РУБРИКИ
- Главная тема
- «Альфа»-Инфо
- Наша Память
- Как это было
- Политика
- Человек эпохи
- Интервью
- Аналитика
- История
- Заграница
- Журнал «Разведчикъ»
- Антитеррор
- Репортаж
- Расследование
- Содружество
- Имею право!
- Критика
- Спорт
НОВОСТИ
БЛОГИ
Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ
АРХИВ НОМЕРОВ
УКРО-НАЦИЗМ
ИЛИ APOCALYPSE NOW
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало в № 2, 2022 г.
Чтобы понять глубинные причины, почему через семь десятков лет именно Украина стала страной победившего нацизма, нужно чётко разделить её по ментальности на две части: бывшую Малую Русь и Галицию, ту, что в 1939 году была присоединена к Советскому Союзу и стала называться Западной Украиной.
НА ИЕЗУИТСКИЙ МАНЕР
Так кто же духовно, идеологически воспитал такие кадры? К этому процессу приложил колоссальные усилия митрополит Галицкий (Андрей Шептицкий) — потомок древнего русского боярского рода, предавший веру своих предков и принявший католичество.
Правоверный католик из консервативной семьи, офицер австро-венгерской армии… Он перешёл в греко-католическую веру и стал неполноценным, по тогдашним понятиям, человеком. С чего бы так? Загадка раскрывается, когда узнаёшь, что по велению Льва XIII он поступил в василианский монастырь, полностью подчинённый иезуитам. В 1901 году стал митрополитом Галицким.
В газете «Прикарпатская Русь» под заголовком «Митрополит Шептицкий и русское дело» была опубликована статья М. Глушкевича. Как отмечал автор, когда Шептицкий был назначен на кафедру, его аристократическое происхождение, огромное влияние во властных кругах, блестящие манеры и умение говорить всем сладкие слова привлекли симпатии галицко-русского духовенства.
«Но вот, — продолжал М. Глушкевич, — вслед за словами пошли дела, не оставившие ни в ком сомнения относительно стремлений изворотливого иезуита. Со свойственной этой касте решительностью, не останавливаясь ни перед какими средствами, он стал насаждать и укреплять как среди подчинённого ему духовенства, так и в народных массах мазепинский сепаратизм.
Епископами он назначал рьяных приверженцев украинского сепаратизма, злейших врагов всего русского. Управление униатскими духовными семинариями он вверил тем же мазепинцам, отрекшимся от русского имени. Кандидатов духовного звания, не скрывавших своего русского происхождения, перестали принимать в духовные семинарии, а поступивших начали исключать оттуда.
Дошло до того, что в львовской духовной семинарии из общего числа 216 воспитанников осталось только 11 человек, не желавших преклониться перед «украинской» идеей, но и те немногие подвергались, с ведома и одобрения Шептицкого, бойкоту, побоям и всякого рода издевательствам со стороны товарищей украинцев.
Молодых русских людей, для которых мечтой жизни было сделаться священниками и работать для просвещения и экономического блага народа, Шептицкий исключал из духовной семинарии после того, как они прошли четыре курса, нарочно для того, чтобы вычеркнуть из их жизни несколько лет» («Прикарпатская Русь», 1915 год).
Одновременно с такой чисткой митрополит Шептицкий стал вводить разные новшества в богослужение, чтобы приблизить его к латинскому. Причём первыми новаторами явились реформированные на иезуитский манер монахи-василиане, «у которых ненависть к русскому православному обряду доходила до бешенства».
СЕКРЕТНЫЙ ПЛАН ШЕПТИЦКОГО
В феврале 1915 года русская разведка добыла личный архив Шептицкого, замурованный в стене его резиденции во Львове. Тайник выдал архитектор и предприниматель Иван Левинский. В черновом меморандуме от середины августа 1914-го описан план преобразования Малой Руси после захвата её Германией и Австро-Венгрией.
«Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию русской Украйны, нам предстоит решить тройную задачу: военной, правовой и церковной организации края. Решение этих задач должно отчасти предшествовать какой бы то ни было мирной конференции, не только для споспешествования деятельности нашей армии и ожидаемого восстания украинцев и для урегулирования этого восстания, но и для того, чтобы эти области, во всяком случае, возможно полнее отторгнуть от России и придать им характер области национальной, от России независимой, чуждой державе царей.
Для той цели следовало бы использовать все Россией подавленные (подложно искажённые) традиции Украйны, дабы настолько прочно возродить их в сознании народных масс, чтобы никакая политическая комбинация не была в силах уничтожить нашу победу.
