РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
МАСТЕР-НАСТАВНИК
В Группе «А», как и в любом коллективе, были люди разные. Большинство из них оставили яркий след. Они сделали все, чтобы отряд спецназа антитеррора, созданный под Московскую Олимпиаду 1980 года, стал той легендарной «Альфой», которая известна на весь мир.
Одним из таких офицеров, без которого невозможно представить наше подразделение, был полковник Григорий Золотовский — он прослужил в Группе «А» как в советский, так и последующий период «лихих девяностых», участник Афганской войны, ветеран боевых действий.
Сейчас не помню, кто это сказал, говоря о нашем «папе» — Герое Советского Союза Зайцеве Геннадии Николаевиче, что его личность наложила отпечаток на само подразделение. То же можно сказать и о Григории Петровиче — его громадные руки, в которых терялся пистолет Макарова, обучили правильной стрельбе весь личный состав Группы «А». Именно он на протяжении длительного периода осуществлял руководство боевой и физической подготовкой сотрудников подразделения.
И вот теперь этого человека не стало… Руководство, сослуживцы, ученики проводили его в последний путь, а потом, собравшись на поминки, вместе с семьей вспоминали добрым словом нашего друга, товарища и наставника. Поминальный стол вел полковник Василий Верещак — тонко, тактично, давая возможность высказаться всем, кто пришел на Троекуровское кладбище — и родным, и боевым товарищам.
Г. П. Золотовский из поколения детей победителей. Его отец, Золотовский Пётр Фёдорович, пошел на войну в девятнадцать лет, получил два ранения и как инвалид был комиссован в 1944 году старшим лейтенантом. Среди его фронтовых наград — орден Отечественной войны 2-й степени, две «Красные Звезды», медаль «За отвагу».
Мать — участница войны, фронтовая медсестра, на своих девичьих плечах вытаскивала с поля боя раненых бойцов. Так познакомились и поженились в 1944 году его родители: она выходила молодого тяжелораненого бойца и влюбилась.
Григорий Золотовский не раз говорил, что героизм начинается там, где заканчивается профессионализм. И он становился профессионалом, каждодневно работая над собой.
Нынешнее Управление «А» обладает мощной базой, и нам, кто пришел в подразделение в 1980-х годах (говорю о себе и своих товарищах), можно только позавидовать. С приходом Григория Петровича в подразделение все пришло в систему.
В тире, в небольшой комнатке при нем, а
затем в кабинете, прозванном «кафе «Олимпийское», Григорий Петрович готов был работать (и работал) с каждым индивидуально — с теми, кто хотел поставить себе стрельбу. Именно благодаря его труду ветераны-восьмидесятники и спустя многие годы показывают качественные результаты в классической стрельбе.
У нас в Группе «А» КГБ СССР была неповторимая атмосфера, сплав сурового коллектива, боевого братства и семьи. А ведь так и было: мы отдавали «Альфе» больше времени, чем бывали дома.
Осенью 2019 года Григорий Петрович был почетным судьей турнира по стрельбе из пистолета, посвященного памяти Героя Советского Союза Виктора Карпухина — героя штурма дворца Амина, руководителя Группы «А» КГБ СССР.
Мы попросили родных Григория Петровича рассказать о дорогом их сердцу человеке — муже, отце и дедушке. Так родился этот материал для опубликования в «Спецназе России».
Как человек, друживший с Григорием Золотовским, я всего лишь сопровождаю публикацию вступлением и некоторыми биографическими данными, все остальное — это воспоминания его родных, командиров и сослуживцев
*****
Григорий Петрович появился на свет 19 января 1950 года. Его фамилия принадлежит к польской шляхте — предок после восстания 1863-1864 годов был сослан в Сибирь, где обрусел.
Образование имел высшее: Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК) в Малаховке.
До прихода в Группу «А» Григорий Петрович с 1976 года проходил службу в 1-м отделении 5-го отдела Седьмого управления КГБ СССР — под началом Геннадия Николаевича Зайцева.
В 1983 году он был переведен в Группу «А», где возглавил группу (отделение) боевой и физической подготовки. Будучи мастером своего дела, он отвечал за обучение стрельбе из пистолета.
«ХОРОШИЙ БРАК ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТАЛАНТЕ К ДРУЖБЕ»
Людмила Алексеевна, жена:
— Мы познакомились в далеком 1966 году, летом, на речке. Я с подругой поехала отдыхать к ее тете в деревню Еськино Петушинского района Владимирской области. Я хорошо плавала и ныряла с трамплина. Григорий, как спортсмен, сразу заметил это — среди девчонок редко встретишь смельчаков. Я, честно, тоже заприметила его. В первый же день, как потом выяснилось, запали друг другу в душу.
Месяц пролетел быстро. Чудесное время дружбы. Ходили вместе за малиной, играли в волейбол, загорали, а вечером — танцы на летней площадке в доме отдыха, директором которого был его отец.
Вскоре я уехала, не оставив ему своего адреса. В моих планах было поступление в институт, а ему предстояло заканчивать школу. Но знакомство не прошло бесследно. Он разыскал меня. Зарождение любви, редкие встречи, письма, разлука.
Любовь проверяется разлукой! Для нас, молодых и влюбленных, это было жестоко. И через три года мы поженились. Я училась на третьем курсе пединститута в городе Орехово-Зуево, а он на втором — в Малаховке — в институте физкультуры. Опять нечастые встречи. Но мы на расстоянии чувствовали друг друга и радовались встречам по выходным.
В 1971 году я окончила пединститут, получила диплом и через три дня родила сына. Муж назвал его Глебом.
Вышла на работу через три месяца, работала учителем в средней школе в поселке Купавна Ногинского района. А через год Григория призвали в армию, и для меня опять наступило время ожидания конца разлуки. Трудности были, конечно, без него. И опять письма и редкие увольнительные за полтора года службы в армии. Но мы всегда были рядом, даже не будучи вместе.
В 1981 году у нас родился второй сын — Дмитрий. Муж к тому времени уже служил в Комитете государственной безопасности в Москве. Рано уезжал, поздно возвращался. Но я всегда чувствовала родное, надежное плечо и поддержку мужа. И старший сын был хорошим помощником. Зато, когда муж был дома, любимым занятием для него были дети, прогулки с ними, футбол, рыбалка.
В семье царила атмосфера любви и дружбы, дети были желанными. Мы с Гришей никогда не разделяли дом, детей, работу и профессию. Все было в комплексе: мы вместе «делали» себя родителями и вместе становились профессионалами своего дела, все решали сообща. Без поддержки мужа я бы не добилась высот в педагогической профессии, не защитила бы диссертацию, не стала профессором.
Считаю, что он пришел к своей юношеской мечте — быть офицером — и стать сотрудником КГБ СССР, позднее ФСБ. В этом и моя заслуга. Мы помогали друг другу и всегда были вместе. Наши дети гордились нами и старались соответствовать: и в учебе, и в спорте. Наши мальчишки видели перед глазами пример отца, строгого и заботливого, доброго и отзывчивого. Человека слова и дела.
Сыновья учились и серьезно занимались спортом. Глеб — футболом, Дима — кикбоксингом и боксом. Спорт — это первое, а основное — это, конечно, семейное воспитание.
Правда, подростковый возраст детей отложил отпечаток, заставил поволноваться: дворовые компании, курение в подвале, драки. Боролись. Никогда ничего не пускали на самотек, а дети нам доверяли и знали, что неразрешимых ситуаций не бывает.
Я вспоминаю вопрос нашего друга к 14-летнему Диме: «В трудной неразрешимой ситуации — как будешь действовать?» Нас, родителей, поразил ответ сына: «Я всегда думаю, как бы на моем месте поступил мой отец». Вот эти слова являлись подтверждением, что мы на правильном пути, что наши дети правильно воспитаны. А я состоялась как педагог и в жизни, и в профессии.
