РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
НАШ ФЁДОРЫЧ
Обыденное слово, когда говорят у нас о выдающемся человеке, — легенда. И обыденное потому, что у нас действительно много замечательных, героических людей во всех областях жизни и деятельности. Особенно это касается военной сферы.
Но Виктор Фёдорович Карпухин именно легенда — и по своему государственному статусу Героя Советского Союза, и по роли и месту в спецназе России.
Не сыграй Карпухин одну из ключевых ролей в штурме дворца Тадж-Бек (операция «Шторм-333»), и судьба нашей страны претерпела бы существенные изменения.
Советский спецназ («Гром», «Зенит» и бойцы ГРУ) и десантники совершили военный переворот, свергнув кровавый режим афганского диктатора Амина. И Карпухин в составе сотрудников Группы «А» КГБ СССР был на острие этих событий декабря 1979 года.
Впереди были другие войны, горячие точки и локальные конфликты. При нем Группа «А» пережила один из самых драматичных периодов своей истории: начало распада Советского Союза и политического кризиса в стране. За его плечами были специальные операции в Тбилиси, Баку, Ереване, Степанакерте, Саратове, Сухуми…
Но главное испытание поджидало командира «Альфы» у себя дома, в Москве, во время ГКЧП или так называемого путча 19-22 августа 1991-го.
Потом была отставка. Именно тогда у генерала Карпухина, так и не пережившего в душе драматические события ГКЧП (и то, как с ним обошлись), начались проблемы с сердцем…
Скончался Виктор Фёдорович в ночь на 24 марта 2003 года от инфаркта в вагоне поезда «Минск-Москва», возвращаясь с юбилейных торжеств белорусского Союза ветеранов войны в Афганистане.
…И вот — новая встреча! Карпухина, впрочем, друзья и коллега не забывали никогда. Да и невозможно забыть эту яркую, неординарную личность. Память о нем жива.
24 марта 2022 года, в Москве, в день памяти Виктора Фёдоровича, состоялось торжественное открытие мемориальной доски. Ее установили в районе метро «Парк Культуры» — на фасаде дома по адресу Померанцев переулок, дом № 9, где генерал Карпухин жил в последние годы.
В торжественной церемонии открытия мемориальной доски приняли участие Герой Советского Союза, генерал-майор Геннадий Зайцев, Герой России полковник Сергей Лысюк, ветераны и командиры Группы «А» разных лет — Михаил Головатов, Александр Мирошниченко, Валентин Андреев, Владимир Винокуров.
Вместе с ними были руководители и члены Международной Ассоциации «Альфа», Всероссийской организации «Боевое братство», представители Министерства обороны РФ, сотрудники силовых структур и ведомств, МВД, Росгвардии, руководители и жители района Хамовники. И, конечно, родственники генерала Карпухина.
Право открыть мемориальную доску было предоставлено легендарному ветерану Группы «А», полковнику в отставке Сергею Голову. Он принадлежит к первому набору, с которого в 1974 году началась Группа «А» КГБ СССР. Участник штурма дворца Тадж-Бек, кавалер ордена Ленина.
О боевых вехах в жизни Виктора Фёдоровича подробно говорил генерал Зайцев. Особо он остановился на роли Карпухина в освобождении изолятора временного содержания МВД Сухумской АССР. Тогда в августе 1990 года большая группа уголовников захватила целый арсенал с огнестрельным оружием и взяла заложников из числа персонала ИВС.
Старшие офицеры Группы «А» и отряда «Витязь» подготовили план операции. Но высокие чины боялись дать санкцию на проведение силовой акции. И тогда…
«А потом было так, — рассказал «Спецназу России» Батя краповых беретов Сергей Лысюк. — Мы «перегорали». Как кони топтали землю, фыркали… Все были готовы к штурму. Все. Ожидание было изнуряющим. И в какой-то момент ситуация вокруг изолятора стала выходить из-под контроля. Уголовники постоянно стреляли в воздух, демонстрируя, видимо, что оружия у них невпроворот. Потом они стали выбрасывать оружие из окон, а его в изоляторе хранилось до чертовой матери. С утра до вечера стояла толпа. Жестами и по устному телеграфу бандитов оповещали о наших перемещениях.
Положение спас командир Группы «А». Убедившись, что с республиканскими начальниками каши не сваришь, взял инициативу в свои руки — связался по ВЧ с председателем КГБ страны. Я был рядом с Карпухиным и слышал весь разговор по телефону. «В любой момент обстановка может выйти из-под контроля, — сказал Виктор Фёдорович. — Мы должны идти на штурм». Крючков тут же по селектору доложил Горбачёву о сложившейся ситуации. Генсек дал добро: «Действуйте по своему усмотрению».
Вспоминая те дни и часы, полковник Александр Михайлов высказался четко и определенно: «Кто знает, если бы в Сухуми Виктор Фёдорович (в который раз!) не взял всю ответственность за последствия выполнения поставленной задачи на себя, состоялся бы этот штурм вообще?»
Да, Карпухин рисковал. Но он верил в своих людей, а те верили в свою звезду.
Участники мероприятия почтили память Виктора Карпухина и возложили цветы к мемориальной доске. А потом долго не расходились, общаясь между собой. «Фёдорыч опять собрал нас, — говорили они. — И погоду заказал: хорошую, солнечную».
Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha
Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586
Телеграм: https://t.me/specnazAlpha
Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!