I. Военная организация. Эту организацию следовало бы построить на традициях запорожских казаков. Надо иметь в виду, что эти традиции живы на Украйне и имеют местно-национальный характер. Донские казаки, которые считаются специфически русским установлением, являются извращением этих казачьих традиций. Русские, донские казаки кроме имени, ничего не сохранили от украинского казачества. Тем не менее, имя «казак» является в народе синонимом древне-национального героя. Наиболее выдающийся полководец нашей армии мог бы, после какой-нибудь победы, быть назначенным по повелению нашего Императора «Гетманом Украины».
II. Правовая организация. Помимо объявления свободы личности, веротерпимости по отношению ко всем религиям и тому подобных основ, следовало бы опубликовать австрийское гражданское уложение в переводе на украинский язык, каковой перевод должен быть объявлен подлинным, а также по возможности и другие австрийские уложения.
III. Церковная организация. Эта организация должна бы преследовать ту же цель: возможно полнее отделить украинскую церковь от русской.
Не касаясь вероучений, области догматической, следовало бы издать ряд церковных постановлений (например: украинская церковь изъемлется из ведения петербургского синода, запрещается молиться за царя, предписывается молиться за Его Величество, соответственные (великорусские-московские) святые вычеркиваются из календаря и т. п.).
Все декреты должны бы, однако, исходить от духовной власти, но не от гражданской и не от военной, дабы, таким образом, порвать с русской системой. Учреждение синода, в подражание петербургскому, тоже не было бы целесообразным.
Все эти декреты могли бы от имени «Митрополита Галицкого и всей Украйны» постановить всё то, что было бы соответственным и согласным с основаниями восточной церкви, традициями митрополии и было бы одобрено военной администрацией.
Как митрополит, я мог бы это сделать, так как, согласно постановлениям восточного церковного права и традициям моих предшественников, я имею право, одобренное Римом, осуществлять архипастырскую власть во всех этих областях. Если мои предначертания будут одобрены — а это, несомненно, будет — то на Украйне создастся центральная духовная власть и церковь, как орган, представляющий собою неделимое целое. Она будет отторгнута от русской.
Известную часть епископов, уроженцев Великороссии, а также тех, которые не подчинятся этим распоряжениям, можно будет немедленно устранить, заменив их другими, исповедующими украинские и австрийские убеждения.
Рим впоследствии согласился бы с этими постановлениями и назначениями. Одобрят их и восточные патриархи, оплаченные правительством.
Признание всего этого я мог бы провести в Риме, или, вернее, я уже в значительной части всё подготовил. Ортодоксальность церкви этим не была бы расшатана. Она должна быть сохранена в целости; следовало бы только коренным образом очистить её от московских влияний.
Львов, 15 авг. 1914 г.»
В то время, когда Николай II читал этот документ, сам митрополит Галицкий слал ему письменные здравицы. Просмотрев меморандум, император начертал: «Какой мерзавец!» Шептицкого арестовали. В марте 1917-го он был освобождён по решению Временного правительства Керенского.
«КОРОНАЦИЯ ГИТЛЕРА»
30 июня 1941 года Шептицкий выезжал для торжественной встречи войск Вермахта и подразделений ОУН. В те же дни он вознёс молитву за «побідоносну німецьку армію» и благословил на успех бандеровский «уряд» во главе со Стецько. И поспешил уверить фашистских генералов в бескрайней преданности униатской Церкви делу фюрера.
В провозглашенном послании Шептицкий призвал свою паству оказывать всестороннюю помощь Вермахту, не забыв, конечно же, и Гестапо — на этот счет в послании говорилось: «Треба також звернути увагу на людей, які щиро служили більшовикам».
Также Шептицкий организовал подчинённую ему службу военных капелланов в дивизии СС «Галиция» и карательных батальонах «Роланд» и «Нахтигаль».
После взятия Киева глава УГКЦ направил Гитлеру письмо: «Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!..
Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством… Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа.
С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит».
В 1943 году униатское духовенство помогало оккупантам в создании дивизии СС «Галичина». В её составе воевали, главным образом, греко-католики из Западной Украины, в том числе семинаристы. Подразделение было снабжено капелланами.
В начале 1944 года Шептицкий предписал своим клирикам передавать немецким властям церковные колокола с целью их переплавки для нужд фронта.
Прибыв во Львов с командой 202-Б (подгруппа II), подполковник Айкерн установил контакт с митрополитом украинской униатской церкви. Митрополит Шептицкий, предоставил свой дом в распоряжение Айкерна для команды 202, хотя этот дом и не был конфискован немецкими воинскими властями.
Резиденция митрополита находилась в монастыре во Львове. Вся команда снабжалась из запасов монастыря. Обедал митрополит, по обыкновению, вместе с Айкерном и его ближайшими сотрудниками. Позднее Айкерн как начальник команды и руководитель отдела ОСТ приказал всем подчиненным ему отрядам устанавливать связь с церковью и поддерживать её.
Надежды митрополита Шептицкого не оправдались. 14-я дивизия СС «Галичина» была наголову разгромлена советскими войсками под Бродами, произошло это в июле 1944 года. Фашисты на всех фронтах терпели поражение. Третий Рейх уверенно шел к катастрофе.