Я горжусь своими сыновьями. Они разные, но в каждом живет отец! Один — самостоятельный, разумный, успешный, заботливый муж и отец. Другой — серьезный, дисциплинированный, надежный, открытый и необыкновенно добрый. Из него дети буквально «веревки вьют». Любят безмерно, ждут и без него не ложатся спать. Он так же, как и отец, вкусно готовит мясо, любит угощать и всех кормить, как папа.
У нас хорошие внуки: Матвей — двадцать восемь лет и Лиза — семнадцать лет, Феденька — одиннадцать лет и Машенька в этом году в первый класс пойдет. Хорошие и воспитанные ребятишки; есть кому продолжать род Золотовских и не посрамить честь отца и деда!
Да, у нашего старшего внука 27 августа 2021 года родился сын Василий. Так что мы с Гришей несколько месяцев назад стали прабабушкой и прадедушкой. И отметили пятьдесят два года супружеской жизни. Это были долгие годы счастливой семейной жизни, которая так некстати оборвалась…
*****
После распада Советского Союза Григорий Петрович остался в подразделении и занимался обучением молодого поколения сотрудников Группы «А» Главного управления охраны и АТЦ ФСБ России.
Последняя должность — заместитель начальника отдела боевой подготовки Центра специального назначения ФСБ России.
В 2000 году полковник Григорий Золотовский вышел в отставку.
*****
Герой Советского Союза генерал Геннадий Зайцев, командир Группы «А» КГБ-ГУО:
— Григорий Петрович был зачислен в состав Комитета госбезопасности в 1973 году на должность инструктора по военно-физической подготовке. Я принимал его на службу.
У нас с ним складывались и служебные, и дружеские отношения. Его отличала высокая степень личной ответственности за порученное дело — это обстоятельство я хочу отметить особо, поскольку всегда выделяю его в людях.
Григорий Петрович никогда не стремился к тому, чтобы выделить себя среди коллектива, считал себя равным среди всех. Это снискало к нему уважение сослуживцев. И в последующие годы, выйдя в отставку, он не пытался «наверстать упущенное» — не красовался перед телекамерами. Ему это просто не нужно!
Когда я возглавил Группу «А», то пригласил его перейти в наше подразделение. Так он возглавил военно-физическую подготовку. Его роль на данном направлении была исключительно важной, потому что это одна из главных составляющих профессиональной подготовки сотрудника спецназа.
Я бы обратил внимание на еще одно его отличительное качество — индивидуальный подход к каждому сотруднику Группы «А», с которым ему довелось работать. Он делал все, чтобы вооружить человека тем опытом, который позволит ему успешно выполнить боевую задачу и остаться в живых.
Как я уже отметил, у нас были хорошие, доверительные личные отношения. Я бывал в его семье, бывал в организации, которую он успешно возглавлял после увольнения из органов госбезопасности — «Альфа-Центр».
Люди всегда относились к нему уважительно, даже трепетно. Мы прошли длительный совместный путь, и безвременная смерть Григория Петровича — это тяжелая утрата для нас всех.
Глеб Золотовский, сын:
— Отец был третьим, младшим ребенком в семье фронтовиков. Мой дед, Золотовский Пётр Фёдорович, во время Великой Отечественной войны командовавший штрафной ротой, вернулся после победы в звании старшего лейтенанта не только с ранениями и боевыми наградами.
Молодая медсестра Писарева Лидия Фёдоровна, также награжденная медалями, всю войну проработала в госпитале на передовой, выхаживала его после ранений — и в итоге стала на долгие годы спутницей и женой деда. Модель той семьи, как и характеры супругов, были проверены суровым военным временем и стали примером для последующих поколений Золотовских.
