда «Лебединое озеро», потом показали Янаева и других.

Позже я узнал, что фактическим организатором путча был Крючков — глава КГБ. Я немедленно побежал к Ельциным. Там у порога стоит хмурый Коржаков. Увидел Наину Иосифовну, вбежал на второй этаж. Ельцин сидел на кровати, неопрятный и подавленный. Увидел меня, говорит: «Обыграл нас Крючков. Все, через час нас с вами возьмут»».

И действительно, взяли бы. Точнее, сопроводили на переговоры. Вот только приказа Группа «А» так и не получила, находясь в полном недоумении от происходящего.

В отшумевшей книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката» Александр Коржаков сообщает, что «Альфа» должна была арестовать Ельцина и в случае перестрелки — ликвидировать, убить на месте. Но офицеры элитного подразделения якобы не послушали своего командира и молча пропустили кортеж в Москву, дав возможность Ельцину действовать.

Если верить Коржакову, то он, опасаясь штурма дачи, пошел на оперативную хитрость: установив, что неподалеку в засаде находится «Альфа», приказал налить голодным мужикам горячего супчику — и те, дескать, потеряли бдительность.

В августе 1991 года полковник Владимир Зайцев являлся заместителем командира Группы «А» Седьмого управления КГБ СССР. Фото Веры Комаровой

«Там, на даче, где находился Ельцин, его охрана, когда увидела нас, сразу же «сдулась»», — свидетельствует ветеран Группы «А» Александр Ларин.

Так что Карпухин (по версии Коржакова) в бессильной ярости не кричал по рации — «Почему не арестовали Ельцина?», поскольку не было такого приказа.

Руководители ГКЧП не решились на крайние меры. О чем говорить, если даже факс на государственной даче Ельцина в Архангельском работал, как ни в чем не бывало, вместе со всей остальной телефонной сетью.

Зато Ельцин в октябре 1993 года не побоялся крови и отдал приказ — расстрелять Белый дом из танков, чего не сделали «кровожадные путчисты» в августе 1991-го.

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Оцените эту статью
5392 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 4.5

Читайте также:

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ
31 Июля 2021
ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ - 3

ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ - 3

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ
31 Июля 2021
ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ

ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание