РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
СОХРАНИТЬ ГРУ
Не стало генерала Фёдора Ладыгина — офицера, сумевшего уберечь ГРУ от модернизации «по Чубайсу». На период его руководства «Аквариумом» приходится первая «чеченская» война.
Родился Фёдор Иванович 10 марта 1937 года в селе Мазикино Корочанского района (ныне — Белгородской области). В 1954 году с серебряной медалью он окончил десять классов Харьковской школы ВВС.
В 1959 году Ладыгин окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. Также за его плечами Высшие академические курсы руководящего состава при Военной академии Генерального штаба ВС СССР.
С 1959 года он служил в строевых частях РВСН, затем — в НИИ РВСН. С 1964 по 1973 год — сотрудник НИИ-4 Министерства обороны СССР.
С 1973 года — на службе в Главном разведывательном управлении Генерального штаба Вооружённых Сил СССР.
Год являлся начальником Информационного управления ГРУ ГШ. С 1990-го по 1992 год — начальник Договорно-правового управления Генерального штаба.
В августе 1992 года Борис Ельцин назначил Ладыгина главой ГРУ.
«Фёдор Иванович пришел в нашу систему в начале 1970-х годов, его талант аналитика непременно способствовал его росту», — отмечает бывший начальник ГРУ генерал армии Валентин Корабельников.
«Когда он возглавил ГРУ в 1992 году, это был очень трудный период для государства, вооруженных сил и нашего Главного управления. Я только штрихами напомню: Молдавия, Таджикистан, Карабах, пылающая Югославия с гражданской войной, Ирак, Кувейт, незатихающие боевые действия на Ближнем Востоке и целый ряд других сложнейших ситуаций», — добавил он.
По словам Корабельникова, «многое было утрачено и в эти трудные годы Фёдор Иванович делал максимально возможное для того, чтобы последовательно восстановить возможности системы».
На этой должности генерал Ладыгин находился до мая 1997 года.
Скончался Фёдор Иванович 11 декабря 2021 года на 85-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
ТЯЖЁЛЫЕ ЗВЁЗДЫ
Предлагаем читателям выдержки из давнишнего интервью Фёдора Ивановича «Независимому военному обозрению».
Иван Лукашев: В 1990-х годах СМИ писали, что только благодаря Ф. И. Ладыгину в самые сложные времена удалось избежать реформирования. У Чубайса была заготовлена программа реформирования ГРУ, но Ладыгин отстоял ГРУ от модернизации «по Чубайсу».
Фёдор Ладыгин: Да, нам удалось сохранить и кадры, и агентуру, и свое место в российском обществе. Вот говорят «спецслужбы», «реформирование спецслужб». Даже ОМОН вроде как спецслужба. Но вот ведь какая разница. Военная разведка — это суть от сути своей необходимая часть общества, призванная его защищать.
Военная разведка всегда защищает страну, общество, независимо от того, какой строй у этого общества. Ежедневно, ежечасно военная разведка стоит на страже Родины, какой бы она не была. И другая истина — общество не может существовать без военной разведки, и военная разведка представляет интересы всего народа, а не только армии.
Поэтому, Ельцин, осознавая это, не довел до реформирования военной разведки, т. к. он хорошо понимал, что ВР не представляет угрозу никакой силе внутри страны. Военная разведка — это сила для борьбы со всей совокупностью угроз внешнего врага нашей страны.
Иван Лукашев: Как бы Вы охарактеризовали сегодняшний блок НАТО?
Фёдор Ладыгин: Нынешний блок НАТО — это откровенно экспансивный (экспансивно расширяющийся географически и экспансивно расширяющий зону использования своей военной мощи) мощнейший в мире военно-политический Альянс. Все его «старые» члены на рубеже 1990-х годов прошлого века неоднократно заявляли: «НАТО останется в прежних границах».
Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер часто повторяла: «Что с того, что Венгрия (почему-то всегда называлась эта страна) хочет вступить в НАТО? Она никогда там не будет». Излюбленным утверждением наших перестройщиков, а вслед за ними и либералов-демократов было: «Вслед за роспуском Организации Варшавского Договора, а тем более развала Советского Союза, НАТО-де самопроизвольно превратится из военно-политической организации в сугубо политическую». Любые возражения против этого воспринимались в штыки.
Суровая жизнь в «однополярном» мире показала всю несостоятельность надежд идеалистов на безоблачное будущее…
НАТО по своей структуре, вооружению, численности, дислокации, стратегическим концепциям, боеготовности, боеспособности — это военная машина для борьбы против организованных армий. И в этом смысле, оценивая реальные возможности, а не быстро меняющиеся намерения, сейчас НАТО при определенных условиях может (и будет) представлять наибольшую военную угрозу интересам России — собственно военную (нападением) или угрожающими военными акциями, прикрываемыми дипломатическими демаршами.
Иван Лукашев: В книге «Ельцин. Кремль. История болезни» Александр Хинштейн пишет: «Начальник ГРУ Фёдор Ладыгин рассказывал мне, что военная разведка регулярно получала перехваты, когда полевые командиры звонили напрямую в Москву: в Белый дом, на Старую площадь». А в одном из интервью Вы заметили: «Убежден, что войны избежать было можно. Такие возможности имелись. Но они были упущены».
Могли бы Вы в общих чертах пояснить варианты ухода от силового решения чеченской проблемы, и надо ли все неудачи наведения конституционного порядка в Чеченской республике списывать на сговор определенных кругов в высших эшелонах власти?