Григорий рос спортивным человеком. В футбол, волейбол и настольный теннис он играл на серьезном уровне, прекрасно плавал. С детства серьезно готовил себя к профессиональному спорту. Вспоминаю, когда я стал заниматься футболом, то очень не любил бегать кроссы, всегда больше нравились игровые тренировки и упражнения с мячом.
И вот тут очень ненавязчиво им был предложен личный двенадцатикилометровый маршрут после учебы в институте, поскольку дистанция проходила по направлению к дому, да еще и под чувство голода — это расстояние преодолевалось на ура!
Психологически тонко он внушил мне, подростку, что лучший тренер — это ты сам! Я и теперь живу его девизом: тренируйся, развивайся и никогда не останавливайся на достигнутом.
На протяжении всей жизни ему была присуща какая-то удивительная природная скромность. Однажды в период его молодости во время уборки картофельного поля перед спуском с горы сломалась телега, у старшего брата неожиданно что-то заболело и двадцать пять увесистых мешков с картошкой поднимались на спине в крутую гору отцом в одиночку.
Никогда не забуду во время его командировки в Афганистан наставление моих школьных учителей, которое мгновенно заставляло собраться: «Твой отец на войне, а ты тут в это время куролесишь!» Это мгновенно приводило в чувство, включался самоконтроль и ответственность. Тогда очень хотелось, чтобы именно это помогло отцу обязательно вернуться домой живым.
В семье все знали про еще одно важное качество отца — умение в экстремальных ситуациях находить правильное решение. Мы и впоследствии, помня об этом, не переставали верить в его благополучное возвращение из многочисленных командировок.
В повседневной жизни многие друзья и просто знакомые кайфовали от общения с ним. Вспоминаю, как на моей свадьбе очень не хотелось, чтобы даже в шутку «похищали» миниатюрную невесту.
Вопрос решился привычным для отца аккуратным образом: рядом с молодыми за столом он просто попросил сесть своего друга, богатыря — Александра Иваныча Шурова, легендарную личность в мире дзюдо, заслуженного мастера спорта, полковника ФСБ России.
…Имея опыт выступления в профессиональном волейбольном клубе, отец совсем недолго проработал тренером в детско-юношеской школе «Локомотив».
Однако, удивительное дело, на протяжении долгих лет он получал поздравления от благодарных воспитанников. Яркий пример — приезд на недавнее прощание одного из выпускников той команды, известного в спортивном мире человека — Василия Кикнадзе.
Рассказ моего двоюродного брата об эпизоде из его спортивной карьеры. Однажды, выступая против районной волейбольной команды, отец, не дождавшись задержавшихся товарищей, вышел на игру один. Было неожиданно, тем более — к удивлению присутствующих он выиграл эту партию. А брат с тех пор считает Григория Петровича одним из самых крутых спортсменов, за игрой которых наблюдал воочию.
От него я получил и лучший совет по воспитанию дочки. С детства я рос вместе с братьями, да и первым у меня родился сын Матвей — так что перед выпиской жены из роддома, пережив момент ликования, я всерьез призадумался: как же воспитывать дочку? А он ответил тихо и очень душевно: «Девочку просто надо любить!» Сейчас нашей Лизе семнадцать и она помнит, что дед всегда называл ее подружкой!
Вспоминается одно из главных качеств характера Григория Петровича — великодушие, помноженное на выдержку и мудрость. Никогда не слышал, чтобы он охарактеризовал даже отъявленного мерзавца резкими словами.
Вообще он любил людей, любил жизнь, любил работу и свою деревню, в последнее время прогулки около дома. И почему-то кажется (и это приятно), что многим людям хотелось еще хотя бы раз, пусть даже всего минут на пять просто посидеть на лавочке рядом с этим Человеком!
Берегите себя и своих близких, цените счастливые моменты и любимых людей, пока они живы!