Видя такой итог, Шептицкий решил хоть как-то реабилитировать себя. С этого времени он иногда выступает с упреками, призывает к покаянию. И даже спасает еврейских детей и семьи раввинов. Этакий Шиндлер в сутане!
В июле 1944 года Красная Армия освобождает Львов. Многие из окружения митрополита бегут вслед за фашистами. Сам же он созывает собор — клеймит злодеяния гитлеровцев и бандеровцев, призывает к лояльному отношению к Советской власти.
Перестраиваясь на ходу, Шептицкий называет коммунизм «доктриной с широкими мировыми тенденциями». Он готовит воззвание к ОУН-УПА с призывом сложить оружие и выйти из леса. И пишет письмо Сталину, отбивая поклоны в связи с освобождением Украины. Сталина именует «Верховным вождем» и «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии».
1 ноября 1944 года его не стало. Похоронен Шептицкий в крипте львовского Собора святого Юра.
На своем долгом веку глава УГКЦ успел пропеть осанну и императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу, и российскому императору Николаю II, и фюреру германской нации Адольфу Гитлеру, и вождю большевиков Иосифу Сталину.
Примечательно, что в Израиле обсуждался вопрос о присвоении Шептицкому звания «Праведник народов мира». Однако когда в 1981 году дошло до голосования, то из тринадцати членов комиссии двое воздержались, пятеро поддержали идею, шестеро — нет.
Звание присвоено так и не было. Причины? Сотрудничество Шептицкого с оккупантами, в том числе участие в создании дивизии СС «Галичина». Вопрос, правда, поднимался еще. Последний раз предложение было отклонено в 2007 году. Слишком одиозная фигура.
РАССКАЗ ВЕТЕРАНА СМЕРШ
Однако вернёмся чуть назад. К 1943 году немцы, испытывая нехватку в живой силе, решили как можно шире использовать украинских националистов для диверсионной работы в тылу наступающих советских войск и для уничтожения партизанских соединений. Для этого службой СД совместно с военной разведкой АБВЕР были созданы дивизия СС «Галичина» и УПА.
Чтобы понять, насколько серьезной организацией была УПА, мы попросили помочь Юрия Васильевича Тараскина, служившего в то время в СМЕРШе. Ныне его уже нет с нами.
Так получилось, что долгие часы мы проводили в беседах с этим уникальным человеком, который, рискуя жизнью, занимался проблемами украинского национализма. Выйдя в отставку, он продолжал накапливать редкий фактологический архив.
Будучи внедренным НКВД в средний командный состав УНА-УНСО, Юрий Васильевич в полном объеме владел информацией. Мы представляем вашему вниманию некоторые фрагменты наших с ним бесед без купюр. Так становится понятным то, что произошло на Украине в 2014 году — во время государственного переворота и бандеровского реванша, которые совместились с массовым недовольством населения олигархическим режимом.
…Когда в 1920 году в Праге собрались бывшие офицеры Австро-венгерской армии родом из Галиции (территория современной Западной Украины) и создали свою Украинскую военную организацию, то в первую очередь они создали систему связи и административную структуру организации. В этом деле им в 1930-х годах помогали ОВРА (итальянская тайная полиция), немецкая служба безопасности СД и военная разведка АБВЕР, готовившая кадры в своих школах в Варшаве и под Берлином. Они эту структуру доработали и отшлифовали.
В 1943 году весь этот масштабный проект был запущен на полную катушку. Нашей армии пришлось после уничтожать УПА численностью 100 тысяч человек.
Чтобы иметь возможность содержать такую армию, ОУНовцы поступили следующим образом. Взяли за административную единицу село, в котором должно быть не менее двухсот дворов. Если в селе не набиралось столько, то объединялось несколько, до нужного количества.
Дальше националисты действовали по тройственной системе, т. е. три села объединялись в станицу, три станицы в подрайон, три подрайона в район, три района в надрайон, три надрайона в виддил.
Надрайон и виддил у них были областными структурами, а всю территорию Украины поделили на четыре части (луча). Во главе всех этих лучей стоял Центральный провод ОУН во главе с Проводником.
Основным был луч «Захид» — северо-западный, включающий в себя Галичину и Закарпатье, остальные были второстепенными и поддержкой местного населения не пользовались.
Давайте пойдем по схеме снизу вверх и рассмотрим ее уровни и звенья.
Вот уровень села. Это — основа основ всей структуры. На базе села существовали различные мастерские по всем видам ремонта, цеха переработки сырья и пошива одежды и т. д. и т. п. Вся хозяйственная часть была очень похожа на наши колхозы и совхозы.