Фёдор Ладыгин: Первую чеченскую войну, убежден, можно было закончить успешно, не допустив позорного «Хасавюртовского соглашения». Также убежден, что свою негативную роль сыграли и упомянутые Александром Хинштейном «звонки в Кремль». Еще более открыто об этом пишет мой друг Анатолий Куликов в книге «Тяжёлые звезды».
В условиях предательства ликвидировать бандитский режим Дудаева не представлялось возможным. И поэтому если не все, то значительную часть неудач наведения конституционного порядка в Чеченской республике (правильнее сказать — в ликвидации бандитского режима в Чечне) надо списать «на сговор определенных кругов в высших эшелонах власти». Часть неудач — на недостаточную согласованность действий привлекаемых в Объединенную группировку разнородных сил из разных министерств.
Что касается вариантов ухода от силового решения чеченской проблемы, то они действительно предпринимались. Не раскрывая сути, могу сказать, что два-три таких варианта (один из которых чуть было не завершился успехом) носили политико-дипломатический характер. О большем пока говорить рано.
Иван Лукашев: В ГРУ в свое время знали о военных планах НАТО в Югославии. СМИ писали, что в начале 1995 года Вы передали Ельцину письмо, предлагая начать поставки в СРЮ современных оборонительных комплексов ПВО.
Спасли бы тогда ситуацию эти поставки? Не считаете ли Вы, что окончательный аргумент в предоставлении Косову независимости — это 90 % албанского населения края? Выгодно ли России признание независимости Косова в решении вопросов с «непризнанными» государствами на территории бывшего СССР?
Фёдор Ладыгин: В ГРУ, конечно же, знали о планах военной агрессии США и НАТО против Югославии. Будь у Югославии достаточное количество комплексов С-300, США и НАТО вряд ли решились бы совершить против нее ничем не спровоцированную агрессию из-за опасения серьезных потерь авиатехники, в том числе, «самолетов-невидимок» и крылатых ракет.
Наличие значительного числа албанцев на исконно сербско-православной земле (захваченной ими при явном попустительстве Западной Европы) ни в коей мере не может рассматриваться в качестве аргумента в предоставлении Косову независимости. Косово —неотъемлемая часть сербской истории, культуры, православной веры. Признать Косово независимым субъектом только потому, что эта священная православная земля захвачена агрессором, равнозначно признанию русских земель, более 300 лет находившихся под татаро-монгольским игом, неким трудно определимым государственным образованием.
ЧТОБЫ ОБУЗДАТЬ АГРЕССОРА
Еженедельник «Звезда» опубликовал последнюю статью Фёдора Ивановича, написанную в мае 2021 года для военно-научной конференции Клуба военачальников РФ «Обострение внешних и внутренних вызовов России. Необходимые меры по их нейтрализации».
По оценке автора, «сегодня правящая американская элита (как демократическая, так и республиканская) в соответствии с замыслом разработчиков стратегии взяла на вооружение весь спектр гибридных подрывных действий для достижения окончательной победы над Россией при минимальных собственных потерях».
Как отмечает генерал Ладыгин, «рассредоточение «серых зон» вдоль границ России дает возможность нашему противнику синхронизировать подрывные воздействия по виду, месту, времени и интенсивности, добиваясь распыления усилий и ресурсов нашего государства».
«Расчеты американских стратегов сводятся к тому, — пишет Фёдор Иванович, — что успех в «серых зонах» будет достигаться при минимальном непосредственном участии американцев, а проливать кровь будут «аборигены». США, НАТО и Европейский союз, по существу, открыто ставят конечной целью максимальное политическое, экономическое, дипломатическое ослабление, расчленение и превращение «осколков» России в послушных марионеток Запада».
Трудно не согласиться с генералом Ладыгиным, что «способ достижения такой цели в гибридной войне существенно отличается от гитлеровской агрессии 1941 года. Но это отнюдь не снижает опасности нынешних угроз национальной безопасности России. Более того, агрессивная перманентная антироссийская враждебность Запада под прикрытием гибридности и минимального использования силы делает эти угрозы еще более опасными».
И далее: «Наши противники, а точнее наши враги, как они сами определили себя в отношении нашей страны, любые ответные действия в виде разъяснений, деликатных ответов на их санкции, угрозы, наглость и хамство, воспринимают как слабость, как наше согласие на нахрапистые, в высшей степени агрессивные, действия против России по всем направлениям».
Из сказанного автор делает вывод: «…Чтобы обуздать агрессора, а именно таковыми и являются вражеские «партнеры», нам следует незамедлительно, продуманно перейти в навязанной России гибридной войне от оборонительной стратегии к стратегии наступательной».
По его словам, «только наступательная, а не оборонительная стратегия России в навязанной нам гибридной войне обеспечит реализацию объявленной президентом Владимиром Путиным политики установления по собственному усмотрению «красной линии», за которую противник (враг) не сможет переступить. И очертание этой линии должно быть незыблемым: западнее, южнее, восточнее, севернее сухопутных, морских и воздушных границ бывшего СССР!»
«Каждый россиянин должен осознать, что, образно говоря, «колокол гибридной войны звонит по нему, по его семье и его Отечеству», — такими словами завершает автор свою статью.
Как уже было сказано, именно генерал Ладыгин не дал уничтожить военную разведку страны, не допустил к ее архивам и документам иностранных агентов. Под его руководством военные разведчики оставались военными разведчиками России.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!