*****
После выхода на пенсию Григорий Петрович работал в системе негосударственной безопасности, возглавлял Ассоциацию безопасности «Альфа-Центр». Активно участвовал в жизни Международной Ассоциации «Альфа».
Полковника Золотовского отличали замечательные организаторские способности и широкая эрудиция, преданность своему делу. Доступный, контактный, с отличным чувством юмора. Когда нужно — требовательный, жесткий. По всем показателям — и профессиональным, и личным — являлся примером, отцом для сотрудников.
Дмитрий Золотовский, сын:
— Для меня Папа — образец Человека с большой буквы — как настоящий офицер, заботливый отец, любящий муж, добрейший дед. Образец мужества, стойкости, оптимизма и честности перед людьми и перед самим собой!
Матвей Золотовский, внук:
— Есть фразы, которые можно вышить на подушке. Фразы, которые ты запоминаешь на всю жизнь. Такую однажды сказал мне дед. Стоит сказать, что особого повода для такого разговора не было, но все же эта цитата «вшилась» в мою память прочными нервущимися нитками: «Все можно изменить, купить, создать, найти… кроме смерти. Ни о чем не переживай. Никогда. Все можно изменить».
Я горжусь дедом, горжусь нашими семейными традициями, передающимися от отца к сыну. Одной из таких традиций стали две колыбельные песни, хотя колыбельными, по своей сути, они не являются.
Помню, как в детстве отец пел мне «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты…») и «Там вдали, за рекой…» Он говорил, что когда-то дед пел ему эти песни на ночь. И вот сейчас я пою их уже своему сыну. Верю, что эти песни пойдут дальше через поколения Золотовских.
Дед учил меня стрелять в детстве из пневматики по бутылкам. Знал ли я тогда, насколько ценны и авторитетны эти знания? Даже и не мог догадываться. Это потом я узнал, что люди благодаря таким знаниям выживали в горячих точках.
А еще дед учил меня работать руками — забивать гвозди, рубить дрова, делать забор, разжигать костер — заниматься хозяйством. Он никогда не ленился и не чурался такой работы. Я благодарен ему за те основы, которые он вложил в меня.
Дед учил меня рыбачить и привил любовь к природе. До сих пор одним из самых ярких воспоминаний детства стала ловля налимов на «подпуска». Этой техникой я и сегодня активно пользуюсь. Откуда эти знания у него? Хочется думать, что из Сибири, с реки Зея, на которой обитали наши предки. Я занимаюсь родословной нашей фамилии и надеюсь, что мне еще многое откроется про наш род и фамилию.
…У знаменитого советского сценариста, режиссера и поэта Геннадия Шпаликова, создавшего (вместе с Георгием Данелия) фильм «Я шагаю по Москве», есть такие строчки:
Ах, утону я в Западной Двине
Или погибну как-нибудь иначе, —
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.
Поразительно, но у полковника Золотовского не было врагов или недоброжелателей: таков был душевный склад, характер этого позитивного человека.
«Но обо мне товарищи заплачут…» Третий тост! Не чокаясь.
Григория Петровича нам будет очень не хватать. Но вспоминать о нем мы будем со светлой грустью — иначе Золотовский нас просто не поймет. Будучи человеком светлым, он и ушел светло.
Крепкая, дружная семья Золотовских, все ее поколения.
И крепкая семья Группы «Альфа», к которой навсегда принадлежит Григорий Петрович.
БЕРЕЗОВЕЦ Владимир Васильевич, Первый вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Ветеран Кремлёвского полка. В Группе «А» КГБ СССР — с марта 1982 года. Участник спецопераций по освобождению заложников и нейтрализации террористов. Прошел боевую стажировку в Афганистане.
Мастер спорта по легкой атлетике, стрельбе и многоборью. Победитель Чемпионата Седьмого управления КГБ по многоборью.
Один из учредителей Международной Ассоциации «Альфа».
Награжден медалью «За боевые заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Кандидат психологических наук.
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/
Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz
Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!