Бандеровцы после начала войны не стали разгонять эти организации, а использовали их как очень удобные для себя структуры. У них была жесткая плановая система. Заранее давалось задание, кто и что должен вырастить, посадить, заготовить, а осенью сдать.
Всей этой службой заготовки в селе руководил господарчий, он был главный заготовитель — хозяйственник. После заготовки все сдавалось под расписку станичному села. Станичный в селе был в роли председателя колхоза, который ведал всеми ресурсами.
Обычно все заготовленное хранилось в лесу, в схронах, на высоком, сухом месте, хорошо замаскированное. Все тщательно учитывалось, велись записи по приходу и расходу материальных ценностей и станичный всегда знал, какими запасами, на какое количество людей он располагает. В случае надобности он ехал в лес, привозя необходимое количество припасов, и распределял среди тех домов, у которых были на постое боевики.
Обычно на селе стоял рой, или, по-нашему, взвод, поэтому размещение боевиков в селе не ложилось нагрузкой на семьи. Снабжением одеждой и продовольствием занимался станичный.
Самое интересное, что все подразделения делились на две части — женскую и мужскую, у каждой части были свой господарчий и станичный. Женщины занимались ремонтом и пошивом одежды, стиркой белья, перевязочного материала, уходом за ранеными.
Среди населения села велась в обязательном порядке политработа по разъяснению идей ОУН-УПА, а занимались ей политработники ОУН, причем для каждой категории населения разные, отдельный для мужского населения, отдельный для женщин (обычно женщина), а также раздельно среди юношей и девушек. Помогали им в этом все священники греко-католической церкви, говоря в своих проповедях, что надо слушаться своих защитников, так как они несут свободу и право владения землей.
В каждом селе был пункт связи, представлявший собой хороший крестьянский дом, владельцы которого были так называемыми пунктовыми связи.
В этом пункте было организовано круглосуточное дежурство, так как любое время дня и ночи мог прийти связной с шифрованным донесением. Связными практически всегда были молодые девушки в возрасте от десяти до семнадцати лет.
Легенда перемещения по маршруту была тщательно отработана. Обычно они шли к родственникам в соседнее село, таким же содержателям пункта связи.
— Мы, — продолжает рассказ Юрий Васильевич, — когда это узнали, поступали так: переворачивали эту девушку вдвоем вверх ногами и начинали трясти до тех пор, пока из ее бюстгальтера не выпадет шифрованное донесение.
Широко использовалась система условных знаков для внешних наблюдателей, находящихся вдоль дороги от села к селу в пределах видимости друг друга. В этом случае использовали мальчишек. Их же использовали для наблюдения за передвижением и местами дислокации наших войск.
Следующий уровень — это станица, объединение трех сел. Ее руководство находилось в одном из этих сел. Состояло из станичного станицы, ведавшего размещением, постоем и снабжением всем необходимым сотни УПА (это 100-150 человек боевиков), господарчего станицы, руководившего службой заготовки припасов в этих селах.
В каждой станице была боёвка СБ (служба безопасности) из 10-15 человек, тщательно законспирированных, с виду местных жителей. Отличались они неимоверной жестокостью, хуже всяких дудаевцев, убивали при малейшем подозрении на сотрудничество с советскими властями.
Как пример — случай с семьей Ивана Семёновича Рухи. Он был вызван в райотдел НКВД для допроса по поводу участия в бандеровских бандах. Был признан невиновным, уехал домой, и в тот же день была расстреляна вся его семья вместе с детьми и сброшена в колодец.
Иван оказался тяжело раненым. Вылез из колодца, добрался до гарнизона и рассказал об участниках расстрела, среди которых оказался и председатель сельсовета — член боёвки СБ.
…В станице был свой следователь, получавший сведения от своих информаторов в селах, обрабатывавший их и при надобности передававший в службу безопасности станицы или выше.
Содержатели пункта связи станицы имели выход на вышестоящие уровни руководства и имели в своем распоряжении единовременно до двадцати связных. И никогда не забывалась политико-воспитательная работа с населением. Для каждого возраста и пола имелся свой отдельный воспитатель, снабжающий своих подчиненных необходимой литературой и агитационными материалами.
На уровне подрайона и района в УПА содержались кош и курень, по нашему войсковому уставу — это пехотный полк, численностью до 2000-3000 человек.
Кош отличался от куреня тем, что в нем были артиллерийские и механизированные соединения. Районное и подрайонное руководство находилось в крупных селах, входящих в этот подрайон или район, там же находился штаб и командование куреня. Они не любили жить в лесу, хотя там у них были построены с помощью немецких инженеров бетонированные бункеры, хорошо замаскированные, с водяным и электрическим снабжением.
Бывало, после войны, загонишь отряд УПА в лес, все в окружении. Входишь в лес. А там никого нет, все в землю попрятались. Берешь длинный железный штырь и начинаешь протыкать землю, пока не обнаружится бункер.